Конспект занятия в старшей группе "Животные севера"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Карелина Наталья Яковлевна

Конспект занятия в старшей группе "Животные севера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_severa_v_starshey_gruppe.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ЦРР д/с №40

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ. КОНСПЕКТ НОД НА ТЕМУ «ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

Подготовил воспитатель:

Карелина Н.Я.

2024 г.

Цель:

  • расширять представления детей о животных и птицах Арктики и Антарктиды
  • воспитывать познавательный интерес
  • воспитывать любовь к животным.

Задачи:

  • познакомить детей мини — макетом Земли — глобус, показать, где находится Арктика и Антарктида;
  • расширение словарного запаса и представлений об окружающем мире через знакомство с животными и птицами севера
  • учить устанавливать существенные признаки для обобщения и различения
  • воспитывать гуманное отношение к животным и чувство ответственности за сохранение живой природы.
  • развивать умение выполнять объёмное изображение с помощью ваты.
  • развивать пространственное мышление и воображение в составлении работы.

Материал:

  • белый мишка, картинки «Животные Арктики и Антарктики», видеоролик «Арктика», глобус.
  • Клей, кисточки для клея, вата, цветной картон.

Словарная работа: — вечная мерзлота, айсберг, Северный Ледовитый океан, ледокол, кочевать, Красная книга, тундра, маршрут, лемминги.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы свами отправимся путешествовать и познакомимся с материками, на которых всегда холодно и лежит снег, и их жителями. Эти материки находятся сверху и снизу нашей планеты. Давайте посмотрим на глобус и найдем эти материки. Посмотрите, что окружает эти земли? (Вода, Океан). Правильно океан. Это самый большой океан нашей планеты и называется он Северный ледовитый океан. (включить видеоролик) Арктика и Антарктика – загадочные земли. На них огромные ледники, которые в лучах солнца ослепительно сияют и блестят, по воде плавают огромные льдины и айсберги. В воде много рыбы, которой питаются животные и люди, живущие в Северных землях.

Суровые условия жизни — это нелегкое испытание на терпение и выносливость для немногих видов животных, птиц и людей. Животные научились экономно расходовать энергию, способность накапливать подкожный жир. Длинная шерсть, густое оперение, окрас в тон окружающей среде и умение приспосабливаться к сильнейшим морозам отличают животных и птиц севера от обитателей наших лесов.

- Ребята, у нас сегодня в гостях известный персонаж мультфильма, который тоже со своей мамой живет на Севере. А кто это вы узнаете, отгадав загадку:

Живет он там, где холода,
И ловит рыбу из-подо льда.
Он в белой шубе щеголяет,
Умеет плавать и ныряет. 
(Белый медведь)

В: — Нашего медвежонка зовут Умка. Какая шерсть у белого медведя? (Густая, теплая, белая). Правильно, поэтому в самый лютый мороз ему не холодно.

В: — Ребята, Умка приглашает нас совершить путешествие к себе на родину, на Крайний Север. Он познакомит нас со своими друзьями: северными оленями, арктическими волками, песцами, полярными совами, тюленями, моржами, пингвинами, альбатросами.

Вам интересно узнать кто живет на Севере? Тогда нам пора собираться в путь. Для начала нам надо одеться и обуться для путешествия. Какую одежду и обувь мы оденем и обуем? (Зимнюю, самую теплую: перечисляют…).

Теперь нам надо подумать и решить, как мы туда доберемся. Посмотрим на глобус и определим маршрут (уточняется значение слова). Перечислите виды транспорта, необходимые нам в пути (Автобус, поезд, самолет, вертолет, такси, ледокол, собаки, сани, олени).

Физминутка: (путешествие на различном виде транспорта с имитацией движений).

Вот мы и добрались.

Сначала Умка расскажет нам о своих родственниках – белых медведях. (Показ картинок или слайдов)

- Как выдумаете почему и для чего белому медведю белая шерсть? (чтобы ему было легко прятаться в снегу).

- Молодцы, правильно. А теперь у меня еще вопрос на вашу смекалку: как вы думаете, чем белый медведь питается в стане вечных льдов рядом с океаном? (рыбой).

- Правильно. А еще они питаются моржами и тюленями. Если животное питается рыбой, мясом других животных, то таких животных мы называем… — хищниками.

