Проект "ДЕРЕВЬЯ НАШЕГО КРАЯ" для детей 3-4 лет
проект (младшая группа)

Тихонюк Жанна Тачетдиновна

Проект "Деревья нашего края" разработан для детей 3-4 лет с целью формирования познавательного интереса детей к деревьям родного края через различные виды детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_derevya_nashego_kraya.docx42.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малышок»

                   

ПРОЕКТ

«Деревья нашего края»

Для детей 3 – 4 лет (младшая группа «Ромашки»)

Срок реализации: 19 – 30 апреля 2021 года.

                                                                               

Воспитатели:

                                                                                 Ярчихина О.Ю.

Тихонюк Ж.Т.

                                     

п. г. т. Березово

2021

Краткая аннотация проекта: Данный проект направлен на формирование представлений детей о деревьях родного края через различные виды детской деятельности. Предназначен для педагогов дошкольного образования и родителей.  Проект составлен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Актуальность: Взаимоотношения человека с природой - очень актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья -  прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта. 

Поддерживая интерес и стремление детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность сделать первые открытия. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку  достичь свой более высокий уровень.

Проект «Деревья нашего края» предоставляет большие возможности для творчества, самостоятельности, умения работать в коллективе; дает возможность проявить себя не только детям, но и родителям. Проект составлен с учетом индивидуальных особенностей и способностей детей. 

Обоснование необходимости проекта: По результатам мониторинга выявилась проблема (на уровне ребенка): недостаточный запас знаний о деревьях родного края и их роли в жизни человека.

Цель: Формирование познавательного интереса детей к деревьям родного края через различные виды детской деятельности.

Задачи проекта: 

Образовательные

  • Формировать элементарные представления о деревьях родного края и их роли в жизни человека;
  • Активизировать и пополнить словарный запас детей.

Развивающие

  • Развивать речь, память, наблюдательность, познавательный интерес, творческие способности через разнообразные формы и методы работы.

Воспитательные

  • Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Тип проекта: групповой, познавательно - иследовательский, краткосрочный.

Сроки реализации проекта:  2 недели (с 19 по 30 апреля 2021 г.)

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»,
  • «Социально – коммуникативное развитие»,
  • «Речевое развитие»,
  • «Физическое развитие»,
  • «Художественно – эстетическое развитие».

Участники проекта:

  • Воспитатели,  
  • Дети младшей группы «Ромашки»,
  • Родители,
  • Инструктор по физической культуре.

Взаимодействие с социумом:

  • Экскурсия в музей на тему: «Лес - наше богатство»
  • Выездная экскурсия из библиотеки «Сказки и стихи о лесе»

Методы и приёмы:

  • Наглядные (наблюдение, рассматривание картин, фотоальбомов, репродукций, показ презентаций, экскурсии)
  • Словесные (беседы, чтение художественной литературы, составление рассказов детьми)
  • Практические (игры, опыты, изготовление игр, совместные выставки, разучивание стихов)

Мониторинг:

  • Знает и называет некоторые деревья.
  • Знает и называет части дерева (корень, ствол, крона, ветки, листья)
  • Имеет представление о правилах поведения в лесу.

Ожидаемый результат:

  • Имеют  представление о деревьях родного края.
  • Имеют представление о частях дерева (ствол, корни, крона, ветки и т.д.)
  • Имеют простейшие представления об использовании древесины в различных областях.
  • Сформированы первоначальные представления о правилах безопасного поведения в лесу.
  • Заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.

Планирование и организация деятельности

1 этап – подготовительный.

Мероприятия

Цель

Результат

Ответственные

1.

Опрос детей:

«Какие деревья вы знаете?»,

«Что вы хотите узнать о деревьях?»,

«Где мы можем найти информацию?»,

«Что вы можете сделать с родителями, чтобы не забыть того, что узнаем?».

Выявить объем знаний детей по теме: «Деревья».

У детей недостаточный запас знаний о деревьях.

Воспитатель

2.

Диагностика

Уточнить объем знаний детей на тему «Деревья»

Начало проекта:

Высокий – 0%

Средний – 46%

Низкий –  54%

Воспитатель

3.

 Разработка проекта  

Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

Детям предоставляется возможность работать над одной темой, чтобы получить ответ на интересующие их вопросы

Воспитатель

4.

