казачьи подвижные игры
картотека (средняя группа)
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Данные кубанские игры несут своей целью – донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazachi_igry.docx | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Казачьи подвижные игры
1. Игра «В утку» (Селезень и Утка)
Играющие становятся рядом, рука в руке.
Двое, стоящих на одном краю вереницы, отрываются от нее (это «селезень» и «утка») и берут, подныривая под руки стоящих в ряду то
спереди, то сзади, причем «селезень», «селезень догоняет «утку».
Стоящие в ряду приговаривают:
Догони, селезень, утку.
Догони, молодой, утку.
Поди, утушка, домой,
У тебя семеро детей,
Восьмой селезень,
Девятая утка,
Десятая гуска.
Та пара, под руками которой «селезень" поймал «утку», заменяет их, а они становится на освободившееся место.
2. Игра «Золотые ворота» (I способ)
Играющие берутся за руки, образуя круг. В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх – делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку. Один из участников
игры – водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все говорят:
В золотые ворота проходите господа:
В первый раз – прощается,
Второй - запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
Играющие, руки которых разъединил водящий, бегут в разные стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, выдернувший ветку, идет в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.
Игра «Золотые ворота» (II способ)
Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой – «наливное яблочко». После этого ведущие берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим и гуськом проходят в «ворота», при этом говоря:
В золотые ворота
Проходите, господа!
В первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая одного из игроков. Он просит: «золотые ворота, пропустите вы меня!».
Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что
выбираешь – серебряное блюдечко?». Задержанный игрок выбирает и переходит на ту или другую сторону, он встает за спину ведущего и поднимает руки. То же происходит с другими игроками.
Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой – берут длинную веревку и перетягивают ее.
3. Игра «Плетень»
Играющие стоят в шеренгу у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест – накрест.
Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги.
По сигналу (свисток) играющие расходятся по всей комнате (залу, площадке, выполняя определенные движения под звуки бубна (поскоки, легкий бег, галоп и т. д.).
По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест – накрест.
Выиграет та шеренга, которая первая построится.
4. Игра «Кривой петух»
Дети стоят по кругу. Один в - центре.
Дети: «Кривой петух, на чем стоишь?» (На иголочках)
А как тебе, не колко? (На подковочках)
Дети идут по кругу и поют:
Ступай в кут,
Там блины пекут,
Там блины пекут,
Тебе блин дадут.
Ребенок стучит ногой об пол (3 раза)
Дети: - Кто там?
Это я, Тарас.
Дети: - Лови нас, не открывая глаз.
Кого поймал, должен угадать.
Кого угадает, тот кривым петухом и станет.
5. Игра «Цапля».
Играют дети на достаточно маленькой площадке – 5х5 м. По жребию или по считалочке выбирают ведущего – цаплю. Остальные – «лягушки». Пока цапля «спит», т. е. стоит, наклонившись вперед и опираясь на прямые ноги, лягушки прыгают на корточках. Проснувшись, цапля издает крик и начинает ловить (салить) лягушек обязательно большими шагами и на прямых ногах (не сгибая коленей) и держась хотя бы одной рукой за голени ног. Лягушки должны спасаться от цапли, прыгая на корточках. При нарушении условий, например, если кто – то из лягушек встанет во весь рост или выпрыгнет за пределы площадки, а так же при осаливании они меняются местами.
6. Игра «Чур у дерева!»
Эта игра, традиционная в арсенале 5 – 7 летних казачат, также была излюбленной, в нее играли совместно с маленькими горцами.
Игра обычно в саду или там, где росло хотя бы несколько деревьев. Число играющих зависело от количество деревьев. Все, кроме водящего, становились каждый у своего дерева, водящий же – в середине между деревьями.
Стоящие у деревьев начинают перебегать от дерева к дереву; в это время водящий должен успеть осалить бегущего, пока тот не подбежал к дереву и не выкрикнул: «Чур у дерева!».
Осаленный меняется местом с водящим.
7. Игра «Путы».
Ноги завязываются платком или веревкой примерно так же, как спутываются ноги у лошади. И так играющие прыгают до назначенного места. Кто первым прискакал, тот и выиграл.
