Конспект ООД по познавательному развитию «Башкортостан - мой край родной"
план-конспект занятия (старшая группа)
Дать детям представление о родине. Воспитывать любовь и уважение к Родине, чувство ответственности перед Родиной.
Продолжать знакомить детей с понятием "Родина". Закрепить знания символов нашей страны России и нашей республики Башкортостан, формировать и систематизировать знания детей о растительном и животном мире родного края, развивать познавательные способности, воспитывать любовь, уважение к своей отчизне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_bash.-kray_rodnoy.docx | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Башкортостан - мой край родной"
Цели:
Дать детям представление о родине. Воспитывать любовь и уважение к Родине, чувство ответственности перед Родиной.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с понятием "Родина". Закрепить знания символов нашей страны России и нашей республики Башкортостан, формировать и систематизировать знания детей о растительном и животном мире родного края, развивать познавательные способности, воспитывать любовь, уважение к своей отчизне.
Предварительная работа:
Рассматривание герба и географической карты РБ, заучивание стихов про республику, рассматривание символов РФ и РБ.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, иллюстрации с изображением герба, флага России и республики Башкортостан, портреты президентов, полоски для составления флагов (красный, белый, синий, зелёный), музыкальный инструмент курай.
Организационный момент.
Дети входят в группу. Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А теперь встанем все в круг.
(Дети собрались возле воспитателя, чтобы привлечь внимание детей, проводится небольшая разминка).
Здравствуй, солнце золотое (нарисовать руками круг)
Здравствуй, небо голубое (руки вверх, помахать кистями)
Здравствуй, вольный ветерок (покачивание руками вверху)
Здравствуй, маленький дубок (прижать плечи друг к другу)
Здравствуй, утро - (руки в стороны)
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень! (прижать ладони к груди,затем протянуть вперед)
Здравствуйте!
Основная часть.
Воспитатель: В народе говорят: "Самое дорогое, что есть у человека,- это мама и родина". Родиной мы зовем страну, в которой живем. Скажите, как называется наша страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
В: Правильно. Страна, в которой мы живем, называется Россия. В нашей стране много городов, лесов, рек, озер. Леса, реки, озера - это богатство нашей страны. Россия - самая большая страна в мире. Россия - наша Родина. В каждой стране есть главный город. Главный город страны называется столица. Как называется столица России?
Дети: Москва.
Воспитатель: В России много областей и республик. Знаете ли вы, ребята, в какой республике мы живем?
Дети: В Башкортостане.
Воспитатель: Свою республику, город, т.е. то место, где мы родились и где находится наш дом, мы называем "малой родиной". Сегодня мы поговорим о малой родине, о нашей республике.
Воспитатель: На карте России, именно посередине, лежит красивая и маленькая республика Башкортостан. Башкирские поэты, прославляя нашу республику, написали много стихов. Давайте послушаем Нурию. Она расскажет стихотворение Мустая Карима "Родина".
Родина. Мустай Карим.
Мы рассказать хотим о том,
как мы живем в краю родном.
Мой край, родной Башкортостан,
ты лучше всех далеких стран.
В такой чудесной стороне живу,
и счастлив я вполне.
Ты славен лесом, криком птиц.
Кумысом славных кобылиц.
Горы, реки и поля-все это Родина моя!
Вот двор, где есть друзья.
Вот школа, дом, семья.
Вот рой пчелы, вкус меда,
и добрая душа народа.
Здесь вырос мой отец и дед,
и я здесь буду жить, учиться!
Чтобы тебе, мой край родной,
так скоро пригодиться.
Башкортостан - надежда наша.
Как я люблю тебя!
В твой день рождения желаю:
цвети Республика моя!
Воспитатель: Прославляя свою Родину народ «сложил» пословицы. Давайте мы их вспомним.
• Своя Родина дороже золота.
