СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИХ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.
статья
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИХ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.
Костенко Е.С.
Каштанова Ю.А.
Тимофеева Е.В.
МБДОУ №18 г. Канск
Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания – понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий[5].
Современный ребенок окружен взрослыми, которые много времени уделяют цифровым технологиям (общение в социальных сетях, просмотр фильмов, чтение книг). Дети, видя пример родителей, легко переключают свое внимание на гаджеты, и время эффективной передачи культуры общения, традиций, моральных основ может быть упущено, и сформировать нравственные качества в будущем окажется сложной задачей. Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать»[7].
Дошкольное образование считается первой важной ступенью всей образовательной системы, поскольку в период дошкольного детства происходит становление личности ребенка, формирование предпосылок ее дальнейшего развития. Приоритетным направлением в дошкольном образовании является нравственное развитие личности, формирование ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям (Л.Н. Галигузова, Т.Н. Доронова, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев) [3].
Вхождение ребенка в социальную среду - это целенаправленный и активный процесс. Ребенок осваивает моральные нормы и ценности. У него формируется нравственное сознание, развиваются нравственные чувства, закладываются привычки поведения. Это составляющие социально-нравственного воспитания в современных условиях. В наши дни педагог, занимаясь социально-нравственным воспитанием детей в современных условиях, обязан переводить моральные нормы в правила, служащие ребенку регуляторами его поведения, добиваться выполнения дошкольником действий, которые с одной стороны, соблюдают эти нормы, а с другой стороны соответствуют ситуациям, возникающим в повседневной жизни и содержащим в себе моральный смысл [8].
Суть нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком. Детский сад часто называют вторым домом малышей, и здесь (наравне с домашним воспитанием) происходит процесс духовного развития. Необходимость нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации зафиксирована Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО).
В детском саду реализуются следующие воспитательные задачи нравственной направленности:
- Сформировать в детях способность сопереживать.
- Зародить уважение к своей нации и к представителям других национальностей.
- Воспитать любовь к родному дому, семье, малой родине.
- Усвоение знаний о культуре и истории родной страны.
- Формирование сопричастности к народным и религиозным традициям.
Для решения поставленных задач воспитатели в дошкольной образовательной организации создают предметно-пространственную развивающую среду.
Оформление патриотических уголков в детском саду, направленное на ознакомление детей с историей родного города, с государственными символами страны, с русскими народными промыслами, помогают педагогам в развитии у детей любви к Родине, к ее традициям и достижениям. Благодаря материалам, представленным в уголке, у детей развивается интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города и страны.
Чтобы нагляднее познакомить детей с народным бытом и традициями русского народа используются куклы в национальных костюмах, макеты русской избы, что позволяет изучить быт, образ жизни и ремесла. В образовательной деятельности используется декоративно-прикладное искусство, различные жанры устного народного творчества (потешки, прибаутки, поговорки, загадки). Фольклорные песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснутся к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.
К народным традициям относятся игры, обычаи, праздники. Народные игры используются ежедневно, как естественный спутник жизни ребенка. Через них дети получают представление о чести, мужестве, силе, ловкости, выносливости и смекалке («Жмурки», «Золотые ворота», «Горелки», «Краски», «Чепуха», «Колечко», «Цепи кованые» «Испорченный телефон»).
Дети с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе (осенние и весенние праздники) приобщают детей к народной культуре, а также знакомят с важными датами, событиями в общественной жизни.
Совместно с родителями проводятся спортивные праздники. Папы с детьми участвуют в соревнованиях. Очень важно показать детям, что папы служили в армии, были доблестными солдатами, честно выполняли свой воинский долг перед Родиной. Активное привлечение семей к патриотическому воспитанию воспитанников позволило закрепить у детей представление об общественном долге перед Родиной, чувство гордости за своих родителей, за Российскую армию, вызвать у детей желания быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны. На спортивные праздники приглашаем поучаствовать кадетов Канского морского кадетского корпуса. Ежегодно с детьми готовим праздничную программу для поздравления военнослужащих в клубе нашей воинской части. («23 февраля», «Зарница» «Золотая осень»; зимой - «Новый год», «Рождество», «Колядки», «Масленица»; весной - «Наши любимые мамы», «Праздник Весны», «День Победы», лето – «День защиты детей», «День семьи, любви и верности».)