8. Игра «Заплетайся плетень»
Выбирается водящий, который должен отвернуться от остальных играющих, чтобы не видеть их действий. Играющие образуют «плетень» - замкнутый руками круг.
Кто – либо участников хоровода проходит под руками детей противоположной стороны круга, затягивая за собой остальных, и так – до полного «заплетения», запутывания.
Затем играющие зовут водящего, который должен распутать хоровод.
Причем соединенные руки игроков должны находиться в правильном (не ломаном) соединении.
9. Игра «Горшки»
Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая команда – «хозяева».
Они становятся за горшками. Один из играющих – водящий – изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:
- Почем горшок?
Хозяин отвечает:
- По денежке.
А он не с трещиной?
- Попробуй.
Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:
- Крепкий, давай сговор!
«хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:
Чичары, чичары, собирайтесь гончары
По кусту, по насту, по лебедю горазду!
Вон!
Со словом «вон» и «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «хозяин», а опоздавший – водящий.
10. Игра «Достань платок»
Играющие ходят по кругу, выполняя любые танцевальные движения. В центре круга стоит водящей с шестом в руке, на конце которого – платок. По сигналу воспитателя или по окончании музыки нужно подпрыгивать и достать платок. Кому это удается, тот и победитель, который становится водящим.
Игра продолжается.
11. Игра «Шкракобушка»
Собирается группа детей; один из них отделяется и спрашивает у детей : «Где ты был?» Тот отвечает: «На мельнице».
- «Что делал?» - «Муку молол». – «Что вымолол?» - «Копеечку». –«Что купил?» - «Калачик». – «С кем съел?» - «С тобой». – «Кто подбирал?» Спрашиваемый отвечает: «Он», - указывая при этом на кого – нибудь из детей, стоящих в группе.
Все разбегаются от указанного ребенка со словами : «Шкракобушка», шкракобушка!» Он же старая емуется поймать кого – нибудь, если это удается ему, то делается шкракобушкой двое и т. д., пока они не переловят всех остальных.
12. Игра «Хваталки»
Игроки должны выстроиться двумя шеренгами одна против другой на расстоянии 50 – 60 шагов. Между ними на земле проводится черта. В соответствии с количеством игроков по всей длине черты раскладываются какие – нибудь предметы: камешки, палочки и др.
По команде: «Раз, два, три!» игроки бегут к предметам, стараясь захватить их как можно больше. Та команда, которая захватила больше предметов, выигрывает. Игра заканчивается либо по соглашению, либо если набрано нужное количество очков.
13. Игра «Повтори»
В эту игру играли казачата 3 – 6 лет. Дети создавали круг. Вожак отходил в сторону, потому как не должен был видеть, кого выберут затейником. А задача затейника – показывать разные движения, которые остальные играющие должны повторять сразу же, не раздумывая: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать на двух ногах, подпрыгивать на одной ноге; или как бы скакать на лошади. Вожака звали в круг. Он прохаживался внутри него и присматривался, кто же затевает каждый раз новое движение. При этом, по условиям, ему не разрешалось смотреть долго на кого – нибудь из игроков, т. е. на того, кто, как он думал, в настоящий момент исполнял роль затейника, а надо было поворачиваться в разные стороны. Как только при нем совершалось три движения, вожак угадывал затейника. Это было довольно – таки трудно, потому затейник старался менять движения незаметно, выбирал момент, когда вожак смотрит не на него. Если он ошибался и называл затейником не того, игра продолжалась. Но после трех ошибок выбирали нового вожака, а тот уходил из круга. Когда же вожак угадывал затейника они менялись.
14. «Игра в шапку»
На площадке играющие садятся на землю, образуя круг, в центре стоит один из игроков. Сидящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.
Правила игры:
- шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед;
- если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в кругу,
а тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не
поймал шапку, остается стоять в кругу.
15. Игра «Просо»
Это особый вид игры в жгута. Выбирается водящий - жгутчик, которому вручается жгут. Остальные играющие образуют прямую цепь, взявшись за руки, которые при начале игры приподнимаются на столько, чтобы можно было пробегать под ними.
