Программа патриотического воспитания "Мой край родной"
рабочая программа (подготовительная группа)
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема патриотического воспитания. В дошкольном возрасте закладываются нормы нравственности, чувство привязанности к Родине, родному краю, желание трудиться на благо Родины. Поэтому начинать работу по воспитанию любви к Родине следует начинать с формирования эмоционально-положительного отношения к родному краю. Краеведение выступает мощным средством развития нравственных чувств и понятий, оказывает положительное влияние на формирование личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moy_kray_rodnoy.docx | 32.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЕВАСЮГАНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №6»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом Заведующий МБДОУ
МБДОУ «Средневасюганский «Средневасюганский детский
Детский сад №6» сад №6»
Протокол №______ от __________ __________________________
Приказ №_____от «____________»
Программа по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Мой край родной»
Срок реализации 1 год.
Автор
Чудиновская
Елена Глебовна,
воспитатель.
Средний Васюган
2021
СОДЕРЖАНИЕ
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1Пояснительная записка …………………………………………………….3
1.2Актуальность программы…………………………………………………..4
1.3Цели и задачи реализации Программы……………………………………4
1.4Принципы и подходы реализации Программы …………………………..5
1.5Возрастные особенности детей, участвующих в программе…………….5
1.6Ожидаемые результаты…………………………………………………….7
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1Учебно-тематическое планирование………………………………………7
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1Методическое обеспечение Программы…………………………………..10
3.2Материально-техническое обеспечение Программы……………………..10
4.ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………10
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Программа по патриотическому воспитанию «Мой край родной» (далее – Программа) составлена с учетом основной образовательной программы МБДОУ «Средневасюганский детский сад №6».
В основе Программы - концептуальные положения Примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (вступил в силу 01.09.2013 г.).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”» (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г., № 28564).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013, № 30038).
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения само обследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г., № 28908).
7. Устав МБДОУ «Средневасюганский детский сад № 6».
Программа обеспечивает знакомство детей дошкольного возраста c социальным и природным миром с. Средний Васюган.
При разработке содержания в Программе учтены следующие положения:
- социальный заказ общества на интеграцию личности ребенка в региональную культуру;
- специфика реализации регионального содержания в дошкольном образовании;
- применение принципов, соответствующих личностно-развивающему и гуманистическому характеру взаимодействия взрослых и детей.
Срок реализации: 1 год.
Возраст детей: 6-7 лет
1.2 Актуальность программы.
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема патриотического воспитания. В дошкольном возрасте закладываются нормы нравственности, чувство привязанности к Родине, родному краю, желание трудиться на благо Родины. Любовь к Родине начинается с любви к родным и близким людям, к своему дому, к миру природы, который ребенок непосредственно видит и наблюдает. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, ее истории, прошлому и настоящему, по всему человечеству». Так писал академик Д.С. Лихачев. Поэтому начинать работу по воспитанию любви к Родине следует начинать с формирования эмоционально-положительного отношения к родному краю. Краеведение выступает мощным средством развития нравственных чувств и понятий, оказывает положительное влияние на формирование личности ребенка.
В процессе ознакомления с социальным, культурным и природным миром села, с его историей у ребенка формируется осознанное отношение к окружающей действительности, чувство принадлежности к окружающему социуму, ценностное отношение к исторической Родине.
Любовь к своему дому, к своему детскому саду, посёлку, где он родился, чувство восхищения родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине.
1.3 Цель и задачи реализации Программы
Цель программы: воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с родным краем.
Задачи программы:
Знакомить детей с родным посёлком, его достопримечательностями;
формировать представление о том, чем славен родной край,
формировать представления о природе родного края, воспитывать бережное отношение к окружающему;
вызвать интерес к истории родного края и страны в целом;
формировать представления о своей стране – России;
воспитывать чувство сопричастности к событиям, происходящим в стране и посёлке, чувство гордости за свою страну;
формировать представления о защитниках Отечества;
рассказать о ветеранах ВОВ, вызвать к ним уважение, желание помогать старшему поколению.
1.4 Принципы и подходы реализации программы
В соответствии с требованиями ФГОС ДО основой Программы являются личностно-ориентированный и деятельностный подходы к образованию и развитию ребенка.
Деятельностный подход является основным, так как обеспечивает активное участие дошкольников в процессе образования и развития.
Личностно-ориентированный подход стимулирует творческую самостоятельность и познавательную активность дошкольников, способствует созданию ситуации успеха и эмоциональной вовлеченности детей в деятельность.
Программа учитывает следующие принципы:
- Принцип наглядности.
- Личностно-ориентированный характер взаимодействия взрослого и ребенка. Уважение личности дошкольника, доброжелательность, учет его интересов.
- Взаимосвязь и сотрудничество с семьями воспитанников.
- Взаимодействие с организациями села, содействие в проведении экскурсий, праздников и т.п.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
- Интеграция всех образовательных областей.
- Возрастные особенности детей, участвующих в программе
Программа «Мой родной край», ориентирована на детей от 5 до 7 лет.
Старший дошкольный возраст характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.
Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.
Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.
В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.
Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.
Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста
1.6 Ожидаемые результаты
Имеют представление о погодных особенностях региона, о культуре, промыслах своего края, об истории возникновения и развития села, о людях прославивших родной край; знают достопримечательности села, животный и растительный мир.
2СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1 Учебно-тематическое планирование
срок | Работа с детьми | Работа с родителями |
сентябрь |
Изготовление поделок
|
|
октябрь | 1. Целевые прогулки – знакомство с достопримечательностями села 2.Игры, направленные на осознание семейных связей и ценностей: «Собери семью», «Составь герб семьи», «Собери брата (сестру) на прогулку», «Семейный ужин» 3.Изготовление поздравительных открыток к Дню старшего поколения 4.Игровое занятие «Моя родословная» 5.Праздник «Осенины» | 1.Участие в вечере «Моя родословная» 2. Оформление альбома «Наш Васюганский край родной» |
ноябрь | 1.Экскурсия по улицам села 2.Рисование на тему «Мой дом, моя улица» 3.Игры на различение города и села: «Город-село», «Городской, сельский транспорт», «Построй село, город» 4.Разучивание стихотворений, пословиц о Родине 5.Развлечение «Любите родную природу» 6.Занятие «Моя улица, мой дом» |
|
декабрь | 1.Экскурсия в школьный музей 2.Изготовление макета «Моё село» 3.Игры на осознание взаимосвязей в природе: «Лесные этажи», «Лесная прогулка», «Пирамида», «Цепочка» 4.Занятие «Наше подворье» 5.Досуг «Путешествие по родным местам» |
|
январь | 1.Целевое посещение библиотеки – подбор литературы о военной технике 2.Изготовление военной техники из бросового материала 3.Игры на сравнение военной, гражданской техники прошлых лет и современной: «Разрезные картинки», «Лото» 4.Занятие «История одной улицы» 5.Развлечение «Рыцарский турнир» |
|
февраль | 1.Посещение выставки, посвящённой Дню Защитника Отечества в Доме Культуры 2.Изготовление поздравительных открыток для пап (аппликация) 3.Спортивная игра «Военные учения» 4.Чтение рассказов об Армии 5.Занятие «Солдаты – защитники Отечества) 6.Праздник «Вперёд, мужчины» |
|
март | 1.Экскурсии на предприятия села 2.Рисование «Кем быть», «Все профессии нужны» 3.Сюжетно-ролевые игры «Пожарники», «Почта», «Школа» 4.Занятие «Трудовые будни села» 5.Развлечение «Посиделки» |
|
апрель | 1.Занятие «Наши пернатые друзья» 2.Изготовление птиц в технике оригами 3.Игра «Узнай место» 4.Занятие «Достопримечательности села» 5.Чтение стихотворений о Васюгане. |
|
май | 1. Экскурсия к памятнику павших воинов 2.Участие в митинге, посвящённого Дню Победы, возложение цветов к памятнику 3.С/Р игры «Лётчики», «Танкисты», дидактические игры на узнавание родов войск: «Угадай, кто я», «Одень солдата», «Кому что» 4.Просмотр презентаций о войне 5.Занятие «Солдат-победитель» 6.Праздник «День Победы» |
|
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
- Методическое обеспечение программы
1.Картотека игр.
2.Конспекты занятий.
3.Наглядный, раздаточный материал.
4.Презентации к занятиям.
3.2Материально-техническое обеспечение программы.
1.Проектор, ноутбук.
2.Магнитофон.
4. Литература
1.Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. ООО «ТЦ Сфера», 2005
2.Алёшина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие – М.,2005
3.Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ
4.Антонов Ю.Е. Наследники Великой Победы: Сборник материалов по
нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников и младших
школьников; Патриотическое пособие; АРКТИ,2010
5.Гаврилова И. Г Истоки русской народной культуры в детском садуСПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2008
6.Дмитриенко З.С, Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое
воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие-СПб;
«ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009
7.Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? - М, Сфера, 2004
8.Маханева М.Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2004
9.Миловский А.С. Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздникахМ, 1987
10.Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей
группе детского сада – М, Мозаика-Синтез.2010
11.Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. ООО «ТЦ Сфера», 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Карелия - мой край родной" для детей среднего дошкольного возраста
Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.Реализация р...
Программа Бурятия - мой край родной!
Парциальная программа по краеведению "Бурятия - мой край родной!" (Краеведение в пиктограммах)...
Программа нравственно-патриотической направленности "Край родной, ты мой любимый"
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:· особенности дошкольного возра...
Рабочая программа кружка «Мой край родной, Башкортостан» для детей старшего дошкольного возраста (срок реализации 1 год, возраст детей с 5-7 лет).
Программа направлена на приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и истории народов Башкортостана, на воспитание патр...
Дополнительная программа "Югра- мой край родной!"
quot;Югра- мой край родной!"...
парциальная программа "Бурятия, мой край родной"
Рабочая программа «Бурятия, мой край родной», является частью основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения М...
Презентация опыта работы по историко-патриотическому проекту "Край родной люби и знай"
В данной презентации обобщен опыт работы по взаимодействию с родителями воспитаннико в рамках проекта "Край родной люби и знай"...