Сценарий развлечения «Легенды народов Севера» (для детей старшего дошкольного возраста)
учебно-методический материал по теме
Цель: Воспитание уважения к самобытной культуре коренных народов севера
Задачи:
· Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы.
· Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.
· Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.
· Формировать у детей любовь и уважение к родителям.
· Привлекать родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада, приобщать семью к здоровому образу жизни;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий развлечения «Легенды народов Севера» (для детей старшего дошкольного возраста) | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий развлечения
«Легенды народов Севера»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: Воспитание уважения к самобытной культуре коренных
народов севера
Задачи:
- Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы.
- Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.
- Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.
- Формировать у детей любовь и уважение к родителям.
- привлекать родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада, приобщать семью к здоровому образу жизни;
Предварительная работа:
• Слушание хантыйской музыки, песен.
• Разучивание национальных игр
• Разучивание стихов о Югре.
Атрибуты:
1. Нарты (санки)
2. Маска Солнца
3. Ленты
4. Бубен
5.Шапочки оленя
6. Чум
7. Хантыйский костюм
8. Канаты
9. Раскраски
ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители! Среди просторов нашей страны есть край, где мы с вами живем, где наш город, наш дом родной. А называется он - Ханты-Мансийский Автономный Округ.
На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам... Каким? Ханты и манси.
ВЕДУЩАЯ: Правильно ребята! Ханты и манси занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, грибы, охотятся. Ханты и манси – мудрый народ. Мудрости они учатся у природы. Их так и называют – «Дети природы». Они никогда не берут лишнего у природы: ловят столько рыбы - сколько смогут съесть, собирают столько ягоды - сколько смогут унести, не губят даже и травинку попросту.
ВЕДУЩАЯ: У них есть свои сказки и легенды. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по Легендам народов севера. Но сначала вы должны показать какие вы смелые и ловкие.
- Игра «Прыжки через нарты»
Родители и дети прыгают друг за другом через нарты (санки).
А в дорогу мы отправимсяа на оленьих упряжках. Надо в стаде поймать самых сильных оленей.
- Игра «Ловля оленей»
Запрягаем оленьи упряжки и в путь.
3. Игра: «Оленьи упряжки»
Родители и несколько детей одевают шапочки оленя, а остальные дети садятся в нарты. Едут один круг, до чума
У чума всех встречает Хозяйка Тайги.
ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Здравствуйте ребята!
Я – Хозяйка Тайги (Унт)
Охраняю лес волшебный,
От рассвета до зари.
И хочу узнать
Сможете ли вы мои загадки отгадать?
Загадки:
- Положишь в воду – не тонет, в огонь положишь – не горит. (Лед)
- Сто человек в одежде, другие сто раздетые. (Деревья зимой)
- Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
- Посреди болота женщина в красном платке сидит. (Морошка)
- Ляжет – калач, встанет – стол. (Собака)
- Травы копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)
- Быстрее сотни ног, быстрее сотни крыльев. (Мысль)
- Остренькие зубки, рыженькая шубка.
Хитрый, маленький зверек по деревьям прыг да скок. (Белка)
- Двое рядом соревнуются, никто не может победить. (Лыжи)
- Под водой сто глаз. (Сети)
- Водяные мастера строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины – называется плотина. (Бобер)
ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Молодцы, отгадали все загадки. Много легенд я знаю. Сейчас я вам поведаю одну из них…
Давным-давно жила красивая девушка Анне. Она была добрая, честная и внимательная. Любили её все в округе. Проезжал, как-то по небу великий и грозный бог Торум. Увидал он её и забрал с собой. Три года плакала красавица Анне, а с неба на землю капали её слезы и наполняли водой реки и озера. Вот так по легенде образовались на Югорской земле все водоемы.
Много водится в тех реках рыбы разной.
ВЕДУЩАЯ: Ребята, а какие вы знаете реки и озера нашего края? (р.Иртыш, р.Обь, р.Лена, о.Самотлор, о. Светлое. – родители помогают)
В наших реках и озерах водится много рыбы. Я приглашаю вас поиграть.
2. Игра «Рыбаки и рыбки».
Дети и родители становятся в 2 круга. В центр встает родитель – рыбак, все остальные рыбки. Рыбак называет рыбу, которую будет ловить и раскидывает невод (крутит веревку). Участники перепрыгивают ее. Кто наступил на невод, считается пойманным и выходит из игры. Игра повторяется 3-4 раза.
