ОТКРЫТАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ "В ПОХОД НА КРАЙНИЙ СЕВЕР"
план-конспект занятия (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_tishinskaya_a.p.docx | 558.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию/краеведению с учетом регионального содержания
в старшей группе:
«В поход на Крайний Север».
Цель:
Образовательные:
Углубить и закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры, вспомнить животных, населяющих этот регион.
Содействовать сохранению и укреплению здоровья.
Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
Уточнить знания детей о жизни и быте коренных жителей тундры.
Развивающие:
Развивать способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно — следственные связи.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать любовь к своей малой Родине-Крайнему Северу.
Предрарительная работа: бесседы с детьми, рассматривание альбомов о животных и деревьях нашего края, дыхательные упражнения, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций «Мой родной край» «Обитатели Заполярья».
Оборудование:
Мультимедиа, ярко оформленные остановки, оборудование для костра, фонограмма звуков природы; кологическая пирамида — мягкие модули с картинкой земли, солнца, воды, деревьев, птиц, насекомых
ХОД ООД:
1 Воспитатель, одетая в походную одежду и с рюкзаком на спине.
- Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Как вы думаете, куда я собралась? (ответы детей).
Правильно — в поход. Приглашаю вас с собой!
А куда именно мы отправимся попробуйте отгадать послушав песню (Звучит фонограмма «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним»).
КОЛОНКУ ЗАРЯДИТЬ СКАЧАТЬ ПЕСНЮ!
- Правильно! Мы отправимся в туристский поход по нашему Крайнему Северу, (в тундру, по нашему Заполярью).
2Чтобы не простудиться в походе предлагаю сделать само-массаж
«Неболейка»
- Стефан, выйди, пожалуйста, и проведи.
Мы на Севере живем,
Мы здоровье бережем! (растирать ладони)
Чтобы горло не болело
Мы погладим его смело (гладим шеи мягкими движениями сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать
Нос мы будем растирать (указательными пальцами растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрем ( пальцами от центра лба в стороны)
Вилку пальчиками сделай
Помассируй уши смело (указ. и средние. пальцы сверху вниз)
Знаем, знаем, да. да. да! (постукивание по макушке)
Нам простуда не страшна! (поглаживание щек)
РАСПЕЧАТАТЬ ПОДСКАЗКУ
Все готовы к походу? Тогда — вперед!
Перешагиваем камни, болота, идем по сопкам….(имитация движений)
3 Видим знак «Осторожно, дикие животные!» ПРИКЛЕИТЬ
- Ой, ребята, что это за знак?
- «Осторожно, дикие животные!»
- А какие дикие животные могут встретиться на Крайнем Севере, давайте увидим с помощью мини-проектора.
- Встаньте лицом к доске, чтобы никому не мешать.
4- Я сейчас выключу свет и станет темно будто ночью, но ведь сейчас утро!
- Кто знает почему?
- Правильно, потому что мы живем на севере, за полярным кругом и приближается полярная ночь, дни становятся короче, поздно наступает рассвет и рано темнеет.
5— Ребята, а сейчас вам предстоит определить какое животное перед вами. Обитатель Крайнего Севера или другого региона. Если Крайнего Севера хлопаем, если нет – молчим. (Выключается свет, с помощью проектора-фонарика высвечиваются изображения животных).
ПРОГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ ДИД ИГРУ
-Дети угадывают животное, называют его, называют его во множественном числе, называют его детеныша и играют в игру «Чье это?». (Пример: медведь-медведи-медвежата, медведица, шкура чья? - медвежья).
Желтое колесо:
Песец – хвост песца
Белый медведь - белого медведя
Морж – чей клык моржа
Бык
Леопард
Северный олень-северного оленя
Зеленое колесо:
Медведь-а если их много? Медведи-медведица-медвежонок
Лось-лОси-лосиха-лосенок
Снежный барс
Тигр
Волк-волки-волчица-волчонок
Белка-белки-бельчонок
Белый медведь
Лиса-лисы-лисенок
6 — Еще в тундре есть растения.
ЯГЕЛЬ В КРАСИВУЮ КОРОБКУ ИЛИ НА ПОДНОС
Посмотрите, это ягель (давайте вместе проговорим это слово, мальчики/девочки) или «Олений мох». Ягель – это растение, трава - это тоже растение. Из этого следует, что есть и животные, которые ей питаются.
