Проект "Деревья нашего участка"
план-конспект занятия (старшая группа)
познавательно - исследовательский проект с детьми 5–6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Деревья нашего участка" проект | 176.5 КБ |
"Деревья - наши друзья!" развлечение | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №2»
Пионерского городского округа
«Деревья нашего участка»
познавательно - исследовательский проект
с детьми старшей группы №2 «Янтарик»
возраст детей 5–6 лет
срок реализации с 22 по 31 июля 2022 года
Составила воспитатель:
Гижица Наталья Яковлевна
2022 год
Проект «Деревья нашего участка»
Актуальность. Летом 2022 года дети средней группы «Пчёлки» перешли в старшую группу «Янтарик» и, соответственно, переехали на другой прогулочный участок, на котором высажено много разных деревьев. Осваивая новую территорию, дети стали часто задавать вопросы: как называются эти деревья, почему, какую они проносят пользу и т.д. Поэтому возникла такая идея – познакомить детей с видовым разнообразием деревьев на участке посредством реализации проекта «Деревья нашего участка».
Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Деревья – прекрасный объект для фенологических наблюдений. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами. Однако очень часто дети воспринимают деревья, как и другие растения, как неживые объекты, поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных, может быть поэтому дети, не задумываясь, ломают ветки и обрывают кору, а став взрослыми, они способны беспощадно уничтожить целые парки и рощи в угоду каменных «джунглей» города и личной наживы. Поэтому очень важно донести до детей то, что деревья - это живой организм, что деревья являются частью экосистемы всей планеты и воспитать в детях бережное отношение к окружающей их природе.
Цель проекта: создание условий для формирования у детей представлений о деревьях, как о живых объектах природы, развития познавательной активности и воспитания бережного отношения к окружающей природе.
Задачи проекта.
- уточнить и расширить представления детей о деревьях: особенности строения, произрастания, возможности использования человеком;
- учить детей узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам;
- формировать умения отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности;
- расширять представления детей о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них;
- развивать познавательную активность, навыки исследовательской деятельности;
- развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, память, связную речь, обогащать активный словарь;
- развивать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы;
- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе.
Описание проекта:
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Вид проекта: групповой.
Срок реализации: средне краткосрочный (с 22 по 31 июля 2022 года);
Участники: дети старшей группы №2 «Янтарик», воспитатели, родители.
Этапы проекта:
- этап – подготовительный (с 22 июля по 24 июля)
- определение целей и задач;
- перспективное планирование проекта;
- подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта;
- пополнить предметно-развивающую среду: игры, видеопрезентации, детская художественная и познавательная литература;
- подбор материала для родителей по теме проекта.
- этап – основной: практико-исследовательский (с 25 по 29июля)
- вовлечение детей в практическую деятельность: непосредственно- образовательная деятельность, опытно-экспериментальная деятельность, экскурсии и наблюдения; игровая деятельность; творческая деятельность.
- этап – заключительный (с 29 по 31 июля)
- развлечение «Деревья – наши друзья»;
- фотоотчёт по реализации проекта.
Форма направления работы с детьми: беседы, просмотр видеопрезентаций, опытно-экспериментальная деятельность, дидактические игры, чтение художественной литературы, продуктивные виды деятельности.
Работа с родителями: консультация «Учим детей любить и беречь природу», «Правила безопасного поведения в природе», оформление книжки-самоделки «Любимое дерево моей семьи».
Ожидаемые результаты:
дети имеют представления о деревьях и кустарниках, растущих на прогулочном участке группы: о названиях, внешнем виде, строении, их значении в природе и жизни человека; имеют элементарные навыки исследовательской деятельности; умеют отражать свои впечатления в творческой деятельности; замечают красоту и изменения в окружающей природе, стремятся сохранить ее,
Продукт проекта:
развлечение «Деревья – наши друзья»;
паспорт-коллаж прогулочного участка «Деревья и кустарники нашего участка»;
фотоотчёт по реализации проекта.
