Программа педагогического просвещения родителей «Музей выходного дня».
учебно-методический материал (старшая группа)
Программа «Музей выходного дня» направлена на оказание педагогической помощи родителям по художественно-эстетическому и познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Она интегрирует работу педагогов и родителей воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа педагогического просвещения родителей
«Музей выходного дня».
Культура – это душа нации.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв, русский филолог.
Пояснительная записка.
Глобальной проблемой в наше время является неумение современных детей увлечь себя интересной игрой или деятельностью. Все чаще дети проявляют равнодушие и черствость, их интересы, как правило, ограничены, а игры отличаются однообразностью. Многие дошкольники увлечены компьютерами, и взрослые, зачастую идут на поводу у детей, приобретая компьютерные игры.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Проведенное анкетирование среди родителей показало, что большинство имеют слабое представление о музеях. Поэтому созрела необходимость в разработке проекта, который поможет реализовать систему работы по формированию у детей и родителей интереса к музею и обеспечить условия к совместной деятельности.
Актуальность данной программы.
В настоящее время наше общество начинает все яснее сознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие национальной культуры. Сегодня как никогда важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами своей собственной культурной самобытности и понимания богатейшего духовно-нравственного наследия, завещанного нам предками. Поэтому сегодня общество обращается к музею - хранилищу человеческого гения, который воплощает в себе самую живую суть культуры во взаимном переходе от прошлого к настоящему.
В наше время музей стал непреходящим фактором духовной жизни, центром отбора, атрибуции, сохранения и экспонирования историко-культурного наследия, институтом формирования исторического сознания и нравственно-эстетической культуры. Современный музей занял особое место в изучении истории зарождения, становления и развития культуры, в распространении ретроспективной информации, в обогащении содержания и форм образовательной деятельности. Для миллионов людей - это неотъемлемый элемент свободного, духовно насыщенного времяпрепровождения, средство общения с раритетами прошлого и настоящего.
Для формирования ценностных ориентаций личности важную роль играет музей, как хранитель духовного наследия человечества. В музее находят взаимосвязь внешний мир, отраженный в памятниках истории и культуры, мир событий и внутренний личностный мир человека. Музейная педагогика оказывает огромную помощь в нравственно-патриотическом воспитании. Она помогает зародить нравственные основы, учит правилам общения, развивает творческий потенциал ребенка, т.к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, - подлинными ценностями. Невозможно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
Музеи – замечательные помощники для тех мам и пап, которые хотят развить в своем ребенке заложенное природой и расширить его кругозор, что поможет маленькому человеку обрести собственное видение мира. Музеи являются основным местом приобщения ребенка к культуре, быту, истории той местности, где он живет; воспитания культурно и духовно богатой личности; обучения вежливому, доброжелательному общению (с соблюдением норм этикета) на основе совместной деятельности и общности познавательных интересов; укрепления уважения к многообразным национальным культурам, языкам; местом привития интереса к истории родного края, народа и других народов.
Поэтому, я считаю, реализация проекта позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями.
Новизна программы.
Программа « Музей выходного дня» направлена на оказание педагогической помощи родителям по художественно-эстетическому и познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Она интегрирует работу педагогов и родителей воспитанников. Родители из пассивных наблюдателей становятся активными участниками воспитательного процесса по формированию «музейной культуры» дошкольников.
. Выбор музея в Саранске большой - есть из чего выбрать: краеведческий музей им. И.Д. Воронина, музей мордовской народной культуры, Мемориальный музей военного и трудового подвига, музей им. С.Д. Эрьзи. Программу « Музея выходного дня» я решила составить на примере музея изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи.
В Саранске самый большой музей – это музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи. Существует он с 1960 года. Мордовский народ гордится своим великим сыном – замечательным скульптором С.Д.Нефедовым. Степан Дмитриевич – эрзя. Именно национальность он увековечил в своем псевдониме, узнаваемом во всем мире. Произведения его можно увидеть а Мордовском республиканском музее, который носит его имя. Это крупнейшее собрание произведений самобытного мастера в нашей стране, довольно полно отразившее основные этапы его жизненного и творческого пути.
