Мастер-класс «Интересные формы работы с детьми (при поддержке детской инициативы)»
материал

Горобец Алла Александровна

Описание интересных форм работы с детьми и как можно использовать на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx345.95 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Интересные формы работы с детьми

(при поддержке детской инициативы)»

Воспитатель: Горобец А.А.

Конспект мастер-класса

«Интересные формы работы с детьми (при поддержке детской инициативы)»

Цель:

Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы применение интересных форм работы с дошкольниками при поддержке детской инициативы.

Задачи:

1. Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

2. Повысить профессиональное мастерство участников.

3. Обозначить актуальность применения интересных форм работы с дошкольниками.

4. Распространить передовой педагогический опыт применения интересных форм работы с дошкольниками при поддержке детской инициативы.

Ход мероприятия:

     Уважаемые коллеги! Мы очень рады видеть Вас на нашем мероприятии.

Вопросы для обсуждения:

- Что такое «Детская инициатива?»

- Как развивать инициативность у дошкольников?

- Как создать условия для поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности?

В литературе сформулированы следующие понятия:

         Детская инициатива   – это самостоятельное внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира.

Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью.

 Инициативность – это частный случай стремления к самостоятельности, изменения форм деятельности. Это мотивационное качество рассматривается и как волевая характеристика поведения человека;

Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:

 Формирование установок «Я могу», «Я сумею»;

 Создание ситуации успеха для каждого ребенка: Это очень просто, я тебе помогу;

 Предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя    все получится»

Для поддержки детской инициативы необходимо:

 Предоставить детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

 Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

 Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

 Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия;

 Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;

Инициативная личность развивается в деятельности!

А так как ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности.

Наиболее эффективными формами работы для поддержки детской инициативы являются:

Применения новых современных форм работы с детьми;

Интегрированной образовательной деятельности;

Проектной деятельности (исследовательские, творческие проекты; ролево-игровые проекты; информационно -практико-ориентированные проекты; творческие проекты в детском саду)

Изготовление макетов;

Проблемная ситуация;

Игровые обучающие ситуации;

Эвристические беседы;

Коллекционирование;

В своей работе с дошкольниками мы используем фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

В развитии детской инициативы и самостоятельности важно:

Постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов;

 «Дозировать» помощь детям. Достаточно просто намекнуть;

 Поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка.

Какие формы организации совместной деятельности детей дошкольного возраста можно использовать в ДОУ?

Форма - это система организации деятельности детей.

Традиционные формы:

1. Формы организации двигательной деятельности:

Зарядка;

Гимнастика после сна;

Физкультминутки на занятиях;

Подвижные игры на прогулке;

Физкультурные занятия фронтальные и подгрупповые.

2. Формы организации работы с детьми по познавательному развитию, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений:

Занятия (словарная работа, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, формирование связной речи и навыков рассказывания, воспитания любви и интереса к художественному слову);

Работа вне занятий (индивидуальная и подгрупповая) беседа с детьми по теме, дидактические игры, работа с материалами книжного уголка, загадывание загадок, придумывание загадок, рассматривание предметов (игрушек), явлений природы, самостоятельная художественно-речевая деятельность, досуг, развлечения, экскурсии различной направленности, целевые прогулки, постановка пьесы, сказки, литературного произведения.

3. Формы по развитию музыкальных, изобразительных способностей:

Общеразвивающие музыкальные и занятия по изобразительной деятельности.

Занятия в кружках;

Игры в составе детского оркестра;

Участие в концертах, выставках для детей и родителей, районных и городских музыкальных конкурсах, фестивалях;

Посещение театров, выставок, концертов.

Нетрадиционные, современные формы организации деятельности детей дошкольного возраста.

1. Нетрадиционные формы занятий:

Интегрированные, основанные на межпредметных связях;

Занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины, на решение ребусов, загадок, головоломок;

Занятия, основанные на методах общественной практики: интервью, аукцион, газета, устный журнал и др.

Занятия- фантазии: сказка, сюрприз, приключения, путешествие и др.

