Проект на тему "День Народного Единства" в старшей группе
проект (старшая группа)
Краткосрочный проект "День Народного Единства" направлен на обогощение детей знаниями о празднике, о народах Южного Урала (русские, башкиры, татары) о их традициях, национальных костюмов, блюдах, желищах. В проекте представлена художественно-изобразительная деятельность, беседы, подвижные игры детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_den_narodnogo_edinstva_starshaya_gruppa.doc | 932.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28»
ПРОЕКТ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «СКАЗКА»
НА ТЕМУ «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»
Воспитатель: Горн Н.В.
С. Красносельское, ноябрь, 2022 г.
Проект
в старшей группе «Сказка»
на тему «День народного единства»
Вид проекта: Познавательно – творческий
По количеству участников: групповой
Участники проекта: дети, воспитатели, родители
Продолжительность проекта: краткосрочный
Сроки проведения: 31 октября по 3 ноября 2022г.
Актуальность:
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно-угорские, тюркские, балтийские племена и народности. Еще раз подчеркнем: все они внесли вклад именно в русскую национальную культуру.
В сегодняшней России русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними.
Тема толерантности, совместного проживания разных народов мира, России и в том числе Южного Урала в последнее время стала очень актуальной. Челябинская область многонациональна, на ее территории проживают представители более 30 народов: русские, татары, башкиры, немцы, евреи, азербайджанцы и др. Чтобы отношения были цивилизованными и гармоничными, они должны знать историю, культуру, обычаи, традиции своего и других народов.
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих Южный Урал. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание.
Цель проекта:
Формирование у детей представлений о народах Южного Урала. Расширение представлений детей о национальных праздниках.
Задачи проекта:
- Дать представление о празднике «День народного единства», продолжать знакомить с символами РФ, познакомить с регионом Южный Урал, учить различать герб Челябинска и Челябинской области.
- Познакомить с народами Южного Урала: русские, башкиры, татары, с их традициями, национальными костюмами и блюдами.
- Воспитание уважения к другим народам Южного Урала.
Ожидаемые результаты:
- Совершенствование уровня знаний детей о своей стране: знают символы России (герб, флаг, гимн), различают герб Челябинска и Челябинской области;
- Знают и называют народы Южного Урала (русские, башкиры и татары), различают их национальные костюмы, блюда, жилища.
- Дети умеют играть в подвижные игры народов Южного Урала.
Продукты реализации проекта:
- Лепка «Кокошник», «Тюбетейка»;
- Раскрашивание «Национальные костюмы: башкиры, татары, русские»;
- Аппликация «Флаг России»;
- Выставка рисунков «Россия - Родина моя».
Этапы работы над проектом
- Подготовительный этап:
- Выбор педагогических технологий, обеспечение методической литературой, пособиями и наглядным материалом;
- Планирование работы по реализации проекта;
- Разработка конспектов по теме проекта
- Подбор материалов для художественно – продуктивной деятельности.
- Основной этап:
Формы взаимодействия с детьми:
- Беседа «Наша страна Россия». Программное содержание: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.
- Беседа «День Народного Единства». Программное содержание: расширять представления детей о национальных праздниках, знать исторические моменты в жизни России, родного края. Воспитание любви и уважения к русским национальным героям.
Беседа «Русские народные промыслы».
Программное содержание: расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества. Обогатить словарь детей словами: хохлома, дымковская игрушки, гжель.
3. Чтение художественной литературы:
- Чтение русских народных сказок, былин о богатырях русских: «Иван – крестьянский сын и чудо - юдо», «Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче», «Добрыня и Алёша», «Илья Муромец и Калинин Царь».
- Чтение стихотворений: В. Степанов «Необъятная страна», Г. Ладонщиков «Наш дом», З. Александрова «Родина», А. Прокофьев «Родимая страна».
- Чтение татарских сказок «Соловей», «Три сестры»;
- Чтение башкирских сказок «Ястреб и петух», «Ленивая девочка».
4. Изобразительная деятельность детей:
- ЗОД Рисование: раскрашивание «Национальные костюмы: башкиры, татары, русские»;
- ЗОД лепка «Кокошник», «Тюбетейка»,
- ЗОД аппликация «Флаг России».
- Подвижные игры: «Тюбетейка», «Яр-су», «Юрта», «Разбей горшок», русские – народные хороводы.
- Дидактические игры: «Собери флаг, герб», «Мемори – Народные Р.Ф.»
- Итоговое развлечение: «Когда едины – мы непобедимы».
Работа с родителями
Папка-передвижка для родителей «День народного единства».
