Преемственность в обучении между дошкольной и начальной ступенями образовательных учреждений
методическая разработка
преемственность позволяет понять особенности и возможности плавного, не травмирующего психику ребенка, перехода от одной ступени обучения к другой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_2.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность в обучении между дошкольной и начальной ступенями образовательных учреждений |
В настоящее время проблема преемственности между различными ступенями образовательных учреждений является актуальной, так как различия в требованиях к уровню знаний, умений и навыков, полученных детьми на различных ступенях образования, и требованиями последующих ступеней образования значительны. Не учитывать этот факт в работе воспитателей и учителей сейчас просто невозможно. Необходимо говорить о преемственности между дошкольным и начальным образованием. Преемственность в обучении - связь между этапами в процессе обучения и развития. Связь, когда достигнутый уровень интеллектуального развития является источником формирования всякого возрастного новообразования, а становление новообразования прочно базируется на достигнутом уровне развития. Таким образом, преемственность позволяет понять особенности и возможности плавного, не травмирующего психику ребенка, перехода от одной ступени обучения к другой.
В поселке, в Малых Арбатах, где мы живем есть детский сад, средняя школа. В детском саду есть три группы разных возрастов. Хакасский язык начинают изучать со средней группы продолжают в старшей группе. Переходя в школу дети продолжают изучать хакасский язык.
В детском саду на занятиях по хакасскому языку используем наглядности: рисунки, картины, дидактические материалы. Мы стараюсь организовать занятия так, чтобы он был радостным, успешным, чтобы дети во время занятия развивали свой ум и смекалку, память и воображение, запоминали новые слова. В детском саду определенное место в обучении хакасскому языку отводится наглядному материалу, дети осваивают те или иные знания посредством игры. Во время прохождения темы: «Дикие животные» провожу такие игры: «Кто лишний?», «Чей малыш?», «Лото», «Волшебный куб», «Домино», «Чего нет?» и др.
Тема: «Игрушки» - «Пустое место», «Четвёртый лишний», «Кто быстрее?».
Тема: «Времена года» - «Когда это бывает?», «Одень Машу по сезону», «Опиши».
Для осуществления обучения хакасскому языку возможно использование ролевых игр. Ведь именно в них создаются необходимые условия обучения.
Ролевые игры моделируют ту или иную реальную воображаемую человеческую потребность общения. Ролевые игры можно успешно использовать при организации ознакомления с новым языковым материалом. Игры могут с успехом использоваться при работе над развитием монологической и диалогической речи. Например, «В наш детский сад приехали туристы. Познакомьтесь с ними».
Правила в дидактических играх выполняют разнообразные функции. Они направляют игру по заданному пути, объединяя дидактические и игровые задачи.
Главная цель любой дидактической игры-обучающая. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровых и дидактических задач. Дидактические игры и способы их ведения очень разнообразны. Проводятся они как индивидуально, так и коллективно. Мы не только вводим детей в ту или иную игру, но и участвуем в ней сами. Система нашей работы по хакасскому языку приносит результат. Мы гордимся, когда воспитанники, приходя в детский сад, здороваются на хакасском языке, в самостоятельной игровой деятельности произносят слова на хакасском языке (называют цвета, названия деревьев, животных и др.), играют в национальные игры. Дети не только начинают понимать язык, у них обогащаются представления о родной республике, формируется толерантное отношение к людям старшего поколения и разной национальности. Ребята становятся отзывчивее, добрее. Мы счастливы от мысли, что наши воспитанники, эти маленькие «деревца», покидая стены детского сада, будут понимать язык, знать традиции хакасского народа, а значит будут крепче держаться «корнями» за родную землю, свою малую родину. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути и средства для более успешной работы по приобщению детей дошкольного возраста к языку и культуре хакасского народа.
Переходя из детского сада в 1 класс, дети уже имеют запас слов на родном языке. Программа 1 класса школы имеет целью систематизировать, обобщить и углубить знания детей, полученные в дошкольных учреждениях. Такой подход позволяет ребенку адаптироваться к новым условиям обучения. Методический компонент раскрывает особенности и возможности передачи знаний детям как в дошкольных учреждениях, так и в начальной школе.