Белый медведь — самый крупный зверь среди млекопитающих хищников в мире. Зимой и летом по океану плавают огромные льдины, плывут они медленно, а вокруг вода да вода и берега не видно. Кажется никакой зверь жить там не сможет. Вот среди льдов и снегов и живут белые медведи, тело, которых покрыто длинной и теплой шерстью.

Несмотря на огромный размер, он может быстро бегать, отлично плавать, ловко охотиться и незаметно подкрадываться к добыче: тюленям, морским котикам. Для того чтобы медведю было легко бегать по снегу, забираться на льдины и плавать природа наградила его короткими и сильными лапами, короткими когтями (чтобы было легче цепляться за льдины), маленькой головой на длинной шее. От холода его спасает слой подкожного жира до 10 см толщиной, а густая белая шерсть позволяет долго находиться в воде.

Белый цвет делает его незаметным на фоне снега и льда, чутье у медведя очень тонкое, и он может обнаружить пищу под толстым слоем снега. Все это помогает ему легко добывать пищу и охотиться. Питается медведь, как мы свами уже знаем животными, рыбой и водорослями. В начале декабря у медведицы рождаются медвежата.

Но даже мощь и сила не могут уберечь его вид от исчезновения, поэтому белые медведи занесены в красную книгу. Книгу, в которую ученые вносят названия исчезающих и редких видов животных и растений.

- Где живут медведи на Севере? (Около Северного Ледовитого океана).

- Ребята, а как вы думаете, кто больше любит плавать в воде: белый

медведь или бурый? (Белый медведь больше любит плавать, он очень

хорошо плавает, может уплыть далеко в океан).

- Вылезет белый медведь из воды на льдину, отряхнется – и опять сухой.

Чем питаются белые медведи? (Рыбой, мясом убитых животных, водорослями).

- Много интересного и увлекательного вы узнали про белых медведей?

А вам интересно узнать об остальных обитателях страны вечных льдов? (Да!)

Кто же первый нам с вами повстречался?

Словно царскую корону
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга. 
(Олень) (Показ картинки или слайда)

- Да, дети, это благородные олени помогут нам добраться до пункта назначения. Не страшны им ни морозы, ни сугробы. Длинные ноги не дают провалиться в снег, а особенные копыта могут раздвигаться и имеют острые края, что придает устойчивость на скользких поверхностях. А еще олень разгребает копытами, как лопатами снег, чтобы добраться до вкусного мха ягеля, спрятанного глубоко под снегом. А что так украшает этих животных? (Рога). Огромные, красивые, ветвистые рога есть у самок и самцов. А у детенышей (оленят) рожки похожи на маленькие веточки кустика. За оленятами следит все огромное стадо, которое кочует по тундре во главе с вожаком, самым опытным и сильным оленем.

Физкультминутка

Как олени резво скачем (Бег с высоким подниманием колен)

И попрыгаем, как мячик. (Прыжки на месте на двух ногах)

Как метель мы покружились, (Повернуться вокруг себя один раз)

А теперь – остановились. (Остановиться)

Мы немного отдохнём (Вдох – выдох 3 раза)

И затем пешком пойдём. (Ходьба на месте)

Опустили руки вниз

И на льдинки все садись. (Присесть на импровизированные льдинки)

Смотрите какое большое животное!!! Кто же это?

Неуклюжий и большой,

Только в море он герой,

С клыками острыми, как нож,

Любитель рыбы — бурый... морж

Молодцы, угадали. Морж – морское животное довольно необычного вида, с крепкими клыками. Моржи — представители семейства ластоногих.

Вес моржей-гигантов может доходить до двух тонн, а вес среднего по габаритам самца составляет 1300 кг, вес самки меньше. Характерным признаком моржа являются его длинные, развитые бивни — такие удлиненные клыки, которыми гордятся моржи (и самец и самка), клыки могут достигать в длину до одного метра (у самца) и весить до пяти килограмм. Охристо-золотистая или коричнево-бурая окраска моржей обусловлена не цветом их волосяного покрова, а цветом кожи. Цвет головы и шеи наиболее крупных особей может быть розоватым. Питаются моржи, главным образом моллюсками, ракообразными. Не гнушаются перекусить и рыбой, а некоторые моржи-хищники предпочитают на обед птиц, тюленей. Моржи не находятся в воде постоянно, они выходят из неё с целью отдыха, чтобы восстановить запас кислорода. Моржата-малыши зубов не имеют, клыков также; клыки прорезываются только спустя несколько месяцев после рождения. Новорожденные моржата предпочитают находиться не на земле, а на спине матери, или просто какого-то соседа. Молочное питание получает малыш в течение двух лет.

