Мой родной край "Моя Калмыкия"
план-конспект занятия (старшая группа)
Занятие про знакомство со старокалмыцким письмом и ученым Зая-Пандита.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Зая-Пандита | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия «Истоки калмыцкой письменности и культуры. Знакомство с Зая-Пандитой – основателем ясного письма.(старшая группа)
Цели:
1.Познакомить детей с основателем ясного письма Зая – Пандитой.
2.Познакомить детей с вертикальным старым и современным письмом.
3.Прививать любовь к родному языку , к родной культуре.
4.Развитие родной речи детей.
Слова для разучивания :Зая-Пандита , «Тодо бичиг», «Цаһан толһа».
Наглядность:портрет Зая-Пандиты,книга Д.А.Павлова «Тодо бичг»,дедушка Кееда, кибитка,современные буквы, магнитофон,шлемы –шапки.
Предварительная работа:рассматривание книги Д.А.Павлова «Тодо бичг»
Ход коротко:
Мендвт, ребята,сегодня нам пришло интересное письмо , сейчас мы отправимся в путешествие по следам прошлого.
1.Дети одевают шлемы –шапки , садятся в машину времени (на стулья) и отправляются в путешествие(играет калмыцкая мелодия.)
2.Перед ними кибитка , возле нее сидит дедушка Кееда.
Дедушка Кееда:Мендвт, ребята,это я вам отправил письмо , я сейчас вам расскажу интересную историю.Давным давно наши предки жили в степи , в кибитках, разводили четыре вида скота, они были умными, наблюдательными , постоянно наблюдали за природой и всегда были заинтересованы чем-то.Они сочиняли песни, сказки, фольклор ,они не умели писать поэтому все сохраняли все это в памяти.Фольклор передавался из поколения в поколение, и чтобы это как то сохранить нужно было письмо , и такое письмо создал Зая-Пандита.
3.(Рассматривание портрета Зая-Пандиты) Ребята ,когда ему было пять лет , его отец отдал его богатым родственникам. Он учился в большом хуруле , откуда вышел умным , способным мальчиком . Он создал «Ясное письмо»- старокалмыцкий алфавит .
С тех пор калмыки стали иметь свой алфавит и назывался он «Цаһан толһа».
4.С тех пор наши предки научились читать и писать, мы читаем книги и узнаем много интересного.
5.Физминутка.
6.Дедушка Кееда показывает детям интересные книги.
а)Рассматривание книги Д.А.Павлова «Тодо бичг».
б)Сравнение «Тодо бичг» с алфавитом нашего времени.
в)Дети называют калмыцкие звуки :ә ,ʏ ,ѳ ,җ ,һ ,ӊ .
7.Дидактическая игра: «Кто больше назовет?»(учитель показывает букву ,дети называют слова с этим звуком , кто больше назовет, тот побеждает.
Дедушка Кееда:Ребята , вы молодцы, много слов знаете с калмыцкими звуками,а кто знает пословицы про ученье ?(дети говорят пословицы )
Багш:Ребята нам нужно отправляться в детский сад, (благодарят дедушку Кееду , садятся на машину времени и едут обратно.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Редкие птицы Калмыкии
Материал будет полезен для педагогов Калмыкии, этот плакат я сделала по материалам сайта калмприрода....
новогодний праздник калмыков ЗУЛ
Новый год, который праздновали калмыки 16 декабря 2014 года...
Дифференциация воспитания мальчиков и девочек на прогрессивных народных традициях калмыков.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК НА ПРОГРЕССИВНЫХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ КАЛМЫКОВ. Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек не только закономерен, более того – необходи...
Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Моя Калмыкия»
Цель: формировать знания дошкольников о родном крае. Задачи: - продолжать знакомить детей с республикой Калмыкия, с ее столицей, с особенностями природы; познакомить с символам( герб...
калмыкия - мой край родной
презентация...
Конспект занятия по окружающему миру "Калмыкия мой край родной"
Конспект занятия по окружающему миру "Калмыкия мой край родной"...
Краткосрочный проект в средней группе «Мой родной край Калмыкия»
Краткосрочный проект в средней группе «Мой родной край Калмыкия»...