Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с миром природы в подготовительной группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Ирина Валериевна Болокадзе

знакомство детей с памятником природы своей местности – «Заповедник Кара-даг»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 23 «Улыбка» г.Феодосии Республики Крым»

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с миром природы в подготовительной группе

«Мой родной край: заповедные места и памятники природы»

188302d838e85a6abea0a9aaedb141fd.jpg                      photo_2019-11-11_150830__ksz4hgc.jpg

SL_0w6ZOzdc.jpg

Составила:

воспитатель Болокадзе И.В..

г. Феодосия, 2022

Цель: знакомство детей с памятником природы своей местности – «Заповедник- Кара-даг»

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представление детей о редких растениях и животных, занесённых в Красную книгу.
  • Систематизировать знания детей о памятнике природы и его назначении;
  • Совершенствовать у детей умение рассказывать об истории и культуре своего народа;

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес, коммуникативные навыки, умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;
  • Развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
  • Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине;
  • Развивать память, экологическое мышление, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, чувство ответственности за родную природу;
  • Пробуждать желание побывать в заповедных местах
  • Методы и приемы:  чтение стихов, загадок, беседа, рассматривание картин и иллюстраций, показ презентации, рассказ, объяснение,  вопросы к детям, игры, словарная работа, физкультминутка, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа:  

  • Беседа «Знакомство  с заповедниками ». Беседа «По страницам Красной книги»;
  • Рассматривание иллюстраций с изображением памятников природы родного края;
  • Чтение художественных произведений: «Родина» Трутневой, пословиц и поговорок о Родине;
  • Слушание песен о Родине;
  • Рекомендация родителям о посещении заповедников и природных памятников  г. Феодосии.

Материал и оборудование:

  • Для воспитателя: книги, фотоальбомы, слайды, ноутбук, аудиозапись с пением птиц.
  • Для детей:  фишки

Индивидуальная работа: Активизировать малоактивных детей.

Словарная работа: лесные богатства, исчезающие, заповедники, памятники природы, Красная книга, местность, экскурсия.

Интеграция   образовательных областей:  познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Ход:


Звучит фонограмма с записью лесных звуков.

Воспитатель:   «Родная сторона» - как вы думаете, что означают эти слова?

Дети:   «Родная сторона» - это место, где нам всё дорого и близко, где мы родились и выросли, где всё для нас родное.

Воспитатель:  такое место по-другому ещё называют «Родина». Послушайте стихотворение, которое написала Зинаида Александрова «Родина»

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор…

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна

Воспитатель:   как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). Правильно, у нашей страны очень красивое имя – Россия.

Воспитатель:  а какая она наша Россия?

Дети: большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.

Воспитатель:  а кто скажет, что такое лесные богатства? И нужно ли их беречь?  (ответы детей)

Воспитатель: а по каким делам можно узнать  друзей леса?

Дети: друзья леса не шумят, не мусорят, не разжигают костры, не разоряют муравейники.
Воспитатель:  а по каким делам узнают врагов леса?

Дети:  враги леса разрушают грибницы, ломают деревья и ветки, разоряют гнёзда, шумят.
Воспитатель: Из-за жестокого обращения к природе, из-за того, что люди часто становились её врагами,   в наше время есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных и растений.  Ребята, как вы думаете, что значит исчезающие? (ответы детей)

Воспитатель: для этого в нашей стране созданы заповедники. 

В Крыму есть заповедники, некоторые из которых мы с вами рассмотрим.

- Вы знаете, что такое заповедник?

Дети: Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость.  

Воспитатель: это часть леса или целый лес, на территории которого животные и растения охраняются государством. Что охраняется в заповеднике?

Дети: в заповеднике охраняются: травы, птицы, животные, рыбы и все живое. 

Воспитатель: ребята, а ещё в заповедниках находятся те, животные растения, которые очень редкие, они редко встречаются нам, эти растения и животные занесены в Красную Книгу. Вы знаете, что такое Красная Книга? И почему она именно красного цвета?

Дети: в Красную Книгу занесены растения редкие, животные, птицы их нельзя уничтожать (если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает им), красный цвет тревоги и опасности (показ иллюстрации Красной Книги).

Воспитатель:

Мы живём на планете, где много цветов,
Полей безграничных, зелёных лугов.
Мы живём на планете, где много зверей,
Но что-то забыли все люди на ней.
Они позабыли что нужно народу
Беречь и любить всю нашу природу.
Но люди жестоки: зверей убивают,
В лесу, очень много деревьев срубают.
Поэтому помощь природе нужна.
Ведь справиться с ними не в силах она.
И многие, многие, многие виды
Народы внесли в свои Красные книги.

(показ презентации детям «Растения и животные Красной Книги Крыма)

Воспитатель: благодаря своему уникальному расположению Крым радует своей разнообразной и необычайно красивой природой. Данный регион омывается двумя морями,  Черным и Азовским. Из-за благоприятных условий области на территории проживают различные представители флоры и фауны, часть из которых занесена в Красную книгу.

 Воспитатель: вы знаете, какой самый большой заповедник в Крыму?

ВоспитательКрымский  природный заповедник – самый большой заповедник в Крыму (показ иллюстрации).  Основная часть заповедника находится по центру Главной гряды Крымских гор. 

-Сейчас мы с вами рассмотрим, какие животные, птицы и растения охраняются в этом большом заповеднике (показ иллюстраций), каких вы видите животных?

Дети: (ответы детей по иллюстрациям) благородный олень, муфлон, дикий кабан, косуля, лиса;

Воспитатель: растения: ковыль, можжевельник, шафран и многие другие.

-Посмотрите на иллюстрации кто это?

