выступление на МО
презентация
Предварительный просмотр:
«Ознакомление с родным селом, как средство реализации
регионального компонента в работе с дошкольниками»
(Слайд 2). Ничто на земле не может быть ближе, роднее и милее, чем малая родина. У каждого человека она своя. У одних - это большой город, а у других – небольшое село, но все люди любят ее одинаково. Воспитывая в детях любовь к малой родине, можно воспитать в них нравственность и патриотизм.
(Слайд 3). В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участникам. Среди направленной образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент.
(Слайд 4). Региональный компонент предусматривает:
- построение программы на местном материале с целью воспитания уважения к своей малой родине;
- приобщение ребенка к национальному культурному наследию: народным художественным промыслам, национально-культурным традициям.
(Слайд 5). Построение образовательного процесса на региональном материале позволяет решать следующие задачи патриотического воспитания:
- формировать любовь к родному селу, интерес к прошлому и настоящему;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, стране;
- воспитывать чувства гордости за своих земляков;
- развивать бережное отношение к селу (достопримечательности, культура, природа).
(Слайд 6). Для реализации этих задач разработана программа «Люби и знай свой край родной» для воспитанников средней группы. Программа принята педагогическим советом и в результате опроса одобрена родителями. Мероприятия по программе проводятся один раз в неделю в форме экскурсий, экспериментальной, изобразительной деятельности, бесед, чтения художественной литературы и т.д.
(Слайд 7). Система и последовательность работы с детьми по реализации регионального компонента представлена блочно-тематическим планированием:
(Слайд 8). I Блок «Вместе дружная семья» призван помочь ребенку понять историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, развивать интерес к своей генеалогии.
Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Дошкольник должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины. Он должен научиться заботится о близких с детства, быть внимательным к другим, сострадать. Мы должны побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, добрым делам для семьи, родного дома. Знакомство ребенка с малой родиной начинается именно с семьи.
Беседы на тему:
- «Моя семья»,
- "С кем я живу". (Устный рассказ, рисунок),
- "В этом доме я живу". (Рассказ о своем доме, домашний адрес, рисунок),
- "Мои родители" (Имя, отчество, место работы),
- "Мои игры с бабушкой, дедушкой, сестрой, братом",
- «Мой домашний любимец» и др.
- Рисунки о семье помогают ребенку понять, что он и семья - единое целое.
(Фото дети слушают беседы, рисунки о семье)
(Слайд 9). II Блок «Моя малая Родина – мое село Овощи» позволяет детям ознакомиться с достопримечательностями родного села. В ходе экскурсий ребята знакомятся с организациями села, улицами, жилыми домами.
(Фото дети стоят около памятника, фантана, около ДК, школы)
(Слайд 10). III Блок «Просторы родного села» предполагает работу с детьми по ознакомлению с природой и животном мире населенного пункта.
Знакомя детей с растительным и животным миром окрестностей села, проводятся целевые прогулки в местный парк. Дети узнают о разных породах деревьев, (бережно дотрагиваться до стволов и веток руками, стараются обхватить деревья, сравнивают цвет и форму листьев). Удивляются, сравнивая хвойные и лиственные деревья, учатся делать вывод, почему одни деревья называют лиственными, а другие – хвойными; зачем нам нужны деревья или что бы было, если на земле не было бы деревьев? Учатся слушать природу, думать, чувствовать, рассуждать, выражая свои чувства, беречь и охранять ее, формируется экологическая культура.
(Фото дети около деревьев, в парке)
(Слайд 11). - Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного села занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День птиц и др. Приобщаем детей к русской праздничной культуре. Отмечаем государственные праздники (День России, 8 Марта, День защитника Отечества, День города, День металлурга, День Победы и др.); организуем празднование дней рождения детей группы. Содействуем созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирующей чувство любви к близким, привязанности к сверстникам.
(Фото дети на праздниках)
(Слайд 12). - Для того чтобы процесс приобщения детей к истокам национально-региональной культуры осуществлялся успешно, необходимо, чтобы вся макро и микро среда, окружающая ребенка в детском саду, была содержательно - информативна, привлекательна и доступна.
