Конспект НОД с использованием метода интеллект-карт "Мой город важен для России"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Мамзонова Ирина Альбертовна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром Тема «Мой город важен для России» (формирование предпосылок функциональной грамотности с использованием метода интеллект-карт)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_moy_gorod_vazhen_dlya_rossii.docx703.8 КБ

Предварительный просмотр:

Мамзонова Ирина Альбертовна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 1 «Рябинка» г. Нефтеюганска

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром

Тема «Мой город важен для России»

(формирование предпосылок функциональной грамотности

с использованием метода интеллект-карт)

Возрастная группа: подготовительная группа

 

Цель: формирование у воспитанников умения работать с интеллект-картой

Задачи:

- систематизировать знания детей о родном городе с использованием интеллект-карты;

- расширить представления о профессиях нефтяников;

- развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать;

- развивать память, мышление, речь, воображение;

- развивать умение работать в команде; в паре;

- воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него.

Интеграция образовательных областей: 

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа:

1. Создание интеллект-карты «Город Нефтеюганск» в старшей группе.

2. Беседа «С чего начинается Родина ?» , «Нефтеюганск- моя малая Родина»

3. Организация совместных с родителями экскурсий: в «Музей реки Обь», по в лес и парк, экскурсии  по городу Нефтеюганску.

4. Организация дидактических игр на классификацию природных объектов по теме «Труд взрослых.»

5.Чтение художественной литературы: «С чего начинается Родина?» М.Матусовского, М. М. Пришвин «Моя Родина (из воспоминаний детства)», стихи о Родине, о  городе Нефтеюганске.

6. Рассматривание сюжетных картинок и составление по ним рассказа.

Материалы и оборудование: интеллект-карта «Город Нефтеюганск», созданная в старшей группе, интерактивная панель «Teach Touch»,  видеоролик «Быть нефтяником могу», картинки: животные, растения нашей местности, картинки: нефтяные профессии (бурильщик, лаборант, геолог, вышкомонтажник, трубоукладчик), предметы, которые изготавливают из нефтепродуктов; маркеры цветные, клей, салфетки влажные.

Ход занятия:

1.Вводная часть

Воспитатель обращает внимание детей на карту России на экране (1 слайд)

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на карту России.

Что мы можем сказать о нашей стране глядя на  карту?

 (Дети рассуждают и дают ответы: Россия- большая страна, в России много рек, омывается морями, много городов, можем узнать, где находятся разные города, в России  много городов.

-Вы сказали, что много городов. Как обозначаются города на карте? (точками, кружками, это условные знаки для обозначения городов.)

-Чем они отличаются? (большие и маленькие)Почему на карте кружочки разных размеров? (крупные города, в которых миллион жителей обозначаются большими кружками, города поменьше обозначаются маленькими кружками)

- Как вы считаете, какой город на карте России обозначен самым крупным знаком? (Москва, столица нашей Родины)

- Какие города России вы знаете? Дети называют города. Липецк, Сургут, Нефтеюганск, Екатеринбург, Тюмень)  

Дети называют города – воспитатель находит их и показывает на карте. Не все города, которые назвали дети обозначены на карте. 

Воспитатель: Не все города обозначены на карте, но каждый город значим для нашей страны.

-Как называется город, в котором мы живем? (Нефтеюганск). 

-Найдите на карте этот город. (Дети не находят его). Назовите города, которые находятся рядом с городом Нефтеюганск. Они нам помогут определить местонахождение нашего города.

Дети называют города Ханты-Мансийск, Сургут, воспитатель  находит их на карте и нажимает на точку примерного местоположения города Нефтеюганска, и на карте появляется точка с надписью Нефтеюганск

Следующий слайд: карта с обозначением города Нефтеюганска.

2.Введение в проблемную ситуацию. 