Дети: Птицы.

Воспитатель: давайте рассмотрим птиц, которые находятся в этом заповеднике. Какие птицы?

Дети: аист чёрный; дрофа; журавль серый; филин – самая крупная сова.

Воспитатель: сейчас поиграем в игру  «Хорошо или плохо?»

• Костер в лесу (хорошо или плохо)?
• Мусор в лесу;
• Сломанные ветки на деревьях;
• Срубленные деревья;
• Посадка деревьев ;
• Развешивание кормушек для птиц; 
• Не рвать цветы ;
• Создание красной книги (ответы детей).

Воспитатель: скажите,  что запрещается делать в заповедниках?
Дети: в заповедниках запрещено охотиться на животных и птиц, ловить бабочек, рвать цветы, вырубать деревья, в озёрах и реках, которые находятся в этих заповедниках, ловить рыбу. В заповедниках запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов.

Воспитатель: не далеко от Феодосии, в Коктебеле, тоже есть заповедник. Его название Кара- Даг. В переводе с тюркского языка «Чёрная гора».  Сегодня мы с ним познакомимся.

Физкультминутка

«Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся………. (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел………………..(Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся……………….(Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел……………… (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется………………. (Покружиться.)

Воспитатель: юго-восточное побережье Крыма является местом, где находится природный заповедник Карадаг, который расположился в близи от Феодосии.  А вы знаете, почему он называется Карадагским заповедником? Он называется так, потому что находится на территории потухшего древнего вулкана. Его извержение, случившееся более 120 миллионов лет назад, и последовавшие следом природные процессы обусловили создание уникального живописного комплекса, величественного и неповторимого.

Посмотрите на иллюстрации, какие животные там находятся?

Дети: белка, свинья и серая крыса.

Воспитатель: а какие растения? (воспитатель помогает детям отвечать, если дети затрудняются)

Дети: подснежники, жасмин кустарниковый и многие другие.

Воспитатель: правильно, посмотрите, какие птицы охраняются в этом заповеднике?

Детизяблик, южный соловей, ушастая сова и хохлатый жаворонок.

Воспитатель: правильно ребята, теперь поиграем в игру:

Дидактическая игра «Птицы-звери»

Воспитатель: предлагаю вам поиграть в игру. Нужно все эти картинки разложить правильно. Делимся на две команды: мальчики и девочки.

Мальчики выбирают птиц, а девочки зверей.

Дети: играют.

Воспитатель: чтобы закрепить занятие, предлагаю вам поиграть в игру

Игра «Запрещается-разрешается».

Воспитатель: Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «запрещается» или «разрешается».
• В лесу шуметь (запрещается)
• Оставлять мусор в лесу (запрещается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Рвать букеты цветов (запрещается)
• Ломать деревья и ветки (запрещается)
• Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)
• Разжигать костры в лесу (запрещается)
• Сажать деревья (разрешается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)
• Разорять птичьи гнёзда (запрещается)
• Ловить бабочек и насекомых (запрещается)
• Разорять муравейники (запрещается)
• Разрушать грибницы (запрещается)

Цель: закрепить правила поведения в природе, воспитывать бережное отношение к птицам, растениям, животным, приучать любить природу и всё живое, находящееся вокруг.

Дети: играют.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, что есть закрытые заповедники - это такие заповедники, которые  охраняют люди егеря. Там не гуляют и  не посещают такие заповедники. И заповедники открытые - это такие заповедники, которые можно посещать со своей семьёй и  рекомендую вам, с вашими родителями посетить открытый заповедник. Вы там погуляете, подышите свежим воздухом и увидите много интересного. Например  могу предложить вам посетить Ялтинский заповедник, Крымский государственный, Карадагский заповедник,  и многие другие, вы там увидите много интересного.

Воспитатель:

Любите родную природу -
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

Рефлексия

- Что такое заповедник?

- Какая охраняемая территория есть в нашем районе?

- Что находится под охраной в Дендропарке Дзержинского лесхоза?

- Какие растения произрастают в Дзержинском Дендрарии?

- Что вам больше всего понравилось в парке, запомнилось, произвело впечатление?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в логопедической подготовительной группе. "Природа дарит чудеса"

Конспект  занятия по ознакомлению с окружающим в логопедической подготовительной к школе группе .Тема:  "Природа дарит чудеса"...

Конспект Нод по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «ЗИМНИЕ СВЯТКИ»

Конспект  Нод по ознакомлению с окружающим миром для детей  подготовительной группы«ЗИМНИЕ СВЯТКИ»Программное содержание:-Познакомить и закрепить знания  детей о традиционном русском на...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Бытовые электроприборы» подготовительная группа

Цель: расширять знания детей об электроприборах, об их значении в жизни человека.Задачи:- учить правилам безопасного поведения с электробытовыми приборами. Предостеречь от опасности.  Учить дейст...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром, проведённой в подготовительной группе с использованием презентации на тему: «Путешествие в страну `Передвижения`».

Задачи:1. Закреплять и пополнять знания детей о видах транспорта;2. развивать внимание, логическое мышление, связную речь;3. воспитывать интерес к познанию окружающего мира.  ...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром природы в старшей группе Тема: «Путешествие в подводный мир»

Итоговое мероприятие по формированию у детей старшего дошкольного возраста интереса к жителям подводного мира...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с миром природы в подготовительной группе детского сада "Мой родной край: заповедные места и памятники природы".

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с миром природы в подготовительной группе детского сада "Мой родной край: заповедные места и памятники природы"....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром природы в подготовительной группе

laquo;Путешествие в мир живой природы»Цель: обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах и рыбах родного края.Задачи: Обучающие: Расширять представления детей о живой пр...