Мордовский республиканский музей им. С.Д.Эрьзи является не только хранилищем уникальных экспонатов. На сегодняшний день – это научное учреждение. Здесь ведутся исследования в области изобразительного искусства, краеведения и музейной работы, проходят зональные и республиканские конференции. А также для детей проводятся мастер-классы, экскурсии. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста и их родителей. Изобразительный ряд выстраивается из произведений, представленных в постоянной эспозиции музея.
Практическая значимость. Данная программа может быть использована в работе любого дошкольного учреждения, желающего повысить уровень культуры родителей и детей.
Цель программы: Расширить кругозор детей и родителей о музеях родного города Саранска.
Задачи программы:
- Расширить представления детей о музеях, его видах и экспонатах.
- Создать условия для организации совместной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителей и педагогов ДОО.
- Повысить интерес к экспозициям музея.
- Стимулировать творческую активность маленьких посетителей.
- Развивать коммуникативную культуру.
- Способствовать расширению знаний о культуре, искусстве, истории родного края.
- Создать основу для включения родителей и детей в другие виды деятельности музея и т.д.
Объектом данного исследования является педагогическое просвещение, а предметом – содержание и формы педагогического просвещения.
Условия реализации образовательной программы
Сроки реализации: 9 месяцев (сентябрь – май 2021-2022 уч. год)
Участники программы: педагоги ДОУ, родители ( законные представители), дети старшего дошкольного возраста.
Режим занятий: 1 раз в месяц
Ожидаемые результаты:
Для детей :
- Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к искусству и культуре.
- Развитие речи.
Для воспитателей:
- Повышение профессионализма
- Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.
- Личный профессиональный рост.
- Самореализация.
Для родителей:
- Повышение уровня личностного сознания.
- Укрепления взаимоотношений между детьми и родителями.
Методы педагогического просвещения родителей
- Словесные методы
- Практические методы
- Анкетирование
- Консультация
- Конкурс
- Выставка детских рисунков
- Фотоконкурс.
Содержание программы
№ | Мероприятия | Форма проведения | Сроки реализации |
1. | « Что такое музей» Цель: познакомить с понятием «музей» и его назначением. | Беседа с детьми | сентябрь |
2. | « Что я знаю о музеях нашего города». Цель: выявление проблемы, подбор информации по выявленным проблемам | Анкетирование родителей | Сентябрь |
3. | « Путешествие по храму, где живут музы». ( Знакомство с музеем изобразительных искусств им.С.Д.Эрьзи) Цель: Познакомить с внутренним оформлением и назначением помещения музея. Продолжить формировать интерес к истории и культуре своего народа, людям родного города. | Посещение музея детей с родителями | Сентябрь |
4. | « Роль музея в жизни человека». Цель: сформировать представление о музее и его значении в жизни человека. | Консультация для родителей. | Сентябрь |
5. | «Путешествие в страну волшебных красок» Цель: обобщение знаний детей об удивительном мире изобразительного искусства. | Беседа с детьми | Октябрь |
6. | «Удивительные истории о карандашах, краске и глине» (Знакомство с художественными материалами) | Посещение музея детей с родителями | Октябрь |
7. | «Что такое скульптура? Скульптор». Цель: формировать представление у детей о скульптуре. | Беседа с детьми | Ноябрь |
8. | «Десять путешествий скульптора Эрьзи» (О скульпторе С.Д.Эрьзи и скульптуре) | Посещение музея детей с родителями | Ноябрь |
9. | "Декоративно-прикладное искусство в гениальных работах мордовского скульптора С. Д.Эрьзи». Цель: познакомить с работами великого мастера | Консультация | Ноябрь |
10. | «Зимние забавы в живописи Ф. В. Сычкова» Цель: Знакомство с творчеством мордовского художника Ф.В.Сычкова, сохранение старинных и зарождение новых традиций активного зимнего отдыха. | Беседа с детьми | Декабрь |
11 | « Забавы деревенской улицы». Цель: познакомить с творчеством Ф.В.Сычкова и бытовой живописью. | Посещение музея детей с родителями | Декабрь |
12. | «Искусство, которое называется ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ". Цель: повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе. | Буклет для родителей | Декабрь |
13. | «Ознакомление старших дошкольников с пейзажной живописью». Цель: организовать и работу по ознакомлению детей с пейзажной живописью. | Просмотр презентации | Январь |
