Конспект физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Национальные виды спорта или В поисках дерева Счастья»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Щелканова Жанна Юрьевна

На сегодняшний день методы физического воспитания для дошкольников становятся всё разнообразнее. Одним из таких актуальных методов является СОРСИ.

СОРСИ – современная игра, включающая в себя синтез различных видов деятельности объединенных одним общим сюжетом. Проводится в формате игровых заданий, которые разделены на две части. Одна область - физическое развитие является основной, другие области меняются по мере раскрытия главной темы.  Количество игровых заданий зависит от выбранной темы, возраста ребенка.

         В методической разработке представлен данный метод: сюжетно оздоровительная развивающая соревновательная  игра, где включены различные формы решения задач речевого, математического, экологического, музыкального воспитания детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  «ЯГОДКА»

(МАДОУ «Ягодка»)

конспект физкультурного занятия

для детей старшего дошкольного возраста

«Национальные виды спорта или

В поисках дерева Счастья»

Инструктор по физической культуре:

                                                      Щелканова Жанна Юрьевна

г. Лабытнанги,

2021 год

Конспект физкультурного занятия

для детей старшего дошкольного возраста

«Национальные виды спорта или В поисках дерева Счастья»

Этническая социализация детей Крайнего Севера

по освоению национальных видов спорта

Тип занятия: спортивно-познавательная программа 

Виды деятельности: двигательная, коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.

Образовательные области: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Цели занятия:

  • Систематизировать знания по национальным видам спорта, атрибутики с использованием традиционных национальных видов спорта;
  • Формирование физической культуры личности в процессе овладения основами национальных видов спорта, способных удовлетворить потребности в укреплении здоровья, ведение здорового образа жизни, содействие гармоническому физическому развитию.  

Задачи занятия:

Образовательные:

  • Приобретение необходимых знаний и умений в области освоения национальных видов спорта;
  • Закрепить технику лазания по шведской стенке; умение выполнять прыжки через нарты, отталкиваясь двумя ногами одновременно, набрасывать обруч на стойку;
  • Способствовать повышению общей культуры, расширения кругозора, углублению знаний о национальных видах спорта воспитанников.

Развивающие:

  • Развитие речи: слова омонимы, уточнить у детей понятие значения о многозначности слова;
  • Логика: продолжать учить детей мыслить, последовательно и доказательно, делать простейшие умозаключения;
  • Социально - нравственное воспитание: закреплять навык позитивного общения друг с другом.

Оздоровительные:

  • Повышение активности и общей работоспособности организма.
  • Расширение двигательного опыта за счёт разнообразных нетрадиционных физических упражнений в различных формах занятий физической культуры;
  • Развивать физические качества – силу, быстроту, скоростную выносливость, ловкость;
  • Использовать нетрадиционные формы физических упражнений для формирования умений и навыков;

Воспитательные:

  • Воспитание потребности умения самостоятельно выполнять физические упражнения на развитие физических качеств;
  • Развивать интерес к самостоятельным занятиям спортом;
  • Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

Вид занятия: комбинированное.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь и оборудование: интерактивная доска, рюкзак, карта, ключи – 4 шт., предметные карточки – 8 шт., гимнастические палки – 9 шт., лего-человечки - 8 шт., дощечки – 12 шт., ёмкость со снегом, большая коробка, лыжи – 1 пара, нарты – 5 шт., санки – ледянки - 3 шт., стойка - 2 шт., обручи – 9 шт., ленты -  12 шт., дерево.

 Продолжительность занятия: 20 мин.

Примерный ход НОД

I. Вводная часть.

Дети входят в зал, и слышат национальную музыку. Подходят к интерактивной доске.

Инструктор по ФК.: Здравствуйте, ребята!

Вы любите разгадывать тайны и находить ответы на сложные вопросы? Тогда эта игра для вас. Я приглашаю вас в увлекательное путешествие. Как вы думаете, куда мы с вами отправимся?

Предположения детей.

