Проект «Русь – могучая, певучая, мастеровая» (старшая группа)
проект (старшая группа)
Лопатина Екатерина Александровна, Шифер Наталья Николаевна
Проект «Русь – могучая, певучая, мастеровая» (старшая группа)
Проблема:
1.На сегодняшний день актуальной проблемой дошкольного патриотического воспитания является формальный, теоретический подход в его реализации. Чтобы быть полноценным патриотическое воспитание должно активнее осуществляться через практико-ориентированную внеурочную деятельность ДОУ. Следует понимать, что ребёнку будет гораздо легче и доступнее понять, осознать и принять ценности патриотического воспитания, если оно будет подкреплено практически.
2. Современные дети знают много современных песен, игр, но при этом не могут назвать русские народные сказки, отличить хохлому от гжели, не знают слов русской народной песни «Калинка-малинка». Человек, не знающий свою историю, не погружавшийся в богатство культурного наследия своего народа – это человек без корней, без прошлого.
Актуальность темы.
Патриотическое воспитание детей - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Наследование и преемственность нравственных и эстетических ценностей родной культуры в детском возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, которое ребёнок пронесёт через всю жизнь. Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить, воплотить его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.
С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков, детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание. Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет также важное значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как полноправных граждан России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Русь" | 69.87 КБ |
Проект "Русь" | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Медвежонок» № 40
Проект
«Русь – могучая, певучая, мастеровая»
(старшая группа)
Подготовили:
Воспитатели
Лопатина Екатерина Александровна
Шифер Наталья Николаевна
г.Железногорск
2022 г.
Проблема:
1.На сегодняшний день актуальной проблемой дошкольного патриотического воспитания является формальный, теоретический подход в его реализации. Чтобы быть полноценным патриотическое воспитание должно активнее осуществляться через практико-ориентированную внеурочную деятельность ДОУ. Следует понимать, что ребёнку будет гораздо легче и доступнее понять, осознать и принять ценности патриотического воспитания, если оно будет подкреплено практически.
2. Современные дети знают много современных песен, игр, но при этом не могут назвать русские народные сказки, отличить хохлому от гжели, не знают слов русской народной песни «Калинка-малинка». Человек, не знающий свою историю, не погружавшийся в богатство культурного наследия своего народа – это человек без корней, без прошлого.
Актуальность темы.
Патриотическое воспитание детей - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Наследование и преемственность нравственных и эстетических ценностей родной культуры в детском возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, которое ребёнок пронесёт через всю жизнь. Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить, воплотить его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.
С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков, детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание. Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет также важное значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как полноправных граждан России.
Базовый принцип проекта:
Комплексность - при планировании предполагается использование разнообразных форм, средств, видов, методов, направлений деятельности в их взаимосвязи и единстве.
К старшему дошкольному возрасту у детей увеличивается общая произвольность поведения на основе активного развития волевых процессов. Развивается способность сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвигаемым требованиям. Деятельность ребенка начинает определяться общественными целями. Складываются действенные отношения к родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой. Кроме того, в этом возрасте у ребенка появляется соподчинение мотивов, на основе чего формируются общественные мотивы различных видов деятельности. Это имеет большое значение для воспитания патриотизма у дошкольников, поскольку появление воспитание патриотизма как интегративного нравственного качества личности должно осуществляться комплексно через развитие и обогащение эмоциональной, когнитивной и мотивационно-потребностной сфер психики дошкольника.
Тип проекта: информационно-творческий, среднесрочный
Время проведения: 3 месяца
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Цель проекта:
Для детей – знакомство с русской народной культурой
Для воспитателей – формирование представлений о богатстве, красоте русского культурного наследия через знакомство с традициями, играми, песнями и промыслами нашей страны
Задачи проекта:
Для детей
- Познакомиться с традициями, обычаями русского народа, праздниками
- Научиться играть в русские народные игры
- Научиться петь и понимать русские народные песни и движения
- Погрузиться в мир русских народных промыслов, попробовать себя в роли мастера росписи
Для родителей:
1. Содействие в оформление предметно-развивающей среды предметами русского народного быта
2. Помощь детям в творческом самовыражении.
3. Помощь в поиске и в подборе информации.
Для воспитателей
- Познакомить дошкольников с обычаями, промыслами, традициями нашей страны
- Способствовать формированию умения получать информацию из разных источников, использовать её в своей деятельности.
- Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с традициями своей страны, уважения к искусству своего народа.
- Воспитание интереса к русскому народному творчеству.
- Развитие у детей умения видеть и чувствовать прекрасное вокруг.
- Развитие речи, творческого самовыражения, воображения.
- Создание предметно-пространственной среды группы в русском народном стиле
Методы, приемы, формы, используемые в работе над проектом:
Методы
1.Методы повышения познавательной активности: элементарный анализ; наблюдение; сравнение; метод вопросов; метод повторения; метод моделирования; решение логических задач.
2.Методы повышения эмоциональной активности: словесный; игровой (воображаемая ситуация); придумывание сказок, загадок, рассказов; сюрпризные моменты и элементы новизны; пример взрослого, родителя; юмор и шутки; сочетание разнообразных средств одновременно.
