Мастер – класс с педагогами «Играем с детьми: казачьи подвижные игры»
материал (старшая группа)

Чернова Ольга Викторовна

Мастер – класс с педагогами

«Играем с детьми: казачьи подвижные игры»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс с педагогами

«Играем с детьми: казачьи подвижные игры»

 

Пояснительная записка

         Для данной методической разработки мною была выбрана тема «Играем с детьми: казачьи подвижные игры» так как это основной и любимый вид деятельности детей дошкольного возраста, в форме мастер-класса для педагогов ДОУ. С большим желанием ребята окунаются в мир игры, а мы – воспитатели, в свою очередь успешно реализуем работу по патриотическому воспитанию, физическому, познавательному, художественно – эстетическому, речевому, социально – коммуникативному развитию.

Целевая аудитория: педагоги дошкольного образования.

Практическая значимость мастер- класса: он может быть полезен педагогам, работающими с детьми в группах казачьей направленности и не только.

         Цель: систематизировать представления педагогов о казачьих играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни.

        Задачи:

1. Познакомить педагогов и родителей с некоторыми казачьими подвижными играми

2. Закрепить знания участников мастер – класса об организации и проведении подвижных игр.

3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.

          Современные дети значительную часть суток находятся в состоянии относительной гиподинамии. Такой образ жизни ребёнка отрицательно сказывается на состоянии здоровья. Особенно важны занятия физическими упражнениями в период роста и формирования организма. Недостаточно активный образ жизни приводит к снижению тонуса скелетных и гладких мышц, что приводит к нарушению функций желудочно-кишечного тракта.  Мало подвижный образ жизни особенно вреден для сердечно-сосудистой системы. В последнее время процесс физического развития детей значительно ускорился. У современных детей произошло значительное увеличение массы тела. Явление акселерации можно считать положительным в том случае, если бы оно сопровождалось пропорциональным увеличением двигательной активности. Сочетание акселерации и гиподинамии губительно, оно может привести к возникновению различных патологических изменений Двигательная активность не только залог хорошего здоровья, но это ещё хорошая сопротивляемость утомлению, и высокий уровень умственной работоспособности. Вот почему растущему организму так необходимо увеличение двигательной активности.

О важности приобщения ребёнка к культуре казачества написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

У каждого народа свои сказки, песни, танцы, игры, и все они передают из поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, совесть, честь, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к музыкальному и устному фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

       

 

Основная часть

Мастер – класс «Играем с детьми: казачьи подвижные игры»

        Добрый день, уважаемые участники. Сегодня мастер класс будет посвящён казачьим подвижным играм и их значению в приобщении к здоровому образу жизни дошкольников.

        Подвижная игра – одна из важнейших средств всестороннего развития детей младшего возраста. Характерная ее возможность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Народная игра – это игра, широко распространенная в национальном сообществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого сообщества.

Игра – это ещё и деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Играя, ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей.

В детском быту есть свои традиции. Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшим от более старших. Вряд ли когда-нибудь мы всерьез задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки; или сколько лет «казакам-разбойникам». Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся.

Народные игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей, помогают раскрыться «зажатым» и неуверенным в себе детям, с помощью народных мелодий и движений можно снять негатив, страхи, боязнь, раскрыть чувства и эмоции. Создание благоприятной творческой атмосферы – народная музыка, костюмы, шапочки зверей, атрибуты – всё это в игре настраивает детей на создание индивидуального изображаемого образа.

Казачьи народные игры - самодостаточные произведения народного творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа.

Казачьи игры для детей обладают не только многовековой историей, но и огромными возможностями для позитивного воздействия на физическое и духовное развитие ребенка. Такие игры универсальны, поскольку подходят детям самого разного возраста, от 5 лет и старше.

