Образовательный проект "Моя Югра- край, в котором я живу"
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад
комбинированного вида «Рябинушка»
Подготовила
воспитатель
Горбунова О.М.
город Покачи
2021 г.
Цель:
Расширить знания детей о родном крае, систематизировать знания детей о
природе нашего края, лесе, животном и растительном мире.
Задачи:
- развивать творческий потенциал дошкольников;
- углублять знания детей об истории народов региона, их быту, традициям;
- воспитывать уважение и интерес к жизни народов Югры, к природе Югры;
- прививать уважение к официальной символике Ханты-Мансийского автономного округа-Югры;
- воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к совместному труду.
Подготовительная работа:
-беседа об истории ХМАО-Югры;
-рассматривание иллюстраций по теме;
-чтение художественной литературы и словарная работа по теме;
-подбор музыкальных произведений по теме;
-подготовка атрибутов для квест - игры.
План мероприятия:
1. организационный момент;
2. станция "Гиральдика";
3. станция "Кладовая природы Югры";
4. станция "Пастбище";
5. станция "Зеленая тропа";
6. станция "Литературная Югра".
Организационный момент:
Дед-краевед: Давным-давно, в сказочное время, Птица-легенда "Тухлан войт" заспорили с Вещим вороном о том, кто больше пролетит, не опуская на землю. Поднялись в облака и в путь. Молча летел Вещий ворон, а "Тухлан войт" заливалась песнями. Нестрашны ей были не ветер, ни гроза, ни гром, ни град. Веселит себе душу. Почернел от зависти ворон, тяжело опустил чёрные крылья. А птица "Тухлан войт" до наших дней долетела, песнь с собой принесла, а в ней – жизнь, летящая на могучих крыльях времени – Времени добрых надежд и озарений разума… А принесла нас эта песня в край дивный, где живут истинные знатоки и ценители природы, отличные рыбаки и охотники, ханты и манси.
В старину хантов называли остяками, а манси – вогулами. Это два близкородственных народа, их языки названы угорскими, поэтому и край наш называется Угра, или Югра.
Прошло с тех пор сотыр тал – тысяча лет, а может, и больше. Пришли потом на эту землю купцы русские стали дружно жить с местными народами.
Наш округ большой, его площадь составляет 534,800 тыс. км2. Но кроме того, что он большой он еще очень красивый и богатый. Для того чтобы узнать какое богатство в себе таит наш край и чем занимаются его коренные жители я приглашаю вас в квест-игру «Мой край - Югра». Если заглянем в словарь, то узнаем, что слово «квест» обозначает - «приключение», «поиск». Вы готовы к путешествию?
Дет: Готовы!
Дед-краевед: Для этого путешествия нам необходима карта. Я для вас ее приготовил, на ней отмечены пункты назначения, в которых мы будем останавливаться, а в конце нашего путешествия вас ждёт сюрприз (клад).
Ход мероприятия:
Дед-краевед: Югорский край-заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены,
Как добрый друг, хозяйка той земли,
Я вам в пути поддержку обещаю.
И в Край угорский всех вас приглашаю.
Воспитатель: я предлагаю вам разделиться на две команды и отправляться в путешествие где на каждой станции вы будете выполнять задания и за это получать подсказку для поиска клада.
Итак, отправляемся в путешествие и первая станция с которой мы стартуем называется "Гиральдика"
1 станция "Гиральдика"
Воспитатель: Ребята, каждый субъект России имеет свою историю и свои символы. Вот и наш Ханты-Мансийский автономный округ имеет свой гимн, флаг и герб.
Итак, 1 конкурс "Узнай герб ХМАО-Югры"
(Участникам каждой команды раздаются 3 иллюстрации различных гербов, в том числе и ХМАО-Югры. Задача каждой команды найти герб ХМАО-Югры).
2 конкурс "Флаг Югры"
Вывешивается плакат с флагом Югры и вопросом для конкурса
Вопрос: Что символизирует цвета флага Югры?
(Каждой команде раздаются ручки с чистыми листочками на которых они должны ответить на поставленный вопрос. Выигрывает та команда, у которой наибольшее количество правильных ответов).
Воспитатель: Молодцы ребята, я вижу, что вы знакомы с символами нашего родного округа.
(За правильное выполнение заданий конкурсов на этой станции вы получаете 1 подсказку в поисках клада – КЛАД)
Наше путешествие продолжается и следующая станция называется "Кладовая природы".
2 станция "Кладовая природы"
Воспитатель: Ребята, а вы знаете о том, что наш край очень разнообразен и богат растительным и животным миром, природными ископаемыми?
