Мастер-класс "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"
презентация к занятию (подготовительная группа) по теме
«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»
Мастер-класс для педагогов и детей старшего дошкольного возраста
Одна народная мудрость гласит:
«Расскажи- и я забуду, покажи- и я запомню,
дай попробовать и я пойму»
Цель мастер-класса: знакомство с технологией изготовления народной куклы.
Задачи: представить занятие, как алгоритм технологии мастер класса - моделирование.
- В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла- это детская игрушка в виде Кукол-берегинь делали из того, что было под рукой (солома, лен, мочало, береста).
- Трудно сказать точно, но кукла, как детская игрушка появилась у славян примерно тысячу лет назад. Это подтверждают раскопки под Новгородом. А в других, более ранних цивилизациях гораздо раньше. В британском музее хранится тряпичная кукла, которая принадлежала маленькому римлянину, жившему за 300 лет до нашей эры. Самая же древняя кукла найдена в египетской гробнице. Сделанная из деревянных дощечек, с "волосами" из глиняных бус, она 4 тысячи лет тому назад сопровождала в последний путь своего маленького хозяина – фараона.
- С давних времён тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребёнок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо -неприятностей не миновать. В некоторых избах кукол насчитывалось не меньше сотни. Пока девочка была маленькой, для неё делали кукол мама, бабушка, старшие сёстры. А когда малышке исполнялось пять лет, она должна была сооружать кукол сама. В куклы играли и девочки-малышки, и девушки- подростки, и девушки на выданье.
Они брали своих кукол на посиделки, в гости, в поле. По красоте самодельной куклы судили о вкусе и умениях её хозяйки. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Игры были долгие, обстоятельные.
Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой и оберегом.
Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
- На Руси существовали разные виды традиционной народной куклы.
По назначению:
-обрядовые, обереговые, игровые
- По технологии изготовления:
- скрутки, закрутки или на основе столбика,
-Куватки;
- из тканевых квадратов.
ЗАДАНИЕ 1
Подобрать куклу по описанию и аргументировать свой выбор (1 мин).
- Кукла-пеленашка
Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда и т.п. - все это хранило родовую и генетическую память.
Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони.
- Вепсская кукла (рванка)
Из старых вещей женщины без использования ножниц и иглы делали «вепсскую куклу», чтобы жизнь ребенка была «не резаная не колотая».
Куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы согреть ее. После рождения она висела над ребенком, охраняя его от порчи.
- Десятиручка
Кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось.
Кукла дочка с мамой
Это две одинаковые куклы, но одна из них выполнена из ткани большего размера, а другая — из той, что меньше. Куклы связаны одной ниточкой, символизирующий неразрывную связь в жизни мамы с дочкой.
- Неразлучники (свадебная кукла)
Большое значение на Руси имели свадебные куклы. Некоторых из них клали новобрачной на колени с целью вызвать материнскую силу. Втайне от молодых перед свадьбой еще одну особую куклу шила мать невесты. Во время свадебной церемонии родительница отрывала от подола большой куклы двух маленьких куколок и передавала их новой семье с пожеланиями благополучия и чадородия. Большая кукла оставалась в ее доме.
Куклы передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления, благодаря чему они и сохранились. Во многих домах их насчитывалось до семидесяти штук, что указывает на их важность.
Наступила пора заглянуть в бабушкину корзину, посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем, или, скорее, в нашей памяти, достать тряпочки, ниточки, тесёмочки, всё, что связано с женским рукоделием, открыть душу радости, сделать своими руками игрушку на счастье, здоровье, любовь
Задание 2
Изготовление куклы- куватки
- Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.
Я предлагаю изготовить вместе куклу-куватку.
Родом эта куклу из Тульской губернии. История этой куклы уходит в конец 19 века. Эта тряпичная кукла-оберег изготовлялась для самых маленьких детей из лоскутков цветной ткани и ниток. Разноцветные куватки были яркими и привлекали внимание ребёнка, создавая ему хорошее настроение. Их развешивали над детской колыбелькой целой гроздью, поскольку они служили оберегом для младенца. Важным условием для того, чтобы куклы были оберегами, является их нечётное количество. Делали такую куклу без использования иголки, считая, что металл не должен прикасаться к кукле.
- 1.Возьмите два разных по размеру прямоугольных лоскута яркой ткани.
- 2.Большой лоскут посередине перекрутить жгутом.
- 3.Перевяжите ткань ниткой. Чтобы жгутик образовал петельку. Это будет голова куклы.
- 4.Меньший лоскут скатайте жгутом и перетяните нитками по краям и середине. Это руки куклы.
- 5. Поместите руки под головой куклы. Перевяжите куклу в поясе. В голову-петельку проденьте нитку для подвешивания.
Кукла готова!
Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Рефлексия « Подари кукле бусы»
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал".
Консультация "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал" знакомит педагогов и родителей с различными видами русской народной куклы....
Презентация для детей:"Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"
Продолжать знакомить детей через игрушку с историей, традициями, бытом на Руси. Обогащать словарь детей новыми словами: "Кувадка", "Крупеничка", "Коляда", "Масленица", "Берестушка", и др. Воспитывать ...
Консультация для родителей " Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"
В наше время, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Приобщение детей к русск...
мастер - класс "Кто в куклы не играет, тот счастья не познает"
Игрушки не рождаются сами: их создает человек. А знаете ли вы, что, они являются частью культуры всего человечества, игрушка сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее нар...
Презентация проекта "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"
Народная кукла - средство приобщения детей к истокам русской народной культуры и наша цель - расширить знания о народной культуре, знание истории и традиции игрушечного мастерства, приобщиться к...
«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает»
В настоящее время очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа.Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным иг...
Проект «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» (по мотивам русских-народных тряпичных кукол)
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью...