Проект "Край мой Пензенский"
проект
Долгосрочный проект по патреотическому воспитанию "Край мой Перзенский"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Долгосрочный проект по патреотическому воспитанию "Край мой Пензенский" | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Край мой Пензенский»
Выполнила Исаева Ю.Н – воспитатель разновозрастной группы №6 МАДОУ ДС с. Бессоновка
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый.
Участники проекта: педагоги МАДОУ ДС, воспитанники и их родители.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации: сентябрь 2022г. – май 2025 г.
1. Теоретическая часть.
1.1 Актуальность.
Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, земле-матери, природе.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах города, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.
1.2. Цели и задачи
Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, в специально организованной деятельности, на праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Таким образом, процесс приобщения детей к истокам народной культуры, развитие национального самосознания должно осуществляться не эпизодически, а иметь определенную систему и целенаправленность.
Главной целью является воспитание у дошкольников патриотических чувств на основе ознакомления с народной культурой и историей Пензенского края.
В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаотся следующие задачи:
1. способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего края;
2. воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;
3. содействовать возрождению краевых традиций;
4. развитие интереса к народным традициям и промыслам своего народа;
5. формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
6. обогатить предметно-развивающую среду ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье;
7. ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье;
8. повысить уровень педагогической культуры родителей.
Любовь к Отечеству начинается с любви к малой родине. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Поволжья, Пензенской области. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Работу по патриотическому воспитанию, считаем, следует начинать с изучения методической литературы, которая сегодня позволяет с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду. В ходе проекта мы пыталась систематизировать работу по воспитанию чувства любви к родному городу и к своей стране у детей дошкольного возраста, объединить в единое целое все задачи всестороннего воспитания детей дошкольного возраста: нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание.
Знакомство с материалом мы включаем в разные виды деятельности, предусмотренные общеобразовательной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную и т. д.). На непосредственно образовательную деятельность выносила темы сложные, требующие объяснения, толкования. Знания, полученные во время непосредственно образовательной деятельности, закрепляем в различных формах работы в совместной и самостоятельной деятельности.
Совместная и самостоятельная деятельность включает различные виды деятельности: наблюдения, беседы, игры, труд, изобразительную деятельность, общие или групповые мероприятия, экскурсии, походы.
1.3 Структура.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию по теме «Край мой Пензенский» составлена по всем возрастным группам. Отбор и систематизация знаний проводился с учетом умственных возможностей дошкольников: принималось во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Проек охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа, средний возраст (4-5 лет, средняя группа, старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).
Работу осуществляю по следующим темам:
1. Путешествие по городу – Цели: развивать представления об историческом прошлом и настоящем города, познакомить с символикой города, его достопримечательностями, известными людьми города.
2. Природа родного края - Цели: расширять представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывать чувство ответственности, бережное отношение к природе.
3. Мой дом – моя крепость – Цели: формировать представления о семье, семейных традициях; знакомство детей с жилищем русских людей; расширять знания об устройстве русской избы; пробуждать интерес к русскому национальному костюму; формировать представление о христианских праздниках, познакомить с народами, населяющими пензенскую область.
4. Культурное наследие - Цели: формировать знания о народно-прикладном искусстве края; вызвать восхищение талантами русского народа; приобщать детей к устному народному творчеству, произведениям местных авторов, познакомить с народными традициями.
Тематическое планирование составляю так, чтобы оно способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний. Темы повторяются в каждой возрастной группе, изменяется только их содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Формирование патриотических чувств эффективнее, если семья выступает как равноправный партнер в формировании личности ребенка. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка. Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, города. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся - задача, посильная любой семье. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания любая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Здесь строится…», «Здесь – музей, который рассказывает о прошлом Пензы, знаменитых людях…» и т. д. Чтоб ребенок осознал себя как равноправный член семьи, необходимо ребенка привлекать к посильному труду дома, совместно готовится к отдыху, праздникам. Постепенно ребенок начинает понимать, что он – частица большого коллектива – семьи, детского сада, города, страны.
Проект направлен на то, чтобы родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнёров. Ведь участие родителей в детско-родительских проектах способствует сотрудничеству детского сада и семьи.
Использование потенциала семьи осуществлялось путём:
• участия родителей в выставках семейного творчества;
• предоставления родителями фотографий, альбомов, предметов быта и искусства, хранящихся в семье;
• совместного с детьми участия в развлечениях, пошив русских народных костюмов;
• создания семейного генеалогического древа;
• участия в создании «Книги народной мудрости» - содержание пословиц дети вместе с родителями выражают в рисунках;
• помощи в изготовлении пособий, поделок, дидактических игр.
Особого внимания требует от родителей тема «природа родного края». Ведь именно взрослый близкий человек, которому ребенок доверяет, которого любит, и стремиться подражать является образцом поведения в природе, отношения к живому. Поэтому взрослый должен стать ребенку положительным примером для подражания. Родителям необходимо доверять детям работы по уходу за объектами природы, ведь природа – это источник не только нравственного воспитания, но и трудового.