3. Методы обучения и развития творчества: эмоциональная насыщенность окружения; мотивирование детской деятельности; исследование предметов и явлений неживой природы (обследование); прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее, будущее); игровые приемы; проблемные ситуации и задачи; неясные знания (догадки); предположения (гипотезы).
Приемы
показ с пояснением; игровой прием; прием вопросов; использование игрового персонажа; речевой (процесс говорения как образец); действенное соучастие детей; применение выразительных средств речи; демонстрация иллюстраций; рассматривание; использование ТСО; рассказ воспитателя; рассказ детей; чтение.
Формы
Игра
Рисование
Лепка, конструирование, аппликация
Прослушивание музыкальных фрагментов
Прогулка-экскурсия
Театрализованное представление
Рассказ, беседа
Сказки, стихи, потешки
Спортивные соревнования
Русские народные игры
Праздники, массовые мероприятия
Средства измерения
«Диагностика детей старшего дошкольного возраста по декоративно-прикладному искусству» Елена Сырникова (Приложение 1)
Проводилась по пяти показателям:
1. Знание видов декоративно-прикладного искусства;
2. Анализ произведения декоративно-прикладного искусства;
3. Сравнение произведений декоративно-прикладного искусства;
4. Выражение отношения к произведению декоративно-прикладного искусства;
5. Выполнение узора на силуэте из бумаги.
Выполнение заданий проходило в дневное время, индивидуально с каждым ребенком. Выполнение задания предлагалось в виде дидактической игры. Время на ответы не ограничивалось.
В результате проведения диагностики были получены следующие данные:
Высокий уровень.
начало года 0 % исследуемых детей,
конец года (6 детей) 37,5%.
Для этого уровня характерно: ребенок проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Знает характерные особенности большинства народных промыслов. Аргументирует выбор того или иного изделия. Ребенок знает и в основном правильно называет народные промыслы. При восприятии предметов декоративно-прикладного искусства может дать им эстетическую оценку.
Средний уровень.
начало года (2 детей) 12,5 % всех детей, конец года (9 детей) 56,25%.
Ребенок этого уровня проявляет интерес к предметам декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Иногда путается в названии народных промыслов. Не всегда правильно выделяет характерные особенности того или иного изделия. В основном аргументирует свой выбор изделий декоративно-прикладного искусства.
Низкий уровень:
начало года (14 детей) 87,5 % опрошенных детей,
конец года (1 человек) 6,25 %
Дети этого уровня проявляют слабый интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства, неохотно вступает в игру. Ребенок путает и не всегда правильно называет народные промыслы. С трудом выделяет характерные особенности того или иного народного промысла. Затрудняется аргументировать свой выбор, при восприятии предметов декоративно-прикладного искусства затрудняется дать им эстетическую оценку.
Оборудование:
- Справочная литература о русских народных промыслах, о праздниках, традициях, обычаях
- Справочная литература об устройстве дома на Руси
- Видеоаппаратура и видеоролики об истории промыслов, об основных элементах и цветах росписи
- Видеоролики «Экскурсия в мастерскую мастера росписи» - демонстрация работы мастеров промыслов
- Иллюстрации, книги о русских ремеслах, об устройстве избы, о народном костюме.
- Раскраски по промыслам, карандаши, кисти, бумага, пластилин, краски
Ожидаемые результаты:
В процессе информационно-творческой деятельности, дошкольники смогут увидеть насколько богато культурное наследие нашей страны (от игр до промыслов).
Сформируется бережное отношение к народному наследию, традициям, к труду человека.
Расширение и систематизация знаний у детей о народных промыслах, народных праздниках, традициях, песнях, играх.
Изучение мира народных промыслов, народных песен будет сопутствовать творческому самовыражению.
Продукт, получаемый в результате проекта:
- Макет русской народной избы
- Выставка работ ребят-мастеров народной росписи
- Проведение русских народных праздников – День Ивана Купалы, Медовый спас, Яблочный спас, Ореховый спас, День Петра и Февроньи
Рекомендации:
- Знакомство с народными промыслами рекомендуем выстраивать по следующему алгоритму (очень важно в начале выяснить с ребятами что такое промысел, а что такое ремесло):
- Знакомство с промыслом – его история, современная ситуация, элементы росписи, цвета.
- Работа с раскрасками – закрепление элементов, цветов. Видео-экскурсия к мастерам росписи.
- Работа в мастерской – создание своего изделия.
- Работа по проекту подразумевает использование большого количества наглядных материалов, устных текстов, музыкальных отрывков, элементов театральных костюмов, использование информационно-коммуникационных средств.
- В воспитании дошкольников большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявлений чувств взрослых зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности.
Этапы проекта
Предварительный этап:
- Выявление проблемы, разработка цели и задач.
- Проведение мониторинга с детьми.
- Анализ состояния развивающей среды в ДОУ.
