Культура и быт башкирского народа
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Закирова Радина Надимовна " Культура и быт башкирского народа"
Цель занятия : продолжать знакомить детей с предметами быта, одеждой и музыкой башкирского народа.
Задачи: продолжать расширять и уточнять представления детей о своей республике, о народе, его быте,культуре; познакомить с новыми назаниями предметов; формировать умение составлять композиции из элементов башкирского орнамента. Занятие проходит в мини -музее детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v_muzee.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в краеведческом мини - музее детского сада
Подготовительная группа ( возраст 6-7 лет)
Тема Культура и быт башкирского народа.
Цель: Продолжать знакомить детей с предметами быта, одеждой и музыкой башкирского народа.
Задачи: - продолжать расширять и уточнять представления детей о своей республике, о народе, его быте, культуре; познакомить с новыми названиями предметов; формировать умение составлять композиции из элементов башкирского орнамента; развивать творчество и эстетическое восприятие.
-Знакомить детей с народными промыслами: ткачество -ковроделием, вышивкой и войлоком , орнаментами и создания узоров;
-Знакомить с краеведческим мини- музеем детского сада, где собраны предметы убранства жилища башкирского народа с изделием декоративного ткачества: паласами, коврами, занавесами (шаршау, скатертями, войлочными изделиями;
-закрепление цветов; воспитывать бережное отношение к культурным ценностям народа.
Материал и оборудование: краеведческий мини - музей детского сада №6 г.Нефтекамска; предметы быта; башкирский национальный костюм; аудиозапись башкирской музыки
Ход занятия
1.Организационный момент
- Посмотрите ребята – это национальный краеведческий мини- музей нашего детского сада.
- Ребята, посмотрите, как здесь красиво! (даю возможность рассмотреть)
2.Беседа о родном городе ,о Башкортостане.
-Ребята, вспомните, как называется наша республика (Башкортостан).
-Как называется наш город? (Нефтекамск)
Наша республика многонациональная, в ней живут люди разных национальностей: и башкиры, и татары, и русские. Башкиры живут здесь очень-очень давно. Здесь жили их предки. Может быть, кто-то из вас знает, как называли дома башкир? (правильно юрта- тирма) Вот как они выглядели (воспитатель показывает макет).
В ютре было тепло, потому что покрывались они специально теплой прочной тканью. А как вы думаете, что было внутри? Какие были предметы? Что можно было увидеть там? В юрте у башкирского народа можно увидеть различную кухонную утварь, посуду.
Ребята, какая посуда у вас дома? Из чего она сделана? (из железа,, стекла, глины) А вот в домах у башкир бала посуда из кожи животных, в ней было удобнее перевозить кумыс (кислое молоко лошади). Из дерева были кадки, скалки, лопаточки, чаши для масла и меда, круглые большие блюда для подачи картофеля или гуся. Посуда из железа нужна была для приготовления пищи на огне — это котел и самовар .( показ посуды)
Печь в доме была для обогрева жилища и приготовления пищи.
Башкиры самый гостеприимный народ. Они любили встречать гостей и для них ставили белую юрту и готовили разные угощения : бишбармак, кымыз, корот, шурпа, сак-сак. ( показ национальных блюд)
Пол выстилали коврами и паласами.
3.Дидактическая игра «Башкирский ковер» ( 1 -2 детей)
- Ребята, какие фигуры башкиры использовали для украшения одежды, ковров, паласа ?
- Какие цвета использовали?
4.Физкультминутка «В нашей республике»
1.В нашей республике горы высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)
5.Башкирская национальная игра «Юрта»
6.-В каждом доме был сундук. Ребята, кто может сказать, что было внутри сундука? Давайте ребята, посмотрим старинный сундук. В сундуке национальные костюмы и украшения. (воспитатель открывает сундук и по очереди показывает) .
Зилян-надевали на платье, расклешенные в полах. Очень красиво выглядели женские Зиляне. Они были из бархата. из яркого сукна или шерсти на подкладке. Украшались вышивкой и аппликацией из разноцветных лент, полосок. Мужские Зиляне не украшались.
Камзол-верхняя одежда, безрукавная, приталенная. Мужские камзолы шили из темных тканей, женские более яркие. Украшались бисирами, монетами, кораллами.
Платье-платья были с длинными, широкими рукавами. Платья с оборками и украшены разноцветными лентами.
Тушелдерек-нательная женская одежда из ситца, куска с верхними завязками (вот так они надевались) .
Хакал-полуовальный нагрудник с нашитыми разнообразными монетами. Это нагрудное украшение.
Кашмау-женский головной убор, плотно облегающий голову, весь затылок закрыт серебряными монетами. От макушки спускается длинная лента из таких же монет.
Такие украшения не носят теперь в повседневной жизни, одевают только в праздниках. Башкиры- девушки и женщины, долгими зимними вечерами собирались вместе и занимались рукоделием: вязали, вышивали, пряли и конечно же пели народные песни. Давайте, мы с вами споем песню «Ай,был,былым»
7.Исполнение песни «Ай, был ,былым»
8.Показ башкирских музыкальных инструментов : курай и кубыз.
Слушание мелодии курая и кубыза.
Башкиры самый гостеприимный народ. Они любили встречать гостей и для них ставили белую юрту и готовили разные угощения : бишбармак, кымыз, корот, шурпа, сак-сак. Ребята, я хочу вас угостить национальным башкирским блюдом «Сак- сак»
Итог занятия.
- Ребята, что нового мы сегодня узнали?
- Понравился ли вам наш мини- музей?
- Как называется дом у башкир?
- Какие музыкальные национальные инструменты есть у башкир?
- Ребята, я желаю ,чтобы вы знали и любили свой родной край, историю нашей Республики, чтоб берегли нашу родную природу и чтобы выросли достойными детьми нашей родной республики Башкортостан.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: Культура и традиции башкирского народа".
Цель данной презентации: познакомить детей с особенностями и красотой природы Южного Урала, а так же с культурой и традициями башкирского народа....
Культура и быт Башкирского народа
Знакомство детей с предметами быта, одеждой и музыкой башкирского народа....
Конспект экскурсии в башкирский национальный музей ДОУ на тему: «Культура и быт башкирского народа»
Цель: Ознакомление детей с культурой и бытом башкирского народаЗадачи:- продолжать учить детей рассматривать предметы и видеть в них основные качества.- составлять небольшие описательные рассказ...
Конспект экскурсии в башкирский национальный музей ДОУ на тему: «Культура и быт башкирского народа»
Цель: Ознакомление детей с культурой и бытом башкирского народаЗадачи:- продолжать учить детей рассматривать предметы и видеть в них основные качества.- составлять небольшие описательные рассказ...
Культура и быт башкирского народа
Конспект ООД...
Лэпбук «Культура и быт башкирского народа».
Лэпбук «Культура и быт башкирского народа».Цель: расширение кругозора, ознакомление детей с особенностями башкирскойнародной культурой, традициями, развитие памяти, творческого м...
Проект «Культуры и традиции башкирского народа» в старшей группе
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою родину....