Инструктор по ФК: Мы отправимся в путешествие по Крайнему Северу. А вы знаете, какие народы проживают на Крайнем Севере?

Ответы детей.

Инструктор по ФК: верно, ханты, ненцы и селькупы. Молодцы, ребята! Во время путешествия вам необходимо выполнить ряд заданий. За каждое правильно выполненное задание вы получите ключ. Всего вам нужно будет собрать 4 ключа. В конце путешествия ключи вы сможете обменять на подсказки. Вы готовы? Тогда начинаем!

Для выполнения 1 задания нам необходимо подойти к шведской стенке (подходят к стенке). Наверху закреплены карточки. Вам необходимо подняться и снять одну из них. Помните, что во время лазания по стенке, большие пальцы рук находятся снизу (по сигналу дети залазят наверх, срывают карточку, спускаются вниз).

Инструктор по ФК: какие предметы изображены у вас на картинках?

Ответы детей.

Инструктор по ФК: какое общее слово есть у всех этих предметов? Верно, слово ключ имеет множество значений: это и музыкальный символ, и инструмент, и даже родник, бьющий из-под земли, называется ключ.

А какой предмет лишний? Ключ и рюкзак, что это значит?

Предположения детей (ключ лежит в рюкзаке)

Инструктор по ФК: а где рюкзак? (в рюкзаке лежит 1 ключ и карта (приложение №1).

Молодцы, ребята! И вы получили 1 ключ.

А сейчас нас ждёт следующее испытание. Чтобы его пройти, нам понадобиться гимнастическая палка. А вы знаете, что палка у народов Севера - самый необходимый предмет: хореем (палкой) погоняют оленей, передвигаясь по тундре, опираются на неё, соревнуясь в силе между собой, проводят соревнования по перетягиванию палки. Попробуем и мы справиться с этим необычным предметом.

Если вы готовы отправиться в путь, возьмите палки, встаньте за мной в колонну по 1.

Дети двигаются за руководителем, выполняя разминку с палками. Доходят до станции с экспериментом.

Экспериментальная деятельность.  

Инструктор по ФК:  

Дети подходят к столу, на котором находится ёмкость со снегом, фигурки человечков. Видят большую коробку.

Инструктор по ФК: Следующее задание: нужно угадать, что внутри коробки, не открывая её. Сможете? Что вы видите на столе? Для чего нам все эти предметы, как вы думаете?

Предположения детей.

Инструктор по ФК: возьмите человечка и поставьте его на снег. Опускают в снег человечков – они проваливаются. Что произошло? По рыхлому снегу человек идёт с большим трудом, глубоко проваливаясь. Что делать?

Ответы детей. Находят на столе дощечки. На снег кладут дощечку, а на неё ставят человечка.

Инструктор по ФК: Что получилось? Ответы детей.

Инструктор по ФК: На что это похоже? Надев лыжи, человек может идти по снегу, почти не проваливаясь. Молодцы, ребята. Вы выполнили задание, и получаете 2 ключ и можете открыть коробку.

Надевают лыжи, смотрят на карту, определят следующую точку, идут к ней. Снимают лыжи.

Инструктор по ФК: Ребята, что перед нами?

Ответы детей.

Инструктор по ФК: Верно, это нарты. Как только на стойбищах подсохнет земля, оленеводы ставят их в ряд и подзадоривая друг друга начинают прыгать. У этого вида спорта свои правила: прыгать нужно без остановки, отталкиваясь 2 ногами. Ваше следующее задание – прыжки через нарты. Посмотрите, как правильно выполняются прыжки.

Каждый участник прыгает через нарты, не задев ни одной (высота 10-15 см, поставленные друг от друга на расстоянии 50 см. Кто прыгнул, садится на скамейку).

Инструктор по ФК: молодцы, вы справились с заданием и получаете ещё 1 ключ. Смотрим на карту. Куда двигаемся дальше?

Видят санки-ледянки. На карте указано, что до следующей точки нужно проехать на оленьих упряжках.