         Главные преимущества казачьих игр — это лаконичность, выразительность и доступность. Они способствуют расширению кругозора, совершенствованию психических процессов, а также вызывают активную работу мысли. Казачьи игры не требуют специального спортивного инвентаря. В большинстве случаев для них достаточно подручного материала. Это могут быть различные веревки, камешки, тряпичные мячи или палки. Также нет необходимости в специально оборудованном месте. Такие игры можно проводить как на лужайке, так и в спортзале.

Важной особенностью казачьих игр является применение певалок, считалок, и речитативов. Например:

Дуб, калач, стань, не плачь!

Шики-быки новы-быки…

Свисти, Левка, шопоти,

Левка, поворачивайся!

        Испокон веков в казачьих играх отражался образ жизни людей, их представления о смелости и чести, желание обладать ловкостью, силой, быстротой и выносливостью, проявлять смекалку, волю и стремление к победе. Нельзя забывать и то, что игровая деятельность вызывает много положительных эмоций. Во время игры часто возникают неожиданные ситуации, в которых дети учатся правильно использовать приобретенные навыки. Кроме того, в казачьих играх ребенок часто сам решает, как действовать, чтобы достичь цели. Смена условий учит искать нестандартные решения возникающих задач. Таким образом, у детей развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление и сообразительность. А главное, дети, увлеченные сюжетом игры, могут много раз выполнять одни и те же движения, забывая об усталости. Так у детей развивается выносливость.

Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии.      Предыгровые зазывалки- важная особенность сбора участников будущей совместной игры. Специальной речевки  имеют давнюю традицию. 

Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре:

Чижик-пыжик воробушек,
По улоньке скачет,
Девиц собирает
Поиграть-поплясать
Себя показать?

Или:

Тай-тай, налетай!
Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй?

         Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор:

Тай-тай, налетай!
Никого не принимай!

       Так как в большинстве игр требуется водящий, нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения: Последнему – водить!

В тех случаях, когда зазывалка не определяла водящего или такового не было в самой игре (например, в командных играх), использовали жребий или считалку.

Народные игры имеют так же игровой зачин («считалка», «жеребьевка»). Он вводит ребенка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей.

«Считалка» – это, обычно, короткие стишки, с помощью которых играющие дети определяют водящего или распределяют роли каждого в игре. Считалки – это один из самых богатых, очень популярных, ярких и выразительных, самых распространённых и интересных видов детского творчества.

Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчелы на цветы.
Мы играем – водишь – ты!

Казачьи игры чаще всего ассоциируют со знаменитыми «Казаками-разбойниками». На самом деле этих игр так много, что их разделили на три группы:

·         игры без предметов, напр., «Ляпка»

·         игры с предметами (шарами, игрушками, палками и пр.), напр., «Забава с фишками»

·         символические игры, напр., «Всадники». 

       Предлагаю подбор игр, в которые с интересом играют наши дети.

1. «Передай подкову по кругу» Дети стоят по кругу. Звучит казачья песня. Дети под музыку передают друг другу подкову. Когда останавливается музыка, тот, у кого осталась подкова, должен ответить на вопросы ведущего о быте казаков. Отгадав, передаёт подкову следующему игроку.

Слова: станица – большое село; хутор – маленькое село; курень – дом; кочет – петух; чувяки – тапки; цибарка – ведро; баз – сарай; майдан – площадь; завеска – фартук; нехай – пусть; ноне – сегодня; атаман – вожак; вечерять – ужинать; шлях – дорога; гутарить – говорить; нагайка – плётка.

2. «Напои лошадку» Играет пара ребят. Они стоят на старте, «верхом» на деревянных лошадках. На расстоянии от них стоят 2 ведерка. По сигналу дети «скачут» на лошадках, «поят» лошадей из ведра, возвращаются назад, подняв руку вверх.

3. «Кубаночка»  Один ведущий стоит в круге с шапкой-кубанкой в руках. Мальчики ходят врассыпную по залу приговаривая : «Не узнаем никак, кто из нас казак». После слов ведущий подбрасывает шапку вверх. Кто первый поймает шапку в воздухе и наденет её себе на голову, тот победил. Он становится «казаком» - ведущим.

