Итоговое комплексно-тематическое занятие "Ярмарка ремёсел - народная душа" для детей подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Итоговое комплексно-тематическое занятие "Ярмарка ремёсел - народная душа".Взаимодействие музыкального руководителя и специалистов ДОО в проведении занятий художественно-эстетического цикла, главная цель которого воспитывать в детях любовь, интерес к народным традициям Нижегородского края, уважение к труду народных мастеров и чувство гордости за Россию и русский народ, богатый старинными обычаями, трудолюбием, умением работать и веселиться от души, показывая, что народное прикладное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lukovenkovayarmarka_remyosel.docx | 449.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 39» г.Арзамас
« Ярмарка ремёсел –
народная душа»
(Взаимодействие музыкального руководителя с педагогами в проведении занятий художественно-эстетического цикла)
г. Арзамас -2022г.
Цель: продолжать воспитывать в детях любовь, интерес к народным традициям Нижегородского края, уважение к труду народных мастеров и чувство гордости за Россию и русский народ, богатый старинными обычаями, трудолюбием, умением работать и веселиться от души, показывая, что народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества;
Актуальность: Русское народное изобразительное искусство зародилось в художественных ремеслах, в простых вещах, наполняющих и укрепляющих наш быт. Оно чрезвычайно разнообразно по сюжетам, мотивам, приемам, богато образами, красками и используемым материалом. Произведения народного искусства всегда просты по форме, ясны по замыслу, поэтому оно очень легко воспринимаются детьми.
Изучение жанров народного творчества прививает детям любовь к родной культуре, создает предпосылки формирования любви и уважения к труду людей, развивает мышление, волевые качества, внимание, глазомер, цветовидение, умение сравнивать, анализировать и давать оценку своей работе. При этом, народное декоративно-прикладное искусство неотделимо от народной музыки, что позволяет сделать процесс восприятия, познания и творчества более насыщенным, эмоциональным, глубоким.
Психолого-педагогические задачи:
- Развивать коммуникативные навыки и доброжелательное отношение к окружающим;
- Подводить к осознанному пониманию значимости труда в жизни людей;
- Обогащать художественно-эстетические впечатления;
Интеграция образовательных областей:
художественно-эстетическое развитие
- обобщить и закрепить имеющиеся знания о народных промыслах (дымковской, семёновской, городетской, хохломском), о видах росписи, систематизировать знания детей о ярмарке;
- развивать эмоционально-чувственную сферу детей, образное мышление, творческое воображение, в разных видах художественно-эстетической деятельности;
- формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади, развивать чувство цвета.
задачи музыкального развития:
- развивать музыкальность, способность определять характер музыкального произведения и выделять средства музыкальной выразительности;
- развивать навыки чистого интонирования, плавного пения, выразительного исполнения знакомой песни;
- развивать двигательную сферу: двигаться в соответствии с характером музыки и передавать в движении разнообразие музыкального настроения;
- развивать эмоциональность, эстетическое отношение к окружающему миру;
речевое развитие
- приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие, упражнять в использовании речи-рассуждения при ответах на вопросы;
- развивать выразительную речь в процессе продуктивной деятельности;
физическое развитие:
- способствовать совершенствованию деятельности опорно-двигательной системы организма;
- развивать координацию движения, ориентацию в пространстве;
познавательное развитие
- воспитывать умение постигать народную мудрость, спрятанную в слове.
- развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать заключения, расширять кругозор;
социально-коммуникативное развитие
- воспитывать трудолюбие, ценностное отношение к собственному труду и труду других людей;
- формировать доброе отношение к себе и окружающим;
- развивать способность взаимодействовать в коллективе, умение договориться;
- развивать свободное общение взрослого и детей между собой;
Методы:
Наглядный: сопровождение музыкального ряда изобразительным, показ движений, наблюдение, показ презентаций и слайд-шоу на медиапроекторе;
Словесный: беседы, чтение художественных произведений;
Словесно-слуховой: пение
Слуховой: слушание музыки
Игровой: музыкальные, подвижные народные, дидактические игры, игровой материал;
Практический: разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий, рисование, аппликация, лепка.