Инструктор по ФК: Нужно собрать упряжку. Кого ханты впрягают в упряжку? А кто ими управляет? Человек, который управляет оленьей упряжкой, называется каюр. Собираем упряжки.

Дети двигаются по заданному маршруту за инструктором по ФК. Доходят до следующей точки.

Инструктор по ФК: Молодцы, ребята! Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы получить ещё 1 ключ?

Предположения детей.

Инструктор по ФК: Оленеводу достаточно несколько мгновений, чтобы отловить среди огромного стада оленя, которого он выбрал. Метание тынзяна на дальность – первый экзамен для молодого оленевода. Тынзян – это длинная верёвка. Сегодня вместо неё мы используем кольца.

Попробуем накинуть тынзян на оленьи рога. У вас есть 3 попытки для броска. (показ техники броска)

Дети накидывают кольца на стойку, получают ещё 1 ключ.

Инструктор по ФК.: Какие же вы ребята умные, сильные и ловкие!

Вы - настоящие спортсмены! А мы с вами уже на последней точке нашего путешествия.

Подведение итогов.

Вам понравилось?

  • Что понравилось больше всего?
  • Что было для вас трудным?
  • Что нового вы узнали?
  • Кто запомнил, как называют наездника в упряжке?
  • С помощью чего ловят оленей?

     Вы справились со всеми заданиями, и я готова обменять ваши ключи на подсказки.

Собирают словосочетание: «Дерево Счастья»

Молодцы. У северного народа есть традиция: на дерево Счастья завязывают ленточки и загадывают желания.  

Предлагаю и вам загадать желание и завязать ленточку на нашем дереве Счастья. Дети завязывают ленты.

Инструктор по ФК.: Наше путешествие подошло к концу. До свидания ребята.

Под национальную музыку дети выходят из зала.

Список литературы

  1. Бельды Б.Ч. Возрождение традиционных средств физического воспитания народов Севера: Межвузовский сборник научных трудов. - Хабаровск: Хабаровский педагогический институт, 1990. - С. 42.
  2. Зуев В.Н. Северное многоборье. Тюмень, 2003- 280 с.
  3. Мартынова Е.П. Социализация детей у ханты и манси: Материалы 7 Виноградских чтений. - Ч. 1. - Екатеринбург, 1993. - С. 29.
  4. Прокопенко В.И. Традиции физического воспитания народов Севера. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1993. - С. 87-89.
  5. Северное многоборье: Уч.-метод. пособие / Н.И.Синявский, В.В.Власов и др. Сургут, 2002- 76 с.

Приложение № 1

C:\Users\Администратор\Desktop\изображение_viber_2021-11-24_08-44-44-192.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Зимние виды спорта"

Презентация подготовлена для детей старшего дошкольного возраста и может использоваться в ходе ННОД, беседах....

Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста «Зимние виды спорта»

Конспект интегрированной НОД с участием воспитателей и инструктора по физической культуре....

НОД для детей старшего дошкольного возраста "Зимние виды спорта" по теме "Я выбираю здоровье"

Примерный план-конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему "Зимние виды спорта"...

Конспект ННОД с детьми старшего дошкольного возраста «Зимние виды спорта»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности  с  использованием здоровьесберегающих технологий в старшей  группена тему: «Зимние виды спорта»...

Спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста « Зимние виды спорта»

Цель: приобщение дошкольников к здоровому образу жизни, активизации интереса к спорту, укреплять интерес к занятию спортом, создать атмосферу радости и эмоционального благополучия.Задачи: Образователь...

Конспект физкультурно-спортивного развлечения как итоговое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Зимние виды спорта»

Цель: закрепить знания детей о зимних видах спорта, расширить кругозор, вызвать желание самим заниматься каким - либо зимним видом спорта.Задачи:- закрепить в игровой форме  знания детей о зимних...

Спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста « Зимние виды спорта»

Спортивный досуг для детей  старшего дошкольного возраста « Зимние виды спорта»Цель: приобщение дошкольников к здоровому образу жизни, через развитие системы физкультурной ...