Конспект НОД с использованием метода интеллект-карт "Мой город важен для России"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром Тема «Мой город важен для России» (формирование предпосылок функциональной грамотности с использованием метода интеллект-карт)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_moy_gorod_vazhen_dlya_rossii.docx | 703.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Мамзонова Ирина Альбертовна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 1 «Рябинка» г. Нефтеюганска
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром
Тема «Мой город важен для России»
(формирование предпосылок функциональной грамотности
с использованием метода интеллект-карт)
Возрастная группа: подготовительная группа
Цель: формирование у воспитанников умения работать с интеллект-картой
Задачи:
- систематизировать знания детей о родном городе с использованием интеллект-карты;
- расширить представления о профессиях нефтяников;
- развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать;
- развивать память, мышление, речь, воображение;
- развивать умение работать в команде; в паре;
- воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа:
1. Создание интеллект-карты «Город Нефтеюганск» в старшей группе.
2. Беседа «С чего начинается Родина ?» , «Нефтеюганск- моя малая Родина»
3. Организация совместных с родителями экскурсий: в «Музей реки Обь», по в лес и парк, экскурсии по городу Нефтеюганску.
4. Организация дидактических игр на классификацию природных объектов по теме «Труд взрослых.»
5.Чтение художественной литературы: «С чего начинается Родина?» М.Матусовского, М. М. Пришвин «Моя Родина (из воспоминаний детства)», стихи о Родине, о городе Нефтеюганске.
6. Рассматривание сюжетных картинок и составление по ним рассказа.
Материалы и оборудование: интеллект-карта «Город Нефтеюганск», созданная в старшей группе, интерактивная панель «Teach Touch», видеоролик «Быть нефтяником могу», картинки: животные, растения нашей местности, картинки: нефтяные профессии (бурильщик, лаборант, геолог, вышкомонтажник, трубоукладчик), предметы, которые изготавливают из нефтепродуктов; маркеры цветные, клей, салфетки влажные.
Ход занятия:
1.Вводная часть
Воспитатель обращает внимание детей на карту России на экране (1 слайд)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на карту России.
Что мы можем сказать о нашей стране глядя на карту?
(Дети рассуждают и дают ответы: Россия- большая страна, в России много рек, омывается морями, много городов, можем узнать, где находятся разные города, в России много городов.
-Вы сказали, что много городов. Как обозначаются города на карте? (точками, кружками, это условные знаки для обозначения городов.)
-Чем они отличаются? (большие и маленькие)Почему на карте кружочки разных размеров? (крупные города, в которых миллион жителей обозначаются большими кружками, города поменьше обозначаются маленькими кружками)
- Как вы считаете, какой город на карте России обозначен самым крупным знаком? (Москва, столица нашей Родины)
- Какие города России вы знаете? Дети называют города. Липецк, Сургут, Нефтеюганск, Екатеринбург, Тюмень)
Дети называют города – воспитатель находит их и показывает на карте. Не все города, которые назвали дети обозначены на карте.
Воспитатель: Не все города обозначены на карте, но каждый город значим для нашей страны.
-Как называется город, в котором мы живем? (Нефтеюганск).
-Найдите на карте этот город. (Дети не находят его). Назовите города, которые находятся рядом с городом Нефтеюганск. Они нам помогут определить местонахождение нашего города.
Дети называют города Ханты-Мансийск, Сургут, воспитатель находит их на карте и нажимает на точку примерного местоположения города Нефтеюганска, и на карте появляется точка с надписью Нефтеюганск
Следующий слайд: карта с обозначением города Нефтеюганска.
2.Введение в проблемную ситуацию.
Воспитатель: Ребята, вы назвали много городов. А знают ли о Нефтеюганске дети, живущие в других городах? Посмотрите, пожалуйста, на экран.
Демонстрируется видеоролик, снятый с детьми города Краснодара «Знаешь ли ты о городе Нефтеюганске?», в котором дети говорят о том, что никогда не слышали о таком городе и не знают, где он находится. (Вопросы, которые задавали детям: Ты знаешь о городе Нефтеюганске? Хочешь ли ты узнать о Нефтеюганске?