Для повышения уровня педагогической культуры родителей в рамках проекта были предложены памятки и консультации по патриотическому воспитанию.
2. Практическая часть
2.1 Ожидаемый результат
Ожидаемые достижения на этапе завершения приобщения дошкольников к народной культуре Пензенского края по возрастам.
Младший возраст (3-4 года).
- знать членов своей семьи, имя, отчество родителей;
- знать русский народный костюм;
- знать внешний вид и части русской избы (сени, крыльцо, горница) и некоторые предметы кухонной утвари (чугунок, ухват);
- знать домашних животных и птиц;
- знать овощи и фрукты, выращиваемые в родном городе;
- знать диких животных, деревья и растения лесов пензенского края;
- иметь представления о труде людей ближайшего окружения: помощника воспитателя, повара, врача, дворника;
- знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков и группы;
-знать название города, название своей улицы.
Средний возраст (4-5 лет).
- уметь рассказывать о семье, семейном быте, традициях;
- знать название родного города, своей улицы, крупных улиц города, достопримечательности района;
- знать естественные водоемы г. Пенза;
- знать домашних животных и птиц;
- знать диких животных лесов Пензенской области;
- выделять русскую народную одежду из числа других народных костюмов;
- знать русские традиции, убранство русской избы и предметы быта старины;
- иметь представление о жилище русского народа в историческом прошлом;
- знать профессии взрослых в городе и селе;
- знать народные промысла пензенского края – абашевская игрушка, камешкирская резьба.
Старший возраст (5-6 лет).
- знать свой домашний адрес, название родного города, историю его возникновения, знать название близлежащих улиц;
- знать достопримечательности города Пенза;
- знать основные предприятия г. Пенза, профессии людей в городе и селах;
- знать естественные водоемы и их обитателей Пензенского края;
- знать объекты живой природы лесов, степей Пензенского края;
- знать и называть составляющие русской народной одежды, отличать ее от одежды людей других национальностей;
- иметь представление о народах пензенского края – мордве, их национальной одежде, обычаях и жилище;
- иметь представление о русском жилище в историческом прошлом, народных праздниках;
- знать народные ремесла пензенского края : абашевская игрушка, камешкирская резьба, никольский хрусталь, михайловский соломенный промысел;
- знать произведения пензенских поэтов.
Старший возраст (6-7 лет).
- знать краткие сведения об истории города, символику города, края;
- знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;
-знать достопримечательности города Пенза;
- знать промышленные объекты г. Пенза, профессии людей в городе, селе.
- знать объекты живой природы лесов, степей, водоемов Пензенского края;
- иметь представления о климатических условиях края;
- знать и называть составляющие татарской, мордовской, чувашской и русской народной одежды;
- иметь представление о жилище в историческом прошлом;
- знать народные ремесла пензенского края : оленевское пуховязание, соломинское кружево и вышивка, соломинский ковровый промысел;
- знать известных людей города.
2.2 Диагностические исследования
В ходе проекта были использованы следующие механизмы отслеживания результатов:
- анализ детской деятельности (рассказы о родном городе, рисунки, постройки из конструкторов, аппликации, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры);
- наблюдение за поведением и общением детей (нормы и правила поведения в детском саду и общественных местах, доброжелательные отношения с взрослыми и сверстниками, гуманное отношение к живым объектам природы);
- анкетирование родителей (изучение посещения родителями с детьми различных мест в городе и его окрестностей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД СЕЛА ПОИМ БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Представляю годовой план работы ДОУ на год, реализующий годовые задачи образовательной организации...
Знакомство дошкольников с литературным наследием Пензенского края посредством применения технологии создания мультфильмов.
ФГОС дошкольного образования основывается на принципах «…приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирования познавательных интересов и познав...
Лепбук "Пройдись по Пензенскому краю"
В этом году Сурский край отмечает свое 80-ти летие.К этому событию нам захотелось создать такое пособие для детей, подобрать такие дидактические игры и упражнения, выполняя которые, дети пополнил...
Конспект познавательно-игровой викторины "Знатоки родного края" в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет (К 80-ти летию Пензенской области)
На протяжении всей недели дети знакомились с историей образования Сурского края, с главными достопримечательностями и символами, приобщались к народному быту и культуре народов Пензенской ...
Дидактическая игра -лото "Промыслы Пензенского края"
Наш уголок патриотического воспитания пополнился еще одной игрой по краеведению. Цель данной игры: формировать знания детей о народных промыслах Пензенской области; развивать зрительную память, воспри...
Лепбук "Пройдись по Пензенскому краю"
В этом году Сурский край отмечает свое 80-ти летие. К этому событию нам захотелось создать такое пособие для детей, подобрать такие дидактическиеигры и упражнения, выполняя которые, де...
Дидактическая игра -лото "Промыслы Пензенского края"
Наш уголок патриотического воспитания пополнился еще одной игрой по краеведению. Цель данной игры: формировать знания детей о народных промыслах Пензенской области; развивать зрительную память, воспри...