Воспитатель: Ребята, вы назвали много городов. А знают ли о Нефтеюганске дети, живущие в других городах?  Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Демонстрируется видеоролик, снятый с детьми города Краснодара «Знаешь ли ты о городе Нефтеюганске?»,  в котором дети говорят о том, что никогда не слышали о таком городе и не знают, где он находится. (Вопросы, которые задавали детям: Ты знаешь о городе Нефтеюганске? Хочешь ли ты узнать о Нефтеюганске?

Воспитатель (эмоционально):

- Ребята, наш город такой красивый, современный, и о нем не знают жители другого города!

-Каждый город значим для России. Как вы думаете, чем наш город значим, важен для России? ( Здесь добывают нефть)

-Что нам поможет рассказать о нашем городе? (умная карта).

Дети месте с воспитателем подходят к магнитной доске, на которой размещена интеллект –карта «Город Нефтеюганск».

3. Актуализация знаний

Воспитатель:  Что могут узнать дети из Краснодара, рассмотрев нашу умную карту? О чем мы говорили, когда составляли эту карту? (о символике города, о зданиях, о памятниках, о транспорте, о профессиях жителей города).

-Можем ли мы рассказать о значимости нашего города, используя эту карту? (Такой же транспорт, похожие памятники, достопримечательности есть во многих городах)

-Вы стали старше, и много нового узнали о Нефтеюганске. Чем же мы можем дополнить нашу умную карту? (Мы можем рассказать о природе нашего города: о животных и растениях). На какие группы можно разделить животных  (на травоядных и хищников) Молодцы. А растения как можем разделить? (деревья, травянистые растения, ягоды).(предлагает назвать деревья, травянистые растения, ягоды) Конечно. У нас растут очень полезные ягоды. Как можно разделить деревья? (хвойные и лиственные),

Воспитатель: Давайте информацию о природе нашего города обозначим на нашей умной карте. Для этого вам нужно разделиться на две команды. В этом вам помогут значки, которые наклеены у вас на груди. (зеленый кружок и желтый кружок.). Обратите внимание, у одного из вас значок отличается. Это командир команды. Команда с зелеными кружками будет приклеивать картинки с животными, команда с желтыми кружками будет приклеивать картинки с растениями.

Воспитатель кладет карту на стол, предлагает командам зафиксировать всю информацию на карте. Организуется художественно- продуктивная деятельность. Дети каждой команды подходят к столам, на которых лежат картинки, делят картинки на группы, затем наклеивают на интеллект-карту. Воспитатель побуждает детей обсуждать идеи, договариваться, прислушиваться к мнению друг друга Командиры команд организуют деятельность членов команды.

Воспитатель: Не забывайте, что все картинки нужно обвести фломастером такого же цвета, какого цвета веточка. Отлично!. Действительно природа нашей местности очень богата и мы можем гордиться ее красотой.

- Ребята, вы сказали, что наш город значим тем, что здесь добывают нефть. Посмотрите на нашу умную карту, на карте нет информации про нефть.  Детям из другого города будет  интересно будет о ней узнать.

- Что вы знаете про нефть? (Она черного цвета, густая, неприятно пахнет, находится под землей, ее добывают). Каким знаком мы можем обозначит нефть ? (каплей черного цвета).

-В какой части карты мы обозначим  информацию о нефти?  (Нефть это природное или рукотворное вещество?).

Воспитатель предлагает одному из детей выбрать маркер соответствующего цвета и   нарисовать на интеллект –карте ветвь «нефть» и обозначить знаком в виде черной капли.  

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, для чего нужна нефть? (Высказывания детей)

Воспитатель: Молодцы! Много предметов, которые изготавливают из нефти, вы назвали!

Вот какое удивительное вещество нефть!

Воспитатель: Люди каких профессий добывают нефть? (нефтяники, геологи, бурильщики)

4.Сообщение новых знаний . Воспитатель: Молодцы, вы назвали некоторые нефтяные профессии. Предлагаю посмотреть фильм о том, как добывают нефть.

Демонстрация видеофильма «Быть нефтяником могу».

Воспитатель:  О каких профессиях вы узнали? Какое оборудование, какие машины нужны для работы людям? (Дети называют профессии:  вышкомонтажник, трубопроводчик, слесарь, оборудование).  

