«Легенды народов Севера»
план-конспект занятия на тему
Предварительный просмотр:
Сценарий развлечения
«Легенды народов Севера».
Цель: Воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югра (ХМАО).
Задачи:
• Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.
• Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.
• Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы.
Предварительная работа
• Слушание хантыйской музыки, разучивание песни «Север наш»
• Подготовка слайдовой презентации
• Вход детей «Волшебный край»
• Разучивание национальных игр
• Разучивание танца «Дружбы»
• Разучивание стихов о Югре.
Атрибуты:
1. Веревочки-косички 2. Маска Солнца 3. Ленты 4. Бубен 5. Чум
6. Хантыйский костюм 7. Раскраски
ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, дорогие ребята! Среди просторов нашей страны есть край, где вы живете, где ваш дом родной, а называется он -
ДЕТИ: Ханты-Мансийский Автономный Округ.
ВЕДУЩАЯ: А старинное название нашего округа – Югра.
На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам... Каким?
ДЕТИ: Ханты и манси.
ВЕДУЩАЯ: Правильно ребята! Живут ханты и манси в лесу, растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Ханты и манси – мудрые народы. Мудрости они учатся у природы. Их так и называют – «Дети природы». Они никогда не берут лишнего: ловят рыбы столько - сколько смогут съесть, собирают столько ягоды - сколько смогут унести, не губят даже и травинку попросту. А теперь давайте посмотрим презентацию про край, в котором живет этот удивительный народ!
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЮГРА»
ВЕДУЩАЯ:
Ребята, давайте послушаем стихи про нашу землю Югорскую…
1. РЕБЕНОК:
Моя Югра – заветный край России
Земля легенд и сказок старины.
Твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
2. РЕБЕНОК:
Можно сколько хочешь восхищаться,
Знаю, каждый славит край родной,
Но не перестану восторгаться,
Воспевать любимый Север свой!
ПЕСНЯ «СЕВЕР НАШ»
1.Мы на севере живем, в гости вас к себе зовем,
И грибы и ягоды собирать мы в лес пойдем.
ПРИПЕВ: Люди все говорят,
Что наш край красив, богат,
И полярное сиянье
Каждый видеть очень рад.
2. Кто на севере бывал, ночки светлые видал.
Полюбил он всей душой север наш дорогой.
ПРИПЕВ:
3. Мы на севере живем, в гости вас к себе зовем,
Голубику и чернику собирать мы в лес пойдем.
ПРИПЕВ:
ВЕДУЩАЯ: Культура народов Севера очень разнообразна, очень много мифов и легенд есть у народов ханты и манси. И все они неразрывно связаны с природой.
Сегодня мы отправимся путешествовать по Легендам народов севера.
А для этого нам надо ударить в Волшебный бубен и отправиться в дорогу на оленьих упряжках.
Игра«Оленьи упряжки»
раздаются уздечки, через 1 чел. Идут по кругу.
Открывается занавес, у чума сидит Хозяйка Тайги.
ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
( второй воспитатель)
Здравствуйте ребята! Я – Хозяйка Тайги, Охраняю лес волшебный,
От рассвета до зари. Много сказочных легенд я знаю к себе в гости приглашаю!
Только я хочу узнать Сможете ли загадки отгадать? (ДА!)
Тогда слушайте… Загадки:
Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, | |
Остренькие зубки, рыженькая шубка. | |
Что за зверь зимой холодной | |
Серый зверюшка, длинные ушки, а хвостик клубком, | |
Водяные мастера строят дом без топора, | |
На спине иголки – длинные да колкие, | |
Хозяин лесной просыпается весной, |
ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Молодцы ребятки, отгадали все загадки. Живут на нашем Севере Сказки и Легенды, смелые и героические, затейливые и мечтательные, светлы и улыбчивые. Великое множество их, волшебниц. Весело и вольготно живут они в наших сердцах. Сейчас я вам поведаю о некоторых из них…
Слайд 1 «РЕКИ И ОЗЕРА»
Легенда: Озёра и реки - Озёра без края – Ковши голубые, Вода голубая.
Давным-давно жила Красивая девушка Анне. И не только красива она была внешне, но добрая, и честная, и внимательная. И любили её все в округ. Проезжал, как-то по небу великий и грозный бог Торум увидал он её и решил забрать с собой. Не хотела она покидать края родные, но ничего не поделаешь, пришлось ей уехать с ним. Три года рыдала красавица Анне, а с неба на землю капали её слезы и наполняя реки и озера. Вот так по легенде образовались в Югорской земле все водоемы. А как только, дождь пойдет, жители Севера знают, что Анне и до сих пор скучает по родным краям.
ВЕДУЩАЯ: Ребята, а какие вы знаете реки и озера нашего края? (р. АГАН, р.ОБЬ, о.САМОТЛОР, о. ГОЛУБОЕ.)
А тепер давайте поиграем в национальную игру, которая так и называется
«Ручейки и озера».
Дети строятся по 3 колоны, Звучит быстрая музыка «ручейки» – дети бегают цепочкой друг за другом, медленная музыка «озера» - становятся в круг. Затем повторяется 3-4 раза.
