Конспект литературно-музыкальной композиции для детей старшего дошкольного возраста, посвящённого 100-летию образования республики Башкортостан и 100-летию со Дня рождения башкирского поэта Мустая Карима "Земля моя талантами богата".
план-конспект занятия (старшая группа)
Программное содержание:
-Познакомить дошкольников с жизнью и творчеством писателя.
-Донести до детей духовные ценности его произведений, самобытность и философскую глубину творческой мысли башкирского писателя.
-Воспитывать умение слушать своих товарищей, дружеские отношения друг к другу в играх.
Предварительная работа:
-Знакомство с портретом писателя.
-Беседы о жизни и творчестве.
-Чтение легенд, стихов и рассказов о родном крае.
-Заучивание стихов, песен, постановка танцев.
-Инсценирование рассказа М.Карима «В берёзовом лесу».
Материал и оборудование:
-Портрет Мустая Карима.
-По стенам зала развешаны шары.
-На стенде – выставка книг поэта.
-Национальное блюдо к чаю – Чак-чак.
-Музыка курая (аудиозапись).
-Башкирский народный инструмент – кубыз.
-Гость в женском национальном костюме.
-Презентация.
-Декорации к сценке.
-Костюмы.
Активизация словаря:
Мустай Карим, век, курай, кубыз, Чак-чак, знаменитый, благородство, человечность, пепелище.
Используемая литература:
Разработка централизованной системы детских библиотек городского округа г.Уфа, детская библиотека №11, филиал №1; книги писателя Мустая Карима.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_literaturno.docx | 23.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект литературно-музыкальной композиции
для детей старшего дошкольного возраста,
посвящённого 100-летию образования республики
Башкортостан и 100-летию со Дня рождения
башкирского поэта Мустая Карима.
«Земля моя талантами богата».
Подготовили воспитатели
подготовительных групп №12 и 9
Головина Е.В. и Якупова Т.А.
Фаткуллина А.Р. и Халикова Э.И.
Уфа – 2019
Программное содержание:
-Познакомить дошкольников с жизнью и творчеством писателя.
-Донести до детей духовные ценности его произведений, самобытность и философскую глубину творческой мысли башкирского писателя.
-Воспитывать умение слушать своих товарищей, дружеские отношения друг к другу в играх.
Предварительная работа:
-Знакомство с портретом писателя.
-Беседы о жизни и творчестве.
-Чтение легенд, стихов и рассказов о родном крае.
-Заучивание стихов, песен, постановка танцев.
-Инсценирование рассказа М.Карима «В берёзовом лесу».
Материал и оборудование:
-Портрет Мустая Карима.
-По стенам зала развешаны шары.
-На стенде – выставка книг поэта.
-Национальное блюдо к чаю – Чак-чак.
-Музыка курая (аудиозапись).
-Башкирский народный инструмент – кубыз.
-Гость в женском национальном костюме.
-Презентация.
-Декорации к сценке.
-Костюмы.
Активизация словаря:
Мустай Карим, век, курай, кубыз, Чак-чак, знаменитый, благородство, человечность, пепелище.
Используемая литература:
Разработка централизованной системы детских библиотек городского округа г.Уфа, детская библиотека №11, филиал №1; книги писателя Мустая Карима.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Под тихую музыку курая дети и воспитатели входят в зал, встают полукругом. Дети читают стихи, на экране идут слайды.
1 реб.: Башкортостан – горжусь тобою,
Сияньем радостных твоих огней.
Твоею славою, твоей судьбою,
Тобой, прекрасной родиной моей.
2 реб.: Башкирия наша богата
В земле её нефть и руда,
Люди в Башкирии нашей
Любят трудиться всегда.
3 реб.: Башкортостан – чудесная земля!
Кругом сады, зелёные поля.
На зорьке тихо солнце ясное встаёт,
Как белый лебедь Агидель плывёт.
4 реб.: Вся страна от края и до края
Как большая дружная семья:
Вот она могучая, большая
Башкирия прекрасная моя.
5 реб.: Здесь люди несгибаемой породы
Идут любым ветрам наперекор.
Великое содружество народов
Прочнее, чем гранит уральских гор.
6 реб.: От башкирского народа
Край родной поздравлю я.
Ты богата и сильна,
О Башкирия моя!
Ведущий: - Ребята! Сегодня мы с вами пришли на праздник. 23 марта исполняется 100 лет со Дня образования республики Башкортостан.