Родительское собрание

Сформировать интерес, познакомить с проектной деятельностью.

Определение объема помощи родителями по теме  проекта. Анкетирование.

Воспитатель

5.

Создание предметной среды в группе по теме проекта

Вызвать заинтересованность и сотрудничество родителей.

Работа над созданием мини-библиотеки, альбома по теме  проекта, выставка рисунков на тему «Деревья – наши друзья».

Воспитатель

Родители

2этап – основной.

Мероприятия

Цель

Результат

Ответственные

1. Познавательное развитие

1.

1.ООД ознакомление с окружающим миром:

«Деревья в нашем саду»

(1 неделя)

Знакомить с особенностями внешнего вида и названиями деревьев нашего края.

Сформировано представление детей о деревьях, дети ориентируются, какие деревья есть на территории детского сада.

Воспитатель, дети.

«Знакомство со свойствами дерева»

(2 неделя)

Формировать представление детей о свойствах деревьев. Формировать первичные представления о безопасном поведении в природе и в быту.

У детей сформированы представления о свойствах деревьев, о безопасном поведении в природе и в лесу.

Воспитатель, дети.

2. Развитие  познавательно – исследовательской деятельности:

Целевая прогулка в  парк

Дать детям представление о деревьях, растущих в парке, о их значимости для человека и в целом для экологии.  Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

У детей сформировано представление о деревьях, растущих на территории парка; о значимости их для человека. Дети знают и соблюдают правила поведения на природе.

Воспитатель, дети.

Целевая прогулка по территории детского сада.

Уточнить знания о деревьях, растущих на территории детского сада. Дать представление о значимости деревьев на участке детского сада для людей.

У детей имеются представления о деревьях на территории детского сада и о значимости их для окружающей среды и непосредственно для людей, находящихся на территории (защищают от солнца, очищают воздух и т.д.). Дети знают и соблюдают правила поведения на природе.

Воспитатель, дети.

3. Беседы с детьми:

«Что такое лес?»;

«Здравствуй, дерево!»;

 «Какие деревья растут на участке»;

«Как деревья помогают человеку»;

«Как появляются деревья»;

«Почему нужно беречь и охранять деревья»;

«Как сберечь деревья?».

Совершенствовать знания о разных профессиях и орудиях труда. Пополнить объем знаний об истории появления разных профессий. Расширить знания и представления о труде взрослых. Формировать представление о труде взрослых.

Расширенные и систематизированные знания детей о профессиях, орудиях труда, истории профессий.

Воспитатель, дети.

4.Рассматривание: фотоальбомов, репродукций, иллюстраций, альбомов с изображением разных деревьев и предметами, сделанными из дерева.

Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи; обогащать речь детей

Обогатили и расширили речь детей.

Воспитатель, дети.

2. Речевое развитие.

2.

1.ООД:

Составление рассказа - описания  «Одинокая сосна»

(1 неделя)

Учить детей составлять рассказ с опорой на схему и опорные картинки. Формировать умение составлять  рассказы описательного характера, дополнять свои рассказы деталями.

Развивать память и внимание.

Дети внимательно рассматривают картину, могут выделить и описать главные объекты и предметы на картине с опорой на картинки и схему, дополняют рассказ воспитателя прилагательными при описании объектов на картине.

Воспитатель, дети.

Заучивание стихотворения «Тополиная метель»

Е. Серова

 (2 неделя)

Учить детей интонационно и выразительно рассказывать            наизусть стихотворение.

Дети  с удовольствием придумывают продолжение рассказа, пробуют пересказать близко к тексту.

Воспитатели, дети.

2. Чтение художественной литературы.

П. Воронько «Липка», «Берёзка»; М. Ивенсен «Ёлочка»; И. Семенова «Березка; И. Токмакова «Ива»; А. Прокофьев «Наш лесок»; О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель».

Развивать любознательность, кругозор

Использовать в речи слова, передающие эмоциональные состояния литературных героев, эмоционально откликаться на прочитанные произведения.

Используют в речи слова, передающие эмоциональные состояния литературных героев, эмоционально откликаются на прочитанные произведения.

Воспитатели, дети.

3. Художественно – эстетическое развитие

3.