В 1 конкурсе на этой остановке мы проверим, какие природные богатства Югры вы знаете.
1 конкурс кроссворд "Наше богатство"
(Каждой команде раздаются листочки с кроссвордом и загадками. За разгаданный кроссворд команды получают следующую подсказку).
Воспитатель: Молодцы ребята, вспомнили чем богат наш край, а сейчас мы с вами отправимся на другую сторону леса через болото, за шишками. Итак следующий конкурс называется "Собери шишки"
2 конкурс "Собери шишки"
(Каждой команде раздается по одному мешку. Необходимо с пустым мешком пробежать по кочкам (болото) взобраться на дерево (приподнятый мат) взять оттуда шишку, положить в мешок и отнести своей команде тем же путем назад, передавая эстафету следующему).
Воспитатель: Молодцы! Я вижу какие вы ловкие и умелые, никакие преграды вам не страшны! Настоящие сибиряки!
Ребята, а с какими животными нашего округа вам удалось повстречаться? (Ответы детей).
Все ли помнят, как выглядят эти животные, а вот это мы сейчас и проверим в следующем конкурсе.
3 конкурс "Чей хвост"
(Каждой команде раздаются картинки с животными без хвостов и картинки с хвостами животных, задача каждой команды соединить животных с их хвостами).
Воспитатель: За правильное выполнение заданий в конкурсах на этой станции вы получаете 2 подсказку в поисках клада - В
Ребята, мы с вами выполнили все задания на этой остановке, будем двигаться дальше по нашей карте. Поехали!
И следующая наша остановка "Пастбище".
Ребята, мы попали в гости к настоящим знатокам и ценителям природы. Это народ ханты и манси. А сейчас мы посмотрим, где они живут и чем они занимаются.
3 станция "Пастбище"
Воспитатель: дети, а кто знает, что такое чум? (Ответы детей)
Чум - это традиционное жилище конической формы, состоит из рамы, которая составляется из жердей и покрывается берёстой, войлоком или оленьими шкурами.
В следующем конкурсе мы с вами сделаем его своими руками, итак конкурс называется "Построй чум"
1 конкурс "Построй чум"
(Каждой команде раздаются жерди, веревка, материал. Задача каждой команды построить жилище ханта и всей командой туда зайти и расположиться).
Воспитатель: ребята, а вы знали, что самым распространенным материалом в быту у народов ханты это береста. Они искусно выделывают и сегодня самую разнообразную посуду из бересты для своих повседневных нужд и для продажи, изготовляют покрышки для летних жилищ - тиски, ночные колыбели (в отличие от дневных - из дерева).
Бересту ханты снимают с дерева три раза в году. Прежде чем из бересты что-либо делать, ее необходимо проварить. Иногда бересту так же проваривают в рыбьем жиру, и тогда она становится особенно прочной, не пропускает влагу и не делается хрупкой на морозе. Бересту в изделиях сшивают сухожильными нитками из жил оленя, лося, а иногда и волосяными нитками из конских хвостов. Прежде прокалывали бересту косточкой, а теперь обыкновенным шилом.
Хантыйские изделия из бересты отличаются особенно красивыми, разнообразными орнаментами. Итак, следующий наш конкурс называется "Сделай сам"
2 конкурс "Сделай сам"
(Каждой команде раздается береста (обработанная, ножницы, степлер, нитки, иголка (взрослому). Задача каждой команды сделать один предмет посуды из бересты).
Воспитатель: дети, а как в думаете, какое занятие в этих местах самое интересное и увлекательное? (Ответы детей)
Правильно! Это оленьи бега.
3 конкурс "Оленьи бега"
(Каждой команде раздаются обручи. Задача каждой команды, одеть несколько человек в обручи, держась друг за друга, создав тем самым упряжку из оленей, которой управляет капитан команды. Добежать таким образом до ориентира и обратно).
За правильное выполнение заданий конкурсов на этой станции вы получаете 3 подсказку в поисках клада - НАХОДИТСЯ
Воспитатель: итак, ребята, двигаемся дальше по нашей карте? Поехали.
(Дети и взрослые каждой команды передвигаются паровозиком по спортзалу).
Итак, наша остановка приближается. вот мы и приехали.
Станция "Зеленая тропа"
Воспитатель: ребята посмотрите, сколько зеленого леса нас окружает.
А кто знает как называется лес в котором преобладают хвойные деревья такие как: кедр, сосна, ели и т. д. (Ответы детей).
Для кого лес считается домом? (Ответы детей).
Воспитатель: наш округ богат лесом, изобилием животных, птиц.