- Как называются животные, которые едят траву? (Подсказка: траву едят… травоядные).
Травоядные животные питаются травой, но и всем что растёт. Это грибы, орехи, ветки, листочки, корни, овощи, фрукты, ягоды.
Перевернуть картинку с травой (травоядные животные)
Вывод: У травоядных животных нет острых клыков, очень быстрых и сильных лап с острыми когтями, чтобы хватать и удерживать свою добычу.
7Но есть и животные, которые питаются другими животными и называются они…? Хищники. (выставить карточку с изображением мяса/косточки).
Вывод: Хищники – это животные у которых острые зубы, сильные лапы, хорошее чутьё, чуткие уши. Всё это помогает им охотиться на других более слабых животных.
КОРОБКА С ЖИВОТНЫМИ СЕВЕРА
ВЗЯТЬ У ТАТЬЯНЫ НИКОЛАЕВНЫ ОЛЕНЯ
ВЫРЕЗАТЬ КРАСНЫЕ И ЗЕЛЕНЫЕ КРУГИ
Д / игра "Хищники и травоядные" – закрепить знания детей о классификации животных Севера, по способу добычи пищи: хищники и травоядные.
В руках у детей по два кружка, красного и зеленого цвета, красный – это хищники, зеленый – травоядные. Воспитатель показывает фигуру животного, на которой изображено какое-либо животное, дети поднимают соответствующий сигнал.
- Кто питается ягелем? (Из всех этих животных ягелем питаются лось и олень)
КАК БОГАТА ПРИРОДА ЗАПОЛЯРЬЯ! Пора отправляться дальше.
Перешагиваем камни, болота, идем по сопкам, спускаемся и взбираемся ….
8- Ребята, а вот и подходящая поляна, чтобы сделать привал, присаживайтесь. (Дети садятся на скамеечки, выставленные полукругом).
- Разведем костер. (ВЫСТАВЛЯЕТСЯ КАРТОННЫЙ КОСТЕР, ФОНОГРАММА ТРЕСКА КОСТРА и часть света выключается). Сядьте по удобнее и послушайте одну историю:
«Однажды люди отправились в поход. Захватили спички да бумагу. Пришли в лес, костер разожгли, еду разложили. Вокруг костра уселись – и давай пировать! Напились, наелись, а собрать остатки – лень. Раскидали банки и газеты под кустами.
— Ну, да ладно! Кто узнает в этой глуши, что мы здесь были. Все равно другие придут и снова намусорят!
Так и ушли люди – мусор не убрали…
— Правильно ли поступили эти люди? (ответы детей). Не забывайте, после привала нужно все за собой убрать и потушить костёр. Нельзя оставлять мусор в лесу (свет включается).
9 Физнинутка РАСПЕЧАТАТЬ ПОДСКАЗКУ
Ходит по лесу лесник, (Имитационные движения ходьбы)
Он шагать в лесу привык.
Здесь ему совсем, как дома, (Руки в замок над головой — крыша дома)
Все давным-давно знакомо.
Взгляд лесничего остер: (Повороты в сторону — вглядывание вдаль)
Тут недавно был костер — (руки в стороны)
Под ветвями тлеет жар,
Не досмотришь и — пожар. (Приседание и поднимание рук вверх — имитация пламя огня)
10Давайте, с вами костер потушим и уберем.
- Чтобы сохранить здоровье нашего зрения сделаем гимнастику для глаз. (С лазерной указкой).
ПОЛОЖИТЬ ЛАЗЕРНУЮ УКАЗКУ ПОБЛИЖЕ
СНЯТЬ ОБЛАКА СО СТЕНЫ
11 Ребята, посмотрите на экран! Кроме растений и животных, за полярным кругом обитают птицы!
СДЕЛАТЬ КАРТИНКУ С ПТИЦАМИ
Давайте рассмотрим их с помощью подзорной трубы, которую смастерим сами из бумаги.
По очереди назовите знакомую вам птицу.
ПОДГОТОВИТЬАЛЬБОМНЫЙ ЛИСТ
Игра «Подзорная труба»
Ход игры: Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.
Правила игры: Навести глазок подзорной трубы и назвать знакомые объекты (словарная работа: белая полярная сова, розовая чайка, полярная чайка, полярная крачка, белая куропатка, лебедь шипун).
КТО ТЕРПЕЛИВ И ТУТ, И ТАМ ТОТ ПОСТУПАЕТ МУДРО!