Консультация «Что можно рассказать о дне народного единства»
Выставка рисунков на тему «Россия – Родина моя».
Заключительный этап:
- Выставка детских рисунков «Моя маленькая Родина»;
- Развлечение «Когда едины – мы непобедимы».
План реализации проекта:
Этап | Формы работы | Задачи | Время в режиме дня |
31.10.2022 | Выбор педагогических технологий, обеспечение методической литературой, пособиями и наглядным материалом; Планирование работы по реализации проекта; Разработка конспектов по теме проекта Подбор материалов для художественно – продуктивной деятельности. | Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта. | 1 день |
1.11.-4.11.2022 |
Беседа «Русские народные промыслы». | Программное содержание: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства. Программное содержание: расширять представления детей о национальных праздниках, знать исторические моменты в жизни России, родного края. Воспитание любви и уважения к русским национальным героям. Программное содержание: расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества. Обогатить словарь детей словами: хохлома, дымковская игрушки, гжель. | Утро. Утро. Утро. |
| Расширять представление о национальной культуре русских, татар и башкир, через художественную литературу. | Перед обедом. | |
| Познакомить детей с русским национальным костюмом, с костюмами башкир и татар. Познакомить детей с элементом женского народного костюма – кокошником, татарским мужским головным убором – тюбетейка. Обобщить знания детей о Государственном флаге Р.Ф.; - познакомить со значением цветов, изображённых на флаге. | Согласно сетке занятий. | |
5. Подвижные игры: «Тюбетейка», «Яр-су», «Юрта», «Разбей горшок», русские – народные хороводы. | Учить детей играть в подвижные игры, разных народов. | На прогулке, во вторую половину дня, на занятиях по физическому воспитанию. | |
Дидактические игры: «Собери флаг, герб», «Мемори – Народные Р.Ф.» | Продолжать знакомить детей с символикой России и Челябинской области; учить различать костюмы народов Южного Урала. | Во вторую половину дня. | |
4.11.2022г. |
| Создать условия для развития чувства патриотизма у дошкольников, уважения к народам Южного Урала. | Первая половина дня. |
Литература:
1. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… - М: АРКТИ, 2004.
2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Детство - Пресс, 2002.
3. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью».
4. Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством СПб: Детство – Пресс, 2003.
6. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».
7. Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». - Мн., 2004. - С.
8. Богомолова М.И. «Интернациональное воспитание дошкольников». - М.: Просвещение, 1988.
9. Гаранина Т.П. «Семейные традиции и их роль в воспитании детей». - Мн., 1983.
10. Дошкольная педагогика./Под ред. В.И.Логиновой, Т.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1980.
11. О.А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством». – М.: ООО «Издательство скрипторий
2003». 2006.
12. Наш дом – Южный Урал: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики./ Ред.-сост. Е.С. Бабунова. - Челябинск: Взгляд. 2007.
13. «Воспитание детей на традициях народной культуры» / авт.-сост. В.П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008.
14. «Народное искусство в воспитании дошкольников» / под ред. Т.С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2005.
Приложение 1
Конспект занятия по аппликации в старшей группе
«Государственный флаг России»
Тема: Символы России. Государственный флаг России.
Программное содержание:
Обобщить знания детей о Государственном флаге России;
Познакомить детей с представлением о флаге как о государственном символе, со значением флага в современной жизни;
Познакомить со значением цветов, изображённых на флаге;
Закреплять умения работать ножницами; умение работать по шаблонам (обводить, вырезать по контуру); аккуратно наклеивать изображение в определённой последовательности.
Материал: изображение Государственного флага России (фотография) ; запись песни “Моя Россия” Г. Струве; цветная бумага, шаблоны полос, ножницы, клей, кисти для клея.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: В наше время свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга. Они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда не найдете. Сегодня мы познакомимся с Государственным Флагом России.
Воспитатель показывает детям изображение Государственного флага на доске и спрашивает:
- Кто знает, что это такое?
Ответы детей.
Воспитатель: Флаг символизирует нашу Родину. Где вы видели Государственный флаг?
Ответы детей.
Воспитатель (обобщает ответы детей): Правильно. В торжественные дни, государственные праздники российский флаг вывешивается на общественных зданиях, школах. А еще Государственный флаг можно увидеть на боевых кораблях и самолётах российской армии, космических кораблях. Под Российским флагом выступают наши спортсмены на всех спортивных соревнованиях, олимпиадах. На трибунах их встречают болельщики и приветствуют Российскими флагами.
Воспитатель: Что изображено на Флаге России?
Ответы детей.
