Коми музыкальные инструменты
план-конспект занятия (старшая группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №117 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар
Конспект организационной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе, Шакировой А.В.
Организованная образовательная деятельность
«Коми музыкальные инструменты и народная музыка коми»
Актуальность
Одна из важнейших социальных функций и основных целей воспитания в современных условиях-это обеспечение формирования национального самосознания личности, а через неё возрождение народов. Самый благородный путь воспитания преданности Отечеству, гордости за него-возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство-то время, когда возможно искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Музыкальное искусство несет в себе огромные возможности для воспитания у детей интернациональных чувств. Формирования у них таких сложных чувств и отношений, как любовь к Родине, к родному краю, к городу, к родной природе. Любовь к Родине - это как любовь к матери, которую мы воспитываем у ребенка с самого раннего детства. Поэтому воспитание чувств национальной гордости предполагает обязательное ознакомление ребенка с трудом, бытом, природой, и конечно же, с искусством народа республики Коми.
Наличие музыкальных способностей у детей облегчает усвоение знаний о национальной культуре и формирует умение играть на национальных шумовых инструментах, а прочные знания коми фольклора и певческие навыки в свою очередь способствуют развитию музыкальных способностей.
Знакомство детей с коми национальными инструментами: зиль-зёль, тотшкодчан, шур-шар, сярган, сера палич.
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к коми народному музыкальному искусству через игровое музицирование.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей о коми народных музыкальных инструментах: их историческом прошлом, особенностях и основных отличий.
Развивающие:
- Развивать умения узнавать (по внешнему виду) собственно музыкальный инструмент, его изображение на фото и иллюстрациях.
- Развивать умения слышать и узнавать «голос» инструмента, его характерные особенности.
- Развивать эмоциональную отзывчивость детей на музыкальные произведения коми песенного творчества.
- Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе беседы.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать и понимать музыкальные произведения, эмоционально откликаться на них.
2. Прививать интерес к музыкальным играм.
- Поощрять творческую активность в самостоятельной и совместной музыкальной деятельности.
Интеграция с другими направлениями: познание, чтение художественной литературы, коммуникация, речевое развитие, здоровье, художественное творчество.
Предварительная работа с детьми и семьями воспитанников:
-Просмотр презентации «Коми народные инструменты»
-НОД ««Мир прошлого коми народных музыкальных инструментов», «Студия звукозаписи», «Наши музыкальные игрушки»
-Прослушивание песен: «Миян коми ворсанъяс» Г. Попов, «Катша-катша», частушек с игрой на инструментах
-Музыкально-дидактические игры «На чём играю?», «Угадай инструмент?», творческое задание «Выбери инструмент».
-Чтение художественной литературы «Рассказ о коми народных музыкальных инструментах»
-Художественное творчество (рисование) «Миян коми ворсанъяс»
-Выставка «Миян коми ворсанъяс»
-Консультации для родителей «Фольклор народа коми. Старинные музыкальные инструменты», «Формирование элементов национального самосознания детей старшего дошкольного возраста»
Материалы: деревянный сундук, коми народные музыкальные инструменты (зиль-зёль, тотшкодчан, шур-шар, сярган, сера палич), компьютер, интерактивная доска, презентация «Коми народные музыкальные инструменты», интерактивная игра «Угадай какой инструмент звучит?», магнитофон, аудиозапись хоровода ««Доли-шели».
Ход деятельности
СЛ.1 КОМИ ИНСТРУМЕНТЫ
Педагог вместе с воспитанниками проходит мимо музыкального зала. Вдруг начинает звучать музыка на коми народных инструментах.
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Что за чудная мелодия? Может зайдем в музыкальный зал и посмотрим от куда эти звуки мелодии раздаются? Посмотрите, у нас в музыкальном зале появился старинный сундучок из нашего коми музея. В этом сундучке раньше хранили вещи и различные старинные предметы. Вы хотите узнать, о каких старинных предметах нам сегодня поведает старинный сундучок?
Ответы детей.
Сундучок мы открываем, что внутри? Сейчас узнаем!
Открываем сундук.
Ребята мы сегодня совершим интересное путешествие в мир коми народных музыкальных инструментов. Давным-давно в деревнях использовались различные музыкальные инструменты, сделанные из разных природных материалов. А как вы думаете, из чего люди в коми крае изготавливали музыкальные инструменты? Почему?
Ответы детей. (Из дерева и ветвей деревьев, коры, бересты, стеблей растений, листьев травы. Т.к. наш коми край богат лесами.)
Воспитатель берет первый музыкальный инструмент - шур-шар. СЛ.2
Воспитатель: Ребята, посмотрите, может кто-то из вас узнает этот музыкальный инструмент и захочет нам рассказать о нем?
Дети: Шур-шар. На погремушку.
Воспитатель: Правильно ребята. Раньше люди делали шур-шар сами из бересты на деревянной основе. Шур-шар получался легким, прочным. Звучание инструмента зависит от того, чем он заполнен. А как вы думаете, дети, чем можно наполнить этот чудесный инструмент?
Ответы детей. (Песком, камнями, крупой и т.д.)
В народе этот музыкальный инструмент использовали как погремушку для малышей.
Шур-шар из бересты,
Из березовой коры.
Шур-шар, шур-шар
На нем сыграет мал и стар.
Послушайте, какие различные звуки можно наиграть этим музыкальным инструментом (воспитатель играет на инструменте шур-шар).
Воспитатель приглашает ребенка повторить.
А вот еще один музыкальный инструмент. Может он вам также знаком дети?
Ответы детей: Зиль-зёль. Изготовлен этот музыкальный инструмент из дерева (осины или ели).
Воспитатель: Правильно дети. Зиль-зёль. Повторим вместе: «зиль-зёль». На что похожи эти звуки?