Пополнение центров группы:
русскими народными инструментами, костюмами
книгами, иллюстрациями о русских народных промыслах и ремеслах
книгами с русскими народными сказками
оформление группы с использованием элементов русского народного быта (печка, посуда, одежда)
4. Составление плана работы над проектом. Выделение трех основных направлений, трех китов:
- «Традиции» - знакомство с традициями, обычаями русского народа, праздниками
- «Запоем, да заиграем» - знакомство с русскими народными играми и песнями, частушками
- «Город мастеров» - знакомство с русскими народными промыслами
5. Изучение имеющейся информации по теме проекта.
6. Подбор необходимого материала для разработки проекта:
иллюстрации, песни, пословицы, поговорки, стихи, игры
7. Была проведена следующая предварительная работа с детьми и родителями:
Предварительная работа с детьми:
- Изготовление коллекции «Народная кукла без единой иголки» совместно с родителями
Проблемная ситуация – «А какими игрушками играли дети на Руси, в старину?» Знакомство детей с обереговыми, обрядовыми и игровыми куклами. Как их делали, какие традиции.
2. Работа с детьми в рамках «Неделя славянской письменности»
- Изучение вопроса «Откуда появился наш алфавит? Кто его придумал?»
- изготовление своих первых букв имени
3. Рисование и изучение истории «Как появился самовар».
4. Праздник – День России 12 июня
- Оформление группы государственными и негосударственными символами России
- Просмотр видеоролика «День России»
- Прослушивание песен о родине («С чего начинается Родина?, «Над Россией солнце светит»)
- Рассматривание иллюстраций, альбомов «Россия – Родина моя»
- Беседа: «С чего начинается Родина?». Какие государственные и негосударственные символы нашей страны мы знаем?»
Предварительная работа с родителями:
- Познакомить родителей с темой, с основными направлениями и этапами работы
- Консультации в родительский уголок:
-«Влияние народных промыслов на воспитание детей дошкольного возраста».
- «С чего начинается родина?»
Основной этап:
Социально-коммуникативное развитие
- Знакомство с традициями праздников, их празднование:
- День балалайки,
- День солнца,
- Иван Купала,
- День Семьи - экскурсия в городскую библиотеку им.М.Горького
- Медовый спас,
- Яблочный Спас,
- Ореховый спас.
- День народного фольклора – экскурсия в городскую библиотеку им.М.Горького
- Сюжетно-ролевые игры:
«Мастерская росписи»,
«Во кузнице»,
«В гости к матрешкам»,
- Дидактические игры:
«Найди отличия и сходство» (разрезные картинки)
«Подбери картинку к посуде»,
«Назови элементы росписи» (игра с мячом)
«Найди о чем расскажу»
«Составь узор»
«В русской избе»
- Знакомство с различными видами народного искусства
Виртуальный зал городской библиотеки им.М.Горького - «Искусство народов России»
Познавательное развитие
- Беседы:
«Русская изба», «Русский народный костюм»,
«Что такое промысел», «Что такое ремесло»
- Беседы по промыслам, их история, особенности и отличия росписи
- Беседы об истории праздников, правилах и традициях празднования
- Рассматривание тематических альбомов, энциклопедий:
«Народные промыслы», «Такие разные матрёшки», М.Альбедиль «Русские ремесла», Мир энциклопедий «Аванта+»«Русские художественные промыслы», «Искусство – детям»: Г.Величкина «Дымковская игрушка», Л.Куцакова «Чудесная гжель», Л.Орлова «Хохломская роспись», Ю. Дорожин «Городецкая роспись», ФГОС Народное искусство — детям. «Жостовский букет».
- Просмотр видеороликов о промыслах: «Ремесло 87 – Хохлома», «Павлопосадские платки», «Городецкая роспись», «Дымка», «Народные промыслы России – Гжель», видеоролики «В гостях у мастера…»
- Презентация «Жостовские подносы», «Гжель», «Хохлома»
Речевое развитие
- Чтение русских потешек, прибауток, закличек.
- Чтение художественных произведений, сказок
- Сказка-легенда «Цветок – Огонь и цветок «Снежинка».
(жостовский промысел)
- Легенда для знакомства детей с искусством Хохломы.
- Сказка «Нежно голубое чудо»
- Ремесло дороже золота
- Кочнев М. "Шелковые крылья", "Серебряная пряжа", "Миткалевая метель", "Расписной узор", "Сорок веретен"
- Русские народные сказки «Финист – ясный сокол», «Деревянный орел», «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке», «Медведко, Усыня, Горыня и Дубыня», «Марко богатый и Василий Бесчастный», «Семь Симеонов» и др.
- Стихи о промыслых (см.Приложение 4)
- Загадки о народных промыслах
Художественно-эстетическое развитие
- Аппликация «Павлопасадский платок»
- Конструирование «Изба»
- Работа с раскрасками по росписи – Хохлома, Гжель, Городецкая роспись, Дымка, Жостовские мотивы, Павлопасадские узоры
- Рисование – Жостовский поднос, Балалайка – городецкая роспись, ковшик – Хохлома, Тарелочка – Гжель.