План реализации основного этапа проекта (25-29 июля)
25 июля - понедельник |
Беседа и просмотр видеопрезентации «Деревья вокруг нас» Цель: уточнить и расширить представления детей о деревьях, их внешнем виде, строении и пользе для человека; активизировать речь детей, развивать наблюдательность, внимание, память, познавательный интерес, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Пальчиковая гимнастика «Деревья» Цель: развивать речь, мелкую моторику рук. Дидактическая игра «Узнай и назови» (мониторинг знаний детей о деревьях). Цель: учить детей узнавать деревья по картинкам и называть их, развивать внимание, наблюдательность. Опытно-исследовательская деятельность «Условия, необходимые для жизни дерева», «Рост и развитие дерева», «Сколько лет дереву?». Цель: знакомить детей с условиями роста и развития деревьев, учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам, учить детей наблюдать за объектом длительное время, фиксировать результаты в дневнике наблюдений, развивать познавательный интерес, внимание, логическое мышление, связную речь. Сбор листьев и плодов для составление гербария. Цель: познакомить детей с понятием «гербарий», учить детей собирать материал для гербария, развивать познавательный интерес, внимание, наблюдательность, память, воспитывать любовь и бережное отношениу к родному краю. Подвижная игра «Беги к дереву, которое назову» Цель: создавать условия для двигательной активности детей, учить детей узнавать дерево по описанию. Чтение А. Лопатина «Жизнь дерева», «Липкины дары». Цель: знакомить детей с литературными произведениями о природе, развивать интерес к рассматриванию иллюстраций; воспитывать бережное отношение к книгам. Рисование листочками на тему «Дерево». Цель: учить детей рисовать дерево нетрадиционными способами рисования с помощью листьев, передавать характерные признаки: ствол, ветки, листья, учить детей выбирать изобразительные материалы, развивать навыки рисования красками, развивать творческие способности, воспитывать любовь к родной природе. |
26 июля – вторник. |
Беседа «Какие деревья растут на участке». Цель: Продолжать знакомить детей с деревьями, которые растут на прогулочном участке группы, развивать познавательный интерес к окружающей природе внимание, память, связную речь, воспитывать любовь к природе. Дидактическая игра «Найди пару» Цель: учить детей находить сходства и различия деревьев и листьев; развивать внимание, речь, мышление; учить детей соблюдать правила игры. Опытно-исследовательская деятельность «Такие разные листочки», «Детки с ветки». Цель: познакомить детей с листьями и плодами (шишками ели и сосны) разных деревьев, учить рассматривать строение листьев и шишек с помощью лупы, развивать познавательный интерес, наблюдательность, учить фиксировать результаты наблюдений, воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Чтение И. Токмакова «Ива», «Сосны»; А. Прокофьев «Наш лесок». Цель: знакомить детей с литературными произведениями о деревьях, развивать интерес к поэзии, воспитывать любовь к родной природе через чтение художественной литературы. Рассматривание репродукций картин И. Э. Грабарь «Рябинка», И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща». Цель: знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, развивать внимание, наблюдательность, развивать наблюдательность, художественно-эстетический вкус, воспитывать интерес к художественному творчеству Аппликация «Дерево» (природный материал) Цель: учить детей создавать изображение дерево с помощью природного материала, развивать творческое воображение, воспитывать аккуратность и самостоятельность. Подвижная игра «Найди свое дерево». Цель: учить детей находить дерево по описанию, упражнять в беге, учить соблюдать правила игры. |
27 июля - среда |
Беседа «В чем отличие деревьев от других растений? (сравнение деревьев, кустарников, цветов) Цель: продолжать знакомить детей со строением деревьев, на основе сравнения с другими растениями, развивать познавательную активность. Пальчиковая игра «Пальчики считаю – деревья называю» Цель: закреплять навыки счёта и названия деревьев, развивать мелкую моторику рук. Наблюдения в природе «Друзья деревьев» (насекомые и птицы). Цель: знакомить детей с взаимосвязью живых объектов природы, учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать познавательную активность, внимание, наблюдательность, логическое мышление, память, связную речь, воспитывать бережное отношение к природе. Прослушивание записи «Голоса леса». Цель: учить детей различать голоса птиц, воспитывать любовь к родной природе. Дидактическая игра «Что сначала, что потом». Цель: закреплять знания детей о деревьях, об их строении, этапах роста и развития, развивать логическое мышление, память, речь. Чтение пословиц и поговорок, отгадывание загадок о деревьях. Цель: учить детей отгадывать загадки, запоминать пословицы и поговорки, учить понимать смысл пословиц и поговорок, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения. Подвижная игра «Найди такой же листочек». Цель: учить детей определять с какого дерева листочки, развивать внимание, память, развивать двигательные навыки. |