4. «Конники» Участвуют два мальчика на лошадках и с шашками в руках. Ведущий- взрослый стоит в кругу, держит на шесте (шашке) шапку - кубанку. Под музыку дети «скачут на лошадках» по кругу. Музыка останавливается– кто из ребят быстрей подбежит к ведущему и своей шашкой снимет шапку с шеста, тот и победил.

5. «Сорви платок для казачки».  В центре стоит ведущий-взрослый с шестом (шашкой), на ней привязан платок казачки. Мальчики ходят по кругу под музыку. Музыка останавливается – кто первым подбежит к ведущему, подпрыгнет и сорвёт платок, тот и победил.

6. «Нагайка» - все дети сидят по кругу, лицом в круг. Под музыку ведущий- ребёнок ходит за кругом с нагайкой - плёткой в руках. Незаметно подкладывает плётку любому ребёнку. Музыка останавливается, дети оборачиваются. Кто нашел плетку, хватает её и догоняет ведущего, пытаясь его ударить. Потом он становится ведущим.

7. «А ну-ка отзовись» - все стоят по кругу. Ведущий – ребёнок стоит в центре круга с нагайкой в руке. Ему завязывают глаза, раскручивают. Стоп. Он идёт к детям, дотрагивается до кого-нибудь нагайкой и говорит: «Ну-ка отзовись». Тот, кого  дотронулись должен прокричать животным или птицей. Ведущий должен по голосу узнать кричавшего.

8. «Попади в лунку» - первым оружием казачка был камешек.. На полу лежат три шапки-кубанки или фуражки (одна дальше другой). Ребёнок по сигналу должен бросить в шапки камешки. Побеждает тот, кто попадает во все три шапки.

9. «Птицелов» Дети – это птицы. Ведущий (взрослый) каждому на ушко шепчет названия птиц. Птицелов в центре круга, глаза завязаны. Дети водят хоровод со словами:

«В лесу во лесочке на зелёном дубочке

Птицы зёрен не клюют, птицы песни поют.

Ой, птицелов идёт, нас в неволю зовёт.»

Ведущий идёт к кому- нибудь, дотрагивается и спрашивает: «Ну-ка отзовись». Ребёнок кричит птицей, ведущий должен по голосу угадать игрока.

10.Заря-заряница»  Дети стоят по кругу хороводом. Ведущий -ребёнок ходит за кругом с алой лентой на плече, незаметно вешает её на плечо любому игроку. Дети говорят слова:

«Заря – заряница, красная девица.

По станице ходила, ключи обронила.

Кто ключи найдёт, тот за круг пойдёт».

После слов, тот ребёнок, кто находит на своём плече ленту, бежит за ведущим, стараясь задеть его лентой.

11. «Передай папаху» Дети сидят в кругу. У одного на голове папаха. Под казачью песню дети надевают друг другу на голову папаху.(передают) Музыка останавливается. Ребёнок, у кого осталась на голове папаха встаёт и под казачью песню танцует.

Уважаемые педагоги, я надеюсь, что вам было интересно, и вы сможете применить полученные знания в своей работе с детьми в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов.«Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов  о подвижных играх и играх малой подвижности как о форме  двигательной активности детей.Задачи:1. Познакомить педагогов  с подвижными игр...

Консультация для педагогов"Как играть с детьми в подвижные игры".

Конспект мастер класса для детей второй младшей группы.Игра « Цыплята и ястреб»...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста. Ведь подви...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Вносить элементы творчества и театрализованности в игру....

Мастер-класс для педагогов «Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры (банкомат) и использование в игровой деятельности с детьми».

Обогатить предметно-развивающую среду группы, для того, чтобы она способствовала возникновению у детей современной сюжетно-ролевой игры, развитию их игровых замыслов, возможности реализовать свой твор...

Мастер класс для педагогов "Развитие речи детей, через подвижные игры"

Подвижные игры-воспитывают у детей, выдержку, решительность, иницыативу...