Слайд 2 «СОЛНЦЕ И ЛУНА»
В очень далекие времена, жили-были брат и сестра. Брата звали Хейро, что означает Солнце, а сестру - Иде, что означает Луна. Попросил как-то Хейро, свою сестру за огнем в чуме посмотреть, чтоб он не погас, и отправился на охоту. Осталась Иде одна дома и уснула, а когда проснулась, огонь уже истлел.
Легенда: Испугалась бедная Иде, и побежала огонь просить у великого бога огня Сингэ. Но не любил он ленивых людей, и решил наказать Иде, сказав, что она вечно будет искать своего брата Хейро, а он будет искать её – Иде. С тех давних пор, только Хейро (Солнце) взойдет на небо, как Иде(Луна) спускается на землю, чтобы брата искать, а как только Иде(Луна) восходит на небосклон, так Хейро(Солнце) спускается на землю, чтоб искать сестру. С тех давних пор, не могут они встретиться.
ВЕДУЩАЯ:
Ребята, а давайте поиграем с Хейро (Солнцем), чтобы немного стало веселее.
«Солнце». Один ребенок стоит в центре, расставив руки в стороны, а остальные идут по кругу, как только музыка останавливается, водящий ловит лучиком.
Слайд 3 «ТАЙГА»
Легенда:
Эта история произошла давным-давно. Жил был один очень жадный человек, звали его Пим. Был он очень жадный. Рыбы в сетях - мало, грибов и ягод – мало, чум ему самый большой хотелось.
Как-то раз, пошел Пим на охоту, и поймал небывалой красоты лисицу, а она ему человеческим голосом и говорит: «Отпусти меня, добрый человек, я тебя, чем хочешь, одарю!» Обрадовался жадный Пим и пожелал всего много, чтобы рыба, в озерах принадлежа лишь ему, и все что растет в лесу, и на охоте, чтоб ему только зверь попадался. И вообще все Тайга лишь ему одному принадлежала. И как только он это сказал, как обернулась Лисица в Хозяйку Леса по имени Унт, что означает Тайга. И сказала ему: « Не бывать этому никогда! Ведь Тайга принадлежит всем, от маленького паучка, до большого медведя. А человек здесь только гость, и хозяйничать ему здесь не положено».
Но желание Унт исполнила, превратила жадного Пима в Медведя, с тех пор ходит Медведь и как человек на двух ногах, и как зверь на четырех.
ВЕДУЩАЯ:
Вот так, ребята нельзя быть жадным. Во всем надо знать меру. А сейчас мы с вами поиграем в две игры, которая связана с дарами природы, она называется «Собери ягоды», а другая «Капканы».
3.Игра «Собери ягоды».
Хозяйка тайги называет ягоду, а дети показывают, как её надо собирать. Черемуха – на носочках, морошка – вниз наклон, голубика – на корточках.
4. Игра «Капканы».
Мальчики – «капканы», девочки – «лисички». Мальчики образуют парами «капканы» и встают по кругу, подняв руки вверх. Пока играет музыка девочки пробегают под «капканами», как только музыка завершается, мальчики закрывают «капканы» и ловят «лисичек».
ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Вот и подошли к концу мои Легенды Народов Севера. А вам ребята, я хочу пожелать, чтобы вы сегодня забрали с собой частичку мудрости и доброты, от этих рассказов.
ВЕДУЩАЯ:
Спасибо тебе большое за прекрасные и удивительные Легенды! Мы очень рады, что познакомились с тобой и подружились, а напоследок, ребята подарят тебе замечательный танец Дружбы!
ТАНЕЦ «ДРУЗЕЙ»
ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Сегодня Вы и пели, и танцевали, и в игры народные играли, и много легенд народов ханты и манси узнали. Вам понравилось у меня в гостях? И вы мне тоже понравились, гости дорогие! И по старинному обычаю я хочу вас одарить раскрасками, на которых изображены богатства Югорской земли.
Олтул олнэ! Так звучит приветствие на хантыйском языке
«Живите в гармонии, живите с миром! »До свиданья!
Хозяйка Тайги вручает детям подарки - раскраски. И по музыку уходит.
ВЕДУЩАЯ:
Югорский край, как ты велик, гостеприимен, щедр, красив.
Кругом леса, болота и снега, и это все моя Югра!
Вот и закончилось, наше путешествие. Пора нам ребята, возвращаться в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Легенды народов Севера»
Сценарий развлечения "Легенды народов Севера". Цель: Воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов Севера ХМАО - Югра. В сценарии представлены народные игры (ханты), загадки, легенд...
Сценарий развлечения «Легенды народов Севера» (для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: Воспитание уважения к самобытной культуре коренных народов севераЗадачи:· Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные...
Сценарий развлечения Легенды Народов Севера
Содержание работы: сценарий может быть использован для проведения развлечения в детском саду, как воспитателями, так и музыкальными руководителями с детьми 5-7 лет. Развлечение ориентировано на н...
Сценарий развлечения Легенды Народов Севера
Содержание работы: сценарий может быть использован для проведения развлечения в детском саду, как воспитателями, так и музыкальными руководителями с детьми 5-7 лет. Развлечение ориентировано на н...
Презентация: "Легенды народов Севера"
Презентация...
Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.
Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...
Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.(фото)
Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - вос...