14. | «Влияние пейзажной живописи на творческое воображение старших дошкольников» Цель: повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе. | Консультация для родителей | Январь |
15. | «Родные картинки» Цель: познакомить с пейзажем и русскими пейзажистами А.К.Саврасовым, И.И.Шишкиным, И.К.Айвазовским | Посещение музея детей с родителями | Январь |
16. | « Что такое портрет?» Цель: познакомить с жанром живописи - портретом | Беседа с детьми | Февраль |
17. | « Великий мордовский портретист И.К.Макаров» Цель: повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе. | Консультация для родителей | Февраль |
18. | «Сказка о благородном художнике». Цель: знакомство с портретом и портретисте И.К.Макарове | Посещение музея детей с родителями | Февраль |
19. | «Краса ненаглядная» Цель: прививать интерес к различным видам народных промыслов» | Беседа | Март |
20. | «Приобщение к народным истокам» Цель: повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе. | Папка-передвижка | Март |
21. | «Мы идем на ярмарку». Цель: закрепить знания детей о народных промыслах России | Посещение музея детей с родителями | Март |
22. | «Образы животных в творчестве художников» Цель: закрепить знания о скульпторах, художниках – анималистах, изображающих животных. | Беседа с детьми. Выставка детских рисунков. | Апрель |
23. | « Кто-то в теремочке живет…» Цель: познакомить с образами животных в изобразительном искусстве. | Посещение музея детей с родителями | Апрель |
24. | Выставка детского творчества в музее «Наш любимый музей» | Посещение музея детей с родителями | Май |
25. | Фотовыставка «Музей и мы» | Круглый стол с родителями по итогам реализации программы. Обмен мнениями | Май |
Я считаю, что в современных условиях сложной эпидемиологической обстановки, имеет большую практическую значимость эта программа, так как дети совместно с родителями посещают занятия музея малыми группами.
Методическое обеспечение программы:
- Алексюк О. Ю. Организация краеведческой работы как одно из направлений нравственного воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2011. № 3. С. 22-23.
- Вербенец А. М., Зуева А. В. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа для детей среднего школьного возраста и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов. СПб.: НП-Принт, 2012. 188 с.
- Виниченко В. Ребенок в пространстве музея // Дошкольное воспитание. 2003. № 5. С. 38-41.
- Гаръкуша С. Здравствуй, музей! Работа с родителями по музейно-педагогической программе // Дошкольное воспитание. 2012. № 2. С. 75-76.
- Иванова О. В. Модели взаимодействия образовательных организаций и музеев // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 4. С. 148-160.
- Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи: Путеводитель/ Сост.М.И.Сурина.- Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2001.-120 с.
- Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи: Под ред. М.И.Суриной.- Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2001.-36 с.
- По музею с Музейкой. Альбом для раскрашивания. Под ред. Л.Н.Нарбековой, директора МРМИИ им.С.Д.Эрьзи. Издатель К.Шапкарин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа педагогического просвещения родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Природа и Мы»
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить гл...

Программа педагогического просвещения родителей по защите прав детства «Счастливое детство в счастливой семье».
Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности, возможно, сохра...
Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка дошкольника».
laquo;Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка дошкольника»....
Программа педагогического просвещения родителей по защите прав детства «Счастливое детство в счастливой семье»
Содержание программы:Пояснительная записка.Цель, задачи, сроки программы Направления,формы работы.Ожидаемые результаты программы.Пояснительная записка. Важнейшим критерием опред...

Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника»
Вашему вниманию предлагается Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника» ...

Программа педагогического просвещения родителей «Современные гаджеты в развитии детей дошкольного возраста»
Современные гаджеты в развитии детей дошкольного возраста...

Программа педагогического просвещения родителей «Мы мир храним, пока мы помним о войне» («Их подвиг будет вечен…»)
Программа педагогического просвещения родителей «Мы мир храним, пока мы помним о войне» («Их подвиг будет вечен…»)...