- Лепка и роспись – Дымковская игрушка
- Прослушивание музыкальных произведений:
«Хохлома», «Калинка» - при знакомстве с хохломой. Ягода – основной элемент росписи
«Во поле березка стояла» - городецкая роспись
«Во кузнице» - жостовский поднос
«Жили у бабуси, два веселых гуся» - дымковская игрушка
«Павлопосадский платок»,
«Сказочная гжель», «Я встретил розу» - гжелевская роза – основной элемент росписи
Физическое развитие
Подвижные игры:
«Колечко», «Гуси-лебеди», «Бездомный заяц», хороводная игра «Каравай», «Шла коза по лесу», «Трынцы-брынцы бубенцы», «Капуста», «У батюшки Трифона», «Золотые ворота», «Курочка-хохлатка», «Пирог», «Медведь» и другие (см. Приложение)
Заключительный этап
1. Совместное с детьми обсуждение полученных результатов – обобщение и систематизация полученных знаний;
2. Изготовление макета русской избы.
3. Презентация проекта в виде выставки детски работ «Город мастеров» для родителей
В ходе обсуждения все изученного, сделанного, у ребят возник вопрос: «А есть ли народный художественный промысел в нашем, Красноярском крае?». И решили мы все вместе заняться поиском ответа на этот вопрос, совместно с родителями.
И, действительно, нашли такой промысел. Наш народный художественный промысел с 2003 г. – это елочные игрушки красноярской фабрики «Бирюсинка», которая получили диплом лауреата конкурса «100 лучших товаров России» и изделия этой фабрики были отнесены к изделиям народных художественных промыслов. Посмотрев, как изготавливают игрушки, как их расписывают, мы с ребятами тоже попробовали себя в роли художников по росписи елочных шариков.
Вот так закончился наш проект.
Приложение 1
«Диагностика детей старшего дошкольного возраста по декоративно-прикладному искусству» Елена Сырникова
Проводилась по пяти заданиям:
1. Знание видов декоративно-прикладного искусства;
2. Анализ произведения декоративно-прикладного искусства;
3. Сравнение произведений декоративно-прикладного искусства;
4. Выражение отношения к произведению декоративно-прикладного искусства;
5. Выполнение узора на силуэте из бумаги.
Выполнение заданий проходило в дневное время, индивидуально с каждым ребенком. Выполнение задания предлагалось в виде дидактической игры. Время на ответы не ограничивалось.
Показатель | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Знание видов декоративно-прикладного искусства проводилось в форме дидактической игры «Назови правильно» | Проявляет интерес к предметам декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Знает и в основном правильно называет народные промыслы. | Проявляет интерес к предметам декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Иногда путается в названии народных промыслов. | Не проявляет интерес к предметам декоративно-прикладного искусства. Затрудняется назвать народные промыслы |
Анализ произведения декоративно-прикладного искусства. Для проведения обследования была разработана дидактическая игра «Делаем покупки» | Правильно называет предметы декоративно-прикладного искусства. Описывает подробно, выделяя характерные признаки того или иного промысла, не менее 5. | Правильно называет предметы декоративно-прикладного искусства. Описывает характерные признаки того или иного промысла, не менее 4. | Затрудняется назвать предметы декоративно-прикладного искусства. |
Сравнение произведений декоративно-прикладного искусства. С детьми проводилась дидактическая игра «Подарок» : дошкольники выбирали любые два произведения в подарок Мишутке, затем сравнивали их, находили сходства и отличия. | Проводит последовательное сравнение по сходству и различию. Выделяет средства выразительности (жест, поза, мимика, цвет, композиция). | Проводит сравнение по сходству и различию. Из средств выразительности чаще выделяет цвет, цветовое сочетание изображенных предметов, реже – форму и композиционное решение. Может ошибаться в названии элементов орнамента. | Не может провести сравнение, называет не все элементы узора, путает цвета и материал, из которого оно сделано. |
Выражение отношения к произведению декоративно-прикладного искусства. Проводился этот этап диагностики в форме игры «Выставка». Перед детьми выставлялись предметы и репродукции с изображением декоративно – прикладного искусства и орнамента. Дошкольникам предлагалось выбрать из представленных образцов, наиболее понравившиеся и, обосновав свой выбор, оформить из них выставку. | рко выраженное положительное обоснованное отношение к изделию. Называет элементы росписи, цветового решения. | Дает обоснованную оценку своего отношения к изделию, но свернутую в вербальном плане. | Параметры декоративно-прикладного искусства и узоры рассматривает бегло, без эмоций. |
Выполнение узора на силуэте из бумаги. Дети должны были расписать понравившийся силуэт. | Создает узоры по мотивам декоративно - прикладного искусства. Свободно владеет 3 приемами работы с кистью; При выполнении узора четко следует стилю росписи: вносит новые элементы. Работа всегда завершена. | При выполнении узора соответствие стилю росписи не полное. В отдельных случаях затрудняется в подборе цветовой гаммы. Работа бывает почти полностью завершена. | Изобразительные способности развиты слабо, путается в цветовом решении. |
Приложение 2
Сценарий развлечения «Иван купала»
Девица Красная :
- Здравствуйте, люди! Здравствуйте, добрые! Смотрю, вы уже все собрались.
Да и я пришла, не опоздала.
