Сценарий туристической прогулки-терренкур для детей старшего дошкольного возраста. «По следам таинственной Гипербореи:»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Сценарий туристической прогулки-терренкур для детей старшего дошкольного возраста. Цель: развитие у детей познавательного интереса к истории, традициям и творчеству коренного народа саами.расширение представлений детей о родном крае - Кольском полуострове, а так же повышение уровня двигательной активности и оздоровление организма воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий туристической прогулки-терренкур для детей старшего дошкольного возраста.
«По следам таинственной Гипербореи»
Лосева Татьяна Геннадьевна,
воспитатель,
высшая квалификационная категория,
МБДОУ №14 «Солнышко», г.Ковдор
Цель образовательной деятельности: расширение представлений детей о родном крае, повышение уровня двигательной и познавательной активности, оздоровление организма воспитанников.
Задачи образовательной деятельности:
- Создать условия для формирования духовно - эстетической культуры детей, представлений о малой Родине.
- Закрепить знания о достопримечательностях своего региона.
- Развивать у детей познавательный интерес к истории, традициям и творчеству коренного народа саами.
- Воспитывать любовь к малой родине.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, двигательная, игровая, коммуникативная.
Оборудование: карта, компас, 6 корзинок, гимнастические доски -3 шт., камень-муляж, вежа, бубен, муляж костра, пластиковые следы -30 шт., большие корзины – 3 шт., веревка 30 см с тремя узлами, канат 20-30 м с головой змея, большие объемные модули разной конфигурации - 8 шт., платформы -5 шт., образцы минералов: апатит, кварц, магнитит, бадделеит, полевой шпат, 4 мешочка с предметами для опытов: игрушечный скальпель, магнит, наждачная бумага, кусочки кварца, листы ватмана – 5 шт, карточки с заданиями; снаряжение для детей (рюкзак детский с мини-аптечкой (бинт, пластырь), фонариком, компасом - по кол-ву детей); портативная колонка и аудиозаписи (фольклорная музыка северных народов,записи природных звуков - рев оленя, шипение змеи); на каждого ребенка: шишки - по 4 шт., пластмассовые кольца разного размера- по 4 шт., мелки.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке, опытные действия с минералами; экскурсии в краеведческий музей: «Кто такие саамы?», «Животный мир Мурманской области», «Музей в сундуке: В каменном царстве»; беседы: «Правила безопасного поведения на прогулке», «Легенды и сказания народов Севера», «Мы живем в Ковдоре – городе горняков», «Ковдор – столица Гипербореи».
Персонажи: взрослые - Тролль, Олень, Саамка; кукла - гном Чахкли.
Ход прогулки-терренкур:
Мотивационно-целевой этап:
Ведущий в роли Тролля встречает детей на спортивной площадке. Дети заходят на спортивную площадку под песню из саамского фольклора. Строятся в шеренгу.
Тролль: Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Правильно, я Тролль. Дом мой - это вечно холодный край земли, где полярные ночи сменяют полярные дни, где Полярная звезда держит земную ось. Это край шаманов и духов, волшебных оленей, быстрых саней и чудесных камней. Вы узнали, как называется моя земля? Правильно это Лапландия, наш край родной. Давным - давно на этой земле жил могущественный народ - Гиперборейцы. Но в стране Гиперборее случилась беда. И пришлось им уйти с этих мест. Остались эти земли без присмотра. Но я знаю, что есть на этой земле камни чудесные, которые помогут людям сделать наш край лучше. Но берегут земные богатства опасные путаники гномы – чахкли. Если вы их не боитесь, то помогите мне найти эти камни. Чтоб справиться с трудностями в пути, давайте проведем веселую разминку.
- Разминка «На просторах тундры».
ll. Содержательный этап.
Тролль: Дорога к чакхли очень путаная, но у меня есть карта, здесь много путей, и нам нужно выбрать правильный. Ребята, в каком направлении нам надо двигаться, как узнать?