28 июля - четверг |
Беседа «Деревья бывают лиственные и хвойные». Цель: продолжать знакомить детей с видами деревьев, учить определять особенности внешнего вида на основе сравнения, развивать наблюдательность, внимание, воспитывать любовь и интерес к окружающей природе. Опытно-исследовательская деятельность «Деревянный брусочек». Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами дерева, развивать познавательный интерес, внимание, логическое мышление, связную речь. Чтение П. Воронько «Липка». Цель: знакомить детей с литературными произведениями о деревьях, воспитывать любовь к родной природе через чтение художественной литературы. Дидактическая игра «Чего не стало», «Четвёртый лишний». Цель: учить детей определять предмет, не относящийся к группе предметов, развивать внимание, память, речь, учить соблюдать правила игры. Подвижная игра «От дерева до дерева». Цель: учить детей определять дерево по описанию, упражнять в беге, прыжках на двух ногах вместе. |
29 июля - пятница |
Беседа «Как деревья помогают человеку». «Почему нужно беречь и охранять деревья». Цель: продолжать знакомить детей с разнообразием деревьев, расширять представления детей о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. Дидактическая игра «Какой листик?». Цель: учить детей образовывать прилагательные от существительного, обогащать словарь детей, развивать связную речь. Оформление гербария. Цель: закреплять знания детей о деревьях, учить оформлять гербарий, развивать художественные и трудовые навыки и умения. Чтение и обсуждение литературных произведений: И. Семенова «Березка», заучивание П. Воронько «Берёзка». Цель: продолжать знакомить детей с литературными произведениями о деревьях, воспитывать любовь к родной природе через чтение художественной литературы. Слушание русских народных песен о берёзке. Музыкальные хороводные игры. Цель: знакомить детей с музыкальными произведениями, воспевающих символ России – берёзку, развивать музыкальный слух, воспитывать любовь к русской народной музыке. Развлечение «Деревья – наши друзья» Цель: продолжать закреплять знания детей о деревьях, развивать познавательный интерес, внимание, память, связную речь, создавать положительное эмоциональное настроение от участия в общем празднике, воспитывать любовь и бережное отношение к природе и родному краю. Дидактическая игра с мячом «Я знаю пять названий деревьев». Цель: закреплять названия деревьев, развивать память, внимание. Коллаж «Деревья нашего участка» (паспорт-схема деревьев прогулочного участка). Цель: уточнить и обобщить знания детей о деревьях прогулочного участка группы, развивать внимание, память, связную речь, творческие способности, воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе. |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» Пионерского городского округа
«Деревья – наши друзья!»
познавательно-игровое развлечение
с детьми старшего дошкольного возраста.
Подготовила:
Гижица Наталья Яковлевна.
«Деревья – наши друзья!»
познавательно-игровое развлечение с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: закреплять знания детей о деревьях, растущих на прогулочном участке, об их красоте и пользе; развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, логическое мышление, связную речь; воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать её.
Материалы: загадки о деревьях, листочки деревьев, картинка Лесовичка (разрезанная на части), шишки, корзинка, костюм клоуна, маски: дерево, синички, пчела, бабочка, жук, белка, фонограмма «Голоса птиц», почтовый конверт, лэпбук «Деревья – наши друзья!»
Ход развлечения.
Дети вместе с воспитателем выходят на прогулочный участок, к ним приходит клоун Клёпа с почтовым конвертом.
Клоун Клёпа: Здравствуйте, ребята! (дети здороваются). Молодцы, вы так дружно здороваетесь, значит, вы дружные ребята, а я знаю, что у вас ещё есть очень много необычных друзей, а кто вы сами скажете, если отгадаете загадку.
Есть у людей зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Дерево)
Клоун Клёпа: Правильно ребята, это деревья, посмотрите вокруг, сколько много у вас на участке деревьев, как в лесу.
Воспитатель: Клёпа, а что у тебя в руках?
Клоун Клёпа: Ой, ребята, я так к вам спешил, что совсем забыл про поручение, вот тут написано: «Детский сад №2», группа «Янтарик».
Воспитатель: Клёпа, а от кого конверт?
Клоун Клёпа: А, это секрет, сначала вы должны пройти все испытания, за каждое правильно выполненное задание вы получите часть картинки и когда сложите их все вместе, тогда и узнаете, кто прислал вам письмо. Готовы к испытаниям? Тогда отправляемся в путешествие.
Игра «В лес гулять мы пошли»
В лес гулять мы пошли, (маршируют на месте)
В брод ручей перешли, (шагают, высоко поднимая ноги)
У ручья растут цветы. (приседают)
Небывалой высоты (поднимают руки, стают на носочки тянутся вверх)
Посмотри по сторонам (поворачивают голову вправо-влево)
Что же лес подарит нам?
Наклонись, сорви малинку (наклоняются вперед)
И клади ее в корзинку.
Крепкий беленький грибок (выполняют приседания)
Мы положим в кузовок.