Дети исполняют песню «Родина моя».
Ведущий: - Башкортостан – это край, в котором удивительно сочетаются живописная красота природы и люди, населяющие её. Несмотря на то, что здесь проживают более ста национальностей, все они очень дружны, ведь их объединяет одно: все они жители одной страны – России. Многие поэты и писатели воспевали нашу республику в своих произведениях. Одним из них является народный поэт Мустай Карим. В этом году мы будем отмечать 100-летие со Дня его рождения. Посмотрите, это портрет писателя. Он – наш земляк. Мустай Карим не сразу стал взрослым и знаменитым. Он родился и вырос в башкирской деревне. В его семье никто не умел читать и писать. Посмотрите, ребята, вот фотография деревни, в которой родился писатель (показывает).
Ребенок:
Детство – ежечасное открытие,
Детство – неустанная мечта,
То шагнет вперед как лев бесстрашный,
То зайчонком- прыгнет из–под куста.
Звучит музыка курая, дети садятся на стулья.
Ведущий: - А сейчас мы увидим башкирский танец в исполнении группы девочек.
Башкирский танец в исполнении девочек.
Ребенок 1:
Мне с датою рожденья повезло:
Родился я не рано и не поздно…..
Гудит октябрь….. Двадцатое число…
Березы сыплют на тропу мне звезды.
Ребенок 2:
Мне повезло с землёй моей. Ты – чудо,
Башкирия! Ты свет в моей судьбе!
Ведущий: - Учился Мустай Карим в обычной деревенской школе.
Посмотрите, ребята, школа в деревне не такая большая, как в городе (показывает иллюстрацию). Всего один этаж. От деревенских домов, кроме красивого забора, больше ничем и не отличается. Именно в школе, когда будущий писатель научился читать и писать, он стал сочинять и записывать свои первые стихи. А знаете, о чём они были? О том, как хорошо лежать на тёплой земле, вдыхать запах трав, следить за полётом облаков.
Ребёнок 1:
Я белый лист кладу перед собой
Бумаги чистой
И чёрный карандаш, что к ней
Судьбой навек причислен.
Карандаш придётся очинить,
Берясь за дело.
Но не спеши, рука моя, чернить
Лист этот белый.
Бумага белая! Огонь ли, лёд-
Что в ней таится?
Она – судьба ребёнка, что вот-вот
Сейчас родится.
Ведущий: - После школы Мустафа приехал учиться в Уфу. Посмотрите, ребята, как выглядела старая Уфа. Именно в Уфе, когда писатель учился,
чтоб стать учителем, вышли первые сборники стихов Мустая Карима. Он писал о добре, благородстве и человечности (обращает внимание на книги на стенде). Посмотрите, как много сборников стихов у писателя.
Ведущий: - Читая стихи Мустая Карима, узнаёшь о том, как раньше жил башкирский народ, чем гордился, в какие игры играл, чем увлекался. Я вас приглашаю поиграть в башкирскую народную игру «Юрта».
Подвижная игра «Юрта».
Звучит музыка военных лет, входят два воспитателя в военной форме.
1 Ведущий: - С первых дней войны с оружием в руках Мустай Карим встал на защиту нашей Родины. Он дважды был тяжело ранен, но после госпиталей вновь возвращался в строй. Во время коротких перерывов между боями, он продолжал писать свои стихи.
Глотая пыль, глотая дым военный,
С огнём борьбы, смешав солёный пот,
Мы скачем на конях, покрытых пеной,
Высокий гнев на запад нас ведёт.
Пустырь, сегодня было здесь жилище.
Теперь окутан дымом голый прах,
И девочка стоит на пепелище,
Стоит одна, печаль в её глазах.
2 Ведущий:
Вдруг хлопнула в ладоши: «Наши! Наши!»
На грустном личике её зажглась
Улыбка – не знавал улыбки краше…
Она от нас не отрывала глаз,
Та девочка была душой России,
Живым цветком, что был сильнее мук.
Москва, Урал и дали все родные
Улыбкой этой озарили вдруг.
2 Ведущий: - Во время непродолжительного затишья между кровопролитными, ожесточёнными боями солдаты на привале писали письма своим родным, отдыхали и пели песни военных лет.
В исполнении воспитателей звучит попурри на песни военных лет.
2 Ведущий: - Вот и закончилась война. Мустай Карим вернулся домой с двумя книгами стихов.
Ребёнок 1:
Я иду цветущею долиной
В свой аул из дальнего похода.