1.Рисование: «Деревья весной» (1 неделя)

Закрепить умение детей передавать образ весеннего дерева используя нетрадиционную технику рисования «выдувания». Воспитывать бережное отношение к природе.

Выставка работ

Воспитатели, дети.

2.Рисование: «Наш парк» коллективная работа  (2 неделя)

Учить детей приемам рисования

(закрашивание, не выходя за контур); передавать образы разных деревьев;  развивать аккуратность; воспитывать любовь к рисованию.

Выставка работ

Воспитатели, дети.

3.Аппликация: коллективная работа «Волшебное дерево»

(1 неделя)

Учить детей создавать коллективную работу и передавать в ней образ волшебного дерева из ладошек. Пользоваться аккуратно клеем.

Выставка работ

Воспитатели, дети

4.Лепка: «Веточка вербы» (2 неделя)

Формировать и закреплять у детей представление о веточках вербы и их особенностях. Использовать различные приемы лепки.

Выставка работ

Воспитатели, дети.

4. Социально – коммуникативное развитие

4.

1.Сюжетно – ролевые игры:

«Строители»,

«Семья»,

 «Пожарная часть»,

«Путешествие в весенний лес», «Лесные спасатели».

Заинтересовывать детей более творчески и широко использовать в играх знания об окружающей жизни. Организовать совместную, познавательно – продуктивную деятельность.

Совместно с воспитателем организовывают игру и подбирают необходимые атрибуты.

Воспитатели, дети

2.Дидактические игры:

Лото «От какого дерева лист»;

«Найди дерево по описанию»;

«Часть и целое»;

«Детки с какой ветки»;

«Четвертый лишний»;

«Домино».

Учить детей обобщать и классифицировать. 

Учить из четырёх и более частей собирать целое.

Развивать у детей внимание, память, воображение.

У детей сформированы знания и представления по теме проекта.

Воспитатели, дети

3.Беседы о безопасном поведении в природе.

Формировать навыки безопасного поведения в природе.

Сформированы навыки безопасности

Воспитатели, дети, родители.

5.Физическое развитие.

5.

Подвижные игры:

«Во поле береза стояла»;

«Найди свой дом»; «Найди листок, какой покажу», «Лесник и елочки».

Формировать двигательные навыки, развивать воображение, внимание

Сформированы двигательные навыки и умения.

Воспитатели, инструктор по физической культуре, дети

6.Взаимодействие с родителями

6.

Консультации:

  • «Берегите лес»
  •  «Деревья – легкие нашей планеты»

Папка – передвижка:

  • «Стихи и загадки о деревьях»
  • «Опасности в лесу»
  • «Игры и игрушки из деревянного бросового материала»

Усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Родителями приобретены новые знания, усвоены новые факты по тематике проекта.

Воспитатели, родители, дети

3 этап – заключительный.

1.

Выставка совместных работ:  «Наш волшебный лес»

Формировать умение использовать разнообразные методы и приемы рисования, способствовать развитию сотрудничества родителей с детьми, воспитывать доброжелательность и самостоятельность.

Выставка работ

Родители, дети, воспитатели.

2.

Развлечение: «День рождения березки»

Создать радостное настроение от участия в развлечении, способствовать развитию положительных эмоций, сопереживания. Развивать ловкость, внимание, быстроту реакции, координацию движений.  Доставить детям радость от игры с персонажами.

У детей созданы положительные эмоции от игр; развиты внимание, координация движений, быстрота реакций.

Воспитатели, инструктор по физической культуре, родители,  дети.

3.

Лэпбук: «Деревья»

Закрепить и систематизировать изученный материал.

Создание лэпбука на тему «Деревья»

Воспитатели, родители, дети

4.

Итоговая диагностика по проекту

Выявить знания детей по проведенному проекту

Высокий – 58%

Средний – 42%

Низкий – 0%

Воспитатели

5.

Подведение итогов проекта

Обработка и оформление материалов проекта

Презентация проекта перед родителями и воспитателями

Воспитатели

Результаты проекта:

  • Дети имеют представления о деревьях родного края и их роли в жизни человека.
  • Овладели расширенным словарным запасом;
  • У детей сформированы навыки экологически грамотного поведения в природе;
  • Оформлены выставки работ по данной теме;
  • Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Деревья».
  • Повысился интерес родителей к жизни детского сада.
  • Активное участие родителей в реализации проекта.

