КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по изобразительной деятельности – конструированию, аппликации в подготовительной группе на тему: Украшаем феску
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Знакомить детей с традиционными нарядами народов Крыма
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по изобразительной деятельности – конструированию, аппликации в подготовительной группе на тему: Украшаем феску.
Цель: приобщать детей к декоративно – прикладному искусству народов
Крыма, формировать у детей духовную культуру через знакомство с календарными праздниками крымскотатарского народа.
Задачи.
1. Продолжать знакомить с традициями и обычаями крымскотатарского народа, с орнаментом национального костюма. Совершенствовать технические умения и навыки конструирования из тонкого картона предметов цилиндрической формы. Создавать декоративный узор способом аппликации, располагая элементы орнамента на феске.
2. Развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус.
3. Воспитывать уважение к труду народных умельцев, любовь к обычаям и традициям своего народа.
Интеграция образовательных областей.
Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Используемые материалы.
Раздаточный:
- картон белого цвета формата А – 4 для силуэта фески (на каждого ребенка);
- клей ПВА, кисть для клея (на каждого ребенка);
- шаблоны крымскотатарского орнамента (на каждого ребенка);
- простой карандаш, ножницы (на каждого ребенка);
- цветная бумага (на каждого ребенка);
- клеенка, салфетка (на каждого ребенка).
Демонстрационный:
Карта Крыма, фото и изображения национальных орнаментов и костюмов, фесок. Иллюстрации с изображением элементов узора на фесках.
Мультимедийное оборудование.
Куклы в национальных костюмах.
Оригинальная феска.
Применяемые технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья, образовательная, игровая, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проектная деятельность.
Методы и приёмы.
- наглядные (показ, демонстрация);
- словесные (рассказ, беседа, объяснение);
- практические (выполнение фески).
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций, художественных открыток, фотографий,
знакомящих с национальными костюмами народов, живущих в Крыму.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Улыбнитесь друг другу. Пусть от этой улыбки вам всем станет радостно и тепло на душе.
Слайд 1 Карта России
Воспитатель: Мы живем с вами в огромной стране Россия.
Наш полуостров Крым – часть этой большой страны. (Кто может мне на карте показать, где расположен Крым?)
- Ребята, а как вы думаете, почему люди стараются попасть в Крым? Чем богата крымская земля? (Лесами, морем, целебными грязями, красивой и неповторимой природой)
- Но главное богатство Крыма - это люди!
На полуострове проживает много разных народов. У каждого народа есть свой язык, костюмы, традиции и обычаи.
- Сегодня мы с вами поговорим о народах разных национальностей, населяющих нашу малую Родину – Крыму. Познакомимся с национальной одеждой и орнаментом, украшающим эту одежду; сами смастерим и украсим один из элементов национальной одежды.
- Как говорится в одной поговорке:
Чем лучше человек знает свой край, тем больше он его любит.
2. Основная часть.
- Скажите, пожалуйста, люди, каких национальностей проживают в Крыму?
- Правильно, разные народы: русские, крымские татары, украинцы, караимы, евреи, греки, армяне и другие.
Слайд №2. Народы Крыма
- У каждого народа есть свои традиции, культура и это делает богатой и разнообразной культуру Крыма.
- Начнем наше знакомство с крымскотатарским народом и его национальной одеждой.
- Я расскажу вам об орнаменте, который украшает крымскотатарскую одежду. Орнамент – это элемент узора. У крымскотатарского народа существует такие виды орнамента, как геометрический, цветочно-растительный, зооморфный. Слайд №3.
- Первый вид орнамента - «геометрический» - в виде полос из различно сочетающихся треугольников, ромбов (этот символ олицетворял простоту, порядок, истину) и наклонных отрезков прямых. Слайд №4.
- Второй вид орнамента - цветочно-растительный – в виде цветов (тюльпанов, лилий, гвоздик («къаранфиль»), роз («гуль») и др.), веточек, кустов, деревьев («чатлакъ кестане» - треснутый каштан) и др.) Слайд №5.
- Третий вид - «зооморфный» - в виде ромбовидных фигур с отростками и рогообразными элементами по краям – древне тотемные мотивы оберегающих животных (птиц («тавукъ аякъ» - лапка курицы) и овец, верблюдов, крабов «къыскъач»).
Слайд №6.
- Предмет нашего разговора – феска, украшенная крымскотатарским орнаментом.
Слайд №7.
- Скажите, пожалуйста, как вы думаете, для чего нужна феска?
- Верно, феска - это головной убор, который является одним из старинных элементов национального костюма крымской татарки.