2. Нетрадиционные формы организации деятельности детей вне занятий:

Презентация предмета, события, факта (описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях);

Социодрама (сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев, в основном на этическо-нравственные и патриотические темы);

Чаепитие (обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает);

«Крепкий орешек» (решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых отношений);

День добрых сюрпризов (упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость)

Конверт вопросов (свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке);

Выпускной ринг (итоговое занятие, как отчет о приобретенных знаниях, в конце года, можно приурочить к последнему родительскому собранию);

Дискуссия (используется как способ овладения умением философствовать при решении проблемных задач и необходимости объяснять их решение «Мишке, Зайке, Незнайке - сказочному герою», решая экспериментальные задачи, обсуждая ролевые отношения в разнообразных играх, осуществляя оценку и самооценку исполнения обязанностей дежурных при сервировке стола, календаря и др;

Организация совместно проживаемых событий взрослыми и детьми – беседы, разговор, праздники.

Создание мини-музеев «Военной доблести и славы»,  как путь формирования патриотических чувств старших дошкольников (фото, награды, письма, рассказы, головные уборы, предметы, погоны);

Изготовление дневника группы (помещается рисунок и текст, посвященные какому-нибудь событию в жизни группы. Дети рассматривают его, вспоминают, вновь переживая, свои рассказы. Позднее дневник группы из рукописного, может стать печатным (через компьютер);

Выпуск газеты (Воспитатель предлагает детям рассказать о своей жизни и работе дошкольникам другого детского сада. Но непосредственное общение детей невозможно (например из-за расстояния). Как установить связь? Для этого можно выпускать газету и помещать в ней детские рассказы, рисунки, фотографии, отражающие жизнь группы или детского сада. Изготовленные экземпляры могут также вывешиваться в родительском уголке. Дети активно обсуждают содержание, отбирают материал для следующих выпусков. Выпуская газету, дети еще не знают букв, но ощущают смысл и ценность своей работы.

Предлагаю вам несколько интересных форм работы.

«Конверт дружеских вопросов» — это дружеское приглашение к обсуждению вопросов жизни или свободный обмен мнениями на самые различные темы в дружеской обстановке. Приготавливается большой красивый конверт, в него вкладывается на отдельных карточках множество вопросов любого характера для старшей и подготовительной группы.

В заготовленный конверт дети могут заранее вложить написанные ими вопросы, даже могут указать имя адресата. Их вопросы отпечатывают на карточках для сохранения анонимности. При этом педагог должен быть гарантом тайны.

«Конверт дружеских вопросов» может быть использован и при организации учебной деятельности группы или проверка готовности детей к изучению новой темы.

Одна из модификаций отличается тем, что карточки в «Конверте» могут содержать не только вопросы, а также недописанные фразы, отражающие какую-либо ситуацию в жизни человека: «В свой день рождения я обычно………», «Если у меня плохое настроение……..»,  «Когда я злой.......»,  «Если меня угощают лакомством ……..».

Вопросы о дружбе детям (с ответами)

1. Что такое дружба?
Ответ: это когда люди доверяют друг другу и всегда могут рассчитывать на помощь.

2. Как называют людей, которые дружат?
Ответ: друзьями

3. С чего начинается дружба?
Ответ: с улыбки

4. Какое варенье дал Малыш своему другу Карлсону, чтобы его мотор стал снова работать?
Ответ: малиновое

5. Можно ли купить за деньги верного друга?
Ответ: нет

6. Кто был другом Чебурашки?
Ответ: крокодил Гена

7. Почему нельзя выдавать секрет друга?
Ответ: потому что нужно уметь хранить чужие тайны.

8. Какими словами мы характеризуем друзей?
Ответ: верный, надежный.

9. Каким должен быть человек, желающий иметь друзей?
Ответ: дружелюбным, готовым к общению.

10. Какие основные правила дружбы?
Ответ: не ссориться, уметь уступать, уметь слушать, быть вежливым, честным, не жадничать.

21. Какие основные правила дружбы?
Ответ: искренность, доверие, взаимопомощь.

22. Нужно ли остановить друга, если он делает что-то неправильное?
Ответ: да

Занятия - фантазии: можно привязать к проектам по темам: сказки, приключения, путешествие и.т.д.