К празднику собиралась,
Венок плела, наряжалась.
Ведь праздник сегодня не простой.
Праздник волшебный, цветной.
В честь батюшки нашего главного
Ивана Купала славного!
Сегодня праздник огня, воды
и матушки Земли!
Иван Купала - древнейший праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Ещё этот праздник называли Иван Травник или Иван Цветной. Считалось, что все травы, собранные в эти дни, обладают целебной силой. А ещё в эти дни девушки плели венки из полевых цветов.
Ну-ка, отгадайте загадки!
- Белые горошки на одной ножке (ландыш)
- Стоят в поле сестрички:
Жёлтый глаз, белые реснички (ромашки)
- Эй, звоночки, синий цвет!
С языком, а звону нет. (колокольчики)
- Золотой и молодой, за неделю стал седой;
А денёчка через два облысела голова. (одуванчик)
Молодцы, правильно отгадали! На празднике этом украшением служит береза. Стоит, милая, ждет, когда, мы ее нарядим.
Да вот и подруженьки мои на праздник пришли. Давайте, с песней хорошей, березоньку и принарядим.
Хором: Березка, радуйся,
Зеленая радуйся.
К тебе детишки идут.
Славные идут.
Завивать венки идут.
Все украшают берёзку лентами. Девица предлагает встать в хоровод и спеть песню «Во поле береза стояла».
Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.- 2 раза
Не кому березу заломати,
Не кому кудряву заломати,
Люли, люли заломати.- 2 раза
Не будем мы березоньку ломати,
Будем мы кудряву завивати
Люли, люли завивати.-2раза
Девица Красная: - Ну вот, все готово, а самого хозяина праздника нет. (Всматривается в даль)
Приехал Купаленко
На семьдесят тележках.
Привез нам Купаленко
Добра, здоровья, богатства, почести!
Звучит русская народная мелодия, появляется Иван Купала. В его одежде цвета, отражающие огонь, землю, траву, воду. В руке свеча горящая и ветка вербы (купайло). Обходит всех гостей.
Девица Красная: - Здравствуй, Купала, наш веселый!
Князюшка наш летний добрый!
Иван Купала: - Здравствуй, Девица Красная,
Здравствуйте, люди добрые!
-А вот и я – сам Иван Купала. Еще меня называют – цветной, колдовник, травник, веселый, купальник, чистоплотный. Я люблю огонь, воду и землю – матушку нашу. И сегодня-праздник всех этих стихий! Сегодня надо веселиться, петь песни, резвиться. Я пришел к вам с огнем - земным подобием солнца. С ним я буду вас очищать. Живите в здравии, будьте веселы и богаты.
- А теперь окроплю вас водой. Вода сегодня целебная, в ней купалось солнце.
- Чтоб здоровы были, много лет жили!
Красная Девица: Спасибо тебе, Иван Купала!
А давайте ещё освежимся и поиграем с водой!
«Коромысло» - ведро на палочке.
Иван Купала: - Сегодня день полон волшебства. В мой день шепчутся деревья, разговаривают растения. А самое главное чудо – это цветок папоротника. Он расцветает только раз в году. А кто найдет его, тот будет счастлив и найдет клад. Но к этому цветку путь трудный, нужно преодолеть много препятствий. Да и подойти к нему нелегко, так как его охраняет нечистая сила.
Красная девица: А мы с девчатами песню красивую споем, нечисть разжалобим, может цветочек папоротника они нам и подарят.
Давайте, девчата, запевайте.! Песня «Калинка»
Иван Купала: Ну, а чтобы очиститься от всего скверного и от всего плохого всем нужно через огонь прыгнуть. Готовы? (Все прыгают через импровизированный костер)
Красная девица: А мы еще игры знаем. Я всем предлагаю встать парами и поиграть в игру «Ручеек».
Иван Купала: Ну вот, все оказались такими ловкими, находчивыми, умелыми. За праздник всех благодарю. За почитание и уважение. Всем я пожелать хочу здоровья и счастья! Давайте, встанем в хоровод и песню прощальную, величальную Купаленке споем.! (девчата запевают песню).
Приложение 3
Сценарий развлечения «Яблочный спас»
Ребенок:
Спелых яблок ароматом
разбудило утро нас.
Почему так пахнет летом,
солнцем, яблоком сейчас?
Ведущая:
Ребята, что это за дивный и загадочный,
светлый праздник яблочный?
Ребенок:
Спасом яблочным зовется
день, что празднуем сейчас.
Кто откусит - окунется
в лето жаркое тот час.
Ведущий:
Ребята наша встреча будет весёлой и радостной, потому что она посвящена русскому народному празднику с красивым названием Яблочный Спас. Близится время сбора урожая. Первым поводом к радости о щедрости земли стал сегодняшний день.
Пришёл Спас яблочко припас!
На ладошке у ребёнка солнце яркое лежит.
Улыбаются глазёнки, сок по пальчикам бежит.
Все хрустят сегодня сладко, унеслась далёко грусть.
возит яблоки лошадка, пахнет яблоками Русь!
Поздравляю вас всех с праздником, Яблочным Спасом.