Материалы и оборудование:
ТСО – музыкальный центр, набор СD дисков;
ИКТ - видеопроектор, ноутбук, мультимедийная
презентация с элементами дидактических игр.
Костюмы - народные костюмы для воспитателей и детей, костюмы
скоморохов.
Атрибуты: прилавки и сундуки с народными игрушками, деревянные ложки (расписанные и без росписи, разных форм), изделия народных промыслов ( хохломские, дымковские, семёновские игрушки, павловские платки, яркие ткани).
Продуктивная деятельность - рисунки расписные матрешки, и поделки, сделанные руками детей, шаблоны народных игрушек (изготовлены родителями) и детали росписи к ним (совместная деятельность воспитателей и детей).
Музыкальное оформление:
- CD «Плясовые наигрыши»;
- Музыкальная подборка русских мелодий;
- Живое исполнение
ЭОР - http://www.myshared.ru/
http://dekatop.com/archives/1965
http://bellezza-storia.livejournal.com/237016.html и мн. др.
Словарная работа: ярмарка, скоморох, коробейник, купец, сундук,
короб, ларь.
Предварительная работа:
- подбор методической, художественной литературы;
- оформление родительских уголков на данную тему;
- проведение консультаций для педагогов ДОУ «Музыка и декоративно-прикладное искусство»;
- беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;
- рассматривание видов росписи;
- выполнение работ по изобразительной деятельности;
- подвижные и малоподвижные, дидактические игры;
- выставка детского творчества;
- работа с родителями: консультации, беседы;
- обогащение предметно-развивающей среды, создание мини-музея;
- знакомство и разучивание музыкального фольклора (песни и танцы о художественных промыслах, видео подборки выступлений народных ансамблей и хореографических коллективов и др.)
- создание подборки альбомов и мультимедийных презентаций по теме;
- проведение цикла интегрированных занятий и развлечений в течение года.
Участники:
Дети подготовительной логопедической группы №4, взрослые : Лебедева Т.Б.-воспитатель, Луковенкова Т.В.- музыкальный руководитель, психолог – Сажина О.А, логопед – Клокова С.А
Прогнозируемый результат:
- Пополнение библиотеки и видеотеки ДОУ;
- Повышение у детей интереса к народным традициям малой Родины, уважение к труду других людей.
- Обогащение художественного восприятия дошкольников;
- Развитие у детей активности, способности к взаимодействию, возможность самореализации через доступную деятельность.
Музыкальный руководитель встречает детей в русском сарафане
Слайд № 1
Игра на развитие эмоций «Как живете?»
М.р.- Как живете?
Дети- Вот так! ( руки вперед, пальцы сжаты, большой палец поднят вверх).
М.р.- Как идете?
Дети – Вот так! ( шагают на месте).
М.р. – Как стоите?
Дети – Вот так! ( стоят на месте).
М.р. – Как шалите?
Дети – Вот так! ( показывают).
М.р.- Не пойму никак, а смеётесь как?
Дети – ( смеются).
М.р. – Ну что ж, я вижу вы все в хорошем настроении и готовы отправиться….а вот куда, узнаете, если отгадаете загадку:
- Там есть разные товары,
Валенки и самовары,
Сарафаны и игрушки
Бусы, чайники, подушки.
Ленты, бублики, сапожки,
Леденцы, свистульки, ложки.
Скоморохи там и тут,
Всех на …..(ярмарку) зовут
М.р.: Смех с собою мы возьмем и на ярмарку пойдем,
Вы хотите ль, дети?
Дети: Да!
М.р.: Ну скорее в путь тогда!
А чтоб нам не потеряться,
Нужно за руки всем взяться,
Дивный русский хоровод нас на ярмарку ведет!
«Русский хоровод «Ручеёк», Слайд № 2
М.р.: А вот и ярмарки веселой голоса,
Скоморохи тут творят такие чудеса!
