Из опыта работы с блоками Дьенеша. Организационные моменты.
статья по математике

Голикова Алена Николаевна

Статья поможет начинающим педагогам, осваивающим направление ДИ с блоками Дьенеша, разобраться с организационными моментами   В статье указаны интересные (соответствующие ФГОС ДО и ФОП ДО) методические пособия для каждой возрастной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Озеро-Карачинский детский сад

Чановского района Новосибирской области

Из опыта работы с Блоками Дьенеша

Организационные моменты.

Голикова А.Н.,

Воспитатель

       Дидактические игры с блоками Дьенеша – это не просто модное направление работы с дошкольниками. Это замечательное педагогическое развивающее средство (назову основное):

  • развитие начал логики,
  • развитие всех мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение и др.),
  • совершенствование навыков моделирования, что лежит в основе системного мышления,
  • развитие воображения,
  • развитие и совершенствование умения задавать вопросы,
  • развитие и совершенствование коммуникативных навыков и навыков командной работы, самостоятельности.

          По содержанию и игровым задачам данное направление соответствует разделу ФОП ДО «Познавательное развитие», подраздел «Развитие сенсорных эталонов и познавательных действий». Таким образом, игры с блоками как парциальная программа легко вписывается в образовательную программу дошкольного образования.

         В сетевом методическом пространстве, однако, практически невозможно найти подходящих разработок, придется эту работу проводить самостоятельно. Вот почему воспитатели без особого энтузиазма осваивают данное направление. Еще одна причина – материальная поддержка. Необходимо наличие наборов, которые не очень дешевы.

           Необходимое количество наборов – один на каждого ребенка (можно приобрести на полгруппы, но тогда заниматься по подгруппам, т.к. не всегда целесообразно работать в парах). Если в группе всего лишь 1 набор (или 2-3), то системной работы не получится, придется заниматься индивидуально, что создаст соответствующие организационные проблемы.

          Основное требование  – работа в системе, а нет от случая к случаю.

Могу посоветовать использовать в работе методические пособия (готовые конспекты занятий):

  • Захарова Н.И. Играем с блоками Дьенеша: Учебный курс для детей 2-4 лет. – СПб.: ООО»Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.
  • Захарова Н.И. Играем с блоками Дьенеша: Учебный курс для детей 4-5 лет. – СПб.: ООО»Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. – 160 с.
  • Захарова Н.И. Играем с блоками Дьенеша: Учебный курс для детей 5-6 лет. – СПб.: ООО»Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.
  • Захарова Н.И. Играем с блоками Дьенеша: Учебный курс для детей 6-7 лет. – СПб.: ООО»Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. – 288 с.

        Если вы начинаете работу с блоками в старшей и подготовительной группе, то не стоит сразу же обращаться к методичкам соответствующего возраста. Начните с методички для средней группы – 4-5 лет. Старшие дошкольники осилят материал быстрее четырехлеток, и можно будет включать задания из методичек для детей 5 и 6 лет.

        Желательно пройти специализированные курсы потому, что материал для детей 5-6 лет и 6-7 лет – довольно сложен для понимания педагогов, начавших «с нуля», т.к. изобилует множествами схем, появляются сложные алгоритмы.

         В нашей профессии, в основном, – люди творческие, больше с гуманитарным уклоном. Основы инженерного мышления по силам не всем (или интересны не всем). Если воспитатель работает в направлении развития системного мышления, по технологии ТРИЗ, то игры с блоками ему будут понятны и интересны, не вызовут особых затруднений, а значит, с легкостью будут освоены и детьми.

        Однако, человек совершенствуется и развивается всю жизнь, поэтому работу с блоками может освоить воспитатель любого склада – было бы желание!

         

         Овладев основными принципами игр с блоками, воспитатель вправе проявлять собственное творчество. Предлагаемые в методичках схемы алгоритмов можно преподносить в разных вариантах, придумывать свои. Главное, чтобы они были понятны самому педагогу. Дети  освоят тот материал, который педагог может освоить сам, дети – перенимают систему знаний самого педагога. В некоторых случаях, дети сами могут предложить более удобные варианты схем, проявляя инициативу, тем самым они обнаруживают и у себя наличие некой системы знаний. То есть, здесь важна система, знание основных принципов, а форма подачи – варьируется.

          Что должно остаться неизменным (или не очень измениться) – так это сами знаки, которыми определяют различные свойства (цвет, размер, толщину, наличие и отсутствие признака) и принципы работы. Это необходимо, т.к. выводит работу в одно смысловое пространство, упрощает взаимодействие детей и педагогов разных групп, а при случае – и других детских садов.

          Основные принципы – от простого к сложному, последовательность. Важны и другие принципы дошкольного образования.

