Край Донской - казачий край
материал (старшая группа)
Расширятся знания детей о Донском крае, о его коренных жителях - донских казаках. Дети приобщатся к культуре и истории Донского края. Дети должны испытывать чувство гордости за свой родной край.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательная ситуация для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Донской край" | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории Донского края (жизни предков, к их быту и культуре)
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания детей о Донском крае, о его коренных жителях – донских казаках;
- способствовать приобщению детей к истории и культуре Донского казачества;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к истории своего народа; к его культуре и традициям;
- развивать связную речь, коммуникативные навыки;
- развивать речемыслительную память, используя пословицы.
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ.
Предварительная работа:
Чтение книг «Славен Дон» М.П.Астапенко, М.А.Шолохова «Нахаленок», заучивание казачьих слов и выражений, стихов, былин, рассказов, знакомство с заповедями казаков, рассматривание иллюстраций с изображением жизни казаков, дидактические игры, презентации, видео и фото материалы, игровая деятельность, знакомство с музыкальным творчеством донских казаков, казачьих танцев и песен, рассматривание народных костюмов казаков.
Материал: шкатулка, грамота, с исчезнувшими словами пословиц для игры «Дополни слова», книга о казаках, разработка презентации, подборка музыкального сопровождения для игры «Плетень»
Ход занятия:
Воспитатель вносит в группу коробку.
В: Ребята, посмотрите, что я принесла?
Ответы детей: коробку.
В: Да. А может быть заглянем в неё? Мне кажется в ней много интересного. Давайте её откроем!
Все вместе открывают коробку.
Воспитатель достает письмо и читает стихотворение:
- На свете есть у каждого, наверно, любимый уголок земли! Где жили наши деды, где совершали подвиги они.
Здесь дышится намного легче и свободней,
Любимый наш ты - край Донской!
Казачий край, ты край раздольный!
Гордимся мы твоей судьбой!
В: О чем говорится в этом стихотворении?
Ответы детей (о Родине, о родном крае, о Донском крае)
В: Да, в этом стихотворении говорится о родном крае, о Родине. Для нас Родина – это Донской край. В: Как вы думаете, почему он так называется – Донской край? (находится около реки Дон)
В: Край Донской очень красив и неповторим. Неоглядные равнины, бескрайние степи чаруют своей первозданной красотой. Донской край называют - казачий край!
Ребята, а кто такие казаки?
Ответы детей (люди, которые поселялись небольшими селениями около реки Дон)
В: Давным-давно, вдоль берега реки Дон стали селиться беглые крепостные люди, которые работали на помещиков от зари до зари, но не могли прокормить свои семьи. Бежали они в степи, где было много дичи, селились на островах, около реки Дон, в которой было много рыбы. Так и стали называть этих людей донскими казаками. А место, где они жили – Земля Донских казаков.
В: Ребята, ведь мы с вами тоже Донские казаки? Так как живём недалеко от реки Дон. А хотите узнать историю о наших предках, о том, как жили раньше Донские казаки?
Ответы детей
Воспитатель открывает шкатулку и достаёт книгу.
В: Раньше не было книг, вся информация передавалась из уст в уста, от одного поколения к другому. Были сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни. Они всегда отображали мечты вольных казаков о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее.
В: Казаки были наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы и поговорки, каждая из которых является маленькой мудростью народов Дона.
Не зря говорят, что «На Дону пословица не от безделья молвится».
Для казака Родина - это вера, это семья, это родная земля - это всё, что дорого сердцу!
В: Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о любви к Родине, к Донскому краю?
Ответы детей:
- Казак скорее умрет, чем с родной земли уйдёт (за родную землю бьётся до конца)
- Земля донская - казаку мать родная! (казак никогда не оставит родную землю)
- Для казака, милее всех Родина! (казак Родину не придаст)
- Донская земля дармоедов не кормит (на Дону нужно трудиться, чтобы прожить)
- Целым бы остаться – да с Доном не расстаться;
- Донской казак честь не кинет, хоть головушка сгинет (честь казаку дороже жизни)
Воспитатель достает из шкатулки иллюстрацию, на которой изображены лошади.
В: А еще, казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шёл за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.
В: Ребята, а вы знаете поговорки, пословицы про казака и коня?
Игра «Дополни слова»
Воспитатель достаёт из шкатулки грамоту, в которой исчезли за давностью лет слова, есть начало пословицы, но нет конца. Дети называют исчезнувшие слова.
Казак без коня – как соловей …без чего? (песни).
Казак с конем (когда?) - ….. и ночью, и днем.
Казачьи песни слушать – что?… (мед ) ложкой кушать.
Казак без атамана…кто? (сирота).
Ветру – поле, а казаку – …что? (воля).
Не ленись казак с плужком, весной будешь… с чем? (пирожком)
В: У казаков был свой язык, свой говор, который придавал особый колорит их речи.
- Ребята, предлагаю вспомнить особенные казачьи слова, которые в наше время немного позабылись.
Игра «Забытые слова (на экране появляются изображения, а дети называют их «по-казачьи»)
Все вместе говорят: «Слово ты говори, а потом, по-казачьи повтори»
Ответы детей: Дом-курень, командир-атаман, сапожки-гусарики, полотенце-ручник, туфли-чирики, двор-баз, фартук-запон, котелок-казан, ведро-цибарка, сетка для ловли рыбы-бредень.
В: Прекрасно мы поиграли, все забытые слова вспомнили и назвали! А ещё, казаки были веселыми людьми и очень любили петь, танцевать и в игры играть.
Музыкальная игра «Плетень»
В: Ну, что, ребята, интересно вам было узнать историю о своей Родине, о родном Донском крае? - Тот уголок, который близок сердцу каждого человека, который родился и вырос на Дону. Это яркий край, богатый своей культурой, своими казачьими песнями и танцами. Мы сегодня много вспомнили и узнали о своем родном крае, о его истории, культуре. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем и ценить свое прошлое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спектакль по мотивам Донских казачьих сказок для детей 4 -7лет "Сказ про то, как казак Тишка Лихо Одноглазое перехитрил"
Спектакль показан в рамках Казачьего фестиваля "От Дона Тихого идем" педагогами ДОУ по плану фестиваля:" День казачьей сказки". Главный герой - казак Тишка: смелый, отважный, смекалистый, хитрый, встр...
План работы "Край- Донской казачий"
План работы по ознакомлению дошкольников с историей и культурой донского казачества...
Конспект занятия по развитию речи старших дошкольников на тему: «Край Донской-казачий край».
Предлагаю вам конспект занятия для детей старшей группы с ОНР. Это конспект занятия по развитию речи, направленный на воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, к своему городу, Донск...
ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ» (средняя группа)
ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ»(средняя группа)...
Конспект занятия "Мой край Донской, мой край казачий" (в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО)
Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной к школе группы. При проведении данного мероприятия решаются следующие задачи: приобщение дошкольников к культуре Донского края, обогащен...
Проект "Край Донской- казачий"
Проект- познавательно- творческий, долгосрочный....