ХОЗЯЙКА ТАЙГИ: А вот послушайте легенду:
В очень далекие времена, жили-были брат и сестра. Брата звали Хейро, что означает Солнце, а сестру - Иде, что означает Луна. Попросил как-то Хейро, свою сестру за огнем в чуме присмотреть, чтоб он не погас, а сам отправился на охоту. Осталась Иде одна дома и уснула, а когда проснулась, увидела, что огонь погас. Испугалась бедная Иде, и побежала просить огонь у великого бога огня Сингэ. Но очень не любил он ленивых людей, и решил наказать Иде. Никогда Иде больше не увидит своего брата Хейро, а брат будет всегда искать свою сестру Иде. С тех давних пор, только Хейро(Солнце) взойдет на небо, так Иде(Луна) спускается на землю, чтобы брата искать, а как только Иде(Луна) восходит на небосклон, так Хейро(Солнце) спускается на землю, чтоб искать сестру. Так и не могут они встретиться.
ВЕДУЩАЯ:
Ребята, давайте поиграем с Хейро (Солнцем), чтобы стало веселее.
2. Игра «Хейро».
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. «Солнце» - родитель сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).
Правила игры. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три - в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.
ХОЗЯЙКА ТАЙГИ: Легенда:
Эта история произошла давным-давно. Жил был один очень жадный человек, звали его Пим. Был он очень жадный. Рыбы в сетях – ему мало, грибов и ягод – мало, чум ему хотелось самый большой. Как-то раз, пошел Пим на охоту, и поймал небывалой красоты лисицу, а она ему человеческим голосом и говорит: «Отпусти меня, добрый человек, я тебя, чем хочешь, одарю!» Обрадовался жадный Пим и пожелал чтобы рыба в озерах и все что растет в лесу, принадлежа лишь ему, а на охоте, чтоб только ему зверь попадался. И чтобы вся Тайга лишь ему одному принадлежала. И как только он это сказал, обернулась Лисица в Хозяйку Леса - Унт, что означает Тайга. И сказала ему: « Не бывать этому никогда! Ведь Тайга принадлежит всем, и маленькому паучку, и птице и зверю. А человек здесь только гость», но желание исполнила. Унт превратила жадного Пима в медведя. С тех пор ходит Медведь, как человек на двух ногах и как зверь на четырех лапах.
ВЕДУЩАЯ:
Вот так, ребята. Нельзя быть жадным. Во всем надо знать меру. А сейчас мы с вами поиграем в игру.
3. Игра «Капканы»
Родители – «капканы», дети – «лисички». Родители образуют парами «капканы» и встают по кругу, подняв руки вверх. Пока играет музыка (бубен,) дети пробегают под «капканами», как только музыка завершается, родители закрывают «капканы» и ловят «лисичек».
ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Вот и подошли к концу мои Легенды Народов Севера. А вам, я хочу пожелать, чтобы вы сегодня забрали с собой частичку мудрости и доброты, от моих рассказов. И по старинному обычаю хочу подарить вам подарки - раскраски, на которых изображены узоры Югорской земли.
Олтул олнэ, это означает – «Живите в гармонии, живите с миром! »
До свиданья!
Хозяйка Тайги вручает детям подарки - раскраски.
ВЕДУЩАЯ:
Югорский край, как ты велик, гостеприимен, щедр, красив.
Кругом леса, болота и снега, и это все моя Югра!
Вот и закончилось, наше путешествие, ребята. Желаем всем добра, тепла и любви близких. Спасибо, что были сегодня с нами. До следующих встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры народов севера (для детей старшего дошкольного возраста)
На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры своего и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном общ...
Программа образовательного модуля. Подвижные игры народов Севера. Для детей старшего дошкольного возраста.
Программа образовательного модуля предназначена для инструкторов по физической культуре в детском саду. Программа знакомит детей старшего дошкольного возраста с культурой, играми, природой и жителями ...
Сценарий праздника народов севера «Вороний день» (старший дошкольный возраст 5-7 лет)
Цель празника: приобщение детей к национальным традициям народов Югры....
Проект «Народы Севера» для детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет группы компенсирующей направленности № 08
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера Красноярского края....
Сценарий спортивного праздника «Игры народов Севера» для детей старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет
Познакомить детей с культурой и традициями народов Севера. Способствовать развитию физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости через использование подвижных игр народов Севера...
«Спортивно-игровая мероприятия «Игры народов севера» с детьми старшего дошкольного возраста, 5-6 лет»
В ходе проведения Мероприятия решаются следующие задачи:- знакомство с особенностями традиций, обычаев и образа жизни народов Севера;- популяризация национальных подвижных игр народов Севера среди дош...
Игры народов севера для детей старшего дошкольного возраста
Игры народов севера для детей старшего дошкольного возраста...