Землянику рву и пью горстями
Родников живую воду.
Ребёнок 2:
Говорят цветы мне:
«Здравствуй, здравствуй!»
Лёгкие головки наклоняя…
Нет цветов таких на всей планете –
Я прошёл по ней, я это знаю.
Ведущий: - Мустай Карим в своём творчестве воспевал красоту родной природы. Читая его стихи, можно было не приезжая в гости к нам в Башкирию, представить красоту наших рек, лесов, полей, озёр.
Ребёнок 1:
Милый скворушка - скворец!
Прилетай же наконец.
Для тебя я дом построю
Не скворечник, а дворец.
Я твой домик расписал
Голубым, зелёным,
Сверху ветку привязал
Молодого клёна.
Прилетай и распевай
Песню про зелёный май.
Прилетай в наш двор скорее,
Всё готово, прилетай!
Ребёнок 2:
Полз мальчик на четвереньках,
Он был ещё очень мал.
С последней он сполз ступеньки,
Коснулся земли… и встал.
Как будто знал, что от века
Есть на земле закон:
Родившийся человеком,
Не ползать по ней рождён.
Качаясь на тонких ножках,
Птенцу нелегко стоять!
Он к солнцу тянет ручонку,
Он хочет солнце достать.
Ребёнок 3:
Он солнце зовёт спуститься,
Оставить дом голубой.
«Ты будешь, как мяч катиться,
А я побегу за тобой!»
Вот первый прыжок несмелый –
Долог путь до ворот…
Ещё один шаг он сделал
И твёрже пошёл вперёд.
Вдаль от родного порога
Тропка бежит бегом…
Станет тропа дорогой,
Станет путём потом.
Смотрит мать молодая,
Как мальчик вперёд бежит:
- Миру тебя дала я –
Тебе он принадлежит.
На ноги став однажды,
Не уходи, держись!
Так начинает каждый
Трудное дело – жизнь!
Ведущая: - Сегодня у нас в гостях герои рассказа Мустая Карима «В березовом лесу». Встречайте – девочка Альфия.
Сценка.
Ведущий: - Недалеко от нашей деревни – большой берёзовый лес. Бегать в этом лесу очень приятно. Там поют птицы, летают бабочки, пестреют цветы, растут грибы, зреют ягоды. В один из летних дней, когда солнце поднялось высоко, Альфия взяла корзинку и пошла в лес. Вам, наверное, хочется заглянуть в её корзинку и узнать, что же там есть. Пока что ничего нет. В лес все идут с пустыми корзинками. В корзинку лучше заглянуть, когда девочка пойдёт из леса домой. Вот тогда и можно будет там кое-что увидеть. По дороге Альфия заметила бабочку с красивыми крылышками.
Альфия: - Ах, какая красивая бабочка! И как мне хочется её поймать!
(Звучит весёлая музыка, влетает бабочка).
Ведущая: - Бабочка порхала, не спеша перелетала с цветка на цветок. Казалось, стоит протянуть руку – и поймаешь. Альфия совсем близко подошла к бабочке, но та вспорхнула, и пришлось опять бежать за ней. Бабочка села на синий колокольчик и вдруг заговорила тоненьким голоском:
Бабочка: - Девочка, ты меня не трогай. Я родилась только сегодня утром. Мне хочется порезвиться, проиграть вдоволь. Понравится ли тебе, если начнут гоняться за тобой, когда ты играешь?
Ведущая: - Сказала бабочка такие слова и полетела дальше. А удивлённая Альфия задумалась и не стала догонять её.
Альфия: - Ну что же, разве в лесу кроме бабочки нет ничего интересного? Вокруг столько красивых цветов. Можно сорвать любой, какой только хочешь: красный, белый, голубой.
Ведущая: - Подумала Альфия и решила набрать целый букет и протянула
руку к красному цветочку, который только что распустился.
Альфия: - Ой, какой же чудесный цветок распустился!
Ведущая: - Она уже схватилась за стебелёк и готова была сорвать цветок, как вдруг он заплакал. (звучит плач ребёнка)
Цветок: - Ой-ОЙ-ОЙ! Как мне ножку больно. Что же ты так хватаешь? Отпусти! Я ведь ещё совсем маленький, только что распустился. А ты дерёшься. А хорошо тебе будет, если тебя так больно дёрнуть?
