Занятие " Просторы земли эвенкийской"
методическая разработка (старшая группа)

Познакомить с традициями и обычаями эвенков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostory_zemli_evenkiyskoy.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский сад п. Тутончаны» Эвенкийского Муниципального района, Красноярского края».

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы по теме: « Просторы земли Эвенкийской»

                                                                                       Провел: воспитатель старшей группы

Румянцева Ольга Эдуардовна

Тутончаны, декабрь 2020год

               Цель: Расширять знания детей об Эвенкии и эвенкийской культуре.

               Задачи:

  1. углублять и обобщать представления детей об Эвенкии. О природе эвенкийского края. Познакомить с поэтами Эвенкии;
  2. развивать память, умение анализировать, обобщать, делать выводы; продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя, употребляя сложные предложения и эвенкийские слова; развивать художественно – творчество;
  3. воспитывать бережное отношение к родному краю, к природе, формировать предпосылки учебной деятельности (умение слушать друг друга, дополнять ответы товарища, вызвать интерес к творческой работе).

Интеграция образовательных областей: «Познание (природное окружение)», «Художественное творчество (рисование)», «Чтение художественной литературы».

Оборудование: макет чума в рост ребенка, кумаланы, эвенкийские наряды. Портрет эвенкийского писателя Алитета Немтушкина. Предметные картинки с изображением животных Севера. Схемы следов животных. Листы бумаги размером 10 см. на 20 см., краски акварельные, мелки, карандаши цветные.

Дети заходят в группу под песню «Дялан – дя» музыка Е. Курейской, слова А. Платонова.

Воспитатель: Дети подойдите к нашему чуму и рассаживайтесь на кумаланы. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. У вас хорошее настроение?

Дети: Да.

Воспитатель: Как называется край, в котором мы живем?

Дети: Эвенкия.

Воспитатель: Какой праздник мы отмечаем 10 декабря?

Дети: День Эвенкии.

Воспитатель: Правильно. 10 декабря  2015 года исполнилось 85 лет со дня образования Эвенкийского Автономного округа. Эвенки  названа так потому, что это земля эвенков. Какие народности проживают в Эвенкии?

Дети: Русские, финны, эстонцы, якуты, украинцы.

Воспитатель: А  как  называется поселок, в котором мы живем?

Дети: Наш  поселок  называется  Тутончаны.

Воспитатель: Правильно. А  называется  он  так  потому, что был  построен  на  реке Тутончанка. Мы  с  вами  ходили на  экскурсию, на  реку. Сейчас  я  вас  познакомлю  с   отрывком  стихотворения   эвенкийского поэта  А. Немтушкина. Посмотрите  пожалуйста  на  его  портрет . Стихотворение  называется  «Эвенкия! Эвенкия!»

Эвенкия! Эвенкия! Непролазные  снега, но из всех земель  на  свете  ты  как  мать  мне  дорога. Ты  мой  дом, моя  отчизна  в  сердце  вся  и  в  жизни в  зимний  месяц  белкованья   здесь  я  в  чуме  родился….

Понравился  вам  отрывок?

Дети: Да  нам  понравился.

Воспитатель: Немтушкин  писал  не  только  стихотворения, но  и  сказки, рассказы. Писал  он  об эвенках, о природе. Почему  Немтушкин  называет  наш край  непролазными  снегами?

Дети:  У  нас много  снега.

Воспитатель: А  что значит в  зимний  месяц  белкованья?

Дети: Это  он называет  месяц,  когда  добывают  белку.

Воспитатель: Правильно. У  эвенков нет  своего  календаря. Они  каждый  месяц  называют,  сравнивая  его  с  тем, чем  они  занимаются  в  тайге. Белкованье   происходит  у  них  в  октябре. Спеет  ягода  это  июль. Наша Эвенкия  не  только  снежный край, но  и  богатый. Чем  богата  наша  тайга?

Дети: В тайге у нас  растет  много ягоды.

Воспитатель: Посмотрите  на  картинки и  назовите  эту ягоду.

Дети: Морошка, голубика, малина, черника … (дети  по  очереди  называют ягоду).

Воспитатель: Хорошо. Чем  еще  богата  наша  тайга?

Дети: У нас  в  тайге  живет  много  зверя. Медведь, лиса, соболь…(дети  называют  по очереди и  показывают  зверей  на  картинках).

Воспитатель: Молодцы. А сейчас  мы  будем  называть  зверей  по  эвенкийски. Медведь (хомоты), лиса (сулаки), соболь (чипкан). Какие  вы  молодцы  со всеми  заданиями  справились.

Проведение физкультминутки «Сидели два медведя».

Сидели  два  медведя  на  маленьком  суку. Один  читал газету, другой  месил  муку. Раз куку, два  куку оба  шлепнулись в муку.

Проведение игр («Прыжки через нарты», «Отлов оленей»).                                                  

Воспитатель: На чем  вы  дети  сейчас  сидите?

Дети: На  эвенкийских  кумаланах.

Воспитатель: Правильно. Эти  кумаланы  шили  наши  эвенкийские мастерицы. А шьют их  из  оленьих  камусов  и  украшают бисером. А сейчас  мы  с вами попутешествуем  по  тайге (проведение  дидактической  игры  «Узнай,  чей  след»). Дети  по  картинкам,  на  которых  изображены  следы  зверей, находят, соответствующих зверей. Молодцы  вы  справились  с  заданием. Сейчас  мы  с  вами займемся  творчеством. Мы  будем  рисовать орнамент  на  эвенкийские  унты. Выберите  чем  вы  хотите рисовать  свой  орнамент: красками акварельными, мелками, цветными  карандашами (дети  выбирают,  преступают  к  выполнению  задания; после  выполнения  дети   обсуждают свои  работы всей группой, организуется выставка детских работ).

Воспитатель: Вы молодцы! Справились со всеми заданиями, а теперь  можете  поделиться  своими  впечатлениями  друг с другом и  со своими родителями.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованное занятие "День Земли"

Конспект занятия по экологическому воспитанию. Дети в игровой форме закрепляют правила поведения в природе, знакомятся с животными и растениями родного края, занесенными в Красную книгу....

Занятие "Защитники земли русской"

Обобщение знаний детей об истории возникновения Руси. Формирование патриотических чувств на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитание любви и уважения к защитникам Родины....

конспект интегрированного занятия "Богатыри земли русской"

материал содержит конспект интегрированного заняития ко ДНю Защитника Отечества" Богатыри земли русской" с показом сдлайдов репродукций картин русских художников Васнецова, Блибина....

Занятие "Любите Землю-матушку!"

Занятие по экологическому воспитанию....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада, тема занятия «Богатыри земли русской»

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, А...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада, тема занятия «Богатыри земли русской»

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи ха...

Утренник "Просторы земли эвенкийской"

Знакомства детей с культурой, традициями эвенкийского народа....