• Нет в мире краше Родины нашей
• Для Родины своей сил не жалей
• Родину мать умей защищать
• Жить – Родине служить
• Нет вкусней водицы, чем у родной криницы
• Везде хорошо, но милее Родины нет
Воспитатель: И это все о нашей Родине. Спасибо, ребята! Мы знаем, что у нашей Родины есть правители и символы. Посмотрите, чей это портрет?
Дети: Владимир Владимирович Путин
Воспитатель: Кто он?
Дети: Президент России.
Воспитатель: А как зовут Главу Республики Башкортостан?
Дети: Хабиров Радий Фаритович
Воспитатель: Молодцы. Знаем еще три главных символа: герб, флаг и гимн. Дети, это флаг какой страны?
Дети: России.
Воспитатель: Флаг трехцветный. А что они символизируют! Белый - чистоту, синий - небо, Красный - цвет крови, родства. Вторым символом является герб. Он символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Воспитатель: А это какой флаг?
Дети: Флаг Республики Башкортостан.
Воспитатель: Флаг республики Башкортостан, как и флаг России - трехцветный. Посмотрите, какой он красивый! Какие цвета вы видите на флаге? (Синий, белый, зеленый).
А вы знаете, что они означают. Синий цвет – это безоблачное небо, белый – чистота души народа, зеленый – цвет жизни.
- А сейчас Диана и Адель выполнят у нас задание.
- Вам нужно будет собрать флаг республики Башкортостан и найти лишний цвет в которого нет во флаге.
- Закрепление, так что же означают цвета на флаге? Молодцы!
Воспитатель: Герб республики Башкортостан символизирует дружбу народов, доброту.
(Герб республики Башкортостан).
Кто изображен на фоне восходящего солнца? (Салават Юлаев). Верно. Кто же он - Салават Юлаев? (Национальный герой башкирского народа, поэт, воин - джигит).
А еще символом является гимн. Когда звучит эта торжественная музыка? (На праздниках, торжествах). Правильно. Как его слушать? (Стоя, не разговаривая).
Воспитатель: Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики. Существует легенда о том, как появился этот инструмент. Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки. Хотите послушать, как звучит курай?
(Включается аудиозапись).
Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки.
- Но для начала скажите, что такое природа?
- Правильно, все, что нас окружает: леса, горы, реки, озера, животные, птицы, насекомые – это и есть природа. Наши леса богаты деревьями и кустарниками, ягодами и грибами, цветами и травами, животными, птицами и насекомыми
Богата и разнообразна природа Башкортостана.
- А кто знает, чем богата наша республика, какую пользу она приносит нашей стране – России? (Ответы детей).
В Башкортостане добывают нефть, газ, уголь, железо, медь.
Республику пересекают Уральские горы.
(Показ слайда)
Уральские горы имеют очень много названий. В переводе с тюркского – это «Пояс». «Камень. Каменный пояс».
Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Звали этого великана Урал. Пояс был огромный. Однажды великан снял с себя этот пояс и положил через всю землю. Уральские горы славятся своими сокровищами: железом, золотом, драгоценными и цветными камнями
Воспитатель: Башкортостан – республика лесов, которые занимают почти 40% территории.
Лес оказывает большое влияние на климат, на водный режим, состав воздуха. Лес можно назвать «лёгкими планеты». А теперь отгадайте какие деревья растут в лесах нашего края.
Дети: береза, липа, сосна, ель, дуб, осина, клен...
А сколько различных животных и птиц водится в наших лесах! Назовите их.
Дети: Бурый медведь, рысь, волк, лиса, белка, лось ,заяц, журавль, степной орел, филин, дикая утка, лебедь, дятел).
В Башкортостане обитает множество видов редких животных: марал, ушастый еж, выхухоль, сапсан, черный гриф, орлан - долгохвост, серая куропатка.
(показ на экране)
Воспитатель: Природа Башкортостана славится не только своими лесами и полезными ископаемыми. Есть у нее и другие богатства: бескрайние степи, полноводные реки и озера, целебные источники. В Башкортостане более 600 рек и около 800 озер.
Как называется самая большая, глубокая, длинная река нашей республики?
