Из опыта работы с блоками Дьенеша. Организационные моменты.
статья по математике
Статья поможет начинающим педагогам, осваивающим направление ДИ с блоками Дьенеша, разобраться с организационными моментами В статье указаны интересные (соответствующие ФГОС ДО и ФОП ДО) методические пособия для каждой возрастной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_s_blokami_denesha._organizatsionnye_momenty.docx | 32.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Озеро-Карачинский детский сад
Чановского района Новосибирской области
Из опыта работы с Блоками Дьенеша
Организационные моменты.
Голикова А.Н.,
Воспитатель
Дидактические игры с блоками Дьенеша – это не просто модное направление работы с дошкольниками. Это замечательное педагогическое развивающее средство (назову основное):
- развитие начал логики,
- развитие всех мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение и др.),
- совершенствование навыков моделирования, что лежит в основе системного мышления,
- развитие воображения,
- развитие и совершенствование умения задавать вопросы,
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков и навыков командной работы, самостоятельности.
По содержанию и игровым задачам данное направление соответствует разделу ФОП ДО «Познавательное развитие», подраздел «Развитие сенсорных эталонов и познавательных действий». Таким образом, игры с блоками как парциальная программа легко вписывается в образовательную программу дошкольного образования.
В сетевом методическом пространстве, однако, практически невозможно найти подходящих разработок, придется эту работу проводить самостоятельно. Вот почему воспитатели без особого энтузиазма осваивают данное направление. Еще одна причина – материальная поддержка. Необходимо наличие наборов, которые не очень дешевы.
Необходимое количество наборов – один на каждого ребенка (можно приобрести на полгруппы, но тогда заниматься по подгруппам, т.к. не всегда целесообразно работать в парах). Если в группе всего лишь 1 набор (или 2-3), то системной работы не получится, придется заниматься индивидуально, что создаст соответствующие организационные проблемы.
Основное требование – работа в системе, а нет от случая к случаю.
Могу посоветовать использовать в работе методические пособия (готовые конспекты занятий):
- Захарова Н.И. Играем с блоками Дьенеша: Учебный курс для детей 2-4 лет. – СПб.: ООО»Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.
- Захарова Н.И. Играем с блоками Дьенеша: Учебный курс для детей 4-5 лет. – СПб.: ООО»Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. – 160 с.
- Захарова Н.И. Играем с блоками Дьенеша: Учебный курс для детей 5-6 лет. – СПб.: ООО»Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.
- Захарова Н.И. Играем с блоками Дьенеша: Учебный курс для детей 6-7 лет. – СПб.: ООО»Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. – 288 с.
Если вы начинаете работу с блоками в старшей и подготовительной группе, то не стоит сразу же обращаться к методичкам соответствующего возраста. Начните с методички для средней группы – 4-5 лет. Старшие дошкольники осилят материал быстрее четырехлеток, и можно будет включать задания из методичек для детей 5 и 6 лет.
Желательно пройти специализированные курсы потому, что материал для детей 5-6 лет и 6-7 лет – довольно сложен для понимания педагогов, начавших «с нуля», т.к. изобилует множествами схем, появляются сложные алгоритмы.
В нашей профессии, в основном, – люди творческие, больше с гуманитарным уклоном. Основы инженерного мышления по силам не всем (или интересны не всем). Если воспитатель работает в направлении развития системного мышления, по технологии ТРИЗ, то игры с блоками ему будут понятны и интересны, не вызовут особых затруднений, а значит, с легкостью будут освоены и детьми.
Однако, человек совершенствуется и развивается всю жизнь, поэтому работу с блоками может освоить воспитатель любого склада – было бы желание!
Овладев основными принципами игр с блоками, воспитатель вправе проявлять собственное творчество. Предлагаемые в методичках схемы алгоритмов можно преподносить в разных вариантах, придумывать свои. Главное, чтобы они были понятны самому педагогу. Дети освоят тот материал, который педагог может освоить сам, дети – перенимают систему знаний самого педагога. В некоторых случаях, дети сами могут предложить более удобные варианты схем, проявляя инициативу, тем самым они обнаруживают и у себя наличие некой системы знаний. То есть, здесь важна система, знание основных принципов, а форма подачи – варьируется.
Что должно остаться неизменным (или не очень измениться) – так это сами знаки, которыми определяют различные свойства (цвет, размер, толщину, наличие и отсутствие признака) и принципы работы. Это необходимо, т.к. выводит работу в одно смысловое пространство, упрощает взаимодействие детей и педагогов разных групп, а при случае – и других детских садов.
Основные принципы – от простого к сложному, последовательность. Важны и другие принципы дошкольного образования.
