Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Легенды Чувашии: «Мост Азамата»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: формирование национального самосознания, приобщение детей к культуре чувашского народа, его духовно-нравственным ценностям; познакомить с величайшим богатством народной культуры – сказками и легендами.
Образовательные задачи:
- Активизация в речи слов на чувашском языке по лексической теме: «Дружба»: тус – друг, ачасем – дети, туслӑх – дружба, асамат кӗперӗ – радуга;
- Формировать эмоционально – образное представление произведения, учить осмысливать идею;
- Формировать навыки творческого рассказывания; знакомство с народным творчествами чувашского народа.
Развивающие задачи:
- Развивать мышление, устную речь, память, внимание; развивать умение подбирать и применять в самостоятельных высказываниях образные выражения;
Воспитательные задачи:
- Воспитывать чувство патриотизма, интереса к культуре чувашского народа;
- Воспитывать интерес и любовь к чувашским сказкам и легендам;
- Воспитывать эмоционально – положительное отношение к образу доброго игрового персонажа.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp_na_konkurs_kraski_chuvashii.docx | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
по речевому развитию детей
старшего дошкольного возраста
На тему: «Легенды Чувашии: «Мост Азамата»
Мастерова Вероника Рафаэльевна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад№200», г. Чебоксары
Цель: формирование национального самосознания, приобщение детей к культуре чувашского народа, его духовно-нравственным ценностям; познакомить с величайшим богатством народной культуры – сказками и легендами.
Образовательные задачи:
- Активизация в речи слов на чувашском языке по лексической теме: «Дружба»: тус – друг, ачасем – дети, туслӑх – дружба, асамат кӗперӗ – радуга;
- Формировать эмоционально – образное представление произведения, учить осмысливать идею;
- Формировать навыки творческого рассказывания; знакомство с народным творчествами чувашского народа.
Развивающие задачи:
- Развивать мышление, устную речь, память, внимание; развивать умение подбирать и применять в самостоятельных высказываниях образные выражения;
Воспитательные задачи:
- Воспитывать чувство патриотизма, интереса к культуре чувашского народа;
- Воспитывать интерес и любовь к чувашским сказкам и легендам;
- Воспитывать эмоционально – положительное отношение к образу доброго игрового персонажа.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие.
Материалы и оборудование: иллюстрация к сказке «Мост Азамата», мольберт, мяч,
Словарная работа: тус – друг, ачасем – дети, туслӑх – дружба, асамат кӗперӗ – радуга.
Ход НОД:
Организационный момент.
Воспитатель привлекает к себе внимание детей.
Воспитатель: - Дети, приглашаю вас в нашу литературную гостиную!
Ачасем пурте пӗр ҫӗре пуҫтарӑнчӗҫ,
Эпӗ-санӑн тусу, эсӗ-манӑн тус
Алла-аллӑн тытӑпӑр
Пӗр-пӗрне йӑл кулатпӑр
Воспитатель: - О чем это стихотворение?
Ответ детей: - Это стихотворение о дружбе.
Воспитатель: - Ребята, подумайте и скажите, о каком человеке можно сказать, что он настоящий друг? (Ответы детей).
Воспитатель: - Ачасем, друг на чувашском языке звучит так: «тус»
Давайте вспомним, какие сказки, рассказы о дружбе мы с вами уже читали?
Ответ детей: - Три поросенка, Теремок, Два жадных медвежонка, Лесной мишка и проказница мышка, Волк и семеро козлят )
Основная часть.
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации на мольберте.
Воспитатель: - Ачасем, сегодня я вас познакомлю с чувашской народной сказкой «Мост Азамата»
Чтение чувашской народной сказкой «Мост Азамата».
Физкультминутка
Вěҫсе килчěҫ кайăксем,
Пěчěк-пěчěк кайăксем.
Хаваслăн сикеҫҫě,
Пěрчěсем ҫиеҫҫě.
Беседа по содержанию сказки:
Воспитатель: - Ачасем, кто главные герои этой сказки?
