Экологическое воспитание – экологическая тропа в детском саду семинар–практикум
проект по окружающему миру на тему

Корнева Лидия Николаевна

Экологическое воспитание – экологическая тропа в детском саду

семинар–практикум

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_ekologicheskaya_tropa.docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида « 141»

Экологическое воспитание – экологическая тропа в детском саду

семинар–практикум

Подготовили и провели:

Корнева Лидия Николаевна, воспитатель (ВКК)

Тимонина Елена Александровна, воспитатель (I КК)

Олёкминская Лариса Дмитриевна, ПДО по РР (СЗД)

Воронеж, 2017


Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей.

Ход семинара

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребёнка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с ней. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности. Встречи с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.

Ввести ребёнка в мир природы, научить его понимать её, воспитывать бережное отношение к ней – важнейшая задача детского сада.

В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также умение самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.

Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, нужно вести детей от знакомства с природой к её пониманию, вызвать желание заботиться о растениях, о животных, воспитывать основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природного мира.

В процессе ознакомления детей с природой, в детском саду используются разнообразные методы: наглядные (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация диафильмов и кинофильмов), практические (игровой метод, труд, элементарные опыты), словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы).

Наша цель: воспитание экологической культуры у детей дошкольников, а достижение данной цели предусматривается через решение следующих задач:

1.Формировать основы экологической культуры (экологических представлений, знаний о ценности природы).

2.Способствовать обретению чувства проникновения в мир природы (накоплению детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой). Побуждать детей любить и уважать природу, сопереживать ей, а главное — защищать её.

3.Формировать умение наблюдать за объектами живой и неживой природы.

В работе по воспитанию экологической культуры определяется следующая последовательность:

1. Обеспечить условия для развития у детей представлений о явлениях окружающего мира: создать условия для того, чтобы дети обнаруживали различные свойства веществ; обследовали и сравнивали предметные свойства; классифицировали предметы, находили им применение; знакомить детей с характерными признаками времён года, температурой воздуха и т.д.

2. Создавать условия для развития у детей представлений и элементарных понятий о растениях, о животных: знакомство детей с идеей целостности природы, существа и среды обитания; живых существ в целом; знакомство с разнообразием растений; способами ухода за ними; приобщение к ценностям здорового образа жизни; знакомство с понятием системности строения природы.

3. Обеспечить условия для развития у детей познавательной деятельности, создать условия для наблюдения, экспериментирования, моделирования, решения проблемных ситуаций обеспечить условия для развития у детей эмоционально-положительного отношения к живой и неживой природе побуждать детей воплощать красоту природы в самостоятельной творческой деятельности; в играх, рисунках, поделках, рассказах и т.д.

Критериями сформированного осознанного и активного гуманного отношения детей к природе являются:

1. Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе.

2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и быту.

3. Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Ведущий: Уважаемые коллеги! Сегодня в рамках семинара-практикума проводится брейн-ринг для повышения экологической компетенции педагогов. Вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания о природе и продемонстрировать ваши многочисленные таланты. Оценивать выступления команд будет жюри (представляются члены жюри).

Итак, начинаем наш брейн-ринг.

Педагоги делятся на две команды. Выбираются капитаны.

Конкурс №1. «Экологическая разминка»

Каждой команде предлагается по 10 вопросов, на которые нужно быстро ответить.

Вопросы для команды № 1

У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)

Наука о животных. (Зоология)

Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)

Самец кукушки. (Кукух)

Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

Какую траву любят кошки? (Валериана)

Самая высока трава? (Бамбук)

Вопросы для команды № 2

Кого называют настовичками? (Зайчат, родившихся весной)

Лесной петух. (Глухарь)

Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

Наука о растениях. (Ботаника)

Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)

Трава от 99 болезней. (Зверобой)

Пингвин птица или животное? (Птица)

Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)

Кто такой орнитолог? (Учёный, изучающий птиц)

Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

Конкурс №2 « Что мы знаем об экологии?»

Вопросы задают каждой команде по очереди:

1-Что означает термин «экология»? (Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой.)

2-Каковы основные проблемы экологии во всем мире? (Перенаселение; загрязнение воздуха, воды, почвы; сокращение площади лесов; истощение земель; изменение климата; исчезновение некоторых видов растений и животных и т. д.).

3-Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление дошкольников с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)

4- Почему, на ваш взгляд, им нужно заниматься с дошкольного возраста? (Потому что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нём.)