Воспитатель: Государственный флаг Российской Федерации состоит из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Каждая полоса имеет свое значение. Белый цвет – это цвет мира и мудрости. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Синий цвет – цвет неба, воды, моря – символ свободы и веры, верности. Народ любит свою страну, верен ей, защищает ее. Красный цвет – это цвет силы и мужества. Наша страна сильная. Мы все любим нашу страну и гордимся ею. Давайте послушаем песню о нашей Родине.
Звучит запись песни «Моя Россия» Г. Струве.
Воспитатель: Что же мы узнали сегодня? Мы познакомились с Государственным флагом нашей страны. Мы назвали места, где его можно увидеть. Мы определили, что изображено на флаге и узнали, что означают цвета российского флага.
А теперь пусть каждый из вас сделает себе маленький российский флажок.
Проходите за рабочие места. В своей работе мы будем использовать шаблоны и цветную бумагу.
Рассказ сопровождается показом материалов.
Воспитатель: Какого цвета бумага нам понадобится? Выберите необходимые цвета и положите перед собой. Готовы?
Воспитатель: Полосу какого цвета мы будем наклеивать первой? А следующая полоса будет какого цвета? А самая нижняя полоса какая? Если вы затрудняетесь, посмотрите на фотографии (показ на доске)
По ходу самостоятельной работы оказание помощи затрудняющимся детям, хвала детей за правильность выполнения, аккуратность в работе, скорость выполнения.
Приложение 2.
Тематическое развлечение для детей старшей группы
ко Дню народного единства
«Когда мы едины, мы непобедимы»
Цель: создать условия для развития чувства патриотизма у дошкольников, уважения к историческому прошлому страны;
Задачи: воспитывать дружелюбие, стремление к взаимовыручке; создать положительный эмоциональный настрой; способствовать развитию интереса к русским народным играм и песням.
Ход развлечения
- Под звучание песни «О России», дети проходят в зал и рассаживаются на места
Ведущая: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Скоро, совсем скоро, 4 ноября наша страна отмечает День народного единства.
- А кто мне скажет, что такое «единство»? Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов, это день объединения русского народа против врагов.
Мы День Единства отмечаем
России праздник молодой
И всем и каждому желаем
Стране быть верным всей душой!
Наша матушка-Россия,
Как и прежде, станет сильной.
Праздник – день патриотизма,
Славься, гордая Отчизна!
Ведущая: На всех русских праздниках и гуляниях хоровод был неотъемлемой частью. Приглашаю всех на хоровод.
- «На горе-то калина» хоровод.
Ведущая: Ребята, а как называется наша страна? (Россия)
Назовите столицу нашей Родины? (Москва)
А мы с вами кто по национальности? (Русские)
Назовите символы России? (Герб, флаг, гимн).
А мы с вами где живем? (На Южном Урале)
Назовите, кто изображен на гербе Челябинской области? (Верблюд)
- Собери герб и флаг
Россия – самая большая страна в мире! Она занимает самую большую и обширную территорию. Только в нашей стране есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и степь, и тропики. Мы, с вами живем на Южном Урале, и самый главный город Южного Урала….? (Челябинск). На Южном Урале очень много людей разных национальностей: русские, башкиры, татары и др. И у каждого народа есть свои песни, музыка, культура, обычаи и обряды.
Поговорим о татарах.
Где живут татары? (В Татарстане)
Назовите национальное блюдо? (чак - чак)
Назовите национальный головной убор? (тюбетейка и бурек)
На каком языке говорят татары? (татарском)
Поиграем в татарские игры.
- П.И. «Яр-су» (нужен канат)
- Соревнование бег с яйцом в ложке
- Перетягивание палки
Ведущий: А теперь поговорим о башкирах?
Где живут? (Башкортостан)
Национальное блюдо? ()
Национальный головной убор? (тюбетейка и бурек)
На каких языках говорят? (башкирском)
Поиграем в башкирскую народную игру.
- Юрта (нужны стулья, платки)
Мы веселые ребята
Соберемся все в кружок
Поиграем и попляшем
И помчимся на лужок
- «Разбей горшок» (нужны палки, ведерко).
Ведущий: Ребята, интересные игры других народов? (Да)
В нашей стране никому не тесно! Ребята, Мы хотим жить в дружбе и согласии? (Да)
Давайте споем песню о дружбе
- Песня «Дружба крепкая»
Россия…Родина… Это край, где вы родились, где мы живем.
Это наш дом, это все то, что нас окружает.
Россия…Какое красивое слово!
Прислушайтесь – РОССИЯ!
