КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Свистулька»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Сайкина Ольга Сергеевна

Приобщение дошкольников к народным промыслам на примере игрушки родного края – Акбулакской свистульки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_svistulka.docx35.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №18»

(МБДОУ «Д/с №18»)

КОНСПЕКТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Свистулька»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Возрастная группа: группа 5-7 лет

 

                                                                                                                                           Подготовила:

                    воспитатель:

                       Сайкина О.С.              

Бугуруслан, 2021г.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Конспект образовательной деятельности

3

II.

Список литературы

7

2.Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Ф.И.О. педагога

Сайкина Ольга Сергеевна

2.

Доминирующая образовательная область

Художественно-эстетическое развитие

3.

Вид деятельности детей

Коммуникативная

Игровая

Познавательная

Продуктивная

4.

Форма организации

тематическое занятие

МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Тема образовательной деятельности

«Свистулька»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

1.Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей:

-принять участие в выставке Акбулакских свистулек.

2.Приёмы активизации деятельности детей в процессе ОД:

-решение познавательной ситуации.

3.Приёмы организации практической деятельности детей:

- выполнение из соленого теста птички-свистульки.

4.Приёмы поддержания интереса у детей:

-чередование видов деятельности;

5.Приёмы оценки и самооценки:

-словесное поощрение в ходе ОД.

3.

Интеграция образовательных областей

Познавательное: видео «История Акбулакской свистульки», показ схемы лепки «Свистульки».  

Речевое: беседа, рассказ, слушание.

Художественно-эстетическое:  оформление выставки работ «Свистулька».

Физическое: подвижная игра «Жмурки со свистулькой».

4.

Возрастная группа:

 (5-7лет)

5.

Цель:

Приобщение дошкольников к народным промыслам на примере игрушки родного края – Акбулакской свистульки

6.

Задачи:

  • Развивать:
  •  эмоциональную отзывчивость на произведения народного декоративно- прикладного искусства;
  • творческие способности;
  • познавательно-исследовательскую деятельность;
  • Формировать первичные представления о зарождающемся народном промысле Оренбуржья.
  • Поощрять желание экспериментировать с изобразительным материалом; поддерживать живой интерес к лепке.
  • Обеспечивать освоение приемов лепки Акбулакской игрушки в соответствии с выбранным национально-региональным компонентом.
  • Воспитывать гордость за свой народ, уважение к труду мастеров родного Оренбуржья.

7.

Планируемые результаты:

- Закрепление способов лепки: раскатывание, сплющивание, оттягивание, выполнение декоративных элементов, раскрашивание.

- Расширение представлений дошкольников об Акбулакской свистульке.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Ноутбук, проектор, экран, флэшкарта, колонки; видеосообщение, презентация «Акбулакская свистулька», мольберт, свистулька, стеки, соленое тесто, салфетки, клеенки для творчества.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимных  моментах

 - рассматривание иллюстраций о народных игрушках;

- выполнение лепки птички.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

25 мин.

I.

Вводная часть

Вводная беседа.

Определение цели

Создание мотива для деятельности детей

Сюрпризный момент

10 мин.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Дети рассматривают выставку народных игрушек – свистулек. Ребенок берет игрушку-свистульку и свистит.

Реплики детей:

- А мне мама говорит, что свистеть в помещении нельзя, денег не будет.

- Ольга Сергеевна, скажите, а почему так говорят.

В: Ребята, действительно, в далекие времена наши прадедушки и прабабушки использовали в своей речи такую поговорку, потому что люди верили, что  «насвистанный» ветер налетит и выметет все нажитое в доме добро, в том числе и деньги. Но, ребята, в игрушку-свистульку свистеть можно, это музыкальный инструмент, распространенный по всему миру, в него свистят как дети, так и взрослые. Ребята, обратите внимание, а игрушки-свистульки все одинаковые?  

Предполагаемые ответы: нет, они разные, по цвету, по росписи, по размеру.

Раздается звук электронного письма.

В: Ребята, к нам пришло видеосообщение, давайте его посмотрим.

Просмотр видеосообщения.

В конце видео появляется приглашение.

В: Ребята, а тут еще с видеосообщением письмо прилагается.

Алиса, прочитай нам, пожалуйста.

Алиса: В нашем доме ремесел открывается выставка Акбулакских свистулек, и мы вас приглашаем принять в ней участие.

В: Ребята, а хотели бы Вы побывать в роли мастеров по изготовлению игрушек-свистулек.

Предполагаемые ответы: да

1.2

Мотивация деятельности детей

В: Вы хотите поучаствовать в выставке?

Д.: Да

В.: А из чего можно сделать такие свистульки?

Д.: Из глины, пластилина.  

В.: Предлагаю Вам сегодня слепить игрушку – свистульку из необычного материала – соленого теста.

Но перед тем как начать лепить, хотели бы вы совершить путешествие в дом ремесел поселка Акбулак и посмотреть, что, же это за знаменитые игрушки, чем они отличаются от других.

Д.: Да

Просмотр видео об Акбулакской народной игрушке.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

В.: Что же Вы узнали нового об этой игрушке-свистульке из поселка Акбулак?

Д: Свистульками зазывали людей на ярмарке.

Свистульки лепят не только взрослые, но и дети.

Мастерицы лепили фигурки коз, курочек.

