Статья "Приобщение дошкольников к культуре коми народа через проектную деятельность"
статья
В статье раскрывается обобщение опыта работы по этнокультурному направлению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 32
комбинированного вида»
воспитатель I квалификационной категории
Евсеева Светлана Александровна
Тема выступления:
«Приобщение дошкольников к культуре коми народа
через проектную деятельность»
«Любовь к родному краю, знание его истории –
основа, на которой только и может
осуществиться рост духовной культуры всего общества»
Д. С. Лихачев
Цель моего выступления демонстрация опыта работы по приобщению дошкольников к культуре коми народа через проектную деятельность.
Одним из таких проектов является информационно - практико-ориентированный проект «Моя малая Родина - Коми край». Участниками проекта являются воспитанники подготовительной группы «Анютины глазки», родители (законные представители), педагоги.
Известно, что проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, которая решается в нашем ДОУ через проведение тематических ООД и бесед, организацию сюжетно-ролевых, народных подвижных игр, участие детей в музыкальных досугах и конкурсах чтецов, через проектную деятельность.
В ходе деятельности в данном направлении, мы увидели, что у наших воспитанников появился интерес к фотографиям и иллюстрациям посёлка Ярега, города Ухта. У них стали возникать вопросы: «Какие ещё города есть в Республике Коми? Какие достопримечательности можно увидеть там? Чем занимаются люди в селе?».
Мы (воспитатели) задумались над тем, как организовать жизнь дошкольников так, чтобы каждый день приносил им что-то новое про Республику Коми, был наполнен интересным содержанием, чтобы ребенок проявлял инициативу и стремление узнать ответы на интересующие его вопросы через развивающую предметно-пространственную среду, непосредственное общение между сверстниками, родителями и педагогами.
Именно поэтому появилась идея решить эти вопросы с помощью организации проектной деятельности «Моя малая Родина - Коми край».
Особенностью проекта является использование в образовательной, совместной, игровой и досуговой деятельности героев коми сказок ( Ёма -баба, Олыся, Йиркап, Ворса, Пера - богатырь, Яг-Морт ), которые повысили мотивацию и помогли синтезировать полученные знания, развить творческие способности и коммуникативные навыки. Они стимулировали стремление детей принять проблему, уточнить цель, выбрать необходимые средства для достижения результатов деятельности - расширить представления о Республике Коми.
Проект «Моя малая Родина - Коми край» реализовывался в ІV этапа.
В начале работы по проекту был проведен опрос детей с целью выявления имеющихся представлений об истории Коми республики, о традициях и народных промыслах коми народа, о растениях, животных, птицах Коми края, и анкетирование родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье».
Были поставлены задачи в сфере работы с детьми, педагогами и родителями (законными представителями), направленные на обогащение представлений детей о Коми Республике как малой Родине.
Грамотная организация и проведение познавательных мероприятий в рамках реализации проекта вызвало у детей познавательную активность, инициативность в достижении прогнозируемого результата.
В ходе первого дня, Ёма-баба ставила перед детьми проблемную ситуацию: хотела узнать о посёлке Ярега, чем он отличается от других населённых пунктов. Дети с интересом стали рассказывать о родном посёлке, его достопримечательностях. Насколько было велико удивление, когда в процессе беседы «Ярега – моя малая Родина», они узнали, что нефть, добываемая НШУ Ярега нефть - это уникальное месторождение тяжелой нефти, которое сейчас единственное в России и второе в мире месторождение, где нефть добывают шахтным способом. Ярегская нефть — тяжелая, смолистая, высоковязкая, малопарафинистая. Обладает редкими свойствами: только из нее производятся уникальные химические продукты, используемые в дорожном строительстве, в космической и фармацевтической промышленности, в шинном производстве; из нее производят дизельное топливо для использования при сверхнизких температурах, на котором работают суда северного и арктического флотов. В вечернее время дети рассматривали фотографии родного посёлка, привлекая внимание родителей. Ребята увидели, что стадион, спортивный комплекс и памятник погибшим героям изменились и необходимо пополнить фото- альбом новыми фотографиями современного посёлка.
Во вторник, Олыся ставит перед детьми проблемную ситуацию: какие города есть в Республике Коми? Чем они отличаются друг от друга? Дети с восторгом рассказали о городах Республики Коми свои сообщения, которые они подготовили с родителями. Каждое выступление было новым открытием для других детей. Каждый узнавал что-то новое из рассказа своих друзей. В вечернее время дети с интересом изучали карту Республики Коми и рассматривали альбомы.
В среду, Олыся (домовой) ставит перед детьми такой вопрос: чем занимаются люди в селе и городе? Привлекает внимание детей к выставке художественной литературы, к книге Журавлёва.
В четверг, Яг-Морт говорит, что знает много животных, птиц и рыб. Он интересуется, почему эти удивительные животные кажутся похожими, но живут в разных районах. Дети в совместной деятельности выясняют, что в Коми республике дикие звери живут в разных природных зонах (тайге, тундре) и разнообразных природных сообществах.
В пятницу, Йиркап ставит перед детьми проблемную ситуацию: исчезают многие виды животных. Он задаётся вопросом: почему это происходит и как можно это исправить? Просматривая видеоролики, дети более подробно узнают о природоохранной деятельности.