Ведущий: В Яблочный Спас обязательно соблюдается обычай оделять всех близких, знакомых, прохожих яблоками, окропленными святой водой в храмах и церквях.
Ещё в этот день люди помогали друг другу, раздавали яблоки и еду всем больным и нищим. Все так и старались делать, потому что, как ты относишься к людям, так и к тебе будут относиться. В этот день люди веселились, пели песни, водили хороводы, играли.
Ведущий: В круг скорее становитесь,
Крепче за руки держитесь,
Начинаем мы сейчас
Развеселый перепляс!
Дети танцуют и поют русскую народную песню «Калинка»
Ведущий: Ребята, а какой у нас сегодня месяц? Ответы детей. Правильно, август.
Ведь с его приходом кроме яблочек спеют ягоды, растут грибочки, орешки созревают.
Ребенок: Зарево раннее – день про запас,
Небо бескрайнее – Яблочный Спас!
Куполом радуга, птица – крестом!
Августу рады! А осень – потом!
Ведуший: Ой, что это? Я слышу шелест листочков. Наверное, к нам в гости сама Яблонька спешит. Да как много наливных яблочек на ней: краснобоких, аппетитных, сочных да спелых.
Яблонька.
Здесь я, здесь я, детвора,
Рада встрече с вами я.
Я под солнышком росла,
Раннею весной цвела.
Меня люди поливали,
Птицы песни напевали,
Солнышко лучами грело,
Чтобы яблочки мои созрели.
Как же вас зовут ребята? Сейчас я сосчитаю до трех и каждый громко — громко выкрикнет свое имя. Раз, два, три — имя свое назови.
(Дети выкрикивают свое имя)
Яблонька:
Скажите-ка, коль вам не сложно,
А что из яблок делать можно?
Ребята перечисляют всё, что делается из яблок: яблоки едят свежие, моченые, печеные, засахаренные, квашеные, маринованные. Их сушат. Из яблок делают сок, яблочный квас, сиропы, компоты, муссы, пюре, суфле, шарлотку, оладьи, пироги, торты, мармелад, варенье, повидло и т. д.
Яблонька
Яблочки есть и для вас,
Ведь сегодня праздник –Спас
И в честь праздника ребята, я зову вас в хоровод.
Хоровод «Яблонька»
Мы любили яблоньку
Раннею весной.
Поливали яблоньку
Талою водой.
Много было солнышка,
Света и тепла.
Маленькая яблонька
Скоро подросла.
2. В этот праздник светлый
Мы к тебе пришли.
Веточки тяжелые
Гнутся до земли.
Яблочки румяные
Ниже опусти
И плодами сладкими
Деток угости.
Ведущий: А Наши детки приготовили частушки, послушай, пожалуйста,!
Частушки
1 ребёнок: Забрела в наш сад коза,
Во все стороны глаза.
Где капуста, Свекла где?
Только яблони везде.
2 ребёнок: Как у нашего Егора
Стал животик, как пригорок.
Он сто яблок одолел,
Но и это не предел.
3 ребёнок: Братец мой по кухне рыщет.
Он пирог из яблок ищет,
Ну, а мне то, что за дело,
Я его давно уж съела.
4 ребёнок: Вот и грозы отгремели,
В саду яблоки поспели
Закрома полным – полны,
Красны яблоки крупны.
5 ребёнок: Обойди весь белый свет,
А вкуснее яблок нет.
Витаминов в них полно –
Это знают все давно.
Яблонька.
Что ж, порадовали вы меня. Вот вам за это яблочко наливное, да не простое, а игровое.
В круг скорее вы вставайте, яблочко передавайте.
Проводится игра «Яблочко по кругу».
Под веселую музыку дети передают яблоко по кругу приговаривая:
Завертелось, закружилось и по кругу покатилось,
Где остановилось, с тем оно и подружилось.
Музыка останавливается у кого яблоко, тот выходит в круг и танцует.
Дети говорят слова:
Выходи, не зевай, свою пляску начинай!
Ведущий. А теперь сыграем в игру, которая называется «Яблочко для Славочки».
Проводится игра «Яблочко для Славочки».
В центр ставят тазик с яблоками, яблок на одно меньше, чем игроков (5 человек). Дети, взявшись за руки ходят по кругу и проговаривают:
Яблочки мы ели, ели да хрустели.
Маленькому Славочке не хватило яблочка.
Во садочек я пойду, Славе яблочко найду.
Как только приговорка заканчивается, дети бегут за яблоками. Кому не хватило – выбывает из игры.
Яблонька.
А вот еще игра одна,
Ух! Интересная она!
На две команды разделитесь,
И друг за другом становитесь.
Сейчас узнаем мы, кто ловко
Всех удивит своей сноровкой.
Проводится игра «Перенеси яблоки».
Делим детей на две команды. В разных концах зала устанавливаем две корзины. Одна из них пустая, а другая заполнена яблоками. Побеждает та команда, которая быстрее перенесет яблоки. Переносить их надо на блюдце.
Яблонька: Ой, какие молодцы, отдохните удальцы! Отгадаете ка загадки, вмиг увидите отгадки.