А вот и еще один житель этой красивой северной страны:

На полярном берегу

Все законы строгие,

Но метели и пургу

Терпят ластоногие. (Тюлени)

В холодной плавает воде отличный рыболов,

На льдине отдыхает, свершив большой улов,

И отдыхать ему не лень,

Рыбачил допоздна... тюлень (Показ картинки или слайда)

- Посмотрите внимательно, на что похожи конечности тюленей? (на ласты). У кого еще ласты вместо ног? (моржи). Окрас тюленей бывает серым, рыжим или коричневым. Взрослые тюлени в длину достигают 2-х метров. Возможно, вы видели их в цирке или дельфинарии, а может и океанариуме, так как тюлени очень умны и дружелюбны. Заселяют они скалистые места, прячась от хищников. Из-за ценного меха и беззащитности они часто уничтожаются браконьерами. Поэтому они тоже занесены в красную книгу.

- Ну что, отправляемся дальше? Кто же ждёт нас дальше на нашем пути? Чтобы это узнать нам надо отгадать очередную загадку:

Хвост поджав, во льдах ночую,

Выношу мороз любой.

Я по северу кочую

В теплой шубе голубой. (Песец) (Показ картинки или слайда)

- На какого животного наших лесов похож песец? (На лису). Верно, но есть и различия: у песца мордочка и ушки не так сильно вытянуты, как у лисы, более округлые очертания туловища, да и шерстка гуще и короче. В зиму можно заметить голубоватый оттенок его красивой шерстки. Так песец маскируется под снежный пейзаж, чтобы не быть замеченным врагами. Песцы в сильные морозы прячутся в сугробах, зарываясь в снег. А когда погода наладится, песцы везде следуют за белым медведем, подбирая за ним остатки добычи. Также они часто лакомятся птицами и их яйцами, охотятся на леммингов (северных мышей). Песцы в промерзшей земле с трудом роют норы для будущих поколений и живут там по много лет. Живу большими семьями, воспитывая чужих и своих детенышей, как в детском саду.

Но не только животные живут на севере. Есть на Севере и Полярная или белая сова – особенность белой совы в том, что она хорошо видит и днем и ночью, может поворачивать свою голову вокруг всего тела, питается не только мелкими грызунами, но и птицами, а иногда и зайцами.

Пингвины, Альбатросы, населяющие северные земли имеют густое теплое оперенье, питаются рыбой, очень выносливые и живут большими стаями (семьями).

Вот такие сильные и красивые животные и птицы обитают в стране вечных льдов. Вам понравилось наше путешествие?

Поблагодарим Умку за путешествие и отправимся домой.

Физминутка: (путешествие на различном виде транспорта с имитацией движений).

- Сегодня мы познакомились с животными и птицами Севера или страны вечных льдов, узнали много нового. Каких животных и птиц Севера вы запомнили? (ответы детей)

- Какая загадка для вас была трудной, а какая самой легкой? (ответы детей).

А теперь я хочу проверить как вы запомнили животных севера и сможете ли вы их определить среди других животных.

Дидактическая игра «Найди и назови лишнюю картинку»

Дети рассматривают картинки и называют лишнюю, показывают только те, на которых изображены животные Севера. Называют их, и рассказывают о них в двух, трёх предложениях: внешний вид и чем питаются.

  • Вы меня ребята, сегодня порадовали своими знаниями, умением общаться

вы рассказали об обитателях Севера. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе. Тема: «Знакомство детей с особенностями природных условий Крайнего Севера».

Занятие построени в виде игры-путешествия. При проведении занятия использую разные виды деятельности: проблемная ситуация при мотивации, подвижная игра, экспериментирование....

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему «Животные Севера»

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему «Животные Севера»...

Конспект занятия в старшей-подготовительной группе «Беседа о севере».

Конспект занятия в старшей-подготовительной группе...

Конспект занятия в старшей группе "Международный день коренных народов Севера"

Формирование знаний детей с жизнью и бытом коренных жителей Севера...

Конспект занятия в старшей группе "Жизнь народов Севера"

Цель: Углубить и обобщить знания детей о народах Севера, их быте и деятельности....

Конспект занятия в старшей группе "Животные крайнего севера"

Методическая разработка для ознакомления детей с животными Арктики, с приспособлениями к условиям сурового севера....