В.: Ребята, а нашей выставке тоже есть Акбулакская игрушка, посмотрите на неё:

- Из каких частей она состоит.

Д.: Голова в форме круга, туловище в форме овала, хвост, крылья, клюв.

В.: Посмотрите, я уже слепила из соленого теста вот такую птичку-свистульку. А сейчас по схеме проговорим этапы лепки.

Дети по очереди проговаривают все этапы лепки игрушки-свистульки.

В: Сейчас мы вылепим игрушки-свистульки заготовки, а как только они высохнут, раскрасим.

II.

Основная часть:

12 мин.

2.2

Совместная и самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

В.: Прежде, чем приступить к лепке, нам нужно надеть фартуки, и запомнить правила работы с солёным тестом.

Дети проговаривают правила безопасности при работе с солёным тестом. Проверяем готовность рабочего места.

  1.       1.   Работу выполнять за столом.
  2. Подготовить свое рабочее место: аккуратно и удобно  расположить необходимые материалы.
  3. Планировать свою работу.
  4. Внимательно выслушивать задание воспитателя.
  5. В процессе работы поддерживать порядок на рабочем месте.
  6. Работать только на доске, пользоваться стеками, влажными салфетками. При необходимости смачивать руки водой.
  7. При работе с соленым тестом  необходимо быть аккуратным: не вытирать руки об одежду, не пачкать руки, лицо, одежду, не пачкать стол, за которым работаешь.
  8. Нельзя: брать  соленое тесто в рот, тереть грязными руками глаза, разбрасывать тесто по группе.
  9. Готовые изделия класть на доску.
  10.  По окончании работы привести в порядок рабочее место.
  11. Тщательно вымыть руки с мылом.

Пальчиковая гимнастика «У Матрёшиной сестрицы»

У Матрёшиной сестрицы (Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони.)

По деревне небылицы: (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони.)

Ходит утка в юбке, (На каждое название животного дети загибают пальцы на обеих руках, начиная с большого)

В теплом полушубке, 

Курочка — в жилете, 

Петушок — в берете,

Коза в сарафане,

Заинька — в кафтане,

А всех их пригоже (Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши)

Корова в рогоже. ( удары кулачками)

Музыкальное сопровождение.

В старину дети очень любили играть в разные игры со свистулькой. Одной из таких игр была  игра «Жмурки со свистулькой». А вам хочется узнать, что это за игра? (ДА)

  - «Выбирали ведущего, остальные детки отходили в разные стороны и закрывали глаза, ребенок со свистулькой  начинал издавать звуки. Остальные дети должны были повернуться в ту сторону, откуда раздается звучание свистульки, не открывая глаз. Глаза дети открывали после того, как свистулька переставала играть, и проверяли, правильно ли определено место, откуда раздавался звук. Если ошибались, выходили из игры».

А вам хочется поиграть в эту игру?

В: Садимся на свои рабочие места, и продолжаем работу.

III.

Заключительная часть

Подведение итогов ОД

3 мин.

3.1

Анализ деятельности детей

Воспитатель размещает получившиеся работы на столе.

В.: Какие у Вас красивые получились игрушки! Молодцы! Настоящие мастера! Давайте их поставим на подставочки. А когда они высохнут, мы их распишем яркими цветами и отправим на выставку в Дом ремесел поселка Акбулак.

В.: Ребята, что Вам показалось самым сложным в процессе лепки свистульки.

Предполагаемые ответы:

Ничего. Значит ты легко справился с лепкой.

А что показалось лёгким?

Слепить птичку.

Предполагаемые ответы:

Что было особенно интересно?

Игра «Жмурки со свистулькой. 

Предполагаемые ответы:

Если Вам занятие понравилось, возьмите птичку с улыбкой, если нет, то печальную.

Список литературы:

1. Лыкова И.А. : «Лепим, фантазируем, играем», 2001г.

2. Грушина Л.В., Лыкова И.А.: «Лепка из соленого теста» , 2008 г.

                                                               Интернет -ресурс

 https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2019/02/21/ptichka-svistulka


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной деятельности по декоративной лепке в средней группе на тему: «Филимоновская игрушка-свистулька».

Конспект организованной деятельности по декоративной лепке в средней группе на тему:«Филимоновская игрушка-свистулька».  Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно...

Конспект по ИЗО деятельности в старшей группе по теме «Птичка - свистулька». Декоративное рисование.

Конспект по ИЗО деятельности в старшей группе по теме «Птичка - свистулька». Декоративное рисование.Цель: учить детей на силуэте птички строить нарядный узор при помощи чередования цветовы...

Конспект По ИЗО деятельности в старшей группе по теме: «Птичка - свистулька».

На занятии дети познакомились  с новой творческой деятельностью – строить нарядный узор на силуэте птички, при помощи чередования цветовых пятен....

Конспект открытого занятия «Знакомство с русской народной деревянной игрушкой-свистулькой, роспись птички свистульки»

Цель: Познакомить с русской народной игрушкой – свистулькой. Учить детей на силуэте птички строить нарядный узор при помощи чередования цветовых пятен, упражнять в передаче элемен...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию («Музыкальная деятельность») в старшей группе «Знакомство со свистулькой».

С древнейших времен игрушка занимала большое место в жизни любого общества. Ведь именно с игрушки начинается познание мира человеком.Свистулька – одна из очень старых, повсеместно и широко распр...