Ответы детей:
Его звучание похоже на журчание весеннего ручейка. Этот инструмент также использовали, как игрушку для детей. Давайте еще раз повторим его название на коми языке (повторяем).
Зиль-зёль, зиль-зёль,
Словно ручеёк весной.
Всех он звуком привлекает,
Тихо, нежно он играет.
Воспитатель вызывает ребенка поиграть на зиль-зёле.
Воспитатель: Дети, на что похожи эти звуки (ответы детей). На треск, резкий шум, и называется трещотка, по коми "сярган". Дети, давайте повторим все вместе - "сярган".
Раньше использовали сярган для отпугивания лошадей, забравшихся на овсяное поле, и отпугивания ворон от посевов.
Вызываю ребенка и даю поиграть на сяргане.
(Воспитатель берет тотшкöдчан)
А вечером, когда все ложились спать, по деревне ходил сторож, он постукивал колотушкой и таким образом подавал сигнал-предупреждение об охране изб.
Эта колотушка по коми называется "тотшкöдчан". Дети, давайте все вместе повторим: "тотшкöдчан". (колотушка передается от ребенка к ребенку, дети играют).
Давайте вместе еще раз повторим непростое название этого музыкального инструмента. (Дети вместе с воспитателем повторяют.)
И еще один интересный, необычный коми народный инструмент хранится в нашем старинном сундуке – сера палич.
Сера палич также сделан из дерева. Раньше этот инструмент применяли для стирки и глажки белья. Наши бабушки, прабабушки им стирали белье, потом наматывали на палку и гладили. А сейчас это музыкальный инструмент. Давайте дети еще раз повторим название этого музыкального инструмента.
(Дети повторяют.)
А сейчас мы с вами поиграем. Выберете инструменты, покажите и назовите их.
Дети выбирают инструменты, называют их.
Мы с вами постараемся озвучить сказку с помощью коми музыкальных инструментов.
Распределяются роли в зависимости от выбранного инструмента. (Можно использовать маски)
Сера-палич - медведь
шур-шар - еж
тотшкöдчан - заяц
сярган - сорока
зиль-зель - сосульки и ручей
Как только вы услышите в сказке своего героя, вы начинаете играть на своем инструменте.
СКАЗКА
Проснулся медведь в своей берлоге. Ворочался, ворочался, а уснуть не может и заскрежетал зубами. Вылез из берлоги, а там снег да голые деревья стоят. Идет по лесу (сера-палич), деревья скрипят, сосульки звенят (зиль-зель). Скучно ему - все еще спят, и давай медведь лесных зверей будить. Оправился медведь к ежику: «Вставай ежик!» Зашуршал ежик, проснулся (шур-шар). Идут вдвоем дальше, медведь зубами скрипит, ежик рядом шуршит. Видят - заяц на пенечке сидит, лапками стучит (тотшкöдчан). «Заяц, ай да с нами весну встречать!» Идут уже втроем: медведь зубами скрипит, ежик рядом шуршит, заяц лапами стучит. Птицы от такого шума встрепенулись и стали переговариваться - сорока застрекотала (сярган). Все радуются, что скоро наступит весна.
Тут они вышли на полянку и стали радоваться весеннему теплу. Медведь зубами скрипит, ежик рядом шуршит, заяц лапами стучит, сорока стрекочет, а тут и первые весенние ручейки запели свою песенку (зиль-зель). Так все звери и встретили Весну-красну.
Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
Слышите? Нас музыка зовет в коми хоровод! Ребята, потанцуем?
Хоровод «Доли-шели»
Как красиво танцевали, но еще мы не играли! Ребята, поиграем?
Игра «Угадай какой инструмент звучит?»
Сегодня благодаря нашему старинному сундучку мы с вами совершили путешествие в мир коми народных музыкальных инструментов.
- Что интересного вы узнали сегодня? Что понравилось? (коми инструменты в старину были предметами быта, и использовали их по какому-нибудь назначению). Ребята, а с кем бы вы хотели поделиться полученными знаниями о коми музыкальных инструментах? Может быть хотите сыграть на этих инструментах, показать, как они звучат?
Варианты детей (маме, папе, бабушке, друзьям из группы).
Тогда я вам предлагаю ребята, взять коми музыкальные инструменты и отправиться в вашу группу, где мы сможем поиграть и рассказать вашим друзьям о том, что вы нового и интересного узнали на нашем занятии.
Шур-шар – погремушка.
Сера палич – для глажки белья.
Тотшкöдчан – подавали сигнал об охране.
Сярган – для отпугивания лошадей.
Зиль-зёль – игрушка для детей.
Список литературы:
1. Потолицына Н. Б. «Приобщение дошкольников к коми национальной культуре на основе музейной педагогики» Сыктывкар, 2009.
2. Пантелеева Е. И. «Родник» Сыктывкар, 1998.
3. Программа «Парма» под редакцией С. С. Белых.
4. Клейман Т. В. «Детям о культуре народа коми» (часть 1, часть 2) Сыктывкар, 1994.
5. Вавилова Л. Д. «Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем» Сыктывкар, 1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Мир прошлого коми народных музыкальных инструментов".
Занятие проведено на "Неделе коми культуры в ДОУ"....
Музыкально-дидактическая игра с коми музыкальными инструментами «МЫЙ ТАЙÖ»
Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной национальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится коми музыке в де...
Конспект НОД по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу»
Конспект НОД по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу»для подготовительной группы...
Презентация "Коми музыкальные инструменты" 2018 г
презентация...
Образовательная деятельность с интеграцией "Коми музыкальные инструменты" 2018г.(старшая группа)
занятие...
Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа"
Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа" для детей подготовительной группы....
«Коми музыкальные инструменты»
Описание игры «Коми музыкальные инструменты»...