Из опыта работы с Блоками Дьенеша
план-конспект занятия
В материале представлен опыт работы с детьми разных возрастных групп с блоками Дьенеша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_panferovoy_a.a.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Московская область
Одинцовский городской округ
Муниципальное дошкольное образование учреждение
Барвихинская СОШ, дошкольное отделение, детский сад №31
Из опыта работы с Блоками Дьенеша
Подготовила:
воспитатель Панферова А.А.
п. Барвиха, 2022г.
Блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал, который позволяет успешно реализовывать задачи познавательного развития детей.
Разработчиком логических блоков является венгерский психолог и математик Золтан Дьенеш.
Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра,
использования логических блоков в работе с детьми :
Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами. Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
Развивать пространственные представления.
Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики и информатики.
На основе логических блоков разработан игровой материал. Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными программами. Для того, чтобы реализовать индивидуальный подход, целесообразно организовать работу с учетом трех уровней развития детей (низкий, средний, высокий).
Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
Цветом – красные, желтые, синие;
Размером – большие и маленькие;
Толщиной – толстые и тонкие.
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из трех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины.
Практически все игры и занятия с блоками возможно использовать в работе с детьми разного возраста, в зависимости от уровня их развития. В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматривается, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования фигурами. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадратной формы, значит круглой, или треугольной, или прямоугольной; не красный, значит синий, или желтый; не большой, значит маленький и т. д.).
В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, воспитатель может объединять или исключать некоторые этапы.
На занятиях по математике логические блоки можно использовать как раздаточный материал, который очень привлекает внимание детей, интересен им, удобен в использовании, отвечает всем требованиям. Используя блоки Дьенеша, воспитатель стремится сформировать устойчивый интерес к математическим знаниям. Очень важно на основе занятий по математике с блоками развивать у детей приемы мыслительной деятельности: анализ, сравнение, классификация, пространственное воображение, вариативность мышления.
Логические блоки Дьенеша на занятиях по математике можно использовать:
В разделе «количество и счет» - в работе по выявлению общих свойств отдельных предметов и групп предметов, выделению из множества отдельных его частей, в которые входят предметы, отличающиеся от других тем или иным признаком, по совершенствованию навыков счета и отсчета в пределах 10, по усвоению понятий поровну, не поровну, больше, меньше, и т. д. В разделе «величина» - сравнение предметов по размеру (большие, маленькие, по толщине (толстые, тонкие) путем непосредственного соизмерения и сравнения на глаз.
В разделе «форма» блоки помогут углубить и расширить представления о геометрических фигурах и формах предметов. В этом разделе хорошо использовать в работе с детьми карточки-символы. Полезны задания типа «Найди предмет такой же формы», «Найди, какая фигура в ряду лишняя», «Найди свой значок», «Подбери фигуры по форме и размеру (цвету) и др.
В процессе организации упражнений с блоками у детей развивается наблюдательность, они учатся видеть особенности различных фигур, подмечать их сходство и различие, обобщать.
«Ориентировка в пространстве». Пространственные представления расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности, в том числе включением в занятия упражнений с логическими блоками на ориентировку в пространстве. Например, дать задание взять в левую руку квадратный красный блок, а в правую – круглый желтый; расставить предметы по порядку, так чтобы слева был большой, а справа маленький блок (или наоборот, вариантов может быть множество). Обучая детей ориентироваться на плоскости (умение раскладывать определенное количество фигур в указанном направлении в верхней, нижней части, слева, справа, в середине, в левом верхнем (левом нижнем, в правом верхнем (правом нижнем) углу, можно дать детям задания: слева положить пять тонких фигур, а справа – толстых на один больше. Варианты заданий могут быть разнообразными.
В работе с блоками на занятиях по фэмп предоставляется возможность по разному варьировать задания с ними, используя их на разных этапах обучения. Можно использовать логические фигуры в игровой форме и добиться того, чтобы обучение стало интересным, содержательным, ненавязчивым.
Такой вывод: Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития, в том числе развития математических способностей дошкольников. С Блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по работе с блоками Дьенеша
Для МО города делала презентацию как работать с блоками Дьенеша...
Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста.
Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста....
Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста.
Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста....
Совместная партнерская деятельность педагога с детьми 3-4 лет по работе с блоками Дьенеша. По теме: «Строим корабли».
Интегрированное занятие по альбому "Логические длоки Дьенеша дл самых маленьких". Занятие тематическое, даются первоначальные знания о празднике защитников Отечества....
Карточки для работы с блоками Дьенеша
По мотивам альбома "Спасатели приходят на помощь"...
"методика работы с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера"
В данной работе дан материал о использовании блоков Дьенеша и палочек Кюизенера на занятиях...
Представление опыта работы: «Использование блоков Дьенеша как средство развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»
Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса. Решается она в основном средствами занимательности в обучении математик...