Клоун Клёпа: Вот мы и в лесу. Как здесь красиво! А какие деревья растут на вашем участке вы знаете? (да). Тогда вы легко справитесь с первым заданием.
Загадки.
Дети отгадывают загадки и показывают деревья.
Клейкие почки, Что же это за девица:
Зеленые листочки. Не швея не мастерица,
С белой корой Ничего сама не шьет,
Стоит под горой. (берёза) А в иголках круглый год. (ель)
Это дерево цветёт, На листочках там и тут
Аромат и мёд даёт. Фиолетовый салют.
И спасает нас от гриппа, Это в тёплый майский день
От простуд царевна-… (липа). Распускается …( сирень)
На сучках висят шары
Покраснели от жары. (Алыча).
Клоун Клёпа: Молодцы ребята, вы все деревья на участке знаете, получайте первую картинку-подсказку.
Ведущий: Клёпа, а наши дети умеют не только отгадывать загадки, но и знают с какого дерева листочки. Давайте, все вместе поиграем в игру «С какого дерева листья».
Игра «С какого дерева листья»
Ведущий разбрасывает на площадке листья по количеству детей, дети берут по одному листочку и бегут к дереву, с которого у него листочек.
Клоун Клёпа: Молодцы, ребята, за то, что вы так хорошо знаете листья деревьев, а я вручаю вам ещё одну часть картинки.
Клоун Клёпа: Ребята, у вас очень хорошо на участке, как в лесу. Тишина. Только слышно, как птицы поют, да ветер шумит в ветвях деревьев. Ребята, давайте послушаем птичьи голоса и узнаем, каких птиц можно встретить в лесу.
Игра «Угадай птиц по голосу».
Ведущий включает фонограмму «Голоса птиц», дети узнают и называют голоса птиц.
Клоун Клёпа: Молодцы, ребята, вручаю вам ещё одну часть картинки. А кому ещё нужны деревья? (ответы детей). Правильно, деревья нужны насекомым, птицам и диким животным. Дерево и накормит их, и укроет.
Ведущая: А почему мы деревья называем нашими друзьями? (ответы детей)
Ребята, а как вы думаете, деревья похожи на людей?
Игровое упражнение «Дерево – человек».
У человека есть туловище. А у дерева? (Ствол)
У человека есть кожа. А что у дерева? (Кора)
У человека есть руки. А что у дерева? (Ветки)
У человека есть ноги. А что у дерева? (Корни)
Вот видите, как много у нас общего с деревьями. А главное, что человек рождается, растет и стареет. И дерево тоже рождается, растет и стареет. И человек и дерево – живые существа.
Ведущий: Клёпа, а ты хочешь посмотреть как деревья дружат с обитателями леса?
Сценка «У дедушки дерева добрые руки»
Дерево: У дедушки дерева добрые руки,
Большие зеленые добрые руки.
Птица: Какая-то птица летит, суетится,
Какая-то птица на плечи садится.
Жук: Вот жук покружился и тоже присел.
Белка: Дедушка дерево, славный такой,
Белок качает большущей рукой.
Бабочка: Бабочек пёстрых к себе приютил.
Пчела: Дедушка дерево пчел подхватил,
И на ладони свои усадил.
Все хором: И все свиристели в зелёной постели,
Смеялись, качались, качались и пели.
Клоун Клёпа: Правильно, ребята, все звери и птицы любят деревья, ведь для многих это их родной дом, а дом надо любить и беречь. А то получиться как в стихотворении про одного хулигана. Вот послушайте.
Однажды в лес противный тип
Пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И говорил так громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Потом залез на ветки
И все орехи обобрал
Не думая о белке
Отбросил куст он, как медведь,
Пошел себе довольный,
А бедной белке и смотреть
На это было больно.
Ведущий: Клёпа, наши дети так не поступают, они очень добрые ребята и знают, как надо вести себя в лесу, можешь их проверить.
Игра «Можно нельзя».
Ведущий показывает картинки правил поведения в лесу, дети называют их.
Клоун Клёпа: Молодцы, ребята, за ваши знания я вручаю вам ещё один фрагмент картинки и предлагаю собрать шишки для белки.
Игра «Собери шишки для белочки».
Ведущий разбрасывает на полянке шишки, по команде дети собирают шишки в корзинку.
Клоун Клёпа: Молодцы, ребята, я вижу вы много знаете о деревьях, соблюдаете правила поведения в лесу и готовы помочь лесным жителям. Поэтому пришла пора узнать, кто же прислал вам письмо. (дети собирают картинку из фрагментов). Ребята, кто это? (Лесовичок). Правильно, это Лесовичок, а ещё его называют дядюшка АУ. Как вы думаете почему? (ответы детей). Правильно, если кто-то заблудился в лесу, он всегда поможет им, нужно только погромче крикнуть «АУ». Давайте мы с вами поиграем в игру «Угадай, чей голосок».
