Мой родной край "Моя Калмыкия"
план-конспект занятия (старшая группа)

Баранова Нелла Борисовна

Занятие про знакомство со старокалмыцким письмом и ученым Зая-Пандита.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Зая-Пандита32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия «Истоки калмыцкой письменности и культуры. Знакомство с Зая-Пандитой – основателем ясного письма.(старшая группа)

Цели:

1.Познакомить детей с основателем ясного письма Зая – Пандитой.

2.Познакомить детей с вертикальным старым и современным письмом.

3.Прививать любовь к родному языку , к родной культуре.

4.Развитие родной речи детей.

Слова для разучивания :Зая-Пандита , «Тодо бичиг», «Цаһан толһа».

Наглядность:портрет Зая-Пандиты,книга  Д.А.Павлова «Тодо бичг»,дедушка Кееда, кибитка,современные буквы, магнитофон,шлемы –шапки.

Предварительная работа:рассматривание книги Д.А.Павлова «Тодо бичг»

Ход коротко:

Мендвт, ребята,сегодня нам пришло интересное письмо , сейчас мы отправимся в путешествие по следам прошлого.

1.Дети одевают шлемы –шапки , садятся в машину времени (на стулья) и отправляются в путешествие(играет калмыцкая мелодия.)

2.Перед ними кибитка , возле нее сидит дедушка Кееда.

Дедушка Кееда:Мендвт, ребята,это я вам отправил письмо , я сейчас вам расскажу интересную историю.Давным давно  наши  предки жили в степи , в кибитках, разводили четыре вида скота,  они были умными, наблюдательными , постоянно наблюдали за природой и всегда были заинтересованы чем-то.Они сочиняли песни, сказки, фольклор ,они не умели писать поэтому все сохраняли все это в памяти.Фольклор передавался из поколения в поколение, и чтобы это как то сохранить нужно было письмо , и такое письмо создал Зая-Пандита.

3.(Рассматривание портрета Зая-Пандиты) Ребята ,когда ему было пять лет , его отец отдал его богатым родственникам. Он учился в большом хуруле , откуда вышел умным , способным мальчиком . Он создал «Ясное письмо»- старокалмыцкий алфавит .

С тех пор калмыки стали иметь свой алфавит и назывался он «Цаһан толһа».

4.С тех пор наши предки научились читать и писать, мы читаем книги и узнаем много интересного.

5.Физминутка.

6.Дедушка Кееда показывает детям интересные книги.

а)Рассматривание книги Д.А.Павлова «Тодо бичг».

б)Сравнение «Тодо бичг» с алфавитом нашего времени.

в)Дети называют калмыцкие звуки :ә ,ʏ ,ѳ ,җ ,һ ,ӊ .

7.Дидактическая игра: «Кто больше назовет?»(учитель показывает букву ,дети называют слова с этим  звуком , кто больше назовет, тот побеждает.

Дедушка Кееда:Ребята , вы молодцы, много слов знаете  с калмыцкими звуками,а кто знает пословицы про ученье ?(дети говорят пословицы )

Багш:Ребята нам нужно отправляться в детский сад, (благодарят дедушку Кееду , садятся на машину времени и едут обратно.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Редкие птицы Калмыкии

Материал будет полезен для педагогов Калмыкии, этот плакат я сделала по материалам сайта калмприрода....

новогодний праздник калмыков ЗУЛ

Новый год, который праздновали калмыки 16 декабря 2014 года...

Дифференциация воспитания мальчиков и девочек на прогрессивных народных традициях калмыков.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК НА ПРОГРЕССИВНЫХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ КАЛМЫКОВ. Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек не только закономерен, более того – необходи...

Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Моя Калмыкия»

Цель: формировать  знания дошкольников о родном крае. Задачи:  - продолжать знакомить детей с республикой Калмыкия, с ее столицей, с особенностями природы; познакомить с  символам( герб...

Конспект занятия по окружающему миру "Калмыкия мой край родной"

Конспект занятия по окружающему миру "Калмыкия мой край родной"...

Краткосрочный проект в средней группе «Мой родной край Калмыкия»

Краткосрочный проект в средней группе «Мой родной край Калмыкия»...