Проект "Мой Оренбургский пуховый платок"
проект

Ермолаева Елена Александровна

Знакомство с промыслом оренбургского пухового платка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx386.17 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мой Оренбургский пуховый платок»

Актуальность проекта

Каждый человек имеет свою малую родину то место, где он родился и вырос. С годами воспоминания о родных местах становятся все дороже. Как известно детские воспоминания самые яркие. Дошкольный возраст важнейший период становления личности, когда формируются представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, обществе, малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях. Поэтому знакомство с родным краем, его названием, достопримечательностями, культурными и природными объектами является неотъемлемой частью воспитательно - образовательного процесса в ДОУ. У каждого края есть своя история, свои традиции. Есть богатства, которые присуще именно этому краю. Так Оренбургская область славится пуховыми платками. В настоящее время актуальна проблема приобщения подрастающего поколения к культуре и истории своего народа. Многие подзабыли такую теплую и красивую вещь в гардеробе женщин и детей, как пуховый платок, паутинка и палантины. Эта теплая вещь смотрится очень красиво и необычно.

Тип проекта: информационно-творческий

Сроки реализации: краткосрочный.

с 01.04.2021 – 20.04.2021 г.г.

Участники реализации проекта: воспитанники группы общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет, родители, воспитатели группы МДОАУ №88

Цель проекта: Знакомство с промыслом оренбургского пухового платка.

Задачи проекта:

1.Формировать нравственные качества детей, развивать познавательную активность детей в процессе ознакомления с изготовлением пухового платка.

2.Привлекать внимание детей к народному промыслу «Оренбургский пуховый платок» и пуховязальному промыслу в целом.

3.Вовлекать дошкольников и родителей в сбор материала.

4.Воспитывать уважительное отношение к художественному национальному наследию, стремление сохранять  и обогащать его. 

     5.Развивать интерес к жизни родного края.

     6.Развивать познавательную активность и любознательность детей.

Планируемые результаты:

1. Дети научаться различать этапы создания пуховязального промысла.

2. Изготовление экспонатов для музея детского сада, совместно с родителями.

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап

• Обсуждение с родителями темы проекта, создание перечня экспонатов.

Задачи:

• Довести до участников проекта важность данной проблемы.

• Показать процесс изготовления пухового платка, экспоната для музея.

II. Практический этап - самостоятельное изготовление нестандартного оборудования в домашних условиях (совместно взрослые и дети).

Задачи 2 этапа:

• Активизировать взаимодействие с родителями, привлечь их к созданию экспонатов для музея.

• Содействовать развитию совместного творчества взрослых и детей по изготовлению экспонатов.

III. Заключительный этап - презентация готового оборудования.

Задачи 3 этапа:

• Организация выставки для родителей и педагогов под названием «Мой Оренбургский пуховый латок»

• Рассказы детей на тему «Как мы с мамой (папой) изготавливали экспонаты для музея».

• Презентация проекта в МДОАУ №88

Перспективы дальнейшего развития проекта

• Продолжить работу по формированию нравственных качеств детей, развитию познавательной активности детей в процессе ознакомления с изготовлением пухового платка;

• Продолжить пополнять музей детского сада различными экспонатами.

Данный проект может быть использован воспитателями ДОО.

Литература

  1. Чибилев А.Н. Природное наследие Оренбургской области. Учебное пособие. – Оренбург.1996. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания. – М.Издательство АСТ.1998
  2. Энциклопедия «Оренбуржье»/ Ю. Свобов, О. А. Колдина и др.- Оренбург, Оренбургское литературное агентство «Золотая аллея», 2010
  3. Князева О.Л, Махенева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб: Детство – Пресс, 2010. – 304 с.
  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/07/orenburgskiy-puhovyy-platok

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-adb07bd12f80959ceeb69fc0261cd5eb-V.JPG

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-e6ac2374fd3efe523a8c1c3ad060e78b-V.JPG

Тема: Знакомство с Оренбургским пуховым платком.

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, музыка, художественное творчество.

Цель: Познакомить детей с одним из народных промыслов - Оренбургским пуховым платком.

Задачи: Показать и рассказать, как много труда надо вложить, чтобы связать его. Воспитывать уважительное отношение к художественному национальному наследию, стремление сохранять  и обогащать его. Развивать интерес, наблюдательность .Содействовать обогащению словарного запаса детей.

Предварительная работа:  Рассматривание  иллюстраций «Оренбургский пуховый платок», «Образцы узоров пухового платка». Рассматривание картины «Коза с козлятами».

Оборудование:  Оренбургские пуховые платки, паутинки, пряха, пух, спицы, гребёнка, пряжа,  веретено,  картина «Коза с козлятами ».

Ход мероприятия.

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим экскурсию в один из зала музея и не просто музея, а музея - мастерскую, где вспомним и закрепим то, что нам известно, узнаём что-то новое.

       Вижу чудное приволье

       Вижу реки и поля

       Это русское раздолье

       Это - Родина моя.

Как называется наша Родина?

Дети: Наша Родина - Россия.

Воспитатель: А как называется край, в котором мы живём?

Дети: Мы живём в Оренбургской области ( в Оренбуржье)

Воспитатель: Чем богат наш Оренбургский край?

Дети: Хлебом, металлом, нефтью, газом, яшмой, солью, пуховыми платками.

Воспитатель: Да, действительно очень богат наш родной край, а гости приезжающие из разных концов земли хотят купить в подарок паутинки  и Оренбургские пуховые платки. Во многих селениях Оренбуржья, чуть ли не в каждом сельском доме вяжут платки. Секреты мастерства передаются от матери к дочери, от бабушки к внучке. (Воспитатель берёт в руки паутинку). От чего каждый раз светлеет и радуется душа, отчего охватывает трепет нежности и удивления, когда берёшь в руки Оренбургский, ажурный пуховый платок - свой узор.

