Сценарий занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы на тему «Весна, весна, поди сюда! Пришла масленица!»
план-конспект занятия

Создать условия для формирования знаний и воспитание любви к русской национальной культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий занятия по познавательному развитию

 с детьми старшей группы на тему

 «Весна, весна, поди сюда! Пришла масленица!»

Воспитатель: Федосеева М.А.

МБДОУ детский сад №1 «Колокольчик»

Пестречинского муниципального района села Пестрецы.

Цель: Создать условия для формирования знаний и воспитание любви к русской национальной культуре.
Задачи:

Развивающие:

-развивать познавательный интерес к русскому народному фольклору, творчеству;

-развивать эмоциональную отзывчивость;

-развивать логическое мышление;

-развивать умение участвовать в русских народных играх.

Образовательные задачи:

- познакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

 -познакомить с народным праздником «Масленица»;

-формировать познавательный интерес к культурам и обычаям своего народа;

-расширять знания о культуре и традициях русского народа;

-закреплять знания о русских народных подвижных играх;

-развивать устную речь, выразительность при чтении стихов, поговорок.

Воспитательные:
-создать у детей радостное настроение;

-воспитывать уважение к культуре, традициям своего народа;

-воспитывать доброту и любовь друг к другу, к окружающему миру.


Предварительная работа: Знакомство детей со старинной утварью. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов. 

Оборудование: аудиозаписи с хороводными песнями, мелодиями, выпечка жаворонков и блинов, самовар и чашки в русских традициях, вышитые полотенца, атрибуты для хороводных игр.

                                             Ход занятия.

Под русскую народную музыку «Во кузнеце..»  дети входят в музыкальный зал. В зале детей встречает воспитатель в русском народном костюме, (дети тоже в русских народных костюмах).

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости!

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Сегодня, мы с вами узнаем о том, как было принято встречать весну на Руси в старину. На Руси всегда очень серьезно относились к красавице Весне. Весну ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы она пришла с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Воспитатель: В каждом доме пекли из теста вот таких жаворонков (в руках выпечка- жаворонок), люди верили, что жаворонки верные спутники весны, несут здоровья людям, животным, и всему деревенскому миру.

                        Жаворонки, жаворонки!

                        Прилетите к нам,

                        Принесите нам лето теплое,

                         Унесите от нас зиму холодную.

                        Нам холодная зима наскучила

                        Руки, ноги отморозила.        

Вот так обращались в старину крестьяне к солнцу, к радуге, дождю, животным и особенно птицам – вестникам весны. Силы природы почитались как живые: к весне обращались с просьбами, желали ее скорейшего прихода, на зиму сетовали, жаловались.

 Народ русский смышленый. Много хитрых загадок придумал!

- Шагает красавица, легко земли касается

Идет на поле, на реку.

По цветку, и по снежку. (весна)

- К маме речке бегу и молчать не могу.

 Я ее сын родной, а родился я весной. (ручеек)

-Зазвенели ручьи, прилетели грачи,

В дом свой –улей- пчела

Первый мед принесла,

На ветвях плотные комочки-

В них дремлют листочки

Кто скажет? Кто знает? Когда это бывает? (весной)

Воспитатель: По каким признакам мы узнаем, что наступила весна?

Дети: Снег тает, ручьи текут, солнце ярко светит. Лед на речке трескается, день длиннее стал. Сугробы сели.

Воспитатель: Какие вы знаете приметы про весну?

Лия: Увидал скворца – весна у крыльца.

Вика: Дружная весна – жди большой воды.

Полина: Ранний прилет грачей  и жаворонков к дружной весне.

Денис: Длинные сосульки к долгой весне.

Камиль: Весенний день, что ласковое слово

Саша: Весна длинным днем красна.

Воспитатель: давайте с вами вспомним поговорки о весне.

Кристина: «Зима весну пугает, да все равно тает»

Данис: «Весна красна, да и то не сполна»

Игнат:«Весною и оглобля за ночь травою обрастает».

