Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
Нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Дом и семья – важнейший институт, оказывающий помощь ребенку в привитии теплых чувств к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravs_patr_vospit_statya.docx | 16.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
«Патриотизм – это не значит только любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней»
А. Н. Толстой.
Детям дошкольного возраста, доступно чувство любви к своей семье, родному городу, к родной природе, к своей Родине. Именно это и является началом патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном возрасте очень активны, любознательны, инициативны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности.
Патриотизмом является чувство любви к Родине, чувства долга к ней, готовность в любой момент встать на защиту своей страны. Дом и семья – важнейший институт, оказывающий помощь ребенку в привитии теплых чувств к Родине. Многие родители не задумываются о таком направлении в развитии ребенка, поэтому, просветить и дать ценные советы по воспитанию патриотизма в дошкольниках призвано и дошкольное образовательное учреждение. Патриотическое воспитание детей необходимо начинать еще в дошкольном возрасте, так как именно в этот период происходит основное формирование личности ребенка. Детство – это каждодневное открытие мира. Дошкольникам доступно чувство любви к семье, к родному краю, к своей малой Родине, чувство гордости за свой край. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Этому способствуют экскурсии по родному посёлку, знакомство с ведущими предприятиями посёлка, памятниками защитникам нашей Родины в годы ВОВ, павшим в Чечне и Афганистане, погибшим пограничникам. Во многом зависит как организована предметно-развивающая среда, ее доступность. В группах организованы уголки патриотического воспитания. Доступна карта нашей Родины, глобус, а также карта своей области и района, изображение флага, герба России, области, района, портрет нашего президента В.В. Путина, оформлены альбомы на темы: «Родная армия», «Москва – столица Родины моей», серия альбомов «Наш родной край», книжки о родном крае местных авторов, картинки, фотографии, различные схемы, рисунки, дидактические игры.
Нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Основные задачи можно выделить следующие:
- формирование бережного отношения к природе и всему живому
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
- формирование элементарных знаний о правах человека
- развитие гордости за достижения своей страны.
- развитие интереса к русским традициям и промыслам
- расширение представлений о городах России
- знакомство детей с символами государства
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу
- воспитание уважения к труду
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Нравственно – патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Значение нравственно-патриотического воспитания для гармоничного развития личности ребенка. Любовь к Родине воспитывается у детей под влиянием окружающей жизни. Нормальным явлением становится целенаправленное воздействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в воспитании чувств патриотизма. Чувства любви к Родине выражаются из любви и привязанности к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится на других людей – работников дошкольного учреждения, соседей, знакомых. Перенимая особенности поведения взрослых, дети усваивают тон, манеру, представления, которые бытуют в семье. Дети чутко понимают особенности, характер отношений между людьми. Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест – с улицы, на которой он живет, где находится его детский сад. Постепенно дети получают представления о родном городе, селе, знакомятся с достопримечательностями улицы, на которой они живут, узнают о том, чем славится их город, село, начинают гордиться им. Дошкольники узнают о людях, прославивших себя трудом, боевыми заслугами, чьими именами названы города, улицы, площади.
Детский сад – вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой работников дошкольного учреждения. У детей формируется уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений. Наблюдая за трудом няни, прачки, повара, дворника и других работников, дети понимают смысл их действий, направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни содержательной, интересной деятельностью. Дошкольники узнают о технической оснащенности труда, слаженный, коллективный характер труда, на эстетику и культуру. Дети узнают о его общественной оценке труда людей – наградах и поощрениях.
Нравственно – патриотическое воспитание способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляется чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, стране, уважения к труду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...
Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)
Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
"Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста"- презентация для родительской гостиной. Консультация для родителей по вопросам воспитания в области сенсорного восприятия мира детьми дошкольного возраста
Консультация для родителей по вопросам воспитания в области сенсорного восприятия мира детьми дошкольного возраста...
Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...