Дети: На карте нарисован компас. Тропинка начинается на востоке. Значит нам нужно определить по компасу это направление.
2. Работа детей с компасом. Готовим к работе компас (совмещаем меченую стрелку с буквой с-север), повторяем названия частей света. Поворачиваем карту, ориентируем ее по компасу, определяем нужное направление. Подходим к нужной тропинке, здесь стоит камень с нарисованным змеем Кувтом.
Тролль: Ребята, а что это нарисовано на камне, кто знает?
Дети: Это змей.
Тролль: А почему именно змей нас встречает в лесу вашего города?
Дети: Потому что название нашего города Ковдор означает змей.
Тролль: Правильно ребята. По – саамски змей – это кувт. И древний камень с таким рисунком был найден около города. А вы знаете, что змей Кувт по легендам охраняет богатства, скрытые под землей. И чтобы его найти, нам надо его загадку отгадать и правильное направление выбрать.
3. Задание: вопрос от Кувта. На камне прикреплена записка с вопросом и две стрелки в разные стороны, на одной написано - «да», на другой - «нет. Вопрос: По легендам саамов змей Кувт обитает в озере Имандра? Да или нет. Правильное направление показывает стрелка «да». В нужном направлении проложена дорожка из следов.
Тролль: Мы правильно отгадали загадку змея и теперь отправляемся по следам охотников.
4. Задание: ходьба по следам. Следы разложены змейкой между деревьев. Правила: идти нужно в колонне, наступая одной ногой на след, держать дистанцию между друг другом. Дети выходят на поляну. Звучит запись голоса оленя.
Тролль: Ребята, кто бы это мог быть?
Дети высказывают свои предположения.
Из-за деревьев выходит Олень.
Олень: (с осторожностью спрашивает) Здравствуйте, а вы не охотники? Я от них с трудом убежал. А что вы делаете в лесу?
Тролль и дети объясняют, что они ищут змея Кувта.
Олень: Я не знаю, где живет змей, но могу провести вас к своей хозяйке на стойбище. Но только вы должны уметь прятаться от хищников и метко стрелять, что бы отогнать диких зверей.
5. Подвижная игра под музыку «Важенка и оленята» 2 раза.
На спокойную музыку дети двигаются по поляне, высоко поднимая колени и руками имитируя рога на голове. После слов «Волк идет » ребята должны встать в одну колонну за оленем. Когда музыка поменяется на спокойную, дети снова выходят гулять по поляне. Правила: двигаться строго по сигналу, не убегать далеко от поляны.
6. Соревнование: «Поймай в корзину».
Дети делятся на три команды, строятся в 3колонны. Первые игроки стоят лицом к своей колонне в 3 м с корзинкой в руках. Около первого участника стоят корзинки с шишками. По сигналу игроки по очереди метают шишки, стараясь попасть в корзинки, ведущий игрок старается поймать предметы. В конце Тролль и Олень подсчитывают кол-во шишек в корзинках. Олень поздравляет команду победителей, хвалит детей за быстроту и меткость в играх и предлагает отправиться на стойбище.
Олень: Стойбище оленеводов находится в тундре среди болот, поэтому мы пойдем по мостикам. Будьте внимательны.
6. Задание: упражнение на равновесие «Пройди по доске».
Правило: идти по доске друг за другом аккуратно на расстоянии вытянутых рук, не толкая друг друга. Если кто-то сойдет с доски, то он должен обойти доски и начать движение заново. Олень идет впереди, тролль контролирует детей.
Дети выходят на поляну, где стоит вежа, сложено кострище. Под запись звуков бубна выходит из вежи саамка с бубном. Она проходит вокруг кострища, потрясая бубном.
Саамка: Кто пришел в мое стойбище? С добром или злом?
Дети и Тролль объясняют, что они пришли просить помощи в поисках змея.
Саамка: Змей выползает на поверхность земли на звук бубна. А бубен может звучать только в священном месте, где есть сейды.