Игра «Угадай, чей голосок».
Выбирается «дядюшка АУ», он встаёт в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу и говорят слова.
Здравствуй, дядюшка АУ!
Я зову тебя в лесу.
Поскорее выбегай,
Кто позвал тебя, узнай!
Ребёнок, на которого указал воспитатель, произносит: «АУ», «дядюшка АУ» отгадывает, кто его позвал и, если угадал, меняется с ним местами.
Клоун Клёпа: Ребята, как мне у вас понравилось, но мне надо возвращаться к Ириске, я вручаю вам письмо и прощаюсь с вами. (дети прощаются с Клёпой).
Ведущий вскрывает конверт в котором лежит письмо от Лесовичка и лэпбук «Деревья – наши друзья!».
Письмо
Дорогие ребята!
Я рад, что вы любите, уважаете и бережёте природу.
Я дарю вам книгу «Деревья - наши друзья!». С помощью этой книги вы ещё больше узнаете о деревьях и природе.
Ваш друг дядюшка АУ.
Ведущий вместе с детьми рассматривает и разбирает содержимое лэпбука.
«Посади деревья»
Игра «Я дарю дереву…» (родители - деревья, каждый ребенок своей маме приносит подарок и объясняет для чего этот подарок)
1 ребенок - я дарю дереву птичку, она будет другом и спасёт от гусениц.
2- солнышко. Пусть оно светит ярко-ярко и согревает его.
3 – капельку воды. Пусть оно напоит и умоет тебя.
4- дождевого червячка. Пусть он сделает землю плодородной.
5 - кормушку. Пусть к тебе прилетают птицы.
6 - землю-почву, чтобы ты лучше росло.
7 – семена из них вырастут новые деревца.
8- бабочку. Пусть она украшает тебя своим ярким нарядом.
9- зелёные листики, их будет много, и я спрячусь от палящего солнца.
10 - цветок. Пусть украсит тебя, чем больше цветов, тем больше семян-деток).
«Наше дерево умеет…» (команды по очереди подбирают глаголы: «шелестеть, расти, качаться и т.д.); «Какое наше дерево?» (команды по очереди подбирают прилагательные: «красивое, высокое, раскидистое и т.д.)
«Дидактическая игра: «Дерево – это…» (команды определяют, какое значение имеет дерево в жизни людей, животных и т.д., каждая команда называет свою версию)
1.Для усталого путника – это, где можно укрыться в жару, в дождь и т.д.
2.Для художника – это объект для картины, источник вдохновения и т.д.
3.Для мебельщика – это древесина, источник заработка и т. д.
4.Для горожанина – это чистый воздух, прохлада в зной и т.д.
5.Для птицы – это столовая, место для постройки жилья и т.д.
6.Для жука – это место, где он откладывает личинки, находит добычу и т.д.
7.Для зайца – это пища кора, зимой укрытие и т.д.
8.Для дятла – это пища, место, где лечит деревья и т.д.
Нас учат с детства природу любить
И наша задача ее сохранить
Ее сбережем мы, изучим с тобой,
Ведь знать мы хотим,
Чем богат край родной!
Пусть исчезнет зло на свете,
Пусть с природой дружат дети,
Ведь и зайцы и лисицы,
Насекомые и птицы,
И растения живые
Людям братья все родные!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповой долгосрочный исследовательский-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫
Групповой долгосрочный исследовательско-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫ . Цель, направление деятельности проекта: Исследовательская, деятельность по изучению жизни дерева во взаимосвязи...
Птицы на нашем участке
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе. закрепляются знания детей о птицах, строении, среде обитания, особенностях....
Проект "Деревья нашего участка"
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей сре...
Прогулка \'\'Деревья на нашем участке\'\'
Конспект прогулки в младшей группе позволит спланировать деятельность воспитателя с детьми на свежем воздухе....
Тема занятия : Деревья и кустарники на нашем участке. Скворечник.
Деревья и кустарники на нашем участке. Скворечник. Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Коммуникация», «Художественное творчество» ...
Прогулка \'\'Деревья на нашем участке\'\'
Конспект прогулки в младшей группе позволит спланировать деятельность воспитателя с детьми на свежем воздухе....
Конспект прогулки "Деревья нашего участка"
В конспекте описываются игры, приводится познавательный материал для активизации внимания дошкольников на прогулке....