Жгутчик подходит к первому стоящему в цепи и спрашивает: «Пойдешь просо жать?». Тот отвечает: «А большое просо?» Жгутчик, показывая рукой величину проса, говорит: «Вот такое!». Если жгутчик показывает высокое просо, играющий говорит: «Не достану», а если низкое - «Спины не согну». После этих слов беседующий игрок бежит под поднятыми руками играющих на противоположный конец цепи, а жгутчик преследует его со жгутом. Если жгутчик догонит игрока и ударит его, то он передает жгут нанимаемому жать, а сам становится в цепь с того конца, куда только что прибежал.
Правила игры:
- если жгутчику не удается коснуться до убегающего игрока, то этот игрок примыкает к цепи, а жгутчик подходит с приглашением жать к следующему, игроку и. т. д.
16. Игра «Коршун и наседка»
Первый игрок «Наседка» - остальные выстраиваются в затылок за наседкой взявшись за талию впереди стоящего. «Коршун» «роет» ямку,
«Наседка» ходит вокруг «коршуна» цыплята за ней и приговаривает:
«Вокруг коршуна хожу по три денежки ношу по копеечке по совелочке»
Н – «Коршун, коршун, что ты делаешь?»
К – «Ямку рою копеечку ищу»
Н – «На что тебе копеечка?»
К –«Иголочку купить, мешок пошить, камешки сложить. В твоих
детушек кидать, чтобы после их поймать!»
Н – «Зачем?»
К – «Чтоб ко мне в огород не лазали!»
Н – «А ты сделай плетень повыше. А нет так лови!»
Коршун старается поймать цыплят, а наседка преграждает ему путь и кричит «кыш!».
Играют до тех пор пока коршун не переловит всех цыплят.
17. Игра «Уточка»
Дети стоят в кругу и по считалке выбирают «уточку»
Д – как ты уточка по полю летаешь?
У – вот как я уточка по полю летаю (машет руками)
Д – как ты уточка гнездо свиваешь?
У – вот свиваю (вот свиваю)
Д – как ты уточка пера нащипаешь?
У – вот нащипаю? (щиплет рубашку)
Д – как ты уточка яиц наносишь?
У – вот яиц наношу (садится на корточки)
Д – как ты уточка утят выводишь?
У – вот вывожу (бьет кулаком о кулак)
Д – как их всех разгоняешь?
У – вот разгоняю!
Все бегут врассыпную, а утенок должен ловить. Пойманный становится утенком.
18. Игра «Рыбаки и рыбки»
Мальчики рыбаки, девочки рыбки.
«Рыбки» - дети взявшись за руки образуют круг. Ведущий и 3 «рыбака» с неводом стоят в центре круга.
- Что вы вяжите? – спрашивают рыбки
- Невод – рыбаки
- Рыбу!
- Ловите!
Рыбки подлезают под дугами и оказываются в безопасном месте (рыбка считается пойманной если на нее набросили невод)
В – рыбаки какую рыбу вы поймали?
Д – щуку, судака, карпа, леща, сазана, карася.
В – наших рыбок мы отпустим пусть плавают и растут
(дети перечисляют породы рыб).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека кубанские подвижные игры "Казачьи забавы"
Картотека кубанскиз подвижных игр...
Анкета «Казачьи подвижные игры и их место в вашей жизни»
Анкета «Казачьи подвижные игры и их место в вашей жизни»...
Консультация «Казачьи подвижные игры –основа здорового образа жизни»
Консультация «Казачьи подвижные игры –основа здорового образа жизни»...
Казачьи подвижные игры к празднику Покров.
Проведение подвижных казачьих игр на Покров....
Мастер-класс «Играем с детьми в казачьи подвижные игры»
Цель: Систематизировать представления родителей о русских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни.Задачи:1. Познакомить детей и родителей с некоторыми казачьими подви...
Мастер – класс с педагогами «Играем с детьми: казачьи подвижные игры»
Мастер – класс с педагогами«Играем с детьми: казачьи подвижные игры»...
казачьи подвижные игры
предназначен для детей дошкольного возраста...