Ведущая: - Оставила Альфия цветок и скорее пошла дальше. Шла она, шла и под деревом увидела маленький гриб. (звучит песенка о грибочке)
Альфия: - Ах какой красивый гриб! Как мне его хочется сорвать!
Ведущая: - Девочка решила взять гриб и уже притронулась к нему, как вдруг услышала голос:
Гриб: - Кто это трогает меня? Кто беспокоит? Шляпку мою, говорю, шляпку попортишь. А хорошо тебе будет, если начнут мять твою шляпу? Я еле стою, а ты помяла мою шляпку.
Альфия: - Ой, прости, пожалуйста!
Ведущая: - Альфия очень удивилась всему, что она услышала от бабочки, цветка и старого гриба. Она решила уйти домой и вышла на полянку, а там она увидела своих друзей и решила с ними поплясать.
«Уральский хоровод».
1.На лужку у ворот,
Где рябина растёт,
Мы в тенёчке, холодочке
Завели хоровод.
2.Про Урал мы споём,
В гости вас позовём.
Голубику, ежевику
Собирать пойдём.
3.Кто у нас побывал,
Кто наш край повидал,
Не забудет, не забудет
Голубой наш Урал!
Ведущая: - Пошла дальше Альфия и вдруг смотрит, на полянке столько спелых ягод земляники мелькает в траве, что у неё глаза разбежались.
(под музыку появляются ягодки)
- Тут девочка увидела самую большую землянику.
Альфия: - Какая большая земляника! И так мне её хочется попробовать.
Земляника: - Что же ты, девочка, стоишь? Почему не собираешь нас?
Мы уже совсем созрели и скоро начнём осыпаться, ты собери в свою корзинку побольше ягод, а мама твоя сварит из них варенье.
Ведущая: - Не успела она оглянуться, как корзинка наполнилась до краёв. Побежала она домой (девочка уходит, звучит башкирская мелодия, появляется мама) и рассказала маме обо всём, что с ней приключилось, и что говорила ей земляника.
Мама: - Мне очень понравились советы земляники, я всё так и сделаю, как сказала мудрая ягода: сварю душистое варенье.
Альфия: - Какая интересная получилось прогулка! Хорошо летом в лесу!
Ведущая: - И вот зимой в один очень холодный морозный вечер Альфия вспомнила ласковое лето и бабочку, и цветы, и грибы, и земляничку.
Вот такой интересный рассказ написал Мустай Карим.
Звучит кубыз, и в зал входит гостья в башкирском национальном костюме.
Гостья: - Ребята, сегодня вы узнали много нового и интересного. В этом нам помогли книги Мустая Карима. Вы подрастёте, пойдёте в школу, но стихи писателя всегда будут рядом с вами. Я приготовила вам подарок – угощение к чаю: это башкирское национальное блюдо Чак-чак. Угощайтесь на здоровье.(вручает чак-чак). А в заключении нашего праздника прозвучит прекрасная песня в исполнении ваших воспитателей «Рух».
Песня «Рух» в исполнении воспитателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальный сценарий для детей старшего дошкольного возраста "Планета Кошек"
Сценарий весеннего литературно-музыкального досуга для детей старшей и подготовительной группы...
"Слава великой Победе!" Праздник для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 70- летию Победы
"Слава великой Победе!" Праздник для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 70- летию Победы....
"Русский солдат умом и силой богат" физкультурный праздник для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый Дню Защитника Отечества.
Сценарий праздника ко Дню Защитника Отечества для детей старшего дошкольного возраста. Данный сценарий разработан с использованием методичекого, художественного и информационно-коммуникативного с...
Конспект занятия по изо для детей старшего дошкольного возраста «Помечтаем о лете».
штриховка простым карандашом и «рисование» ластиком...
Познавательный информационный среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 105-летию со дня рождения В. Драгунского и 110-летию со дня рождения Н. Носова "Великие выдумщики и фантазёры"
Мы живем в век компьютерных технологий, и чтение художественной литературы отходит на последний план. В кругу семьи все меньше внимания уделяется чтению книг. А ведь именно художественная литература в...
Познавательный информационный среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 105-летию со дня рождения Сергея Михалкова, "Путешествие по страницам книг Сергея Михалкова "
Книга служит сильным, действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей. Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. А перед педагогом сто...
Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста, посвящённая 800 - летию Нижнего Новгорода "Знатоки Ниженго Новгорода"
В данном материале представлена игра с ипользованием интерактивной доски "Знатоки Нижнего Новгорода"...