Физминутка музыкальная (видеоролик)

Воспитатель: Предлагаю зафиксировать на карте все, что  узнали.  

Команда с зеленым значком, определите  место на умной карте  и разместите информацию о профессиях, связанных с добычей нефти, оборудование и материалы, нужные людям для работы. Команда с желтым значком, определите  место на умной карте  и разместить информацию о том, что изготавливают из нефти.

5. Работа с интеллект-картой.

Воспитатель предлагает командам зафиксировать всю информацию на карте. Организуется художественно- продуктивная деятельность. Дети работают в командах. Воспитатель побуждает детей обсуждать  идеи, договариваться, прислушиваться к мнению друг друга. Командиры команд организуют деятельность членов команды.

Воспитатель: Отлично справились!

- Ребята, могут ли в городе жить только нефтяники? Докажите, что в городе нужны люди разных профессий.

Дети высказывают свое мнение, аргументируя ответ: например, в городе нужны повара, для того, чтоб нефтяники могли пообедать, врачи, чтобы лечить нефтяников, если они заболеют.

Воспитатель: Вы правы, ребята, все профессии важны, нужны друг другу, связаны между собой.

Воспитатель Ребята, посмотрите на нашу карту. Как много в ней информации  о нашем городе!  Давайте подумаем, как разные части карты могут быть связаны между собой и проведем линии, обозначающие эти связи.

Воспитатель побуждает детей высказываться, выстраивая в речи аргументированные суждения. Дети соединяют линией взаимосвязанные компоненты карты.

6. Рефлексия

Воспитатель: Можем ли мы теперь рассказать детям Краснодара о значимости нашего города, используя эту карту?

-Как мы можем передать эту карту детям из Краснодара? (Сфотографировать и отправить по электронной почте).

Воспитатель: Ребята, вы сегодня отлично потрудились, и создали умную карту, которая помогла нам рассказать о значимости города Нефтеюганска для России. Молодцы! 

Список использованной литературы

  1. Функциональная грамотность дошкольника: как её сформировать?  Интернет-источник:  https://metod.tgl.net.ru/wp-content/uploads/2020/09/ОСНОВЫ-ФГ_ДШ-3-1-.pdf 
  2. Вебинар «Функциональная грамотность дошкольника: как её сформировать? Интернет-источник: https://www.youtube.com/watch?v=iyUUrv2TxtU&t=2254s 
  3. Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста Интернет-источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31030 
  4. Бьюзен Т. Супермышление /Тони и Барри Бьюзен. Минск, 2008
  5. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников. /Журнал Начальная школа, вып.7/12.
  6.  https://www.youtube.com/watch?v=mgN3qmQRMUE «Пойду работать я в ЛУКОЙЛ!» - профессии нефтяной отрасли глазами детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с использованием ИКТ Тема: "Улицы города"

Конспект непосредственной образовательной деятельностиво 2 младшей группе общеразвивающей направленности(с ипользованием ИКТ) Автор: Погодина Наталья Викторовна...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию Тема: "Мой город Липецк- капелька России"

Цель: Воспитывать любовь к родному городу - Липецк.Задачи: формировать понятие родины - как страны и малой родины - как места, где человек родился, и живет; формировать представления о флаге, гербе, г...

Конспект занятия с использованием ИКТ "Алушта - мой город родной..."

знакомство с родным городом, привития интереса к родному городу.Гордость за его жителей и его историю. Закрепление экономических понятий. Кльтура поведения....

Конспект ООД в подготовительной группе. «Путешествие по городам «Золотого кольца России» Город Ярославль».

Конспект занятия в подготовительной группе на тему:«Путешествие по городам «Золотого кольца России» Город Ярославль». (Познавательное, развитие речи, конструирование из бумаги)Цель: Расширить зна...

Непосредственно образовательная деятельность "Мой город важен для России"

формирование у воспитанников умения работать с интеллект-картой...