В группе оформлен краеведческий уголок, где собран материал ……………
уголок……………
(Фото уголка)
(Слайд 13). - В нашем учреждении родители всегда являлись и являются активными участниками проводимых мероприятий, которые направлены на повышение интереса к культуре родного народа. Стало традицией проведение мастер классов родителями с детьми и педагогами по изготовлению национальных игрушек, игр, предметов быта, и тем самым пополнению ими краеведческих уголков.
(Фото родителей в садике)
(Слайд 14). - В рамках реализации регионального компонента дети целенаправленно знакомятся с прославленными земляками, которые оставили «свой след» в истории села. Ко Дню Памяти вместе с ребятами и их родителями мы организовали акцию «……..». Ко Дню………..Такие мероприятия воспитывают чувство гордости за родную землю, стремление прославить свое село на основе ознакомления с земляками, и такая работа станет традиционной в нашем учреждении.
(Фото акций)
(Слайд 15). - В ходе реализации регионального компонента в познавательном развитии детей, большую роль играет организация проектной деятельности. Так совместно с родителями были осуществлены следующие проекты: «Герб моей семьи», «Золотые краски осени», «Домашние животные», «Путешествие в мир насекомых», «Господин лук», «Веселый огород», «Покормите птиц зимой», «Наши меньшие друзья». В результате проектной деятельности дети закрепляют знания о природном мире нашего села, учатся находить культурные способы выхода из проблемных ситуаций, общаться друг с другом в процессе совместной работы, взаимодействуют с родителями.
(Фото проектов).Темы можно изменить!!!
(Слайд 16). Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного села. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному селу, краю, наконец, к большой Родине.
Надеемся, что система работы в данном направлении заложит хороший фундамент для становления личности ребенка и в дальнейшем любовь к семье, селу и стране будет только умножаться. Наши воспитанники станут настоящими патриотами России.
- Уважаемые коллеги! Мне хочется, чтобы сегодня, вы пропустили через себя методы и приёмы, применяемые мною для знакомства дошкольников с родным селом.
- Скажите, пожалуйста, с чего для вас начинается Родина?
И русский народ, любя свою Родину, сложил много пословиц и поговорок.
(Слайд 17). - Я предлагаю вам, используя «Разноцветный алфавит» разгадать зашифрованные пословицы о Родине.
В этой игре буквы алфавита представлены эталонами цветных форм – квадрат, треугольник, овал, ромб, цветок, звезда, плюс, прямоугольник. (слайд) Например: буква А – красный квадрат, М – желтый кружок и т.д.
Я уверена, что вы без труда расшифруете спрятанные пословицы, приступайте!
Задания такого характера используются с детьми старшего дошкольного возраста и помогают детям овладеть мыслительными операциями, действиями, важными в плане общего интеллектуального развития. Пользуясь шифром, дети декодируют название города, в котором они живут, название улиц, животных и растений родного края. Кроме того, разгадывание зашифрованных слов способствует эффективному усвоению знаний о родном крае. На начальном этапе такие задания вызывают определенную трудность: у детей ещё недостаточно сформировано умение сравнивать, классифицировать, рассуждать и здесь нужно помнить о том, что мыслительные умения, как и всякие другие, вырабатываются в процессе многократных упражнений.
- Какие пословицы у вас получились? Озвучьте их.
(Слайд 18).
Из этих пословиц видно, как русский человек любит свою Родину. Ведь Родина это страна, в которой мы родились и живем. Россия - это наша большая Родина. Но в большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок: деревня, улица, дом, где он родился. Это малая Родина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/16/picture-42147.jpg)
Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию
Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/08/picture-191232-1365449414.jpg)
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/11/picture-265148-1370948838.jpg)
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/11/picture-265186-1370956357.jpg)
Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)
Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/30/picture-638748-1432982119.jpg)
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/08/picture-752150-1454950404.jpg)
Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»
Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/28/picture-883928-1485594534.jpg)
Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».
Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....