А как вы думаете, кто главный враг животных и природы в целом (Ответы детей).
Каким образом человек разрушает природу? (Ответы детей).
Давайте вспомним правила охраны природы
Ребята, в нашем краю тоже есть животные, которых находятся на грани исчезновения и нуждаются в нашей защите. И первый конкурс на этой станции называется "Красная книга".
1 конкурс "Красная книга"
(Каждой команде раздаются разрезные картинки с изображением птиц занесенных в Красную книгу ХМАО-Югры (серый журавль, орлан-белохвост). Задача каждой команды собрать свою картинку и произнести название птицы).
Воспитатель: ребята, а кроме изобилия животных и лесов чем еще богат наш округ, какие природные ископаемые добывают в нашем округе? (Ответы детей)
Как вы думаете, зачем людям нужна нефть и газ? (ответы детей)
Дети, а вы знали о том, что добыча нефти и газа тоже может приносить вред экологии. Это такие случаи, когда нефть выливается на поверхность земли, уничтожая все живое. Так вот мы с вами сейчас будем в роли нефтяников которые очищают землю от нефтяных пятен.
2 конкурс "Спасем живое"
(Каждой команде раздаются ложки по количеству участников. Задача команд перенести воду (закрашенную черной краской) из ванночки на полу в стакан на другой стороне спортзала, передавая эстафету друг другу).
Воспитатель: ребята богатство нашего края - это не только бескрайние леса, полноводные реки, животные и т. д. Самое главное богатство нашего края - это люди.
Наши деды и прадеды сохранили для нас всю эту красоту. А теперь наша очередь - беречь, хранить, защищать родную природу. И мы с вами должны любить ее, беречь каждый кустик, дерево, травку, защищать, работать, трудиться, не давать загрязнять леса, реки, не допускать пожаров.
Воспитатель: за правильное выполнение заданий конкурсов на этой станции вы получаете 4 подсказку в поисках клада - ШАРИКАХ
Едем дальше. и последняя станция в нашем путешествии.
Станция "Литературная Югра"
Воспитатель: кто знает какими промыслами занимались ханты и манси? (Ответы детей) (рыболовство, охота, оленеводство).
Вот и мы с вами отправимся на рыбалку.
1 конкурс "Загадочная рыбалка"
(Участники каждой команды по одному с удочкой подбегают к имитированной речке, ловят одну рыбку на обратной стороне которой находится загадка, приносят ее в команду, разгадывают загадку. Далее бежит следующий участник и т. д.).
И в завершающем конкурсе вам нужно составить синквейн на тему "Моя Югра"
2 конкурс "Сочини предложение"
Правила сочинения:
1 строчка - 1 имя существительное
2 строчка 2 прилагательных (признаки)
3 строчка 3 глагола
4 строчка предложение из 4 слов
5 строчка 1 имя существительное ЮГРА
Воспитатель: в самом начале путешествия я вам обещала, что будет сюрприз-подарок. И за правильно выполненные задания вы получаете 5 подсказку в поисках клада – БАССЕЙНА
Чтобы найти клад – сложите предложение из тех слов, которые вы получали и вперед на поиски!
Поздравляю вас! Вот мы и вернулись с вами из нашего увлекательного путешествия. Я надеюсь, что оно вам понравилось и позволило каждому из нас ощутить себя частичкой такого прекрасного и удивительного края – Ханты-Мансийского автономного округа-Югра.
Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по образовательной области "Социализация" - "Край, в котором я живу"
Описывается история возникновения станицы Гостагаевской на легком и доступном для детей языке....
Край, в котором я живу. Моя Югра.
Панорама тайги. Моя Югра....
«Особенности краеведческой работы с применением интерактивного учебного пособия «Моя Югра. Край, в котором я живу»
Методические рекомендации «Особенности краеведческой работы с применением интерактивного учебного пособия«Моя Югра. Край, в котором я живу»...
Лэпбук «Моя Югра. Край, в котором я живу» 2022г
Лэпбук«Моя Югра.Край, в котором я живу»Разработала Лэпбук:воспитатель Шаехова А.Р.МБДОУ №6 «Василек» Лэпбук представляет собой самодельную книжку-раскладушку, которая сост...
Педагогический проект "Моя Югра - край, в котором я живу"
Данный материал будет полезен для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста по краеведению....
Родительский клуб «Моя Югра - край, в котором я живу»
В проекте представлены эффективные пути приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре коренных народов Севера, через разработку системы работы на основе интеграции с основными образователь...
Моя Югра край в котором я живу
Северяни...