Название феска или фес происходит от города Феса или Феца[1] в Марокко, где впервые появились эти головные уборы. Слайд №8.
- В настоящее время феска крымских татарок состоит из верха и околышка, украшена золотым шитьем, бисером, сшита из бархата, атласа. Крымская природа отличается от других регионов, поэтому орнаменты и узоры у крымских татар свои. В вышивке фесок используется много цветов, шиповник.
(Показ оригинальной фески).
- Оказывается, в некоторых странах Ближнего Востока её носят исключительно мужчины. Слайд №9.
- В Крыму её изначально тоже носили мужчины. Она представляла собой красный шерстяной колпак с голубой или черной кистью, перевитый серебром или золотом. Слайд №10.
- Также феской называется вязаная шерстяная шапочка — часть водолазного снаряжения. Слайд №11.
- А ещё, самую большую в мире женскую феску – представили на крымско-татарском празднике Хыдырлез в городе Бахчисарае.
- Ребята, предлагаю самим изготовить феску и украсить её крымскотатарским орнаментом.
Орнамент - это узор, который повторяется или чередуется. Мастерам помогала природа создавать узор. Все, что они видели в саду, в поле, в лесу, все это изображали. Прямая линия – это земля, волнистая – вода, квадратами или ромбами изображали солнце и луну. Основой крымскотатарского орнамента являются цветочно-растительные узоры. Слайд №13
- С помощью шаблонов мы сможем быстро обвести, вырезать, составить узор и приклеить на феску.
- Чтобы начать украшать тюбетейку, нужно немного отдохнуть и набраться сил.
- Давайте поиграем с вами.
Физкультминутка. Игра «Хорошо» Слайд №14
Хорошо, что солнце светит! (изображают солнце) Хорошо, что дует ветер! (изображают ветер) Хорошо идти с друзьями! (шагают) Хорошо прижаться к маме! (обнимают себя) Хорошо в краю родном! (разводят руки в стороны) Хорошо там, где наш дом! (руки домиком над головой)
- Ребята, улыбнитесь, пожалуйста, друг другу. Подарите хорошее настроение. Присаживайтесь, пожалуйста, удобнее за столы.
- Рассмотрим образец фески. У нее есть основа и донышко.
- Скажите, пожалуйста, какой формы донышко? Ответы детей
Вот такую феску мы и будем мастерить.
- Посмотрите на феску и скажите, каким узором она украшена?
Дети: Завитки, цветы, листья. Слайд №14
- Ободок украшен растительным орнаментом – «Шиповник», элементы узора волнистая линия, завитки, плоды шиповника, цветы, листья.
- Какие цвета присутствуют в орнаменте?
Дети: красный, зеленый, синий, желтый.
- Как правильно нужно пользоваться ножницами?
Ответы детей
Самостоятельная деятельность детей пошагово по алгоритму.
Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы, ребята! У вас очень красиво получилось.
- Посмотрела я на ваши фески и поняла, что «умелец да рукоделец себе и людям радость приносят».
- Скажите, пожалуйста, как называется наша малая Родина?
- Какие народы живут в Крыму?
- Ребята, про какой народ мы с вами сегодня говорили?
- Скажите, пожалуйста, как называются головные уборы крымских татар?
- Каким орнаментом украшали феску?
- Итак, феска готова. Можно примерять!
Разноцветные узоры всеми красками горя,
Украшают эту феску, посмотрите на меня!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «ПОЛХОВ – МАЙДАНСКИЕ МАТРЕШКИ»
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста об истории рождения русской деревянной матрёшки.Умение различать разнообразие видов данной игрушки: Сергиев – Посадская (Загорская) матрёшка, Пол...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Социализация» для детей подготовительной группы на тему «Семья, моя родословная
Цель: расширение представлений детей об истории семьи в контексте истории родной страны.Задачи.· Закреплять представления о родственных отношениях и взаимосвя...
Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область…Художественное творчество (Аппликация) в подготовительной группе
ТЕМА «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА»Предварительная работа. Подготовка...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация) в подготовительной группе на тему «Кто в лесу живет».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация) в подготовительной группе на тему «Кто в лесу живет»....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности (ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВИКТОРИНА) в старшей группе на тему: «РАЗНОЦВЕТНАЯ РАДУГА»
Цель этого занятия- научить детей рисовать нетрадиционным способом, составлять композицию на листе; активизировать знания детей об основных цветах, спектр радуги и получение из них дополнительных цвет...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности (лепка) Тема: «Фиалка» подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 137»общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по изобразительной деятельности – аппликации во второй младшей группе по теме "Лоскутное одеяло"
Дать первоначальные знания о традиции лоскутной техники....