Пути и средства формирования пространственно-территориальных представлений у детей дошкольного возраста
статья
Методы и формы работы, направленные на формирование пространственно-территориальных представлений у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО – ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Патриотизм, - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу»[5]. Любовь к Родине — одна из высших человеческих эмоций. Как любая социальная эмоция, она нуждается в формах выражения, адекватных общественным требованиям. Этими формами ребенок и должен овладеть в процессе образования. «С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре…» говорил Александр Асмолов, в своем интервью журналу «Дошкольное воспитание» [1].
Действительно, известную советскую песню Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского, помнят с детства, она оставила сильные, яркие образы и эмоции в памяти многих людей.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Задача педагога, отбор объектов, впечатления от которых могут быть доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть конкретными, образными, яркими, целесообразными, вызывать интерес, быть неповторимыми, свойственными данной местности [3].
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Взаимосвязь с семьями дошкольника требует терпения и такта, так как в современных семьях вопрос воспитания патриотизма не всегда считается важным и вызывает недоумение.
В связи с этим, необходимо оказание педагогической поддержки семьям в вопросах патриотического воспитания дошкольников, в своей практике я использую следующие методы и средства: проведение родительских собраний, консультаций, размещения рекомендаций, проведение конференций в группах мессенджера WhatsApp и на сайте дошкольного учреждения.
Чтобы работа с родителями не оставалась в рамках педагогического просвещения, необходимо включение детей и родителей в общее дело (участие в проектах, групповых тематических выставках детских работ, играх, конкурсах).
В рамках разработанного мною долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию «Североуральск – моя малая Родина», на первом этапе дети знакомились с ближайшим окружением: своей семьей, родными людьми. Воспитывая любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким, проведен ряд мероприятий совместно с родителями воспитанников: оформлен фотоальбом «Моя семья», проведена презентация родительских проектов «Познакомьтесь, это я», конкурс детских рисунков: «Моя семья», «Как мы отдыхаем». Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось уважительное отношение к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях.
На втором этапе, при ознакомлении с историей малой родины была организована поисковая деятельность: детям было дано задание выяснить у своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут. Это способствовало тому, что родители становились моими единомышленниками.
В результате данной работы возрос познавательный интерес к истории родного города. Ребята познакомились с выдающимися людьми Североуральска, посетив онлайн городскую библиотеку, это Казанцев Владлен Владимирович, в период его руководства были построены жилые дома и школы, детские сады, объекты здравоохранения, торговли и бытового обслуживания. Беляшов Василий Мартемьянович, был руководителем работ по созданию, знаменитой сейчас, Лиственничной аллеи. Каржавин Николай Акимович, открыл месторождения бокситов «Красная Шапочка» на Северном Урале, также был одним из первооткрывателей Кальинского и Черемуховского месторождений бокситов.
Постепенно у детей стал появляться интерес к труду взрослых, положительное отношение к представителям разных профессий. Ребята совместно с родителями подготовили мини сообщения на тему «Профессии в моей семье», познакомились с достопримечательностями нашего города.
Были организованы экскурсии и возложение цветов к памятникам воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны, способствовали воспитанию у дошкольников чувства патриотизма, уважения к боевым подвигам их прадедов, земляков, павших в сражениях за освобождение нашей Родины. Свои впечатления дети отражали в рисунках, поделках, аппликациях: «Этот день мы не забудем никогда», «Праздничный салют» и др.
Интересным открытием для детей было знакомство с символами города Североуральска. Наша атрибутика совершенно уникальна. В ней выражаются все исторические слои нашей культуры: Лазоревая (Северная) звезда указывает на географическое расположение и название муниципального образования. Красный шар символизирует добычу боксита, а в сочетании с горой - месторождение «Красная Шапочка». Гора с монетами указывает на природные богатства и природный памятник «Денежкин Камень», находящийся в окрестностях города Североуральска. Золотой ключ является символом открытия и освоения земных недр. И всем этим мы можем гордиться.