Дети: Река Агидель.
Воспитатель: А как называется наш город?
Дети: Город Агидель.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему наш город называется Агидель?
Город Агидель расположен на правом берегу нижнего течения реки Агидель (Белой) на северо-западе Республики Башкортостан.
Агидель – очень протяженная река, ее длина 1430 километров. Река Агидель начинается в болотах между горных хребтов Иремель и Аваляк на высоте 744 метра. Берет начало из нескольких родников. Впадает в реку Каму. Город Агидель назван в честь реки Агидель.
(Показ слайда)
Воспитатель: Самое большое озеро - Аслыкуль. Это озеро называют башкирским морем. Озеро Аслыкуль похоже на море, вода в нем удивительно голубая. Длина озера 8 км, а ширина 5 км.
(Показ слайда)
Воспитатель: Башкирский мед широко известен в стране и за ее пределами. В далеком прошлом башкиры – коренные жители края – занимались бортничеством (сбором меда диких пчел).
Сейчас я вам предлагаю посмотреть видеофрагмент сбора меда диких пчел и попробовать натуральный башкирский мед (детям предлагается рассказать о вкусе меда). (мед вкусный, ароматный, целебный)
Воспитатель: Башкиры – некогда кочевой народ. Очень давно они жили в юртах, готовили себе еду на костре, освещали свое жилище лучиной, но сегодня они живут в своих собственных домах, в благоустроенных квартирах.
Физминутка игра «Юрта»
Воспитатель: - Но главное наше богатство нашей республики – это люди.
- Скажите, пожалуйста, какие национальности проживают на территории Башкортостана.
Дети: Башкиры, татары, чуваши, русские, мордва, немцы.
Воспитатель: Правильно. Люди разных национальностей дружно живут в нашей республике. Это добрые, веселые, гостеприимные и трудолюбивые люди. Все они очень любят свой родной край и хотят, чтобы он стал еще красивее и богаче.
(показ слайда)
Воспитатель: В нашей Республике много красивых мест. Например, такие как национальные парки и заповедники, также есть оздоровительные курорты, чем славиться наша республика. Где жители нашей республики и других регионов поправляют свое здоровье.
(Показ слайда)
- Молодцы ребята, вот наше занятие подошло к концу.
Что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось? Что не понравилось? В чем было затруднение? (Ответы детей).
- О чем мы сегодня говорили?
Сегодня мы говорили о родном Башкортостане. Хочется пожелать, чтобы в нашем благодатном крае царили мир и взаимопонимание, чтобы все люди были здоровы, счастливы и жили дружно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Край, в котором мы живем» для детей подготовительной к школе группы.
Образовательные задачи: закреплять представления детей о том, где и как живут коренные жители Севера ханты; расширять познавательный интерес детей к народным традициям и обычаям, к д...
Конспект ООД в средней группе ( ОО "Познавательное развитие") по теме: «Край родной, земля Кубанская»
«Край родной, земля Кубанская»Задачи: • познакомить детей с кубанской одеждой; учить правильно называть одежду; • освоить простые элементы кубанской росписи; • развивать умение выделять свойства предм...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание»: познавательное развитие: «Югра – мой край родной»
Конспект НОД по ОО "Познание" : познавательному развитию "Я живу в Югре" поможет обобщить, систематизировать знания детей о родном крае, коренных жителях Югры - ханты и манси....
Проект по познавательному развитию «Югра – мой край родной!».
Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, ра...
Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с водоемами родного края и их обитателями».
Знакомство с водоемами р. п. Шербакуль и их обитателями....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию. Тема: «Мой край родной- седой ЯМАЛ
Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию с интеграцией образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, художественно&ndash...
Конспект занятия по познавательному развитию «Пещеры и водоемы родного края»
Конспект занятия по познавательному развитию «Пещеры и водоемы родного края»(подготовительная группа)Цель: Познакомить детей с водоемами и пещерами родного края.Задачи: формировать предста...