Продукты проекта:

  • Создан лэпбук: «Деревья нашего края».
  • Изготовлены дидактические игры «Собери дерево», «С какого дерева лист?», «Собери картинку».
  • Оформлена выставка совместных работ детей и родителей;

Перспективы развития проекта: 

  • участие в конкурсах различного уровня,
  • публикации проекта и его результатов на сайте ДОУ, на сайте сетевых педагогических сообществ,
  • дальнейшее продолжение работы над проектом.

Заключение:

Знания, полученные во время реализации проекта, помогли повысить уровень представлений детей о деревьях родного края, о роли деревьев в жизни человека,  расширить словарный запас детей; проект помог  детям обогатить имеющиеся знания и навыки, дал возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволила каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечила выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Деревья нашего края» предоставил большие возможности для творчества, позволил приблизить обучение к жизни, развил активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Список литературы:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Соответствует ФГОС. - М., Мозаика-Синтез, 2014.
  2. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 144с.
  3.  Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - М.:ТЦ Сфера, 2008. - 128с
  4. Веракса Н.Е. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» для второй младшей группы/Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А,Васильева.  – Волгоград, Издательство «Учитель», 2013. – 184с.
  5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа / В.В. Гербова. – М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 80с.
  6. Ковалько В.Н. Азбука физкультминуток для дошкольников. / В.Н. Ковалько. – М.: «ВАКО», 2006. – 176с.
  7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа. / Т.С. Комарова. – М.:  Мозаика-Синтез, 2014. – 96с.
  8. Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду: Методические рекомендации. -.: ТЦ Сфера, 2008. - 128с. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, - Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009.
  9. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению  с окружающим миром: Для детей 4 – 7 лет / Л.Ю. Павлова. – М.: Мозаика – Синтез, 2012. – 80с.
  10. Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы / Т.И. Подрезова, - М.: Айрис – пресс, 2009. – 256с.
  11. Помораева И.А. Формирование элементарных математических представлений: Младшая группа / И.А. Помораева, В.А. Позина, - М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 64с.
  12.  Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа / О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 96с.
  13.  Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет / Э.Я. Степаненкова – М., Мозаика-Синтез, 2013. – 144с.
  14.  Хрестоматия для дошкольников 2 – 4 года. Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. Н.П. Ильчук и др. – М.: АСТ, 1998. – 608 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация воспитателя для родителе: "Наше будущее - дети!"

Не важно кем сказаны эти слова, важно, что сказаны они ля многих их нас, забывших от куда мы родом,  мы все родом из детства…...

Наши милые дети...

Наши милые дети из «Сказки»Эти наши малыши с кратковременной группы"Кроха"Так красиво оделись наши детки со второй младшей группы "Солнышко", чтоб показать своим мамам первый праздничный концерт в дет...

Тематическое занятие в сфере познания на тему «Каша- матушка наша» - для детей старшего возраста.

  Тематическое занятие в сфере познания на тему «Каша- матушка наша» -   для детей старшего возраста....

Наши умные дети без вредных привычек.

Не всегда дети дошкольного возраста способны понять, почему, общаясь с окружающими людьми и сверстниками, они должны соблюдать общепринятые культурно-гигиенические правила. Отучать детей от вредных пр...

Консультация для родителей «Наши талантливые дети»

Все дети талантливы от рождения. Каждый ребенок имеет какой-нибудь талант. Но у каждого талант свой. Один талантлив в рисовании, другой хорошо поет, а третий любит возиться с машинками. Наверняка буде...

Сценарий выпускного утренника «НАШЕ КИНО» Москва, Гимназия 1591, корпус 8, ДО 1693 Тиняева Ольга Петровна «Презентация Фильма о наших талантливых детях»

Сценарий выпускного утренника     «НАШЕ  КИНО»Москва, Гимназия 1591, корпус 8, ДО 1693Воспитатель: Тиняева Ольга Петровна«Презентация Фильма о наших талантливых детях» Фанфары...

Конспект интеллектуально-познавательной игры «Знай наших» для детей 5–7 лет

Цель: Совершенствовать счетную и измерительную деятельность; развивать гибкость ума, смелость, воображение.Задачи: Воспитывать интерес к самому процессу познания, потребность стремитьс...