«Мой край Донской»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия в подготовительной группе «Мой край Донской»
Цель: формировать у детей интерес к истории своей малой Родины; расширять представления о жизни, быте казаков в далеком прошлом; воспитывать чувство гордости за свой Донской край, чувство причастности к нему.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у меня в руках самое дорогое, что может быть у человека. Издавна на Руси так велось, что уезжая из родного дома, человек брал с собой частицу своей Родины и хранил эту частичку у самого сердца в небольшом расшитом мешочке – кисете. Считалось, что это помогало в трудные минуты, приносило силы.
- Как вы думаете, что ценное находится в моем кисете? (земля)
- Это не просто земля – это наша родная земля.
- А кто знает, как называется земля, на которой мы живем? (Донская земля)
- Почему возникло такое название? (Потому что в нашей области протекает река Дон)
- Как называется главный город в нашей области, который находится на берегу реки Дон? (Ростов-на-Дону)
- Да. Название главного города нашей области тесно связано с названием реки Дон.
- Ребята, вы уже знаете, что в Ростовской области есть свой флаг. Он трехцветный.
- Что означают цвета на флаге?
«Сверху – неба синева
Середина – цвет пшеницы
Вместе с рожью колосится
Самый нижний – красный цвет
Цвет сражений и побед!»
- Могучая река Дон украшает наш Донской край! А какие еще названия реки Дон вы слышали? (Дон – батюшка, Дон – кормилец, Дон – богатырь, Тихий Дон).
- А как называли людей, которые селились на Дону? (казаки) Что означает слово «казаки»? (вольные)
- Как вы думаете, какие они были по характеру? (сильные, смелые, храбрые, выносливые, мужественные)
- А как называли свои дома казаки? (курени)
- Что означает слово «курень»? (круглый) Почему? (Потому что посредине куреня была печь и из комнаты в комнату можно переходить по кругу)
- Чем занимались казаки? (защищали Родину, вели хозяйство, выращивали хлеб, строили дома и т. д.)
- А как вы думаете, кто помогал казаку в военных походах? (конь)
«Конь – верный друг казака»
- Как помогал конь? (выносил раненых с поля боя, помогал спастись от врага, доставлял тяжелые грузы и т. д.)
- В жизни казаку не обойтись без коня. С лошадьми у казаков связано много обычаев и народных примет. А какие из них вы знаете?
1. Казаки устраивали состязания, на которых определялся победитель, который быстрее всех скакал.
2. Годовалого казачонка стригли. Мужчины-казаки несли его к церкви, сажали на коня и обводили вокруг церкви. Если казачонок крепко держался за гриву – то выйдет из него настоящий славный лихой казак.
3. Существовал конский праздник – в этот день кони отдыхали, их кормили досыта, купали в реке, специальными щетками мыли, расчесывали гривы и хвосты, проверяли или меняли подковы.
4. Найти подкову – хорошая примета. Считалось, что конская подкова приносит счастье. Ее вешали над входной дверью куреня – она от всех бед оградит.
- Послушайте пословицы о верном друге казака вы знаете?
«Казак на лошади с пеленок»
«Казак без коня - кругом сирота»
«Казаку конь себя дороже»
«Казак сам не поест, а коня накормит»
«Казак без коня, что солдат без оружия»
Физминутка «Конь»:
Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот,
На ветру играет гривой,
Пышной, сказочной красивой.
Быстро на седло вскочу,
Не поеду – полечу.
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой!
- Ребята, а кто изготавливал подковы для коней казакам? (коваль)
- Некоторые ремесла очень древние и многие из них сейчас позабыты. Посмотрите на свои картинки. Как можно назвать одним словом тех, кто изображен? (ремесленники)
- Ребята, а вы знаете, что первые фамилии казаков произошли от их ремесла? Мы поиграем в игру «Разгадай фамилию».
- Я буду называть фамилии, а вы попробуйте разгадать, от какого ремесла она произошла: Гончаров, Колесников, Ковалев, Рыбников, Чеботарев, Кожевников, Бондарев, Корзинщиков.
Детям предлагаются картинки с костюмами (русский, белорусский, украинский, казачий)
Воспитатель: - Ребята, помогите мне отыскать картинку с казаками. Почему вы решил, что это донские казаки? Какая одежда была у казаков? (шаровары, косоворотка, папаха, фуражка; парочка (юбка с кофтой, шали, платки, кичка, гусарики, чеботы)
Игра «Одень казака и казачку».
Воспитатель: - Донские степные просторы – край необыкновенный! Горьковатый запах степи придает степная полынь.
Горькая, словно казачья судьба, эта трава считается символом казачества.
- Ребята, полынью лечили простуду, бессонницу, заживляли раны. Отвар полыни успокаивает и обезболивает.
В степи казак мог собрать целую аптеку из трав. Какие степные растения вам известны? (чебрец, ковыль, душица, одуванчики, васильки и т. д.)
Воспитатель: - Ребята, я приглашаю вас в наш кинозал – посмотрим фильм о нашем замечательном Донском крае.
Родная степь…
Бескрайние покосы
Кузнечики куют, как ковали
Да солнце по колено бродит в росах,
Да шепчутся о чем-то ковыли.
Вдыхаю полной грудью
Терпкий запах
И радостно кружится голова.
Бреду под солнцем по траве на запад
Шепчу земле хорошие слова
Поля мои, сады мои зеленые
Мой Тихий Дон, озера как моря!
Моя Донщина, солнцем прокаленная,
Ты – сердце, ты – кровинушка моя!
- Ребята, пройдет время, вы вырастите, станете взрослыми, может быть разлетитесь в разные края, но мне бы хотелось, чтобы вы свой родной Донской край всегда вспоминали с нежностью и любовью!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа национально-регионального компонента "Край родной - край Донской"
Содержание Программы национально – регионального компонента "Край родной - край Донской" разработано на основании региональной программой «Родники Дона» Р.М.Чумичева, О.Л. ...
Край Донской - казачий край
Расширятся знания детей о Донском крае, о его коренных жителях - донских казаках. Дети приобщатся к культуре и истории Донского края. Дети должны испытывать чувство гордости за свой родной край....
программа "Край родной - край Донской"
рабочая программа для 3-5 лет...
Конспект занятия по развитию речи старших дошкольников на тему: «Край Донской-казачий край».
Предлагаю вам конспект занятия для детей старшей группы с ОНР. Это конспект занятия по развитию речи, направленный на воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, к своему городу, Донск...
Проект по патриотическому воспитанию "Край Донской, родной мой край!"
Проект предназначен для реализации средних и старших группах детского сада. Способствует развитию чувства патриотизма к малой Родине, знакомство с костюмом,бытом, традициями казачества....
ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ» (средняя группа)
ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ»(средняя группа)...
Конспект занятия "Мой край Донской, мой край казачий" (в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО)
Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной к школе группы. При проведении данного мероприятия решаются следующие задачи: приобщение дошкольников к культуре Донского края, обогащен...