Тролль: Ребята, а что такое сейд?
Дети объясняют, что это сооружения из камней или огромные камни, установленные на маленьких камнях. Такие места саамы считают священными.
Саамка предлагает ребятам построить сейды – пирамиды.
7. Задание «Сложи сейд». В большой корзине лежат кольца от больших напольных пирамидок, пластмассовые кубики, плоские шестиугольники. Чтобы постройка была высокой и устойчивой детям предлагаем поэкспериментировать с разными деталями. Из предложенных предметов дети должны построить высокие и устойчивые «пирамиды». Тролль, олень и саамка определяют самые устойчивые, высокие сооружения, хвалят детей. Саамка предлагает детям вызвать на поверхность змея Кувта, а для этого надо разбудить стихии и обратиться к духу солнца.
8. Дыхательное упражнение «Длительное пение звуков «ы», «и», «у» с разной силой». Саамка показывает веревочку на ней 3 узла. Она по очереди развязывает узлы.
Саамка: Если саам развязывает первый узел, то начинает дуть слабый ветер (вместе с детьми поет звук «ы»), если развязывает второй узел – ветер становится сильнее (поют звук «и» громче), ну а после третьего узла – начинается буря, ураган (звук «у» с максимальной силой).
Олень: Чтобы разбудить духа земли нам надо постучать по земле двумя ногами одновременно. Как это сделать? Правильно легко попрыгать – встряхнуться.
9. Задание: упражнение для мышечного расслабления «Прыжки - встряхивания». Выполнить несколько ритмичных невысоких подпрыгиваний с расслабленными руками, ногами и чуть наклоненной вперед головой.
Тролль: Будить духа воды мы будем так: складываем из ладоней «чашу», поднимаем руки вверх, перед собой, «набираем» воду с небес, и с силой сбрасываем ее вниз на землю. Делаем так несколько раз.
10. Задание: упражнение для снятия эмоционального напряжения «Сбрось воду». Правило: выполняем не спеша, поднимаем руки - вдох, вниз – резкий выдох.
11. Общий танец – хоровод по показу «Солнце». Дети встают в круг, берутся за руки. В центре саамка показывает движения, дети повторяют. Саамка хвалит детей и предлагает прислушаться к звукам, т.к. если змей проснулся, его можно услышать.
12. Задание: упражнение для развития слухового внимания «Услышь змея».
На поляне лежит канат, сложенный в виде лабиринта, с головой змеи.
В стороне головы, помощник ведущего включает на портативной колонке звук шипения змеи. Правило: прислушаться, обратить внимание на особый звук - шипение, определить направление. Саамка просит детей показать, в каком направлении услышали «шипение» и предлагает отправиться в путь по тропинке. На пути дети находят конец каната – «хвост» змея.
Тролль: Вот мы и нашли хвост Кувта, нам надо пройти по всей длине змея до головы.
13.Задание: упражнение на равновесие «Пройди по лабиринту».
Правило: идти строго вдоль каната, не наталкиваясь друг на друга. Дети находят лежащую на камне голову змея. Около нее прикреплена записка с вопросом, на ней две стрелки, которые направлены в разные стороны, на одной написано - «да», на другой – «нет». Тролль читает вопрос и спрашивает варианты ответов от детей.
14.Задание: вопрос от Кувта. По легендам саамов гора Куйвчорр – место, где окаменело сказочное существо – женщина с лицом птицы? Правильный ответ: «Нет. Куйва – великан, который жил с народом саами в тундре».
Тролль: Отправляемся на каменную поляну, на этой тропе много препятствий, которые можно перешагнуть, перепрыгнуть, перелезть..
13.Задание: упражнение «Преодолей препятствие». На тропинке разложены объемные модули. Правило: пройти в колонне до препятствия, подождать, когда оно будет свободно и преодолеть его любым способом.