Особе внимание уделяется теме Великая Отечественная война. Беседы с детьми, возложение цветов к памятникам, уже ставшие традицией акции: «Бессмертный полк», «Георгиевская лента», «Окна победы», «Свеча памяти», «Сад памяти», «Поем двором».
Дошкольники живо реагируют на беседу о Великой Отечественной войне. Они сразу начинают интересоваться о своих родственниках, воевавших в те годы, о военной технике, которую видели в музеях, на выставках или фотографиях. В ходе работы закрепляется навык составления рассказа об истории своей семьи во время Великой Отечественной войны, формируется интерес к истории своей страны, своей семьи, формируется уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла.
Одним из важнейших организованных видов детской деятельности, в ходе которой воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, к различным объектам в городе является экскурсия. Посещение музея, библиотеки, театра способствует расширению кругозора, повышению познавательной активности, дополняют знания детей, полученные на занятиях. Дети проявляют интерес к родному краю и его жителям; задают больше вопросов о природе, истории и достопримечательностях родного города.
В нашем детском саду осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. По нашему совету родители с детьми посещают выставочные залы, музеи, библиотеки. Предлагаем поговорить с детьми об увиденном, выслушать высказывания ребёнка, дополнить своим рассказом. Формирование гуманистов и патриотов начинается в раннем детстве, а основными проводниками выступают семья и детский сад.
Постоянная и планомерная совместная работа педагогов детского сада и родителей позволяет развить у дошкольников чувство патриотизма, гражданского сознания, толерантного отношения к людям других наций и народов. Помогает вырасти неравнодушной личностью, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей. Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда по воспитанию нравственно-патриотических чувств и ценностей в этом только помогает.
Библиографический список:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.
2. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотические воспитание). Конспекты занятий / Н.В. Алешина.-М.: Перспектива, 2011.-310 с.
3. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет. Методическое пособие. ФГОС/ Р. С. Буре. М.: «Мозайка-Синтез», 2015.
4. Малова В. В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. - Владос; М.: 2010.
5. Нравственное воспитание дошкольников в детском саду [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / С. О. Ларионова, Ю. А. Дзацило; Урал. гос. пед. ун-т. – Электр. дан. – Екатеринбург: [б. и.], 2018.
6. Сокольникова Н.М. Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности / Сокольникова Н.М. - Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2019. - № 10 (6). - С. 10-12.
7. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. т.2. с. 120.
8. Якобсон С.Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов. - М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2003. - 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для развития нравственно-патриотических чувств через организацию мини-музея «Кубанская горница»
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усвоив культурно-исторический опыт народа...
Создание условий для развития творческой деятельности дошкольника в условиях семьи
В статье "Создание условий для развития творческой деятельности дошкольника в условиях семьи" даются рекомендации для родителей по организации творческой деятельности дошко...
Создание условий для духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Консультация для педагогов....
Консультация для педагогов ДОУ : "Создание условий для развития нравственных качеств дошкольников с перспективой успешной социализации их в современном обществе"
Консультация для педагогов ДОУ "Создание условий для развития нравственных качеств дошкольников с перспективой успешной социализации их в современном обществе"...
Консультация для воспитателей: "Создание условий для развития нравственных качеств дошкольников с перспективой успешной социализации их в современном обществе".
Консультация для воспитателей на тему: "Создание условия для развития нравственных качеств дошкольников с перспективой успешной социализации их в современном обществе"...
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИХ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.
Опыт представлен на Межрегиональной научно- практической конференции XXII Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения « К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и...
Создание условий для развития связной речи дошкольников посредствам современных форм взаимодействия с семьей.
Развитие речи является одним из самых важных навыков, которым необходимо овладеть дошкольнику и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей...