проект "История нового памятника"
проект (подготовительная группа)
Расширение представлений и знаний об истории и достопримечательностях родного города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_istoriya_novogo_pamyatnika.docx | 175.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Наименование проекта | «История нового памятника» |
Тип проекта | Познавательно– исследовательский |
По продолжительности проект | Краткосрочный |
Сроки реализации проекта | 01.10.2021– 19.11.2021г. |
Разработчики проекта | Макова Лика - обучающаяся подготовительной к школе группы №9 Макова Э.Р. - мама Зайнуллина И.И. - воспитатель подготовительной к школе группы №9 МАДОУ ЦРР – детский сад №14 |
Участники проекта | Воспитатель, обучающиеся, родители. |
Цель проекта | Расширение представлений и знаний об истории и достопримечательностях города. |
Задачи проекта |
|
Этапы работы над проектом | I этап - подготовительный. Сбор информации об истории возникновения памятника. Изучение литературы, интернет ресурсов. Экскурсия в историко - краеведческий музей имени А.П. Шокурова. Сбор фотографий и иллюстраций II этап - основной. Опрос детей в детском саду Организация флэшмоба с друзьями «Посидим с Весниными» Практическое исследование III этап - заключительный Изготовление макета «Аллея братьев Весниных» Изготовление лэпбука «Мой любимый город Октябрьский» Презентация проекта для своей группы №9 Выводы по теме |
Признание в любви
Я люблю свой город, голубые ели,
Душе моей он дорог, когда поют метели,
Когда трава по пояс и сладкий запах лип,
На тополях весною грачиный хриплый крик.
Когда грядет осенний багряный листопад,
И светятся деревья, разбросив свой наряд,
Я в тишине аллеи к березе прислонюсь.
Октябрьский, тебе я в любви здесь признаюсь.
(Э. Ананенкова).
Введение
Для каждого человека самое дорогое и родное место на Земле – это его Родина, там, где он родился, вырос, где живут близкие ему люди. Для нашей семьи это наш город Октябрьский . В этом году нашему городу исполнилось 75 лет. Это самый красивый, зелёный город в Республике Башкортостан.
Как и у любого города с историей, у Октябрьского есть свои символы, традиции, памятники. В последние годы на улицах города все чаще появляются небольшие скульптуры и памятники. У меня они вызывают большой интерес, желание изучать историческое прошлое города. А гостям помогают почувствовать Октябрьский, увидеть ее красоту, ощутить ее уют и гостеприимство.
Актуальность
Каждый день мы с мамой или папой ходим по знакомым улочкам нашего города, спешим по делам. Часто гуляем по центральной аллее города И как то раз, прогуливаясь по центральной аллее мы увидели новый памятник. Это был необычный памятник: один мужчина сидел на скамейке, второй стоял рядом. Необычность этого памятника была в том, что на скамейку можно было присесть, отдохнуть, сфотографироваться. На плите возле памятника я прочитала, что это памятник академикам братьям Весниным, знаменитым архитекторам в знак благодарности от жителей города. Мне стало интересно и возникло много вопросов: что такое памятник? Как возник наш город? Кто такие братья Веснины и чем они знамениты? Что они сделали для нашего города? Кто придумал и создал памятник? Когда и для чего его поставили?
Чтобы ответить на все эти вопросы, я решила провести исследовательскую работу «История нового памятника». Мне в этом помогли мои родители и моя воспитательница Ильсияр Ильгизовна.
Гипотеза: я предполагаю, что памятники воздвигаются не случайно, а по какому-то важному для всей страны, города поводу, посвящены историческим событиям, героям, знаменитым людям.
Цель проекта: Расширение представлений и знаний об истории и достопримечательностях города.
Задачи:
1.Изучить историю возникновения города Октябрьский.
2.Выяснить, в честь кого создан новый памятник.
3.Узнать по чьей инициативе создан новый памятник и кто автор.
4.Определить дату создания памятника.
5.Собрать фотографии, картинки по теме.
6.Сделать выводы по теме исследования.
7.Познакомить результатами исследования детей подготовительной группы №9
Объект исследования: памятник братьям Весниным
Предмет исследования: история создания памятника
Продукт проекта: лэпбук «Мой любимый город Октябрьский», макет «Аллеи Весниных», презентация «История нового памятника»
Методы и приёмы:
- наблюдения;
- консультация воспитателя;
- чтение «История города Октябрьский»;
- опрос детей группы;
- экскурсия в историко - краеведческий музей имени А.П. Шокурова;
- продуктивная деятельность
Этапы реализации проекта.
I этап - подготовительный.
Сбор информации об истории возникновения памятника.
Изучение литературы, интернет ресурсов.
Экскурсия в историко - краеведческий музей имени А.П. Шокурова.
Сбор фотографий и иллюстраций
II тап - основной.
Опрос детей в детском саду
Организация флэшмоба с друзьями «Посидим с Весниными»
Практическое исследование
III этап - заключительный
Изготовление макета «Аллея братьев Весниных»
Изготовление лэпбука «Мой любимый город Октябрьский»
Презентация проекта для своей группы №9
Выводы по теме
Подготовительный этап.
И так, как я сказала в начале своей работы, после прогулки возле нового памятника у меня появилось много вопросов. Попробую найти на них ответы. А начала я свои поиски с того, что спросила у моего воспитателя, где можно больше узнать о памятнике? Ильсияр Ильгизовна ответила мне, что можно прочитать в книгах, сходить на экскурсию в историко - краеведческий музей имени А.П.Шокурова, а ещё посмотреть в интернете, на сайте администрации города, где обязательно должна быть информация об открытии памятника.
В первую очередь я решила изучить историю возникновения моего города Октябрьский . В детском саду мы с Ильсияр Ильгизовной прочитали несколько книг: «Октябрьский и октябрьцы» А.Г. Ахметшина, «Город на девоне» Ю.В Королькова, «Времен связующая нить» Ю. Сафонова.
Затем я попросила маму сходить в историко - краеведческий музей. Мама пораньше забрала меня из детского сада и мы пошли в музей. Там встретили нас очень тепло, рассказали об истории возникновении города, показали много картин, макеты. Так же рассказали кто такие академики Братья Веснины, что сделали они для нашего города. (приложение №3)
Вечером мы с папой в интернете на сайте администрации города узнали когда был открыт памятник академикам Весниным и кто автор.
Основной этап.
В детском саду я с помощью воспитателя провела опрос детей: что они знают о новом памятнике? Были ли они у памятника? Я выяснила, что мои друзья ничего не знают об истории возникновения нового памятника, лишь пятеро из них ( в нашей группе 24 ребенка) видели этот памятник. После опроса я предложила провести среди детей флэшмоб «Посидим с Весниными». Ильсияр Ильгизовна согласилась мне помочь в этом - побеседовать с родителями детей и собрать фотографии.
Далее я приступила к практическому исследованию:
- Исследование №1.
Дома я у мамы спросила - Что такое памятник? Ответ на этот вопрос мама нашла в энциклопедии:
Памятник - это произведение искусства, созданное для увековечения людей или исторических событий. Наиболее развитый вид памятников мемориальные сооружения (Советский энциклопедический словарь, 1984).
Вывод: памятники устанавливают людям, которые прославили свою Родину, город или отдали свою жизнь за нее. Слово памятник идёт от слова – память, чтобы помнили.
2.Исследование №2. Как возник наш город?
Из прочитанных книг, в историко - краеведческом музее имени А.П.Шокурова я узнала:
Город Октябрьский основан 5 апреля 1946 года. У города удачное географическое положение — расположен на западе Республики Башкортостан, в 180 километрах от столицы — города Уфы, на границе с Республикой Татарстан. Рядом с городом проходит трасса федерального значения М5. Октябрьский — 5-й по величине город в Башкортостане. Его площадь составляет 99 км².
Октябрьский называют «городом нефтяников», основатели - первопроходцы девонского месторождения приехали строить город со всех уголков страны. Это определило многонациональный состав города. По статистике, в городе проживает более 50 национальностей, преобладающими являются русские, татары и башкиры. Общая численность населения — 109,7 тысяч жителей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года).
У Октябрьского есть город - побратим. В сентябре 2011 года был подписан Протокол о намерениях установления дружественных отношений между городом Октябрьский Республики Башкортостан Российской Федерации и городом Карамай Синьцзян - Уйгурского автономного района Китайской Народной Республики.
Немного из истории города: С открытием в 1937 году на западе республики нефтяных месторождений и организацией треста «Туймазанефть» было принято решение о строительстве рабочего посёлка нефтяников на правом берегу реки Ик.
Местом для строительства поселка было выбрано Шайтан-поле, между селами Муллино и Туркменево. Посёлок первостроители называли Социалистическим городком (Соцгород). Приток рабочей силы на нефтяное месторождения был огромным, и люди в первые годы рыли землянки и зимовали в них. Возводили дома и улицы нефтяники и спецпереселенцы Поволжья — немцы, армяне.
Первая улица посёлка была названа Девонской в честь открытия месторождения вблизи Нарышево. Поначалу город застраивался бессистемно: строились бараки, одноэтажные дома, столовые, клуб, почта. Чтобы упорядочить сложное городское образование, в Москве был заказан в архитектурной мастерской № 1 братьев Весниных генеральный план города. Генеральный план был разработан в классическом духе русского градостроительного искусства. В плане городская застройка напоминает силуэт фонтана нефти, идущего по центру — проспекту, от Девонской улицы и за Садовым кольцом разбрасывающего кварталы малоэтажных домов. В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли многие промысловики, но разработка месторождения продолжалась. 29 февраля 1944 года началось бурение легендарной сотой скважины. Уже в сентябре бригада В. Андряшина достигла девона. Это событие стало новым этапом развития Туймазинского месторождения и нефтедобывающей отрасли.
Соцгород переименовали в рабочий посёлок Октябрьский, а затем, 5 апреля 1946 г. посёлок был преобразован в город республиканского подчинения. С тех пор Октябрьский стал одним из красивейших городов Башкортостана, крупным индустриальным и торговым центром запада Республики.
Сегодня город регулярно занимает призовые места в конкурсе «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России» (в категории «Городские поселения с населением от 100 тысяч человек и более»). Октябрьский славится своими спортивными достижениями, насыщенной культурной жизнью и успехами в образовательной сфере.
Вывод: Октябрьский называют «городом нефтяников», он образовался благодаря открытию в 1937 году нефтяных месторождений и организации треста «Туймазанефть»
3.Исследование №3. Кто такие братья Веснины и чем они знамениты?
В историко - краеведческом музее я попросила Ирину Виниаминовну Медведеву рассказать мне о братьях Весниных и чем они знамениты. Ирина Вениаминовна ознакомила меня с выставкой «Зодчие братья Веснины», где я узнала:
Бра́тья Веснины́ — русские и советские архитекторы, работавшие совместно над рядом проектов.
Родиной братьев Весниных был небольшой городок Юрьевец, расположенный на реке Волге. Старший из братьев, Леонид, родился 28 ноября 1880 года, Виктор — 9 апреля 1882 года, Александр — 16 мая 1883 года. В принадлежавшей матери будущих братьев - архитекторов небольшой усадьбе на берегу Волги на окраине Юрьевца прошли первые годы их жизни. С раннего возраста родители поощряли интерес сыновей к рисованию, который, по воспоминаниям В. А. Веснина, перерос позднее в увлечение архитектурой.
В 1923—1925 годах в советской архитектуре развивалось новое направление — конструктивизм и сплочение сторонников нового направления вокруг лидеров, которыми стали братья Веснины. В проектах общественных сооружений братьев Весниных, участвовавших в первых конкурсах 1920-х годов, было зафиксировано появление новой архитектуры, отвечающей духу времени.
Однако на одном из первых конкурсов 1923 года проект Весниных крупного общественного здания в центре Москвы — Дворца труда — получил третью премию.
В наши дни в учебниках архитектуры наряду с Дворцом труда упоминаются проекты братьев Весниных зданий Московского отделения «Ленинградской правды» и акционерного общества «Аркос».
В 1920-х годах по проектам братьев Весниных было построено несколько малоэтажных жилых домов в московском посёлке «Сокол».
В 1930 году был объявлен конкурс на строительство Театра массового музыкального действа в Харькове (в то время столице Украины). Всего участвовало 144 работы. Согласно условиям конкурса, театр должен был вмещать не меньше четырёх тысяч человек; наряду со спектаклями там предполагалось проводить массовые мероприятия. Первый приз конкурса получил проект братьев Весниных, который решал все поставленные задачи. Центральной частью композиции они сделали большой овальный зал вместимостью от 4 до 6 тыс. зрителей. Зрительные места располагались амфитеатром. Однако вскоре столица Украины была перенесена в Киев и проект Весниных не был реализован.
Одной из крупнейших работ братьев Весниных стало проектирование Дворца культуры Пролетарского района в Москве. Дворец начали строить в 1931 году, достроили в 1937 году. Осуществлена лишь часть проекта: Т - образная клубная часть с малым зрительным залом на 1200 мест. Отвечая принципам конструктивизма, сооружение отличается строго логичной объёмно - пространственной композицией .
Среди работ Весниных 1930-х — начала 1940-х годов заслуживает внимания также эскиз застройки Котельнической набережной в Москве (1934), проекты здания Наркомтяжпрома на Красной площади (1935, 1936) и принятый, но не реализованный из-за войны проект Второго дома Совнаркома в Зарядье (1941).
Также братьями был спроектирован молодой город нефтяников в Башкирии — Октябрьский.
Вывод: братья Виктор и Александр Веснины были знаменитыми архитекторами Советского Союза. Они спроектировали много зданий в столице нашей родины в городе Москве.
4.Исследование №4. Что сделали Братья Веснины для нашего города?
Ответ на этот вопрос я прочитала на плите возле памятника братьям Весниным и в краеведческом музее.
Братья Виктор и Александр Веснины являются авторами первого генерального плана нашего города.
Генеральный план города разработан в классическом духе русского градостроительного искусства. В плане городская застройка напоминает силуэт фонтана нефти, это хорошо видно на снимках города, сделанных сверху.
Жемчужиной Башкортостана называют Октябрьский за уникальную архитектуру старой части города, за схожесть его застройки с культурной столицей России – Санкт-Петербургом.
Вывод: прославленные архитекторы Виктор и Александр Веснины 75 лет назад стояли у истоков создания города. Они работали над генеральным планом города Октябрьского. Уникальная планировка актуальна и в наши дни.
5.Исследование №5. Кто придумал и создал памятник? Когда и для чего его поставили?
Для того, чтобы найти ответы на эти вопросы мы с папой заглянули в интернет на сайт администрации города Октябрьского:
Накануне Дня города, 2 сентября 2021 года в городе Октябрьском открыли памятник братьям Весниным.
Памятник стал знаком благодарности жителей к юбилею города. Идея создать памятник обсуждалась давно, но активная работа началось весной 2021 года. Этот проект стал поистине народным, памятник возведен на благотворительные средства. Более 50% работ профинансировал благотворительный фонд депутата Государственной Думы Рифата Шайхутдинова. В акции также приняли участие предприниматели, учреждения и предприятия, неравнодушные жители города.
Памятник братьям Весниным в Октябрьском изготовил скульптор Рамиль Закареевич Шамигуллин. Его работы известны не только в Башкирии, но и в других регионах. Так, в Отрадном Самарской области Рамиль Закареевич проектировал памятник работнику нефтяной промышленности.
Знаменитых архитекторов он изобразил в полный рост, один из братьев сидит на скамье. На ней же расположен вид Октябрьского в миниатюре.
Центральную аллею переименовали в Аллею Братьев Весниных
Вывод: памятник братьям Весниным в Октябрьском изготовил скульптор Рамиль Закареевич Шамигуллин. Его поставили к юбилею города, 2 сентября 2021 года, накануне Дня города, чтобы люди могли вспомнить и рассказать детям историю образования и становления родного города.
Заключительный этап
Мы с мамой дома сделали презентацию о моих исследованиях на тему : «История нового памятника»
О своих исследованиях я рассказала воспитателю Ильсияр Ильгизовне, своим друзьям в детском саду и показала свою презентацию. Моих друзей и воспитателя очень заинтересовал мой проект. Мы все вместе изготовили макет Аллеи Весниных, лэпбук «Мой любимый город Октябрьский».
Теперь мы можем «поиграть» на Аллее Весниных, закрепить свои знания о памятниках, истории, знаменитых людях родного города.
Выводы:
Октябрьский – город молодой, ему всего 75 лет, но и он имеет свою историю. А история оставляет следы не только в памяти людей. Хотя нет у нас древних крепостей, монастырей и храмов, не было исторических сражений ,но были важные события ,значимые для нашего города.
Действительно, памятники в нашем городе не случайны, они имеют свою историю, автора. Памятники - это произведения искусства, созданные для увековечивания памяти об определенных событиях и людях, они являются культурной частью нашего города, народа. Памятник братьям Весниным - это «живое» напоминание о прошлом: о выдающихся людях и событиях. Моя гипотеза подтвердилась.
Работа над исследованием была интересной, необычной, увлекательной. Мне очень понравилось проводить исследование.
В ходе работы я получила новые знания, научилась анализировать собранный материал, делать выводы. Узнала, где искать информацию. Очень трудно было составлять план исследования, в этом большую помощь оказали мне взрослые. Эти умения пригодятся мне в дальнейшем.
В результате проведённого мною исследования я ответила на все свои вопросы.
Литература.
- «Октябрьский и октябрьцы» А.Г. Ахметшин, Н.С. Бабич, Москва «Недра», 1983
- «Город на девоне» Ю.В. Корольков, А.М. Кашапов, ИЦ «Классика», 2002
- «Времен связующая нить» Ю.А. Сафонов, Уфа, 2003
- «Пейзажи города Октябрьского» Е.Е. Флорова, издательство «Башкортостан»
- Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Памятники Петрозаводска. Памятник К.Марксу и Ф. Энгельсу
Данная презентация знакомит детей с одним из известных памятников города Петрозаводска "Памятник К.Марксу и Ф.Энгельсу"...
Экскурсия к памятникам ВОв "Карта памятников ВОв"
Одним из важных средств формирования патриотического воспитания детей дошкольного возраста может стать экскурсия, как методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников, сопровож...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе "Памятник Маршалу С.Л. Соколову. Памятник воинам-интернационалистам"
Республика Крым г.ЕвпаторияПамятник Маршалу С.Л.Соколову. Памятник воинам-интернационалистам....
Экскурсия к памятнику « Памятник Герою Советского Союза - Быстрых Борис Степанович»
Экскурсия к бюсту Быстрых Борис Степанович»....
Дидактическое пособие "Памятник Победы" посвященное 75-летию победы. Цель: Изготовление памятника в качестве декорации ко Дню Победы посвященной 9 мая
Цель: Изготовление памятника в качестве декорации ко Дню Победы и выставке макетов, посвященной 9 мая...
проект "Знакомство с памятниками родного города. Памятники героям, защитникам Отечества"
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей Великой Отечественной ойне, с подвигами , с героизмом людей, через знакомство с памятниками советским воинам - победителям....
История одного памятника. Экскурсия к памятнику «Медсестра и солдат. Госпиталь № 1349»
Цель: создать условия для развития нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление со скульптурными сооружениями.Задачи: продолжать знакомить детей с историче...