Выход скоморохов
1 скоморох: Люди добрые, народ честной!
Поздоровайтесь со мной!
Я, скоморох Ивашка!
На мне нарядная рубашка!
2 скоморох: На ярмарку вас приглашаем!
Глаза открыть пошире предлагаем!
Подходите ближе, подходите,
Головой своею повертите!
1 скоморох: На каждом прилавке товар просто сказочный:
2 скоморох: Нужный, красивый и очень загадочный!
Муз. рук: Пойдем к тому прилавку дружно,
Может купим, что нам нужно?
(подходят к прилавку, за которым переодетый воспитатель)
«Ярмарка» Слайд № 3
За ним стоит воспитатель-купец.
М.р.: Эй, купец, купец-молодец, с чем пришел на базар?
Скорее показывай нам свой товар!
1 купец: Мой товар известный! Красивый и полезный!
Кормит всех с охотою, а сама безротая… (ложка)
Дети отгадывают. слайд № 4
Рассказ и вопросы воспитателя-купца о деревянных ложках и особенностях их росписи – 3-4 предложения, сопровождается слайдами
1 Ребенок: Деревянная подружка, без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка, и накормит всех вокруг.
2 Ребенок: Кашу прямо носит в рот, и обжечься не даёт.
3 Ребенок: И расписана красиво, ну не ложка прямо – диво!
1 купец: А как еще можно использовать ложки? (на них можно играть) Сейчас уже никто не помнит, кому и когда пришла в голову идея превратить обычные ложки в ударный инструмент. Известно только, что очень давно они стали самым простым, красочным и популярным национальным русским инструментом.
-Ложки в руки вы возьмите, друг о дружку постучите.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук, получился четкий звук.
Слайд № 5
М.р.: Ну, а если встать нам вместе, то получится оркестр!
Песня «Ложки деревенские» - Оркестр ложкарей Ф- 5.1
1 купец: Молодцы, играли отлично!
Динамично и ритмично!
Вот вам ложки без одежки.
(вручает детям не расписанные ложки для росписи в группе на занятиях или в самостоятельной деятельности)
Коль работы не боитесь,
Попыхтите, потрудитесь.
И справите ловко для ложки обновку.
Ложки дети складывают в расписной короб, говорят «Спасибо» с поклоном, идут к другому прилавку (звучит русский наигрыш) Ф- 5.2
Муз. рук: Купец-продавец, а что в сундуке?
Если игрушки, купим их все!
Слайд № 6
2 купец: Сундучок мой не простой,
В нем товар расписной
Все игрушки знатные,
Складные и ладные.
Они повсюду славятся,
Они и вам понравятся.
Ну, а если у игрушки с длинной шеей все зверушки,
А в хвосте сидит дудулька, как зовут её?
Дети: свистулька!
Слайд № - 7
М.р.: Для чего же делали такие игрушки-свистушки?
2 купец: «Дедушка-голубчик, сделай мне свисток…»У каждой фигурки было своё значение: животные символизировали богатство и плодородие; петушок или птичка – знак пробуждения земли, тепла, солнца. Свистульки, звучащие высоко, назывались свистками и дудками, а те, что издавали низкие тона – гуделками. В последнее время свистульки используются в народных ансамблях как своеобразные музыкальные инструменты Лепили их с песнями да прибаутками, вкладывая в свои творения радость и душевное тепло.
2 купец: Покупай, налетай, да оркестр затевай!
Оркестр свистулек Ф-
2 купец: Осталась у меня одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко… Догадались ли?
Дети хором: – Матрешка!
Слайд 8
Рассказ и вопросы воспитателя-купца об особенностях росписи различных Матрешек – 3-4 предложения, сопровождается слайдами
М.р.: Нынче праздник в нашем доме,
Гости бьют в ладошки.
Продолжается знакомство
Где же вы, матрешки?
