Методическая разработка по краеведению
методическая разработка (подготовительная группа)
Раскрыта значимость краеведения как средства воспитания патриотизма, культуры, нравственности в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
davidenko_kraevedenie.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведение как средство воспитания патриотизма, культуры, нравственности в ДОУ
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца»
К.Паустовский
Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так человек называет место, в котором он родился и вырос. Для него нет ничего дороже, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Нам педагогам необходимо помочь воспитанникам раскрыть это чудо, приобщая их к истории, истокам русской народной культуры, знакомя с природой, бытом, традициями отчего края.
Современные дошкольники имеют общее представление о стране, узнают гимн и герб России, но не имеют глубоких представлений о своей малой родине. Часто они не могут назвать известных земляков, живущих с ними в одном городе. Именно поэтому работа по краеведению должна вестись уже с дошкольного возраста, когда у ребенка начинается процесс социализации и становления личности.
Актуальность проблемы заключается и в том, что в современном обществе частично утеряны ценностные ориентиры. И сегодня большое значение имеет формирование патриотической позиции. Но что это такое по отношению к дошкольникам? Как воспитать человека – гражданина своего Отечества, испытывающего глубокие чувства к своей Родине, ее культуре, традициям, достижениям?
На мой взгляд, при работе с детьми дошкольного возраста необходимо давать им первоначальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, истории, культуре, обычаях. Корни этой работы лежат в знакомстве ребёнка со своей семьёй, ближайшим социальным окружением, с народными песнями, музыкой, играми и игрушками, в накоплении представлений о природе родного города, его достопримечальностях.
Специфика нашего города такова, что при достаточно большом количестве предприятий природный и культурно-исторический комплекс местности поистине прекрасен. Приобщение детей к народным промыслам края, народным умельцам, великим землякам развивает эмоциональную сферу ребёнка, его интерес, творческий потенциал. Дети учатся понимать себя и других, знакомятся с историей и культурой родного края, у них развивается способность к мышлению, потребность быть полезным.
Любой возрастной интервал дан человеку природой неслучайно и в дошкольном возрасте ребёнок проходит интенсивный и содержательный путь развития. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Образы восприятия очень ярки и сильны, и это очень важно в воспитании патриотических чувств.
Если четырёхлетний ребёнок может запомнить название города и улицы, где он живёт и где находится детский сад, то в старшем дошкольном возрасте развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. Начинают развиваться те чувства, те черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной, поэтому необходимо воспитывать любовь и уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей.
Главной целью работы в данном направлении считаю пробуждение патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами краеведческой деятельности.
Для достижения данной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. Формирование у дошкольников представлений о родном крае, его истории, достопримечательностях.
2. Расширение кругозора детей на основе знакомства с родной культурой, народными промыслами, традициями, известными людьми, прославившими свой край.
3. Воспитание интереса к истории родного края, чувства любви и гордости за свою малую родину, восхищение ее красотой.
4. Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам, традициям и обычаям отчего края.
Начало формирования любви к Родине – это накопление детьми социального опыта жизни в родном городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Педагогу необходимо отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые ему наиболее доступны.
Успех в работе по краеведению с дошкольниками может быть достигнут только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города, традиции и культуру родного края, и уметь преподнести эти знания в доступной форме, затрагивая чувства, вызывая у дошкольников интерес.
Знакомство дошкольников с родным городом – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь систематической работой, учитывая принцип усложнения.
Работа по краеведению с дошкольниками ведется по следующим тематическим блокам:
- Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком - членом семейного сообщества. В рамках этого блока дошкольники получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о семейных историях, традициях.
- Родной город. Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.
- Родная природа. При ознакомлении с родной природой дошкольники получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем в старшем дошкольном возрасте общие географические сведения о природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.
- Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
Организационные формы краеведческой деятельности:
- краеведческие кружки;
- мини-музеи
В нашем дошкольном учреждении создан мини-музей «Русская горница», где совместная деятельность взрослого и ребенка предполагает знакомство с предметами быта, ремеслами и рукоделием, устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Здесь проводятся занятия-знакомства, на которых предоставляется возможность прикоснуться к предметам быта русского народа, узнать их историю, назначение. Проходят встречи и посиделки, на которых дети знакомятся с жемчужинами народной мудрости и просто пьют чай из самовара. Обстановка «Русской горницы» вводит детей в особый мир. Полученные знания помогают по-настоящему понять русскую национальную культуру, проникнуться своеобразным духом, восполнить заметный пробел в знаниях об обычаях русского народа.
- выставки рисунков, фотографий, макетов, поделок;
- встречи с известными земляками;
- знакомство с бытом и традициями, с календарно-обрядовыми праздниками, писателями и поэтами.
- составление «Генеалогического дерева своей семьи» может быть дополнено рассказами о традициях в семье ребенка.
- дидактические игры по ознакомлению с городами (“Где я нахожусь”, “Узнай и расскажи”, “Когда это было?”).
Для более эффективной работы по краеведению необходимо организовать тесное взаимодействие с семьями воспитанников, при котором родители (законные представители) как равноправные участники формирования личности ребенка.
Приобщая детей к истории родного крае, к его культуре, традициям, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеюсь, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.
Автор:
Давиденко Светлана Викторовна
воспитатель первой
квалификационной категории
МДОУ «Д/с « Россияночка»
Список литературы:
- Журнал «Дошкольное воспитание» №3, №6 2006 г.
- Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. «Мы живем в России», Москва, 2010 г.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2006
- Ковалева Г.А. «Воспитание маленького гражданина», Москва, 2004 г.
- Маканева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», Москва 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка по изучению дошкольниками Краеведения по теме: «Что ты знаешь о родном крае?»
совместная проектная деятельность пошагово с использованием технологических карт, модулей раскрывает вопросы календарно-тематического планирования в проектной деятельности, которая построена на интегр...
Методические разработки по краеведению (национально-региональный компонент) для детей старшего дошкольного возраста
Авторская программа по краеведению (национальный - региональный компонент) «Любимый край - родной Ямал» для детей от 6-7 лет....
Методическая разработка по краеведению «Мы за чистоту нашего посёлка!»
Совместная игровая деятельность воспитателя и детей 4-5 лет...
Методическая разработка Дидактическая игра по краеведению с правилами дорожного движения: «Прогулка по Колпино»
Дидактическая игра по краеведению с правилами дорожного движения "Прогулка по Колпино"Эта игра будет интересна и детям и взрослым. Она расчитана на 2-4 играков. Игра содержит игровое поле, к...
Методическая разработка: Консультация для воспитателей «Краеведение – основа воспитания патриотизма».
Консультация для воспитателей «Краеведение – основа воспитания патриотизма»....
Методическая разработка сборник дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Занимательное краеведение"
Методическая разработка сборник дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Занимательное краеведение"...
Методическая разработка "Маршрут выходного дня, как одна из форм работы с родителями по краеведению"
Методическая разработка "Маршрут выходного дня, как одна из форм работы с родителями по краеведению"...