Оренбургский пуховый платок навсегда поселился в музеях нашей страны, на выставках за границей , завоёвывая любовь и популярность. Многими медалями и почётными дипломами были награждены мастерицы за свои чудесные платки. Очень давно , еще до революции впервые об Оренбургских пуховых платках узнали в Англии на всемирной выставке. Это были платки искусной вязальщицы  Марии Николаевны Усковой. Она была награждена дипломом, серебряной медалью, 125 рублями серебром « За шали из козьего пуха» (1861г.)

Воспитатель: Из чего же вяжут такие платки?

Дети: Из козьего пуха.

Воспитатель: Да пуховый платок начинается с козы. Вот она красавица.

Дети: Стоит, вытянув шею и прикрыв глаза. На голове небольшие рога, чуть загнутые , маленькая бородка и чёлка, спина прямая немного приподнятая сзади, туловище удлинённое, ровно обросшее густой мягкой шерстью, ноги короткие и крепкие.

Воспитатель: кто хочет рассказать о козе?

Дети: коза домашнее животное, ласковое и очень привязчивое. Коза была самым первым животным дающим молоко. Молоко козы полезней коровьего. Кроме молока коза дает мясо, шерсть, кожу, пух.

Воспитатель: действительно пуховый платок начинается   с козы. В феврале –марте её чешут в ручную, и пух поступает к  вязальщице.  

Вот пух, который начесали от козы. Вот этот весь пух пойдет на одну пуховую паутинку.  Рассмотрите его. В нем есть перхоть, пыль, соломинки, травинки, мусоринки, репьи, волосы, колючки. Все это необходимо выбрать, а затем растеребить, разрыхлить.  Ведь так по клочку нужно перебрать, распушить весь пух, а затем перечесать 2 раза на ческах и на гребнях. С виду легко, а на самом деле трудно. Не раз до крови наколешь пальцы, прежде чем научишься быстро перепускать пух.

Теперь наступает самая трудная и ответственная работа – спрясть пух на веретене, необходимо, чтобы нить получилась ровная, тонкая, без колючек. Надо и веретено крутить и за пухом следить. Сама пуховая нить очень слабая, поэтому её соединяют с шелковой, затем сучат их- скручивая вместе на пряхе, чтобы крепкая и красивая получилась пряжа.  И только потом начинают вязать на спицах, их ещё называют иголками. На чем вяжут?

В основе паутинки есть готовые узоры издавна из рук в руки передаются, многим они знакомы. По краям зубчики, вокруг – кайма, а середина ажурная.  

Воспитатель: сегодня наше занятие посвящено Оренбургскому пуховому платку. Века идут, а он нужен и сегодня, потому что он несет людям тепло, здоровье бережет, красотой веселит, он как хлеб – никогда не надоест. И кем бы вы ни были в жизни: учителями, крановщиками, лаборантами, врачами, почтальонами – вам будет всегда доставлять большую радость – умение творить красоту и дарить её своим близким и самым родным людям.

Пословицы и поговорки о платке.

- На чужой роток, не накинешь платок.

- Больной голове платок не спасенье.

- Снять с кого платок (шапку).

- На зависть платок не купишь.

- Шесть досок да холстинки платок.

 - И новый платок наденешь, да половина Москвы не проведает.

 - Бабы бранятся, так платки с голов валяться.

- Купил бы жене платок по лету, да денег нету.
- За возгривым с платком не находишься.

- Потерять платочек (потерять ум)

«Отгадай-ка» - загадки.

Даёт молоко нам, хотя не корова,
Шерстью своею делиться готова.
Она непоседа и егоза...
Как называем её мы? ...(Коза)

Твоя бабушка повяжет,

А потом тебе расскажет -

Что за головной убор

Знает, любит с давних пор.

Даст материи кусочек -

Повяжи себе...(Платочек)

Будто цапли - длинноносы,

Нить они сплетают в косы.

Свяжут шарф и рукавицы

Нам проворно сёстры -...(Спицы)

Две стройные сестрицы

В руках у мастерицы

Весь день ныряли в петельки

И вот он – шарф для Петеньки.(Спицы)

Пляшу по горнице

С работою моею,

Чем больше верчусь,

Тем больше толстею. (Веретено)

Возле бабушкиных ног
Прыгал белый колобок.
Он скакал, мелькал, крутился
И в носок вдруг превратился. (Клубок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оренбургский пуховый платок.

история создания пухового платка...

Мини-музей "Оренбургский пуховый платок"

Мини-музей «Оренбургский пуховый платок» Мне платок подарили пуховый,Оренбургский пуховый платок.Он согреет, как теплое слово,Даст мне силы, как влаги глоток. Этот пух, оренбургские козыНара...

"Оренбургский пуховый платок"

Заботясь о сохранении народных промыслов, народной культуры, мы формируем у детей чувство принадлежности к своему народу....

Тема: «Оренбургский пуховый платок».

Цель: Формирование умение создавать образ на белой ткани. ...

«Оренбургский пуховый платок»

Парциальная образовательная программа «Оренбургский пуховый платок» рассчитана на детей дошкольного возраста. Данная программа реализуется в средней группе ДОУ в процессе взаимодействия со взрослыми, ...

Оренбургский пуховый платок

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Тема: «Оренбургский пуховый платок» Вид деятельности детей: Коммуникативная, познавательная, игровая, восприятие художественной литературы, музык...

Занятие «Оренбургский пуховый платок»

Цель: Формирование представлений о традициях Оренбуржья в диалоговом общении с элементами театрализованной деятельности. Развитие неповторимой индивидуальности каждого ребенка, его интереса к разнообр...