(Под музыку выбегают Матрешки)
М.р.: Эй, Матрешки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Матрешки поют частушки под русскую народную мелодию
С варежковыми матрёшками
1. Мы матрешки, мы подружки,
Утром рано мы встаем,
мы втроем поем частушки
И танцуем мы втроем.
2. И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной
Спим мы вместе, спим мы дружно,
Спим мы все одна в другой.
3. Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
я - Матрена, я - Матрешка, ну а я - Матрешечка.
- Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет!
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
5. Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Подвижная игра « Найди свою матрёшку»
У детей в руках элементы росписей, у купцов плоские матрёшки, у которых на фартуках не хватает элемента росписи. Дети под плясовую музыку двигаются в свободной пляске, с окончанием музыки, нужно найти свою матрёшку и дополнить орнаментом наряд.
2 Купец: Вы матрешек рисовали, вы старались от души,
Хороши матрешки ваши!
Дети хором: Мы и сами хороши!
Ребенок: Наши матрешки красивы и ярки,
Мы малышам их возьмем на подарки!
(после занятия дети зайдут к малышам в группу и подарят им матрешек, расписанных предварительно на занятиях) не забывают благодарить с поклоном.
Муз. рук. Обращает внимание на грустную бабушку, у которой не идет торговля.
Муз. рук: Здравствуйте, бабушка! Почему вы грустная такая?
Бабушка (рос. Кукла): Не идёт торговля в лад,
Скатерть не привлекает взгляд.
Что такое не пойму, помогите что к чему!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему эта скатерть не привлекает взгляд, чего на ней не хватает?
Дети: Рисунка яркого. А какая роспись здесь подойдёт?
Дети: Городецкая.
Воспитатель: Да, я согласна. Она и проста в рисунке, и яркая в оттенках. Давайте применим технику печати.
Звучит русский наигрыш. Дети подходят к столу-мастерской, выполняют печатный рисунок по ткани.
Слайд 10
Кукла-бабушка: Ну , ребята – молодцы! За работу всем леденцы! (петушки на палочках)
Подбегает Скоморох: Вот так скатерть, красота!
Покупаю! Где цена?
Бабушка: Уж такую красоту не продам я никому!
Танец со скатертью и домашней утварью Ф-
Бабушка.: Вижу все вы мастера, ловко правили дела,
Торговались, покупали, дело к вечеру, устали?
Что ж домой идти пора…
Слайд 11
Дети хором: К малышам зайдем сперва.
Под музыку дети уходят из зала
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование образовательной области «Познание». Конструирование в подготовительной группе.
Планирование по ФГТ,...
Комплексно-тематическое планирование образовательной области «Познание». ФЭМП в подготовительной группе.
Планирование по ФГТ,...
Комплексно - тематическое планирование на 2013 - 2014 год для подготовительной группы компенсирующей направленности.
В планировании дано содержание работы по лексическим темам в группе компенсирующей направленности, перечень календарных праздников на этот учебный год. Предоставлены названия еженедельных итогов...
«Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности на неделю для подготовительной группы Тема: «Удивительный космос»
Формировать представление детей о космосе. Воспитывать патриотизм за своих героев страны....
"Комплексно-тематический план образовательной работы с детьми в подготовительной группе на апрель по теме «Космос»."
Цель:Формирование у детей обобщенных представлений о нашей планете в солнечной системе, героях космонавтах. Формировать целостные представление по теме «Земля – мой дом» (Земля как планета солнечной с...
Комплексно-тематический план по обучению грамоте для детей подготовительной группы
Комплексно-тематический план составлен на основе занятий по пособию Д. Г. Шумаевой "Как хорощо уметь читать". Разработан для занятий с детьми подготовительной к школе группе с использованием игровых т...
Конспект образовательной деятельности на тему: «Беседа о старых видах ремёсел: плетении» для детей подготовительной группы казачьей направленности.
Цель: Знакомить детей со старыми видами ремёсел: плетении.Задачи:Образовательные: Познакомить со старинным кубанским ремеслом. Развивающие: Развивать желание самостоятельно в...