В своей работе с первоклассниками опираемся на знания детей, полученных в детском саду. Чтобы вызвать интерес к родному языку, желание общаться на нем, уважать и любить свой родной язык, применяем разные формы и методы обучения, учитываем возрастные особенности детей. В начальных классах на каждом уроке применяем игры, конкурсы, кроссворды, сканворды, ребусы и различные развивающие игры. Игра - это основной метод обучения, с одной стороны, и главный вид деятельности ребенка, с другой. В игре реализуются все познавательные возможности с учетом интересов, склонностей.
Только игра может сделать трудное- легким, доступным, а скучное – интересным и веселым. Игра для детей–важное средство самовыражения, проба сил. Она помогает сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, детей самых разных характеров. Мы играем в такие игры, как; «Кто больше?», «Пианино», «День и ночь», «Моя семья», «Магазин», «Школа», «Больница», «Путаница», «Переводчик», Ойын «Чахсы саFын»-полFан на буквага сjссаuынып, пас сал-М-мелей, мылча, мин, мeeс, мeндeргес.
Ойын «Букваны тап»-х…зан, аз…х, хал…с, х…рuа.
Игра « Путаница» -кiне (iнек), чyеми (чиyме), йох (хой), та (та), усu (суu).
Игра « Змейка»-хоосха-алас-сан-нан-наа-алuыс.
Кто как голос подает?-iнек (мeeрепче), ат (кiстепче), адай (eрче).
Кем кемнiy палазы? Указать стрелками:
Ат пызо;
Iнек кexeгес;
Хой хулун;
Таyах хураuан;
Адай чипаxах;
Ойын « Слогтардан состер пудiр»-ху, лун, са-рыг, и другие. Чтобы повысить интерес к родному языку даем домашнее задание не только детям, но и родителям, т.к. если родители вместе с детьми делают домашнее задание, детям интереснее, они просят еще подобные задания. Даем разные виды работ: составление всей семьей небольших сказок, рассказов, составление кроссвордов, игры со словами. Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. Игровые педагогические технологии включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игра является важным элементом учебной деятельности и является наиболее привлекательной формой проведения занятий. Игра как дидактическое средство одновременного метода и методики потенциальна формирующими свойствами на чувственном уровне: когда ученик испытывает эмоциональное удовлетворение от участия в интересном занимательном процессе и на этой основе происходит формирование положительного отношения к предмету, интерес, потребность в общении и совместной деятельности. Игровые технологии характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции как у дошкольников и младших школьников. Это способствует адаптации к современным социальным условиям. В основе любой игровой технологии лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми является игровая формы обучения, поэтому мы считаем необходимым работать именно в этом направлении.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения детей хакасскому языку. Если мы хотим научить ребенка языку, то учить этому нужно в условиях игры. Поэтому, наше обучение должно быть организованно так, чтобы по основным своим качествам, чертам оно было подобно процессу игры. Игра-наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
Для обучения хакасскому языку, учитывая возрастные особенности детей, используем различные игры. Но особым видом игры являются дидактические. Игра помогает ребенку адаптироваться в новых условиях.
МБДОУ д/с «Березка» воспитатель Сидоренко Л.В.
МБОУ «Малоарбатская СОШ», учитель хакасского языка и литературы Артонова В.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов
Опыт налаживания преемственных связей...
Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования на современном этапе является одним из условий непрерывного образования ребенка.Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С...
тренинг детско-родительских взаимоотношений в рамках работы по преемственности между дошкольной и школьной ступенью обучения и психологической подготовки к школе "Школа нашими глазами"
Работа с детско-родительскими группами в технике коллажа...
Организация преемственности воспитательно-образовательного процесса между дошкольным и начальным общим образованием как эффективная форма инновационной деятельности
laquo;Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».Л.С. Выготский....
«Преемственность между дошкольной и начальной ступенями в использовании образовательных технологий по физическому воспитанию дошкольников»
Сообщение на тему:«Преемственность между дошкольной и начальной ступенями в использовании образовательных технологий по физическому воспитанию дошкольников»...
Интерактивные технологии в сфере взаимодействия ДОУ и начальной школы как фактор обеспечения преемственности дошкольной и начальной ступени образования
В статье раскрыта актуальность изучения проблемы преемственности в условиях внедрения ФГОС, представлен анализ возможностей взаимодействия ДОУ и начальной школы с использованием интерактивных те...
«Преемственность между дошкольной и начальной ступенями образования»
Образование не должно сводиться только к усвоению современных знаний и технологий, а предполагает развитие мыслящей деятельной личности....