1.Близнецы на тонкой ветке, все – лозы родные детки.
Гостю каждый в доме рад, это сладкий…(Виноград).
2.Все о ней боксеры знают, с ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа, но на фрукт похожа…(Груша).
3.Знают этот фрукт детишки, любят его есть мартышки.
Родом он из жарких стран, в тропиках растёт…(Банан).
4.С виду он, как рыжий мяч, только вот не мчится вскачь.
В нем полезный витамин, это спелый …(Апельсин).
5.Само с кулачок, красный бочок.
Тронешь пальцем – гладко, а откусишь – сладко…(Яблоко).
Яблонька: Вы, ребята для меня и пели, и плясали, яблок урожай собрали и мне очень хочется угостить вас яблочками.
Приложение 4
Стихи для детей о русских народных промыслах
Дымковские игрушки.
Ах! Чуть жив от восхищенья! | Чем знаменито Дымково? В ней что-то есть от радуги, В ней молодость-изюминка, В.Фофанов | Дымково Есть в России уголок, |
Это что за хоровод В селе Дымково живёт? Платья яркие в горошек, Много точек и дорожек, И на белом материале Узор дети расписали. Постарались от души, Ах! Плясуньи хороши! ………………………… Ходит конь по бережку, Вороной по зелёному. Он головушкой помахивает, Черной гривушкой потряхивает, Золотой уздой побрякивает! ……………………………. Модница-нарядница, Вы куда идёте? С зонтиком и сумочкой Глиняная тётя. | Девица в венце, Румянец на лице, Собой хороша, Стоит, не дыша. ………………… Посмотри, как хороша Эта девица – краса: Тугая чёрная коса, Щёки алые горят, Удивительный наряд. ……………………… Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Сам на лошадке, Дети на телятках, Внуки на ягнятках. | Вот индюк нарядный, Весь такой он ладный. У большого индюка Все расписаны бока. Всех нарядом удивил, Крылья важно распустил. Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост, Точно солнечный цветок. А высокий гребешок, Красный, высоко горя, Как корона у царя. Индюк сказочно красив И напыщен, горделив. Смотрит свысока вокруг Птица важная – индюк. |
Барашек – свисток, Левый рог – завиток, Правый рог – завиток, На груди – свисток. Бока крутые, Рога золотые, Копыта с оборкой, На спине Егорка. ………………………. Кони глиняные мчатся На подставках что есть сил, И за хвост не удержатся, Если гриву упустил. | Через горные отроги, Через крыши деревень Краснорогий, желтоногий Мчится глиняный олень. За оленем – кони, кони Вновь за тридевять земель. И пестреет от погони Глиняная карусель. | Привезли мы глину С дальнего бугра. Ну-ка за работу, Чудо – мастера! Я слеплю лошадку, Я её поглажу И седельце с бахромой На спине прилажу. Слепим, высушим – и в печь! А потом распишем. Будем мы игрушки «печь». Печка жаром пышет. |
Городецкая роспись.
Городецкая роспись – как ее нам не знать. | Есть на Волге город древний, Распускаются букеты, Ярко красками горя, Чудо – птицы там порхают, Будто в сказку нас зовя. Если взглянешь на дощечки, Ты увидишь чудеса! Городецкие узоры Тонко вывела рука! Городецкий конь бежит, Вся земля под ним дрожит! Птицы яркие летают, И кувшинки расцветают! | Яви же щедрость молодецкую – М.Котомцева |
В синих купавках, В красных бутонах, Крупных и мелких Листьях зелёных Привезли ларец Из города ….(Городец). ……………………… Городецкие узоры, Столько радости для глаз! Подрастают мастерицы, Может быть, и среди нас. Сказочные птицы Прилетели на цветы, И украсили мы доски Небывалой красоты.
| По розанам и купавкам Городецкий скачет конь, И цветами весь расписан – До чего ж красивый он! …………………………. Здесь купавки, розаны На деревьях, кустах, Городецкие кони В Городецких лугах. | Городецкая доска. Была доска некрашеной, Обычной, неприглядной. А стала разукрашенной И празднично нарядной. В руках умельца досочка Узором заиграла, Гирляндою из розочек Украшена по краю Вот барышня – красавица Идёт по Городцу И, видно, очень нравится Лихому молодцу. А молодец на конике Красуется верхом, Фуражечка-то новенька, Поддёвочка на нём. Ах, милая провинция В сюжетах Городца! Талантами гордиться ей, Которым нет конца! Куплю я эту досочку, В цене не поскуплюсь. Ах, с городецкой розочкой Я сердцем веселюсь! |
Хохлома
“Хохломская роспись” Хохломская роспись – Что за чародеи П.Синявский. | Стоит студеная зима, | Золотая Хохлома. Вы не знаете, ребята, Отчего и почему Очень часто называют Золотою Хохлому? Разве золотом покрыты В ней деревья и дома, Может всюду там сияют Золотые купола? Деревянная, резная, Расписная Хохлома! Удивительной посудой- Вот чем славится она! Этот тонкий, этот дивный Золотистый завиток! Раз увидишь – не забудешь, И хотел бы, да не мог! Елена Никонова, СПб, 1997г. |
Удивляя, прорастая, Как-то празднично жива Молодая, непростая, Чёрно – красная трава. ……………………….. Хохлома, хохлома – Наше чудо дивное! Мы рисуем хохлому Красоты невиданной. Нарисуем краску Солнечною краской, А цветы – огоньки Красной краской от зари. | Стих. Виктора Набокова “Хохлома”. Птицы и петли, круженья, разводы На деревянном языческом блюде Я разложу их, и гости довольны Щец бы горячих, борща не мешало. | Ветка плавно изогнулась |
Хохлома Посуда не простая, ………………………………………. Кисть хохломская! Большое спасибо! В.Боков. |
Гжель.