Воспитатель: любил русский народ веселиться - «Делу время, а потехе час». Много работал, но и немного веселился. Давайте мы с вами поговорим о русских народных праздниках. Какие вы знаете праздники?

Дети: Масленица, пасха.

Воспитатель: Масленица – это гулянье с играми, конкурсами и забавами. На масленицу пекли блины, ходили в гости, угощали друг друга. А почему именно блины пекли?

Дети: Потому что блины похожи на солнышко.

Воспитатель: Дети кто хочет выбрать ведущего к хороводной игре.

 Считалка (один из детей проговаривает считалку):       

                          Катился яблочко- 
                          Мимо сада, 
                          Мимо огорода, 
                          Мимо частокола; 
                         Кто его поднимет, 
                         Тот вон выйдет!

Хоровод «Солнышко». (воспитатель объясняет правила). Нужно встать в круг и взяться за руки, ведущий в центре изображает солнышко. Дети ведут хоровод и поют:

Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее (круг сжимается),
А весна милее (круг расширяется).

Потом ведущий неожиданно кричит «Горю!!!». Это сигнал деткам разбегаться в разные стороны. А ведущий их ловит.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним еще об одном очень важном и значимым праздником для русского народа. 

Пасха — самый главный христианский праздник. 

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла (К. Фофанов)

Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» — и расцеловаться в знак всепрощения и любви к близким.

И наконец, наступает время для хороводов. На улице уже чисто, появляется первая трава – одно удовольствие водить весёлый хоровод и играть в игры, многие из которых связаны с темой посева. Надевали свои лучшие наряды. Мужчины наряжались в рубахи –косоворотки, надевали шаровары, сапоги, на голову картуз. Женщины – кокошник, сарафан. Сколько было красоты и изящества в этих хороводах, сколько выдумки и безудержного веселья в играх!

Хороводная игра –песня «Веснянка».

                                  Расскажу я всему свету

                                  Что зимы уж больше нету

                                 Поглядите, вот весна

                                 По земле идет она.

Услышав эти слова солнышко и выглянуло из-за тучи. Надоело ему прятаться от ветров и холодов. Выглянуло оно, расправило свои лучики.

Вот так в старину радовались весеннему солнышку. Пели песни, водили хороводы, играли в народные игры, кликали весну.

Воспитатель: Весна – красна!

                          На чем пришла?

Дети: На березе, на сосне,

           На шелковой траве.

           На ржаном снопочке

           На золотом колосочке.

Воспитатель: молодцы ребята. Как много вы сегодня узнали, весело играли. А сейчас мы с вами будем угощаться блинами и пить чай из самовара (уходят в группу на чаепитие).

C:\Users\Asus\Desktop\масленница\WP_20171101_11_14_14_Pro_LI.jpg

C:\Users\Asus\Desktop\масленница\р.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление с фольклором на занятии развитии речи» Тема: «Весна, весна, поди сюда» Воспитатель 1 категории Мельниченко Людмила Владимировна МКДОУ г Тайшет Иркутской обл.

«Ознакомление с фольклором на занятии развитии речи»Тема: «Весна, весна, поди сюда» Программные задачи:Воспитательные:- Воспитывать интерес к русскому фольклору.- Создать у детей эмоциональный н...

Конспект НОД по рисованию с использованием ИКТ с детьми старшей группы на тему: «Пришла весна, прилетели птицы»

1. Учить передавать на бумаге характерные особенности весны (высокое голубое небо, земля освобождается от снега, на деревьях набухают почки, прилетают птицы).2. Учить гармонично, располагать сюжет на ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему «Пришла весна».

Цель: уточнить знание детей о весне (и временах года) и весенних месяцев. Задачи: Уточнить и расширить представление детей о признаках весны и её приметах, формирова...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Весна"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Весна"....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Весна пришла».

Данный конспект воспитывает у детей любовь к природе. Помогает им запомнить времена года и расширить знания о признаках весны....

Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе на тему: "Весна пришла".

Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе на тему: "Весна пришла"....