«Легенды народов Севера»
план-конспект занятия

Галлямшина Галия Лутфуллиновна

Воспитание уважения к самобытной культуре коренных народов севера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Легенды народов Севера»22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения

«Легенды народов Севера» 

(для детей старшего дошкольного возраста)



Цель: Воспитание уважения к самобытной культуре коренных

народов севера

Задачи:

 • Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы.
• Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.
• Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.

Предварительная работа:
• Слушание хантыйской музыки, песен.
• Разучивание национальных игр
• Разучивание стихов о Югре.
Атрибуты:
1. Нарты (санки)
2. Маска Солнца
3. Ленты
4. Бубен

5.Шапочки оленя
6. Чум
7. Хантыйский костюм

8. Канаты
9. Раскраски


ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители! Среди просторов нашей страны есть край, где мы с вами  живем, где наш город, наш дом родной. А называется он -   Ханты-Мансийский Автономный Округ.
На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам... Каким?  Ханты и манси.
ВЕДУЩАЯ: Правильно ребята!  Ханты и манси  занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, грибы,  охотятся. Ханты и манси – мудрый народ. Мудрости они учатся у природы. Их так и называют – «Дети природы». Они никогда не берут лишнего у природы: ловят столько рыб - сколько смогут съесть, собирают столько ягод- сколько смогут унести, не губят даже и травинку попросту.
ВЕДУЩАЯ:  У них есть свои сказки и легенды. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по Легендам народов севера. Но сначала вы должны показать, какие вы смелые и ловкие.

  1. Игра «Прыжки через нарты»

Родители и дети прыгают друг за другом через нарты (санки).

А в дорогу мы отправимся на оленьих упряжках.  Надо в стаде  поймать самых сильных оленей.

  1. Игра «Ловля оленей»

Запрягаем оленьи упряжки и в путь.

     3.   Игра: «Оленьи упряжки»
Родители и несколько детей одевают шапочки оленя, а остальные дети садятся в нарты. Едут один  круг, до чума.                              
Около чума всех встречает Хозяйка Тайги.

ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
             Здравствуйте ребята!
             Я – Хозяйка Тайги (Унт)
             Охраняю лес волшебный,
             От рассвета до зари.
             И хочу узнать,
             Сможете ли вы мои загадки отгадать?

Загадки:

-  Положишь в воду – не тонет, в огонь положишь – не горит.         (Лед)

-  Сто человек в одежде, другие сто раздетые.        (Деревья зимой)

-  Хозяин лесной просыпается весной,
   А зимой под снежный вой

   Спит в избушке снеговой.            (Медведь)

-  Посреди болота женщина в красном платке сидит.         (Морошка)

-  Ляжет – калач, встанет – стол.     (Собака)

-  Травы копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
    Ходит смело и легко, рога раскинув широко.     (Лось)

-  Быстрее сотни ног, быстрее сотни крыльев.       (Мысль)

-  Остренькие зубки, рыженькая шубка.
   Хитрый, маленький зверек по деревьям прыг да скок.      (Белка)

-  Двое рядом соревнуются, никто не может победить.     (Лыжи)

-  Под водой сто глаз.   (Сети) 

-  Водяные мастера строят дом без топора,
   Дом из хвороста и тины – называется плотина.      (Бобер)

ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Молодцы, отгадали все загадки. Много легенд я знаю. Сейчас я вам поведаю одну из них.
Давным-давно жила красивая девушка Анне. Она была добрая,  честная и внимательная.  Любили её все в округе. Проезжал, как-то по небу великий и грозный бог Торум. Увидал он её и забрал с собой. Три года плакала красавица Анне, а с неба на землю капали её слезы и наполняли водой реки и озера. Вот так по легенде образовались на Югорской земле все водоемы. 
Много водится в тех реках рыбы разной.
ВЕДУЩАЯ: Ребята, а какие вы знаете реки и озера нашего края? (р.Иртыш, р.Обь, р.Лена, о.Самотлор, о. Светлое. – родители помогают)
В наших реках и озерах водится много рыбы. Я приглашаю вас поиграть.
 2.   Игра «Рыбаки  и рыбки».
Дети и родители становятся в 2 круга. В центр встает родитель – рыбак, все остальные рыбки. Рыбак называет рыбу, которую будет ловить и раскидывает невод (крутит веревку). Участники перепрыгивают ее. Кто наступил на невод, считается пойманным и выходит из игры. Игра  повторяется 3-4 раза.