Форма проведения – любая:
- дидактические игры (удобно, если работа ведется в режимных моментах, можно включать элементов в различные НОД),
- типичная НОД (разработки конспектов предложены в представленных выше методичках).
Важно:
- за стол садить по одному ребенку – чтобы блоки из наборов не перемешивались (при индивидуальных играх),
- сразу приучать детей убирать боки на место, стараться не ронять, бережно относиться к материалам.
В нашем детском саду мы работаем с блоками уже два года. Я начала осваивать это направление вместе с моими ребятами со старшей группы. Поначалу мы работали без методичек, но по карточкам, взятым в системе интернет, руководствуясь методикой. Затем – используя приобретенные методички. Дети смежной средней группы стали осваивать материал сразу по методичке.
Для детей от 2 до 4 лет блоки предлагались без варьирования толщины (все плоские). Это не было сделано специально, связано только с трудностями массовой закупки (наборы приобретались несколькими партиями). В виду того, из заданий для этого возраста были убраны игры (элементы игр), связанные с толщиной блоков. Дети в старшей группе быстро освоили этот элемент работы с блоками, так что логика методики не пострадала.
Мои дети не испытывали трудности в работе с блоками, т.к. с раннего возраста мы работали с ними по технологии ТРИЗ, они знакомы с моделированием, кодированием свойств, составлением множества по 1-3 признакам, с методом сужения поиска.
Не всем воспитателям (старших и подготовительных групп) было просто работать по методичкам, это требовало предварительной подготовки материала, как наглядного, так и раздаточного. Иногда трудно было сразу разобраться в предлагаемых автором схемах (если бы они были цветными, было бы проще, но цвета обозначены буквами, что затрудняет восприятие; детям предлагаются цветные схемы).
Однако, материал в методичках разработан в соответствии с методикой, последовательно, системно, занимательно, в соответствии с принципами ФГОС ДО. Развернутые конспекты, готовые схемы – сразу в работу. Необходимо только подготовить наглядный материал по заданным схемам и рисункам.
В нашем детском саду в системе занятий было отведено специальное время (отдельное занятие) именно этой работе, в сочетании с играми с палочками Кюизенера, геометрическим моделированием. Это, наряду с методическим материалом, обеспечило системный подход к реализации данного направления.
Организуя игры с блоками в режимных моментах и на отдельном занятии, сразу почувствовала, насколько работа эффективнее и продвигается быстрее, когда игры включены в систему занятий. В режимных моментах такого эффекта надо добиваться дольше. Так или иначе, главное – система, постоянство, последовательность! И, конечно, же – наглядность.
В помощь тем педагогам, кто заинтересовался этой работой, но еще не приобрел (или не знает о наличии) методичек, разработала основные этапы работы с блоками Дьенеша. Оформила отдельным приложением к статье. Это будет полезно начинающим воспитателям при составлении перспективного плана, исходя из индивидуальных условий группы, при подборе материалов из сети-Интернет.
Каждый описанный этап соответствует одной из возрастных групп, т.е. возрастным особенностям детей этих групп. Однако работу можно начинать в любом возрасте, но с самого первого этапа, последовательно.
Например, третий этап – соответствует возрасту средней группы, соответственно, длится год. Если материал начали изучать со старшей группы (подготовительной), то первые два этапа можно пройти за один-два месяца, а материал третьего этапа (средней группы) – примерно за месяц, тогда оставшиеся шесть месяцев – придутся на изучение материала старшей группы – то есть на четвертый этап.
Внутри каждого этапа задания также расположены в логической последовательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по работе с блоками Дьенеша
Для МО города делала презентацию как работать с блоками Дьенеша...
Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста.
Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста....
Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста.
Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста....
Совместная партнерская деятельность педагога с детьми 3-4 лет по работе с блоками Дьенеша. По теме: «Строим корабли».
Интегрированное занятие по альбому "Логические длоки Дьенеша дл самых маленьких". Занятие тематическое, даются первоначальные знания о празднике защитников Отечества....
Представление опыта работы: «Использование блоков Дьенеша как средство развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»
Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса. Решается она в основном средствами занимательности в обучении математик...
Из опыта работы с Блоками Дьенеша
В материале представлен опыт работы с детьми разных возрастных групп с блоками Дьенеша....
Из опыта работы с блоками Дьенеша. Этапы ввода дидактических игр с блоками в разных возрастных группах
Статья поможет начинающим педагогам, осваивающим направление работы с блоками Дьенеша, систематизировать ДИ с блоками и составить перспективный план. В статье представлены почти все виды ДИ с блоками ...