5-Какие программы по экологии вы знаете? ("Мы земляне", "Открой себя", "Жизнь вокруг нас", "Паутинка", "Семицветик", "Природа и художник", "Чувство природы", "Наш дом - природа", "Юный эколог", “Тропинка в природу” ”, “Мы”, “Азбука Природы”).

6-Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. (Занятия; экскурсии; беседы; наблюдения; прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы; экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

7-Назовите элементы предметно- развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников. (Уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи;  паспорта растений и.т.п.).

8-Какая, на ваш взгляд, должна проводиться работа с родителями в ДОУ? (Анкетирование, родительские собрания, «Круглые столы», консультации, выставки детских и совместных работ, стенды, ширмы, папки-передвижки, привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы, различные совместные акции и т. д.)

Конкурс №3 «Решение педагогических ситуаций».

1 Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

- Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

2 Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?

Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?

3 Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же! ». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья – то нога безжалостно наступила на нее.

Назовите ошибки воспитателя.  Как бы вы поступили в данной ситуации?

4 На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!»

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Конкурс № 4. Назовите детских писателей кто писал о природе.

В.Бианки, М.Пришвин, Э.Сетон-Томпсон, К.Чуковский, С.Маршак, С.Михалков, А. Барто, Н.Сладков, Л.Толстой, К.Паустовский, Г.Снегирев, А. С. Пушкин и др.

Конкурс № 5. «Назови художника»

Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания. (Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников, писавших пейзажи. Необходимо определить автора и название произведения)

И. И. Шишкин «Рожь»;

И. И. Левитан «Золотая осень»;

А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;

И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»;

И. К.Айвазовский «Девятый вал»;

В.М. Васнецов «Алёнушка».

Конкурс № 6. «Экологический кроссворд»

Членам команд предлагается разгадать кроссворд на экологическую тематику. Оценивается правильность и быстрота выполнения.

  1. При повышении температуры воздуха до 0 градусов и выше снег становится рыхлым и начинает таять. Это явление называют (Оттепель)
  2. У всех насекомых шесть ног. А у этого жителя Планеты – восемь. (Паук)
  3. Бабочка эта «сухопутная»: летает над лесными полянами и опушками. А имя у неё – «морское». (Адмирал)
  4. Полевой цветок очень красивой формы. Из его лепестков получают стойкую голубую или синюю краску. (Василёк)
  5. Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе. (Туман)
  6. Лекарственное растение. В народе его называли «ранник», «чирьева трава». (Подорожник)
  7. Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот побежит ветерок и послышится тихий серебристый перезвон. (Колокольчик)
  8. Хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает хвоинки. (Лиственница)
  9. Ледяные кристаллики, падающие с неба зимой. (Снежинки)

Конкурс № 7. «Творческий»

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.

1.Весна красна цветами, а осень пирогами.

2.Увидел грача – весну встречай.

3.Готовь сани летом, а телегу зимой.

4.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

5.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

6. Яблоко от яблони недалеко падает.

Конкурс № 8.«Народные приметы»

Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями.

1- Кошка свернулась клубочком – к похолоданию.

2- Ворона кричит зимой – к метели.

3- Лягушки квакают – к дождю.

4- Воробьи в пыли купаются – к дождю.

5- Ласточки летают низко к землёй - к дождю.

6- Собаки катаются – к пурге.

Подведение итогов

Заключительное слово.

Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля.

Дом наш родимый, друзья!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею и тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами.

Такая планета нужна нам с вами.

На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти многое, что связано с экологическим воспитанием. Желаю вам успехов в работе по формированию у наших детей основ экологической культуры. Хочется верить, что когда они вырастут, будут любить и оберегать все живое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фальклера в экологическом воспитании детей в корреционном детском саду

в конспекте указывается как можно и нужно использовать малые формы фольклера( сказки , потешки, стихи , заклички и тд.) в работе с детьми для  исправления речи...

Доклад для воспитателей "Экологическое воспитание и обучение в детском саду"

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возмож...

Перспективное планирование по экологическому воспитанию в младшей группе детского сада

В перспективном планировании даются темы  занятий по ознакомлению дошкольников с растительным миром, а также формы организации  этой работы...

Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе детского сада

В планировании представлены темы  занятий, программные задачи, формы ознакомления старших дошкольников с растительным миром...

экологическое воспитание в младшей группе детского сада

Ознакомление с объектами природы .их частями,основными свойствами,наглядными способами функционирования в определенных условиях -это и есть формирование первоначальных экологических представлений,кото...

презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК и ППРО Института психологии и образования ФГАОУ ВПО К(П)ФУ

Презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК  и ППРО И...