ХОЗЯЙКА ТАЙГИ: А вот послушайте легенду:
В очень далекие времена, жили-были брат и сестра. Брата звали  Хейро, что означает Солнце, а сестру - Иде, что означает Луна. Попросил как-то Хейро, свою сестру за огнем в чуме присмотреть, чтоб он не погас, а сам  отправился на охоту. Осталась Иде одна дома и уснула, а когда проснулась, увидела, что огонь погас. Испугалась бедная Иде, и побежала просить огонь у великого бога огня Сингэ. Но очень не любил он ленивых людей, и решил наказать Иде. Никогда Иде больше не увидит своего брата Хейро, а брат  будет всегда искать свою сестру Иде. С тех давних пор, только Хейро(Солнце) взойдет на небо, так Иде(Луна) спускается на землю, чтобы брата искать, а как только Иде(Луна) восходит на небосклон, так Хейро(Солнце) спускается на землю, чтоб искать сестру. Так и не могут они встретиться.

ВЕДУЩАЯ: 
Ребята, давайте поиграем с Хейро (Солнцем), чтобы  стало веселее.
2.  Игра «Хейро». 
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. «Солнце» - родитель  сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три - в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.


ХОЗЯЙКА ТАЙГИ: Легенда:
Эта история произошла давным-давно. Жил был один очень жадный человек, звали его Пим. Был он очень жадный. Рыбы в сетях – ему мало, грибов и ягод – мало, чум ему хотелось самый большой.  Как-то раз, пошел Пим на охоту, и поймал небывалой красоты лисицу, а она ему человеческим голосом и говорит: «Отпусти меня, добрый человек, я тебя, чем хочешь, одарю!» Обрадовался жадный Пим и пожелал, чтобы рыба в озерах и все что растет в лесу, принадлежа лишь ему, а на охоте, чтоб только ему зверь попадался. И чтобы вся Тайга лишь ему одному принадлежала. И как только он это сказал, обернулась Лисица в Хозяйку Леса  -  Унт, что означает Тайга. И сказала ему: « Не бывать этому никогда! Ведь Тайга принадлежит всем, и  маленькому паучку, и птице и зверю. А человек здесь только гость»,  но желание  исполнила.  Унт превратила жадного Пима в медведя. С тех пор ходит  Медведь,  как человек на двух ногах  и как зверь на четырех лапах.
ВЕДУЩАЯ: 
Вот так, ребята.  Нельзя быть жадным. Во всем надо знать меру. А сейчас мы с вами поиграем в игру.

3.  Игра «Капканы»
Родители – «капканы», дети – «лисички». Родители образуют парами «капканы» и встают по кругу, подняв руки вверх.  Пока играет музыка (бубен,),  дети пробегают под «капканами», как только музыка завершается, родители закрывают «капканы» и ловят «лисичек».

ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Вот и подошли к концу мои Легенды Народов Севера. А вам, я хочу пожелать, чтобы вы сегодня забрали с собой частичку мудрости и доброты, от моих рассказов. И по старинному обычаю  хочу подарить вам  подарки -  раскраски, на которых изображены узоры  Югорской земли.

Олтул олнэ,   это означает – «Живите в гармонии, живите с миром! »

До свиданья!
Хозяйка Тайги вручает детям подарки - раскраски.
ВЕДУЩАЯ: 
Югорский край, как ты велик, гостеприимен, щедр, красив.
Кругом леса, болота и снега, и это все моя Югра!
Вот и закончилось, наше путешествие, ребята.  Желаем всем добра, тепла и любви близких. Спасибо, что были сегодня с нами. До следующих встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Легенды народов Севера»

Сценарий развлечения "Легенды народов Севера". Цель: Воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов Севера ХМАО - Югра. В сценарии представлены народные игры (ханты), загадки, легенд...

Сценарий развлечения «Легенды народов Севера» (для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: Воспитание уважения к самобытной культуре коренных народов севераЗадачи:·       Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные...

Сценарий развлечения Легенды Народов Севера

Содержание работы: сценарий может быть использован для проведения развлечения в детском саду, как воспитателями, так и музыкальными руководителями с детьми 5-7 лет. Развлечение ориентировано на н...

Сценарий развлечения Легенды Народов Севера

Содержание работы: сценарий может быть использован для проведения развлечения в детском саду, как воспитателями, так и музыкальными руководителями с детьми 5-7 лет. Развлечение ориентировано на н...

«Легенды народов Севера»

Конспект занятий...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...