«Формирование речевой активности дошкольников»
статья
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Солнышко»
Выступление на Методическом объединении
«Формирование речевой активности дошкольников»
Подготовила:
Воспитатель Баженова О.В.
Р.п. Мучкапский
2022
Речевая активность - это свойство личности, проявляющее в способности высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации.
Речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, трудовой, коммуникативной и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с окружающем миром не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов:
- Ухудшение состояния здоровья детей;
- Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
- Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
- Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
Поэтому педагоги в дошкольном учреждении создают условия для активизации речи детей:
1. Побуждают детей к речевому общению между собой, а также обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
Формирование речи происходит прежде всего в диалоге. Первый партнер ребенка в диалоге — взрослый. Необходимо «провоцировать» ребенка на высказывание, на ответ.
Что помогает развитию диалога?
Это - инсценировки, вопросы, театрализованная деятельность:
2.Задают детям образцы правильной литературной речи:
- речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
- в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
3. Обеспечивают развитие звуковой культуры речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, артикуляционную гимнастику, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
4.Обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:
- обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
- помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывают о них;
- обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);
- знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
5. Создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
6. Развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:
- поощряют детей к рассказыванию, развёрнутому изложению определенного содержания;
7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8.Создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- стимулируют детей комментировать свою речь;
- упражняют в умении планировать свою деятельность.
9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Поощряют детское словотворчество.
Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. (Игра "увеличение - уменьшение"(лето увеличить, зиму уменьшить).
Игра «Оживи предмет» (- О чем думает ваша обувь?).
11. Создание речевых центров в группе.
12 Провидение регулярной просветительской работы с родителями по вопросам развития речи воспитанников группы.
Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в познании, в игре.
Поэтому и основной формой обучения будут не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детской группы и различные виды игр. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.
Отдельные виды игр по-разному действуют на формирование познавательно-речевое активности дошкольников.
Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.
Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.
Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.
Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а также интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.
Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!
Исходя из этого положения, сделаем вывод, что в речевой работе основной целью будет не только обучение новым словам, понятиям, требование к пересказу, ну и использование речи, как средства любой важной и интересной для дошкольника деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Формирование коммуникативно-речевой активности дошкольников"
Раскрываются условия развития речевой активности дошкольников, методы ее формирования в разных возрастных группах, стадии педагогического общения с детьми....
Развитие познавательно-речевой активности дошкольников через формирование коммуникативных способностей.
Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности, в том числе коммуникативной. Ребенок постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной по своей природ...
Методическая разработка по теме ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Речевое развитие дошкольников я изучаю в рамках темы по самообразованию, постоянно ищу способы и методы повышения его уровня. Как же повысить речевую активность ребенка? Как заставить его говорить, ст...
Роль музыки в формировании речевой активности дошкольника
Консультацию "Роль музыки в формировании речевой активности дошкольника" предназначена для родителей детей, которые посещают детский сад. В консультации я в доступной форме показала значение...
Формирование речевого творчества дошкольников через использование новых методов активизации речевой активности
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности знать ...
Сказкотерапия как средство формирования речевой активности дошкольников
Использование сказки в работе с детьми...
Формирование речевой активности дошкольников через знакомство с экологическими сказками
Формирование устойчивого свойства личности ребенка, проявляющегося в способности воспринимать и понимать речь окружающих; самостоятельном разнообразном, по средством знакомства с экологическими сказка...