Вторая неделя началась со знакомства детей с предметами коми быта. Олыся обращает внимание детей на необычные предметы. Ему хочется узнать, что это, для чего они нужны. Дети с интересом смотрят презентацию «Предметы коми быта», знакомятся с коми словами. Потом составляют описательный рассказ.
Во вторник, к детям приходит Ёма-баба, интересуется обновками. Её пригласили на коми посиделки, а она не знает, какой наряд ей надеть. Дети смотрят презентацию «Одежда коми народа», а затем с удовольствием участвуют в дефиле коми нарядов, сшитых руками родителей. С увлечением рассказывают о своих костюмах, предлагают подготовить эскиз малицы для Ёма-бабы. Ведь скоро наступят холода.
В среду, Ворса жалуется, что скучно становится в лесу: птицы улетели, звери ложатся в спячку. Дети знакомят сказочного героя с хороводными, подвижными и дидактическими играми коми народа. Ворса с большим желанием с ними играет.
В четверг, дети получают письмо от Ёмы-бабы. Яг Морт и Ворса разбушевались в лесу, спорят, про кого в народе больше говорят. Дети с интересом обращают внимание на альбомы, книги с иллюстрациями коми сказок и легенд, предлагают самим сделать альбом. Знакомятся с коми сказкой «Чукля», а вечером с увлечением смотрят мультипликационный фильм по ней.
В пятницу, в гости к детям приходит Зарань. Она приглашает их на коми посиделки, где знакомит детей с традициями и обычаями своего народа. А вечером в ходе викторины ребята закрепляют знания о Республике Коми, его достопримечательностях, флоре и фауне, природоохранной деятельности.
Анализ проведённой совместной проектной деятельности «Моя малая Родина - Коми край» позволил сделать следующие выводы: поставленные цель и задачи в ходе реализации проекта были достигнуты.
Родители (законные представители) с детьми приняли участие в конкурсе МУ ДО «Центр творчества имени Г.А. Карчевского» «Вернём в Детский парк птиц и белочек!», проходящий под девизом «Сделай домик для зверюшки, птичке подари кормушку!», тем самым показали, что благополучие родного края зависит от активной позиции её жителей. Участвовали в выставке «Самодельных музыкальных инструментов», проводимой в детском саду.
Благодаря проекту был собран богатый материал по данному направлению. На протяжении всего проекта поддерживался познавательный интерес детей через предметно – пространственную среду и проблемные вопросы: что такое Родина, какие города есть в Коми Республике, в чём особенности одежды, предметов быта, сказок коми народа? Дети совместно с родителями находили ответы на вопросы (в книге, телепередаче, в интернете), обращались за помощью к старшему поколению и педагогам. Использование ИКТ в совместной и образовательной деятельности вызвало у детей познавательную активность, инициативность в достижении прогнозируемого результата. Обогатился и активизировался словарь детей.
Проводимые мероприятия позволили сделать следующие выводы:
- обогатились представления детей о родном крае, особенностях быта, традициях коми народа;
- дети познакомились с творчеством А.К. Журавлёва
о Коми крае;
- дети узнали о природоохранной деятельности в Республике Коми: заказниках и заповеднике;
- совершенствовались навыки детей отражать свои впечатления в предпочитаемой деятельности (рассказывать, изображать, воплощать образы в играх, разворачивать сюжеты и т.д.);
- совершенствовались умения детей делать выводы из полученной информации, задавать вопросы на интересующую тему;
- обогатилась развивающая предметно-пространственная среда в группе;
- повысилась компетентность родителей в области патриотического воспитания и познавательной деятельности детей.
В перспективе:
- Использование методических наработок в совместной деятельности детей.
- Продолжать развивать систему патриотического воспитания и познавательного развития дошкольников.
- Воспитание интереса к родному краю через посещение социальных объектов посёлка Ярега и города Ухты.
- Участие детей в конкурсе чтецов в центре «Коми культуры Б. Ф. Шахова», республиканской акции «Олам Комиын - сёрнитам комиöн», муниципальном фестивале «Мойд куд».
- Расширение знаний о флоре и фауне Республики Коми через совместную деятельность родителей с детьми.
- Оформление и обобщение опыта работы для участия в конкурсах, конференциях на различных уровнях.
- Публикация опыта работы на образовательных сайтах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Ознакомление старших дошкольников с культурой и бытом Коренных малочисленных народов Севера через проектную деятельность»
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Приамурья, где на протяжении 19-20 веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией п...
Приобщение дошкольников к культуре русского народа через инновационную технологию " Педагогический музей кукол"
Детям будет интересно узнать как жили русские люди, как работали, как отдыхали, какие соблюдали события и традиции, чем украшали свой быт, как одевались, в какие игры играли их дети, какие...
Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа"
Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа" для детей подготовительной группы....
«Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой города Петергофа» через проектную деятельность.
quot;Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой города Петергофа"...
Формирование у старших дошкольников представлений о родном городе через проектную деятельность.
Статья предназначена для воспитателей детских садов. С ее помощью можно проследить, как можно познакомить старших дошкольников с родным городом и вовлечь в эту работу родителей....
Формирование у старших дошкольников ценностей здорового образа жизни через проектную деятельность.
Формирование образовательной области "Физическое развитие" предполагает формирование у детей ценностей здорового образа жизни, овладение элементарными правилами в питании, двигательном режим...
Приобщение детей к национальной культуре Коми народа через дидактические игры, используя прием межполушарного взаимодействия
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Именно в этом возрасте развивается память, восприятие, мышление, воображен...