Для ознакомления дошкольников с природой родного края были проведены занятия: «Заповедник и его обитатели», «Перелетные и зимующие птицы», «Реки и озера Североуральска».
Дети научились играть в народные подвижные игры, а также разработанные мной дидактические игры, презентации и викторины в рамках патриотического воспитания которые помогают ненавязчиво усвоить или повторить ранее изученный материал.
Работа над проектом послужила началом создания в группе предметно-развивающей среды. Был оборудован уголок по нравственно-патриотическому воспитанию. В этом уголке дети могут свободно, самостоятельно рассматривать продукты своей проектной деятельности, альбомы, летбуки созданные совместно с родителями.
С большим энтузиазмом родители и дети поддержали использование технологии «Коллекционирования», созданы такие коллекции как: «Старинные значки», «Бабушкины пуговицы», «Новогодние игрушки», коллекция фото «Наши герои». Вместе с детьми мы обсуждали правила обращения с предметами коллекции.
В приемной комнате группы был организован уголок, в котором размещалось все самое интересное по результатам нашей деятельности, место, где можно было продемонстрировать, погордится новыми экспонатами, поделками и так далее.
Опыт работы над проектом показал: если удается найти союзников в лице родителей, то работа пойдет очень активно и принесет множество ценных плодов.
Так. например, однажды кто-то из родителей представил в уголке интересные книжки, это стало началом внедрения технологии «Буккроссинг», «книговорот» («движение книг» от человека к человеку, от семьи к семье) повышающий интерес к чтению и литературе. Родитель, ребенок или педагог – любой желающий может взять понравившуюся книгу, а взамен оставить какую-либо свою, главное, чтобы количество книг не уменьшалось. Так появилась мини библиотека, которая привлекает внимание детей, они часто обсуждают книги, прочитанные совместно с родителями, и искренне радуются, принося новые.
Реализация проекта «Североуральск – моя малая родина» стала одним из средств активизации познавательного и творческого развития детей. Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, стали достоянием их личного опыта.
В методической литературе по патриотическому воспитанию дошкольников можно найти различные сценарии для организации этой работы. И пусть наши дети научатся верить в себя, уважать своих близких, беречь родную природу и гордиться своей любимой Родиной[2].
Раскрывая природу естественного характера патриотизма, свойственного детям дошкольного возраста, Г. Роков писал: «Патриотическое чувство... развивается и крепнет еще в дошкольном возрасте; оно не требует особенно заботливого культивирования, ибо оно столь же естественно и неизбежно, как чувство семейной привязанности; каждый день, каждый час, каждое событие и явление, равно как и все картины окружающей жизни окружающей природы, помогают ему расти, развиваться лучше каких бы то ни было воспитательных мероприятий…» [4].
Список источников:
- Александровская. М. Как вырастить патриотов? Непростые размышления на тему… Интервью с Александром АСМОЛОВЫМ. https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200302301
- Аронов А. Воспитываем патриотизм // Дошкольное воспитание. – 1988. – №2. – С. 10-13.
- Гусев, Д. А. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников / Д. А. Гусев, К. В. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). — С. 170-173. — URL: https://moluch.ru/archive/80/13847
- Роков Г. О выработке идеала в нравственном отношении // Вестник
- Толковый словарь русского языка. Толковый словарь Ожегова // http://www.ozhegov.com/words/22388.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Автор:воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Перминова В.Н.
Формированию у ребенка элементарных математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с...
ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, необходимых для познания окружающе...
Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических п...
«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Неоценимую помощь родители могут оказать своему ребенку - дошкольнику в овладении элементарных математических представлений. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебн...
Дидактические игры - как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Дидактические игры - как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста! Я провела исследование, целью которого, было изучение проблемы ...
опыт работы на тему: «Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
laquo;Игра - это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности»В.А.Сухомлинский....
Игровые методы и приёмы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Занятия по математике проводятся в игровой форме, понятной и интересной детям. С каждым занятием дети всё больше втягиваются в обучающий процесс, но при этом занятия остаются игрой, сохраняя свою прит...