Перешагиваем камни, болота, идем по сопкам, спускаемся и взбираемся ….
12 КУПИТЬ ЛИСТЫ МАГНИТНЫЕ
Ребята, за время нашего путешествия мы столько с вами вспомнили и узнали, что превратились в настоящих экологов, экологи - это люди, которые изучают природу.
И сейчас нам предстоит решить одну проблему. Садитесь за столы, повернитесь те, кто сидит спиной к доске.
В этом месте случилась беда, экологическая катастрофа, животные перепутали свое лесное назначение.
-Волки и лисы перестали охотиться на зайцев, стали есть одну траву, листья на деревьях, орехи, грибы. А эти животные крупные им много еды надо; деревья гибнут без листьев, насекомые гибнут без травы и цветов.
- Правильно ли это? Так должно быть в природе? (-Нет! Волки и лисы-хищники, охотятся на других животных).
Травоядные белки и зайцы стали охотиться на животных.
В лесу исчезли все звери и птицы, а насекомые торжествуют и поедают последние травинки и листочки.
- Правильно ли это? Должны белки и зайцы охотиться на животных? (-Нет! Они травоядные, питаются растениями, ягодами, орехами, грибами.)
Воспитатель: - Ну а теперь, мы как настоящие экологи готовы спасти лес; расставим животных по своим природным местам, создадим пищевую цепочку для них, и расскажем, чем и кем они должны питаться.
Зайчик очень любит траву. Сколько травинок съедает зайчик — одну или много? (Много). Для того чтобы зайчики наелись, растений должно быть больше, чем зайчиков. Какие картинки поставим на нижнюю длинную полоску? (трава, кустарники, деревья, грибы ягоды).
– На среднюю полоску кого мы поселим? (зайцев, они питаются растениями) Воспитатель: Правильно! Полоска с растениями у нас длиннее, чем полоска с зайцами, и зайцев меньше, чем растений в лесу.
А зайцев не прочь отведать на обед лиса. Лиса крупнее и сильнее зайца. Чтобы быть сильной, ей нужно съесть много зайцев. Поэтому в лесу должно быть больше зайцев, чем лисиц, чтобы всем хватило.
Вот и получается пирамида: одна лиса может съесть много зайцев, а один заяц — много травы.
Подводим итог: чтобы всем хватило еды, растений должно быть больше, чем зайцев, а зайцев — больше, чем лисиц.
13Молодцы, наши знания нам очень пригодились в походе.
Давайте подойдем к столу и вспомним, из чего состоял наше путешествие.
- Вспомнили животных Крайнего Севера. (Вам понравилось это задание?)
- Узнали про ягель и про растительный мир заполярья
- Увидели птиц Крайнего Севера.
- И, конечно, восстановили экологическую пирамиду.
Чтобы на Крайнем Севере, в мурманской области в природе был порядок!
ТЕПЕРЬ ВЫ НАСТОЯЩИЕ ЗНАТОКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ!
ПРИГОТОВИТЬ ЛАМИНИРОВАННЫЙ ПАЗЛ
Пора возвращаться в детский сад!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая открытая образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Виртуальное путешествие по России
Обобщить и систематизировать знания детей о России: ее символах, природе, декоративно – прикладном творчестве, традициях. Формировать уважительное отношение к государственным символам.Развивать у дете...
Конспект открытой образовательной деятельности по «Познавательному развитию» (Ознакомление с окружающим) «Космическое путешествие на планету «Здоровья» в средней группе.
- формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; -развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимос...
Открытая образовательная деятельность по познавательному развитию (ФЭМП)в младшей разновозрастной группе на тему: «Заболел зайчишка»
Открытая деятельность охватывающая все образовательные области....
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию «Ребята, давайте жить дружно!»
Задачи:закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе;обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «д...
Конспект открытой образовательной деятельности п познавательному развитию(ознакомление с миром природы)
Тема: " Птицы нашего края"...
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию с включением опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие капельки» младшая группа
Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Рассказать о значении воды в жизни человека.Развивать умение давать полные ответы на вопросы воспитателя, обогащать словарь детей....
Конспект образовательной деятельности по «Познавательному развитию» Тема: «Животные Крайнего Севера» (средняя группа, 4-5 лет)
Цель: Расширение кругозора детей о диких животных обитателях Крайнего Севера. Воспитание заботливого отношения к животному миру.Программные задачи:Обучающие задачи:- Формировать у детей представл...