Ответ детей: - Богатырь Улып, и кузнец Азамат.
Воспитатель: - Чем занимался Улып богатырь?
Ответ детей: - Пас скот, овец, коров, коз, лошадей…
Воспитатель: - Какая беда случилась у богатыря?
Ответ детей: - После сильного дождя вода затопила луга и нужно было спасать животных…
Воспитатель: - Кто пришел на помощь Улыпу?
Ответ детей: - Кузнец Азамат. Он сковал мост для скота.
Воспитатель: - Что это за чудо – мост из семи цветов, который появляется после дождя и потом исчезает?
Ответ детей: - Радуга!
Воспитатель: - Ачасем, радуга на чувашском языке звучит так: асамат кӗперӗ. Стали Улып и Азамат друзьями?
Ответ детей: - Да!
Воспитатель: - Ачасем, друг на чувашском языке звучит так: тус, а дружба- туслӑх.
Воспитатель: - «Без беды друга не узнаешь», «Где дружба прочна, там хорошо идут дела». О чем эти пословицы?
Ответ детей: - Эти пословицы о настоящих друзьях, которые в беде не бросят, помогут, будут рядом…
Воспитатель: - Верно, эти пословицы о надежных людях, на которых можно положиться. Как вы думаете, эти пословицы подходят к нашей сказке?
Ответ детей: - Да, потому что сказка про дружбу, помощь Азамата.
Воспитатель: - Сказка называется «Мост Азамата». А как можно назвать ее по- другому? Объясните свое название.
Ответ детей: - «Дружба», «Радуга»…
Рефлексия.
Воспитатель: - Ачасем, я приглашаю вас поиграть.
Присаживаемся на ковер в удобном положении в круг.
Воспитатель: - Скажите пожалуйста, в какой стране мы живем?
Ответ детей: - В России
Воспитатель: - Верно, это наше отечество, а что является нашей малой Родиной?
Ответ детей: - Наш город Чебоксары, Чувашия…
Воспитатель: - Верно, а что такое Родина?
Ответ детей: - рассуждение детей…
Воспитатель: - Люди каких национальностей живут в Чувашии?
Ответ детей: - русские, армяне, татары, чуваши…
Воспитатель: - На каком языке говорят чуваши?
Ответ детей: - На чувашском языке, это родной язык чувашей…
Воспитатель: - Правильно, ачасем, я знаю интересную игру, кто хочет поиграть?! Игра называется «Я знаю на чувашском языке…». Я кидаю мяч и называю слово на русском языке, а вы мне отвечаете по-чувашски и возвращаете мяч обратно.
Воспитатель: - Готовы?
Воспитатель: - Друг
Ответ детей: - Тус!
Воспитатель: - Дружба
Ответ детей: - Туслӑх!
Воспитатель: - Радуга
Ответ детей: - Асамат кӗперӗ!
Воспитатель: - Дети
Ответ детей: - Ачасем!
Воспитатель: - Молодцы, ачасем! Сегодня мы добавили в наш словарь новые слова на чувашском языке. И еще многое нам предстоит узнать, но это уже будет в следующий раз…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НООД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Целью данного занятия является: совершенствование представлений детей старшего дошкольного возраста о многообразии лексического значения слова, обогащение словарного запаса за счет слов - синони...
Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста тема " Мебель"
В конспекте очень подробно и интересно представлены игры по развитию речи и закреплению материала ....
«План – конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «У реки росла рябина, а река текла, рябила».
«Планирование непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» (в соответствии с требованиями Федерального государственног образова...
Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
Материал по речевому развитию детей. Предложенный материал является методической разработкой занятия по одготовке к обучению грамоте детей старшей группы....
Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
Тема: Составление творческого рассказа по теме «Птицы»...
Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР. «Здравствуй лето!»
Цель: развитие речи детей. Коррекционно – образовательные задачи: обобщение и систематизация представлений о летнем времени года. Актуализация и активизация активного словаря по данно...