Здесь и роса, и сила, и синие просторы…
Ведущая: приглашаю на общий танец «Дружба»
- Танец дружбы
Ведущая:
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один – кумыс готовит,
Другой – готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
Ведущая: Наш праздник подошел к концу, и хочется угостить Вас ребята, традиционным русским угощением – леденцом на палочке.
Приложение 3.
Конспект НОД по лепке в старшей группе.
Тема: «Украсим кокошник и тюбетейку».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Художественное творчество».
Цель: продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры, расширять знания детей о татарской народной культуры.
Задачи: расширить знание детей о русском и татарском национальном головном уборе; продолжать учить составлять различные композиции, самостоятельно выкладывать узор; Развивать мелкую моторику, художественный вкус, творческое воображение.
Воспитывать интерес к русской и татарской народной культуре.
Активизировать словарь.
Предварительная работа: беседа о русских и татарских традициях, чтение русских и татарских народных сказок, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия.
Организационный момент:
Воспитатель:
-Ребята, у нас в саду скоро праздник и девочки будут выступать в русских национальных костюмах, а еще мы будем играть татарским головным убором – тюбетейкой. Я хочу попросить вас помочь изготовить головные уборы для праздника.
Основная часть:
- Как назывались женские головные уборы на Руси? (ответы детей)
Один из них кокошник.
Кокошник – русский народный головной убор, в виде округлого щита вокруг головы.
В те далекие времена женщине разрешалось ходить с непокрытой головой только дома. Голову покрывали вышитыми платками или кокошниками.
Первый раз кокошник надевали в день свадьбы, носили его по большим праздникам до рождения первого ребенка. После этого носили платки. От какого слова произошло слово КОКОШНИК? - (ответы детей) Презентация разных видов кокошников.
Ребята, это тюбетейка. Мужской татарский национальный головной убор. В то время у крестьян было мало красивых вещей в быту, и люди создавали их сами. Довольно просто было сделать шапочку, украсить ее узорами и освятить обычаями. Таким образом тюркские крестьяне создавали хороший нарядный внешний вид, даже несмотря на скромный быт и крайне экономное жилище. Как называется этот головной убор – ТЮБИТЕЙКА!
«Гимнастика для глаз» в стихах:
«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты) «Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка) -
Воспитатель:
А теперь приглашаю в нашу мастерскую! Поможете ли Вы мне изготовить кокошники и тюбетейки?
У меня есть заготовки кокошников, и тюбетеек разные украшения для них. (бусинки, пайетки, камешки) Как вы думайте, на что они крепятся? (На пластилин). Что скатывали из пластилина, перед тем как прикрепить к картону (Жгутики), а на что крепятся бусины? (На пластилиновые шарики).
Изготовление кокошников. Индивидуальная помощь.
Заключительная часть:
Что мы с вами сделали? (Кокошники и тюбетейки)
Чьи это национальные головные уборы?
Давайте вспомнить с вами пословицы о труде, которые передаются из поклонения в поколения русскими народами. (ответы детей) - Терпение и труд все перетрут.
Какова пряха, такова и рубаха.
Скручен день до вечера, коли делать нечего.
Труд человека кормит, а лень портит.
А как вы понимаете пословицу: «Какова пряха, такова на ней и рубаха.»? (выслушать ответы детей)
Ребята, что вы нового и интересного узнали? Что вам больше всего понравилось делать? (ответы детей). Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника "День народного единства" (старшая группа)
Цель: Приобщение детей к истории РоссииЗадачи:1. Учить узнавать и называть героев России2. Воспитывать уважение к людям, прославившим Россию3. Воспитывать нравственно- патриотические чувства к Родине4...
День народного единства (старшая группа)
сценарий для проведения мероприятий посвещенных Дню независимости России...
«Мой город. Моя Родина. Моя страна. День народного единства» старшая группа
план календарный по теме недели:«Мой город. Моя Родина. Моя страна. День народного единства»...
Отчет о проведении тематической недели "День народного единства" (старшая группа)
Любовь к своей Родине; нравственный ориентир, который во многом определяет личность. И начинать воспитывать это чувство необходимо с ранних лет жизни, только тогда патриотизм станет неотъемлемой часть...
"Народное единство" старшей группы
Цель. Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках; вызвать интерес к истории своей страны; воспитывать чувство гордости за свою страну, любви к ней....
День народного единства. Старшая группа.
laquo;День народного единства»Цель: формировать активную гражданскую позицию, воспитывать интерес к истории своей Родины.Программные содержание:Формировать понятие о России, как о многонационал...
Проект "День народного единства" старшая группа
МДОУ «Детский сад №109»“Изюминка” Педагогический проект в старшей группеНа тему «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»...