Чудо с синими цветами, ……………………. | Есть в Подмосковье такое местечко – Белая рощица, синяя речка. В этой негромкой российской природе Слышится эхо волшебных мелодий. И светлее вода родничковая, И дыхание ветра свежей, Расцветает Гжель васильковая, Незабудковая Гжель. Вот, смотрите, «Рыба – кит», А под ней вода кипит, На спине стоит дворец, Рядом скачет удалец. Здесь две барыни сидят, Пьют чаёк и говорят, Ну а кошка возле ножки Ждёт, когда дадут немножко. | Ай да вазы, что за диво, хороша и та, и та, Все нарядны и красивы, расписные все в цветах! Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки, С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести. Сотворили это чудо не за тридевять земель, Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель. Край фарфорового чуда, а кругом него леса. Синеглазая посуда, как весною небеса. Вазы, чайники и блюда так и светят на столе! Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей! |
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы, Синие птицы по белому небу, | Гжель. Чашка эта голубая | Узоры Гжели Неужели, неужели Вы не слышали о Гжели? Про фаянсовое чудо – Статуэтки и посуду? Только скажем слово «Гжель», И увидишь зимний день – Небо, снега белизну И теней голубизну. Все изделия из Гжели Фон имеют только белый, А на нём лишь синий цвет. А других здесь красок нет. Расцветают на морозе Колокольчики и розы, Хризантемы и ромашки Украшают вазы, чашки… То мазочек, то листочек, Там цветок, тут завиточек, Три мазка широкой кистью – Появился синий листик, Поработал кисти кончик – Распускается бутончик. И прекрасные узоры Там притягивают взоры К сине – белому фаянсу, Сколько блеска, сколько глянца! Неужели, неужели В вашем доме нету «гжели»? Елена Никонова, СПб, 1997г. |
Русский платок.
Разноцветные платки, Набивные шали Скольких женщин на Руси В праздник украшали! Научились мастера Павлова Посада Набивать узоры трав Луга или сада. Длинных нитей переплёт В узелки вязали – Бахромою из кистей Кромку украшали. Знал заветный сундучок С девичьим нарядом Яркий шёлковый платок Павлова Посада… А как девицы пойдут – Расцветает улица, А плечами поведут – Хочется зажмурится. Разбегаются глаза От такого дива, Засмущается душа – Чей платок красивей. Скольких женщин на Руси В праздник украшали Разноцветные платки, Набивные шали! | Павло-Посадский платок | У Посада, у Посада вьётся синяя река, |
Жостово.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект наблюдения за ветром в старшей группе «Ветер, ветер, ты могуч»
Наблюдение за ветром на прогулке в старшей группе" Ветер, ветер, ты могуч" Задачи:1. Формировать представления о взаимосвязи температуры воздуха, силы ветра от времени суток (солнце садится...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему "Ставрополь мастеровой" О.О. "Познавательное развитие"
Конспект НОД по познавательному развитию (региональный компонент) в старшей группе....
Конспект ООД с детьми старшей группы проведенный в рамках работы по региональному компоненту. Тема «Тула - мастеровая». Итоговое мероприятие
Конспект основной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста проведенный в рамках работы по региональному компонентуТема «Тула - мастеровая»...
Выставочный проект «Русь ремесленная» Тематический проект для детей подготовительной группы «Нежно-голубое чудо-сказочная Гжель»
Выставочный проект «Русь ремесленная» Тематический проект для детей подготовительной группы «Нежно-голубое чудо-сказочная Гжель»...
открытое занятие в старшей группе по шахматам "Могучая фигура Ферзь"
Тема :Могучая фигура Ферзь .Цель: знакомить с местом ферзя в начальном положении . Ход ферзя, взятие. Ферзь- тяжелая фигура . Задачи: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь»...
Организация РППС подготовительной группы в рамках года культурного наследия и проекта «Русь – могучая, певучая, мастеровая»
В рамках реализации проекта «Русь – могучая, певучая, мастеровая», одной из задач пред воспитателями и родителями воспитанников являлось организация развивающей п...
Рельефная лепка в старшей группе "Ветер, ветер ты могуч! Ты гоняешь стаю туч"
Сребятами на занятии познакомились с новым приемом лепки-цветовая растяжка.Детям было настолько интересно смешивать цвета, что они очень увлеклись и незаметили как быстро прошло занятие. Вспомнить с р...