Воспитатель (эмоционально):
- Ребята, наш город такой красивый, современный, и о нем не знают жители другого города!
-Каждый город значим для России. Как вы думаете, чем наш город значим, важен для России? ( Здесь добывают нефть)
-Что нам поможет рассказать о нашем городе? (умная карта).
Дети месте с воспитателем подходят к магнитной доске, на которой размещена интеллект –карта «Город Нефтеюганск».
3. Актуализация знаний
Воспитатель: Что могут узнать дети из Краснодара, рассмотрев нашу умную карту? О чем мы говорили, когда составляли эту карту? (о символике города, о зданиях, о памятниках, о транспорте, о профессиях жителей города).
-Можем ли мы рассказать о значимости нашего города, используя эту карту? (Такой же транспорт, похожие памятники, достопримечательности есть во многих городах)
-Вы стали старше, и много нового узнали о Нефтеюганске. Чем же мы можем дополнить нашу умную карту? (Мы можем рассказать о природе нашего города: о животных и растениях). На какие группы можно разделить животных (на травоядных и хищников) Молодцы. А растения как можем разделить? (деревья, травянистые растения, ягоды).(предлагает назвать деревья, травянистые растения, ягоды) Конечно. У нас растут очень полезные ягоды. Как можно разделить деревья? (хвойные и лиственные),
Воспитатель: Давайте информацию о природе нашего города обозначим на нашей умной карте. Для этого вам нужно разделиться на две команды. В этом вам помогут значки, которые наклеены у вас на груди. (зеленый кружок и желтый кружок.). Обратите внимание, у одного из вас значок отличается. Это командир команды. Команда с зелеными кружками будет приклеивать картинки с животными, команда с желтыми кружками будет приклеивать картинки с растениями.
Воспитатель кладет карту на стол, предлагает командам зафиксировать всю информацию на карте. Организуется художественно- продуктивная деятельность. Дети каждой команды подходят к столам, на которых лежат картинки, делят картинки на группы, затем наклеивают на интеллект-карту. Воспитатель побуждает детей обсуждать идеи, договариваться, прислушиваться к мнению друг друга Командиры команд организуют деятельность членов команды.
Воспитатель: Не забывайте, что все картинки нужно обвести фломастером такого же цвета, какого цвета веточка. Отлично!. Действительно природа нашей местности очень богата и мы можем гордиться ее красотой.
- Ребята, вы сказали, что наш город значим тем, что здесь добывают нефть. Посмотрите на нашу умную карту, на карте нет информации про нефть. Детям из другого города будет интересно будет о ней узнать.
- Что вы знаете про нефть? (Она черного цвета, густая, неприятно пахнет, находится под землей, ее добывают). Каким знаком мы можем обозначит нефть ? (каплей черного цвета).
-В какой части карты мы обозначим информацию о нефти? (Нефть это природное или рукотворное вещество?).
Воспитатель предлагает одному из детей выбрать маркер соответствующего цвета и нарисовать на интеллект –карте ветвь «нефть» и обозначить знаком в виде черной капли.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, для чего нужна нефть? (Высказывания детей)
Воспитатель: Молодцы! Много предметов, которые изготавливают из нефти, вы назвали!
Вот какое удивительное вещество нефть!
Воспитатель: Люди каких профессий добывают нефть? (нефтяники, геологи, бурильщики)
4.Сообщение новых знаний . Воспитатель: Молодцы, вы назвали некоторые нефтяные профессии. Предлагаю посмотреть фильм о том, как добывают нефть.
Демонстрация видеофильма «Быть нефтяником могу».
Воспитатель: О каких профессиях вы узнали? Какое оборудование, какие машины нужны для работы людям? (Дети называют профессии: вышкомонтажник, трубопроводчик, слесарь, оборудование).
Физминутка музыкальная (видеоролик)
Воспитатель: Предлагаю зафиксировать на карте все, что узнали.
