Перспективный план по региональному компоненту 2 младшей группы
рабочая программа (младшая группа)

Перспективный план

 по региональному компоненту

2 младшей группы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №8 «Зоряночка»

МБДОУ детского сада № 8

«Зоряночка»

________ Месикова С.Ю.

«31» августа 2022 год

Перспективный план

 по региональному компоненту

2 младшей группы

Выполнила

воспитатель:

Ибрагимова З.Г.

г. Ессентуки 2022-2023г

Пояснительная записка

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает формирование у дошкольников первичных представлений о малой Родине и Отечестве, социокультурных ценностей нашего народа, об отечественных традициях.

Современные исследования в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. 

Культура - как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остается понимаемой всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или к социальной группе. 

Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из важных задач воспитания детей является приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням. 

Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций народов, населяющих Ставропольский край, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Раннему приобщению к культуре родного края, духовно-нравственным и социокультурным ценностям, познанию его прошлого и настоящего посвящена наша работа.

В соответствии с требованиями к организации образовательного процесса в ДОУ, направленного на развитие детской личности, мы придаем особое значение таким формам организации жизнедеятельности дошкольника, как его самостоятельная деятельность (художественная, двигательная, речевая, игровая, трудовая, исследовательская и др.) и индивидуальная работа с ним.

В совместной деятельности используем разнообразные формы работы: занятия, беседы, игры (дидактические, подвижные, творческие), экскурсии в музеи, к памятникам города; целевые прогулки, наблюдения, показ спектаклей и сказок, чтение детской литературы, художественный труд, выставки детского творчества, праздничные мероприятия.

Мы исходим из того, что эффективное приобщение дошкольников к культуре Ставропольского края происходит при условии, когда оно естественно вплетается в жизнь группы и связывается с детскими интересами и желаниями. Мы считаем, что развитие интереса к культуре и традициям Ставропольского края будет эффективным при соблюдении следующих условий:

- создание развивающей предметно-пространственной среды;

- организация систематического образовательного процесса с использованием наглядного материала;

- тесное взаимодействие с семьей.

Чтобы сформировать у ребенка чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально-положительные отношения к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей природы, поощрять желание узнавать больше об особенностях родного края.

Для решения этих задач мы стараемся дать детям географические и природоведческие представления о Ставропольском крае, об истории края, культуре и традициях народов, населяющих его.

Целью реализации программы регионального компонента является процесс, который предполагает:

Организацию интеллектуальной, эмоциональной активности как оптимального варианта нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников, на примере ближнего природного и социального окружения ознакомления дошкольников с окружающим миром, помочь осознать своё место в нём.

Задачи:

Образовательные:

– расширение и углубление знаний воспитанников по краеведению, достопримечательностях города, социальным навыкам;

– развитие интеллекта ребенка, формирование   наглядно-образного мышления, повышение качеств духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения;

– знакомство с проблемами экологии и охраны природы, охраны памятников истории, культуры.

Воспитательные:

-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу;

-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

-формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

-воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего

народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

Педагогические условия для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования:

  • формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;
  • подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
  • создание культурно-развивающей среды ДОУ;
  • организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
  • При определении педагогических условий реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были учтены следующие положения:
  • определение социального заказа на интеграцию личности в национальную и мировую культуру,
  • выявление специфики реализации регионального компонента дошкольного образования в крае,

Формы подведения реализации работы по региональному компоненту:
· – наблюдения за природными и общественными явлениями, происходящими в родном городе;

– интерактивные экскурсии в лес, парк, на речку, озеро, на рабочие места родителей; в учебные заведения; по историческим и достопримечательным местам;

– рассказы воспитателя об интересных исторических и современных событиях, фактах в жизни родного города (края);

– чтение познавательной и художественной литературы;

– рассматривание открыток, фотоальбомов, иллюстраций в книгах о Ставропольском крае; карты Ставропольского края;

– беседы с детьми;

– чтение;

– составление гербариев;

– создание коллекций, экспериментов;

– встречи с интересными людьми (писателями, художниками, композиторами, старожилами и т.п.), проживающими в родном городе;

– викторины;

– литературные вечера;

– игры-путешествия, дидактические игры;

– изобразительная, художественно-продуктивная деятельность;

– участие в озеленении территории детского сада;

– участие в праздниках города.

Прогнозируемый результат освоения регионального компонента.

– Любознательный, активный.

Задает вопросы поискового характера. Интересуется новым неизвестным в окружающем мире. Называет и показывает Ставропольский край, г. Ессентуки на карте, отмечает их уникальность. Отгадывает описательные загадки о предметах и объектах природы. Узнает на картинках и называет растения – эндемики, первоцветы, растения, занесенные в Красную книгу.

-Эмоционально-отзывчивый.

Проявляет устойчивый интерес к познанию уникальной экосистемы города Ессентуки. Уважает труд взрослых разных профессий по охране природы. Вместе со взрослыми выполняет доступные природоохранные задания. Откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам легенд, историй, рассказов. Мотивирует свое отношение к городу и его районам.

– Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Отражает знания о городе Ессентуки, в небольших связных рассказах, в выразительной, музыкально-театрализованной деятельности. Составляет несложные рассказы с помощью иллюстраций. Способен решать интеллектуальные и личностные задания, адекватные возрасту.

Устанавливает связи между растительным и животным миром с помощью наглядной модели.

– Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

– Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, и природе.

– Может делать несложные «открытия» в процессе познания растительного и животного мира родного города, района. Самостоятельно выполняет пошаговую инструкцию взрослого, при затруднении обращается за помощью к взрослому.

Таким образом, цель внедрения в дошкольных образовательных учреждениях Регионального компонента в образовательной программе по ФГОС направлен на воспитание эмоциональных и духовных ценностей, положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории региона, создание толерантного отношения к представителям других национальностей.

Развивающая среда представлена в группе

-материал данной тематики размещен в папках передвижках

-подготовлены альбомы и презентации.
- подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни предков, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей, сборники музыкальных произведений.)
следующим уголком: краеведческий уголок

Месяц

Форма работы

Цели

Сентябрь  

  1. Беседа с детьми «Мой город курорт», «Моя улица»

  1. Конструирование «Наш город»
  1. Знакомить детей с нашим городом, улицей. Формировать представления о малой Родине.
  2. Воспитывать патриотические чувства, развивать творческое воображение.

Октябрь

  1. Растения нашего города

  1. Заучивание народной заклички «Дождик лей!»
  1. Познакомить с растениями нашего города; учить узнавать и называть части растения, используя модели (корень, стебель, лист, цветок). Развивать сосредоточенность внимания.
  2. Помочь детям запомнить народную закличу «дождик лей!» Развивать интерес к народному творчеству.

Ноябрь

  1. Беседа «Мир гор Ставрополья»
  2. Чтение легенд о Ставропольском крае на основе наглядного материала
  1. Знакомство дошкольников с названием

гор, с многообразием полезных ископаемых в горах Ставропольского края.

  1.  Знакомить детей с легендами родного края через фотографии.

Декабрь

  1. Знакомство с зимующими птицами Ставрополья.
  2. Совместное раскрашивание картинок зимующих птиц Ставрополья.
  1. Познакомить детей с зимующими птицами Ставрополья.
  2. Учить детей раскрашивать птиц, передавать характерные особенности. Развивать воображение.

Январь

  1. Беседа о предметах быта.

  1. «Сто одежек и все без застежек» вечер загадок
  1. Формировать представление о предметах быта в русской избе; воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.
  2. Развивать интерес к русским традициям.

Февраль

  1. Виртуальная экскурсия по достопримечательностям нашего города.
  2. Рисование: «Мы рисуем достопримечательности нашего города»

фотографий с изображением

знаменитых мест в городе.

  1. Знакомство и воспитание любви к родному городу – курорту.

  1. Способствовать расширению элементарных представлений детей о городе курорте; Развивать интерес к рисованию и творчеству.

Март

  1. Знакомство с народными музыкальными инструментами.

  1. Игра «Салочки»
  1. Познакомить детей с русскими народными инструментами, вызывать желание играть на инструментах.
  2. Продолжать прививать интерес к русским народным играм.

Апрель

  1. Животные Ставропольского края.

  1. Серия мультфильмов «Гора самоцветов» - «Кот и лиса»
  1. Знакомить детей с дикими животными. Учить детей узнавать и называть травоядных животных: заяц, белка, еж, познакомить с особенностями внешнего вида, повадками, особенностями питания.
  2. Знакомить детей с русскими народными сказками через мультипликацию.

Май

  1. Рассматривание фотоальбома «Природа родного края».

  1. Чтение стихотворений поэтов Ставрополья.

  1. Развитие эмоциональной отзывчивости на красоту природы Северного Кавказа. Воспитывать бережное отношение к природе.
  2. Учить детей чувствовать, понимать язык стихов. Воспитывать интерес к чтению книг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Национально - региональный компонент средняя группа

Перспективное планирование  Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Национально - региональный компонент   средняя группа...

Перспективное планирование регионального компонента («Я-концепция» личности) 1,5-3 ГОДА

Данная пубикация содержит схематическое представление Я - концепции развития личности детей 1,5 - 3 лет и перспективное планирование регионального компонента на основе данной концепции....

Перспективное планирование регионального компонента по эколого-патриотическому воспитанию.

Целью патриотического развития детей является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Поэтму перед нами встал вопрос каким обр...

Перспективное планирование регионального компонента эколого-патриотического воспитания для детей старшей группы.

Планирование разоаботано доя детей старшего дошкольного возраста, чтобы воспитать детей настоящими патриотами нашей Родины....

Перспективное планирование Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Национально - региональный компонент средняя группа (1)

Сентябрь 2 неделя Тема: Беседа на тему: «Что такое детский сад? Наши сотрудники».                       ...

перспективное планирование "Региональный компонент"

Перспективное планирование регионального компонента в старшей группе...

Перспективное планирование регионального компонента

Главная цель регионального компонента формирование начал этнокультурных ценностей: ознакомление особенностями природы родного края; правильного отношения к природе, к себе и другим народностям Ста...