           Форма проведения – любая:

- дидактические игры (удобно, если работа ведется в режимных моментах, можно включать элементов в различные НОД),

- типичная НОД (разработки конспектов предложены в представленных выше методичках).

          Важно:

- за стол садить по одному ребенку – чтобы блоки из наборов не перемешивались (при индивидуальных играх),

- сразу приучать детей убирать боки на место, стараться не ронять, бережно относиться к материалам.

           В нашем детском саду мы работаем с блоками уже два года. Я начала осваивать это направление вместе с моими ребятами со старшей группы. Поначалу мы работали без методичек, но по карточкам, взятым в системе интернет, руководствуясь методикой. Затем – используя приобретенные методички. Дети смежной средней группы стали осваивать материал сразу по методичке.

           Для детей от 2 до 4 лет блоки предлагались без варьирования толщины (все плоские). Это не было сделано специально, связано только с трудностями массовой закупки (наборы приобретались несколькими партиями). В виду того, из заданий для этого возраста были убраны игры (элементы игр), связанные с толщиной блоков. Дети в старшей группе быстро освоили этот элемент работы с блоками, так что логика методики не пострадала.

            Мои дети не испытывали трудности в работе с блоками, т.к. с раннего возраста мы работали с ними по технологии ТРИЗ, они знакомы с моделированием, кодированием свойств, составлением множества по 1-3 признакам, с методом сужения поиска.

          Не всем воспитателям (старших и подготовительных групп) было просто работать по методичкам, это требовало предварительной подготовки материала, как наглядного, так и раздаточного. Иногда трудно было сразу разобраться в предлагаемых автором схемах (если бы они были цветными, было бы проще, но цвета обозначены буквами, что затрудняет восприятие; детям предлагаются цветные схемы).

          Однако, материал в методичках разработан в соответствии с методикой, последовательно, системно, занимательно, в соответствии с принципами ФГОС ДО. Развернутые конспекты, готовые схемы – сразу в работу. Необходимо только подготовить наглядный материал по заданным схемам и рисункам.

         В нашем детском саду в системе занятий было отведено специальное время (отдельное занятие) именно этой работе, в сочетании с играми с палочками Кюизенера, геометрическим моделированием. Это, наряду с методическим материалом, обеспечило системный подход к реализации данного направления.

         Организуя игры с блоками в режимных моментах и на отдельном занятии, сразу почувствовала, насколько  работа эффективнее и продвигается быстрее, когда игры включены в систему занятий. В режимных моментах такого эффекта надо добиваться дольше. Так или иначе, главное – система, постоянство, последовательность! И, конечно, же – наглядность.

         

        В помощь тем педагогам, кто заинтересовался этой работой, но еще не приобрел (или не знает о наличии) методичек, разработала основные этапы работы с блоками Дьенеша. Оформила отдельным приложением к статье. Это будет полезно начинающим воспитателям при составлении перспективного плана, исходя из индивидуальных условий группы, при подборе материалов из сети-Интернет.

       Каждый описанный этап соответствует одной из возрастных групп, т.е. возрастным особенностям детей этих групп. Однако работу можно начинать в любом возрасте, но с самого первого этапа, последовательно.

      Например, третий этап – соответствует возрасту средней группы, соответственно, длится год. Если материал начали изучать со старшей группы (подготовительной), то первые два этапа можно пройти за один-два месяца, а материал третьего этапа (средней группы) – примерно за месяц, тогда оставшиеся шесть месяцев – придутся на изучение материала старшей группы – то есть на четвертый этап.  

      Внутри каждого этапа задания также расположены в логической последовательности.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по работе с блоками Дьенеша

Для МО города делала презентацию как работать с блоками Дьенеша...

Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста.

Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста....

Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста.

Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста....

Совместная партнерская деятельность педагога с детьми 3-4 лет по работе с блоками Дьенеша. По теме: «Строим корабли».

Интегрированное занятие по альбому "Логические длоки Дьенеша дл самых маленьких". Занятие тематическое, даются первоначальные знания о  празднике защитников Отечества....

Представление опыта работы: «Использование блоков Дьенеша как средство развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»

   Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.     Решается она в основном средствами занимательности в обучении математик...

Из опыта работы с Блоками Дьенеша

В материале представлен опыт работы с детьми разных возрастных групп с блоками Дьенеша....

Из опыта работы с блоками Дьенеша. Этапы ввода дидактических игр с блоками в разных возрастных группах

Статья поможет начинающим педагогам, осваивающим направление работы с блоками Дьенеша, систематизировать ДИ с блоками и составить перспективный план. В статье представлены почти все виды ДИ с блоками ...