Команда с зеленым значком, определите место на умной карте и разместите информацию о профессиях, связанных с добычей нефти, оборудование и материалы, нужные людям для работы. Команда с желтым значком, определите место на умной карте и разместить информацию о том, что изготавливают из нефти.
5. Работа с интеллект-картой.
Воспитатель предлагает командам зафиксировать всю информацию на карте. Организуется художественно- продуктивная деятельность. Дети работают в командах. Воспитатель побуждает детей обсуждать идеи, договариваться, прислушиваться к мнению друг друга. Командиры команд организуют деятельность членов команды.
Воспитатель: Отлично справились!
- Ребята, могут ли в городе жить только нефтяники? Докажите, что в городе нужны люди разных профессий.
Дети высказывают свое мнение, аргументируя ответ: например, в городе нужны повара, для того, чтоб нефтяники могли пообедать, врачи, чтобы лечить нефтяников, если они заболеют.
Воспитатель: Вы правы, ребята, все профессии важны, нужны друг другу, связаны между собой.
Воспитатель Ребята, посмотрите на нашу карту. Как много в ней информации о нашем городе! Давайте подумаем, как разные части карты могут быть связаны между собой и проведем линии, обозначающие эти связи.
Воспитатель побуждает детей высказываться, выстраивая в речи аргументированные суждения. Дети соединяют линией взаимосвязанные компоненты карты.
6. Рефлексия
Воспитатель: Можем ли мы теперь рассказать детям Краснодара о значимости нашего города, используя эту карту?
-Как мы можем передать эту карту детям из Краснодара? (Сфотографировать и отправить по электронной почте).
Воспитатель: Ребята, вы сегодня отлично потрудились, и создали умную карту, которая помогла нам рассказать о значимости города Нефтеюганска для России. Молодцы!
Список использованной литературы
- Функциональная грамотность дошкольника: как её сформировать? Интернет-источник: https://metod.tgl.net.ru/wp-content/uploads/2020/09/ОСНОВЫ-ФГ_ДШ-3-1-.pdf
- Вебинар «Функциональная грамотность дошкольника: как её сформировать? Интернет-источник: https://www.youtube.com/watch?v=iyUUrv2TxtU&t=2254s
- Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста Интернет-источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31030
- Бьюзен Т. Супермышление /Тони и Барри Бьюзен. Минск, 2008
- Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников. /Журнал Начальная школа, вып.7/12.
- https://www.youtube.com/watch?v=mgN3qmQRMUE «Пойду работать я в ЛУКОЙЛ!» - профессии нефтяной отрасли глазами детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с использованием ИКТ Тема: "Улицы города"
Конспект непосредственной образовательной деятельностиво 2 младшей группе общеразвивающей направленности(с ипользованием ИКТ) Автор: Погодина Наталья Викторовна...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию Тема: "Мой город Липецк- капелька России"
Цель: Воспитывать любовь к родному городу - Липецк.Задачи: формировать понятие родины - как страны и малой родины - как места, где человек родился, и живет; формировать представления о флаге, гербе, г...
Конспект занятия с использованием метода моделирования в группе детей с ОНР
Развитие связной речи детей сОНР...
Конспект занятия с использованием метода моделирования в группе детей с ОНР
Развитие связной речи детей сОНР...
Конспект занятия с использованием ИКТ "Алушта - мой город родной..."
знакомство с родным городом, привития интереса к родному городу.Гордость за его жителей и его историю. Закрепление экономических понятий. Кльтура поведения....
Конспект ООД в подготовительной группе. «Путешествие по городам «Золотого кольца России» Город Ярославль».
Конспект занятия в подготовительной группе на тему:«Путешествие по городам «Золотого кольца России» Город Ярославль». (Познавательное, развитие речи, конструирование из бумаги)Цель: Расширить зна...
Непосредственно образовательная деятельность "Мой город важен для России"
формирование у воспитанников умения работать с интеллект-картой...