К нам сегодня пришли два персонажа, они не помнят из каких они сказок.

(Показываем куклы бабки и деда)

Пожалуйста, вспомните сказку, с участием этих персонажей и обыграйте их. Весь материал, который вам нужен, вы можете выбрать на нашем столе. Вы можете назвать сказку, а можете предложить догадаться, что это за сказка. (Идет обсуждение по выбору сказки, подбор материала 5-10 минут)

Команды представляют свои творческие работы.

 «Скрайбинг» – процесс визуализации сложного содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации. Скрайбинг можно выполнять не только в виде рисунка, но и в виде аппликации, лепки, пластилинографии и т. д.

Таким образом, использование скрайбинга в формировании связной речи детей существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает связную речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.

Предложить коллегам выполнить скрайбинг при разучивания стихотворения

Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. При разучивания стихотворения. 

Послушайте его:

«ЁЛОЧКА» Н. Нищева

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.

«Перед нами елочка». Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Ёлочку)

Следующая строчка – «Шишечки иголочки». Рисуем … И т. д.

Наше стихотворение «нарисовано», скрайбинг готов. А теперь, глядя на него, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение, сказку, рассказ от простого до сложного.

Технология синквейн

Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по определенным правилам».

 Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

 

Правила составления синквейна таковы: (выбираем тему). Педагоги предлагают.

1- я строка - Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

2- я строка - Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

3- я строка - Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

4- я строка - Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме

5- я строка - Слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциации)

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, 

что прежде всего:

- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;

- способствует обогащению и активизации словаря;

- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)

используется для закрепления изученной темы;

является игровым приемом.

Самое главное: Синквейн –получается у всех!

Уважаемые коллеги, сейчас мы с вами практически проиграли ситуации, требующие творчества и инициативы.

Требования к педагогу, осуществляющему педагогическую поддержку:

Доброжелательное отношение взрослого к положительной инициативе; Постоянное одобрение и развитие инициативности;

Предоставление ребенку возможности действовать самостоятельно, по-своему;

Создавать условия для самоутверждения ребенка.

Закончить наше выступление мы бы хотели мыслью о том, что детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником (субъектом) социальных отношений. Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс: по теме: «Формы работы с детьми по систематизации знаний особенностей живой и неживой природы в разные времена года».

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда ребенок начинает осознавать себя частью огромного мира. В своей работе я столкнулась с проблемой запоминания детьми последовательности см...

Мастер - класс для педагогов «Формы работы с детьми по систематизации знаний особенностей живой и неживой природы в разные времена года».

1. способы закрепления признаков времен года, с помощью моделей признаков;2. применение метода мнемотехники для закрепления характерных особенностей времен года, развитие связной речи.3. игра-инсценир...

Мастер- класс по теме: «Формы работы с детьми по систематизации знаний особенностей живой и неживой природы в разные времена года».

Мастер- класс: по теме: «Формы работы с детьми по систематизации знаний особенностей живой и неживой природы в разные времена года»....

Конкурсный материал практико-ориентированного проекта «Тематические студии как инновационная форма организации работы с детьми и поддержки детской инициативы в условиях ФГОС ДОО»

Актуальность проблематики проектаГлавным ориентиром развития современного дошкольного образования становится качество предоставляемых услуг, а так же, его адресность, акцент на личностное развитие каж...

«Детский мастер-класс как эффективная форма работы с детьми с двигательной расторможенностью и дефицитом внимания»

Опыт работы «Детский мастер-класс как эффективная форма работы с детьми с двигательной расторможенностью и дефицитом внимания»...

консультация на тему: "Эффективные формы работы с детьми для развития детской инициативы в процессе музыкальной деятельности"

Данная консультация предназначена для музыкальных руководителей ДОУ и содержит материал по использованию эффективных форм работы с детьми для поддержки детской инициативы в процессе музыкальной деятел...

Детский мастер-класс как эффективная форма работы с детьми с двигательной расторможенностью и дефицитом внимания

Детский мастер-класс как эффективная форма работы с детьми с двигательной расторможенностью и дефицитом внимания...