Дети выходят на поляну, по кругу стоят пластмассовые платформы, на них лежат пять минералов: апатит, кварц, магнитит, бадделеит (слюда), полевой шпат; а в центре на камне сидит ряженая кукла «Чахкли». У него в руках 4 карточки с вопросами:
1.Элементы какого минерала содержатся в большом количестве в зубах и костях человека? (Ответ: апатит).
2. Рядом с каким минералом стрелка компаса сбивается и не может показать правильное направление? (Ответ: магнитит).
3. Если ударить камни этого минерала друг об друга, то можно высечь искры. (Ответ: кварц)
4. Из этого минерала делают противопожарное оборудование, т.к. он может выдерживать очень высокие температуры. (Ответ: слюда)
14. Задание: «Найди минерал». Дети делятся на 4 команды, по количеству взрослых участников. Каждая команда выбирает карточку с вопросом. Взрослый читает вопрос, участники обсуждают, называют минерал и встают вокруг платформы с ним. Чтобы проверить свой ответ, дети проводят опыты.
15. Задание: опыты с минералами.
1.Как узнать
- магнетит? (проверить магнитом);
- апатит (потереть его твердым предметом, он легко крошится);
- кварц (стукнуть два камня друг о друга, высечь искры);
- слюду (от нее можно отделить тонкие полупрозрачные пластинки).
Тролль собирает минералы в свою сумку, благодарит детей и предлагает отправиться на привал, отдохнуть.
Тролль: Чтобы нам прийти к привалу необходимо вернуться в обратном направлении. Если мы отправлялись в поход на восток, следовательно, вернуться нам нужном в каком направлении?
Дети: На запад.
Тролль предлагает достать компасы и определить направление – запад.
16. Работа с компасом.
Участники идут друг за другом в заданном направлении и находят оборудованное место привала.
17. Чаепитие с угощением в оборудованном месте.
Дети возвращаются на спортивную площадку, где приготовлены столы с листами ватмана и цветные мелки. Тролль предлагает детям зарисовать путешествие.
18. Задание: «Нарисуй, что понравилось».
lll. Рефлексивный этап.
Взрослые помогают детям вспомнить: кого встретили в пути; что понравилось; какие задания оказались трудными; что узнали нового; чему научились.
Персонажи под музыку провожают детей в детский сад, где прощаются с ними.
Литература:
- Голицина Н.С. Организация краеведо - туристской деятельности старших дошкольников. – М., 1992.
- Герасимова З., Козачек Н. Родной свой край люби и знай. Д/в. № 12 – 2001год.
- Дзюбенко З. С. Природа заполярья и ее охрана. Мурманск. «Дом печати», 1975 год.
- Александров Г., Зайцева И. и т.д. Природа и природные ресурсы Мурманской области. – Апатиты, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности в области "познание" с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста "По следам тигра"
Продолжатьзнакомить детей с редкими видами животных, обитающих в Уссурийской тайге...

Методическая разработка НОД по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «По следам Бременских музыкантов»
Программные задачи:Воспитательные:Воспитывать чувство взаимовыручки. стремление оказать помощь ближнему в трудную минуту. Учить детей работать в паре, подгруппой.Развивающие:Развивать логическое мышле...

Методическая разработка НОД по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «По следам бременских музыкантов»
Разработка поможет воспитателям реализовать в работе с детьми технологию развивающих игр....
Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Кто следит за порядком на дороге?»
Цель: становление доброжелательного, уважительного отношения к людям разных профессий....

Квест-игра экологической направленности для детей старшего дошкольного возраста «По следам сказок».
Цель: Создать условия, способствующие сплочению детей в единую команду, формировать положительную мотивацию, направленную на достижение поставленной цели. Задачи:• развивать познаватель...

Проект для детей старшего дошкольного возраста "По следам соли!"
Проект для детей старшего дошкольного возраста"По следам соли!"...

День Здоровья.Сценарий спортивного развлечения «Туристические весёлые старты» для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий спортивного развлечения«Туристические весёлые старты»для детей старшего дошкольного возраста...