Конспект НОД "Что говорили в старину, то правда"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Задачи занятия:

Познакомить детей с творчеством Г. Н. Волкова.

Учить осмысливать значение пословиц и поговорок.

Развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок.

Развивать связную речь детей, умение подбирать антонимы к словам.

Воспитывать любовь и уважение к устному народному творчеству, к творчеству чувашских писателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_govorili_v_starinu_to_pravda.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей подготовительной группы, посвящённое жизни и творчеству Геннадия Никандровича Волкова

Тема: «Что говорили в старину, то правда»

Цель:

Воспитывать у детей патриотические чувства и любовь к истории родного народа и известных людей Чувашской Республики.

Задачи: 

Познакомить детей с творчеством Г. Н. Волкова.

Учить осмысливать значение пословиц и поговорок.

Развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок.

Развивать связную речь детей, умение подбирать антонимы к словам.

Воспитывать любовь и уважение к устному народному творчеству, к творчеству чувашских писателей.

Материалы и оборудование: кукла Ванюк, фотографии памятников К. В. Иванову, И. Я. Яковлеву, Г. Н. Волкову, портрет Г. Н. Волкова, книга «Кил илемĕ».

Ход занятия

Коммуникативная игра:

Игра «Доброе утро!»               Дети встают в две шеренги лицом друг к другу.

Придумано кем-то

Просто и мудро.

При встрече здороваться:

Доброе утро.                            Правые руки выставляют вперед и прислоняют 

                                                                                                                ладошки

Доброе утро! -                         Левые руки выставляют вперед и прислоняют 

                                                                                                                ладошки

Солнцу и птицам.                   Поднимают руки вверх, тянутся

Доброе утро! -                         Машут правой рукой

Улыбчивым лицам.                Улыбаются друг другу.

И каждый становится

Добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро.

Длится до вечера.

Приходит Ванюк с конвертом.

Ванюк: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуй, Ванюк.

Ванюк: Я побывал в городе Чебоксары. Я погулял по городу и сделал фотографии памятников.

В конверте фотографии памятников: И. Я. Яковлеву, К. В. Иванову, Г. Н. Волкову.

Ванюк: Я бы хотел узнать, зачем им поставили памятники.

Воспитатель: Вы, ребята, знаете, что такое памятник, зачем и кому ставят памятники?

Дети: Памятник — это фигура или просто плита, которая помогает нам запомнить и сохранить память о человеке, важном событии в будущем.

Воспитатель: Памятники придумали в очень далекие времена. В далекой древности люди придумали хороший способ: чтобы не забыть о подвигах того или иного человека ставили камни, на котором было выбито несколько букв — имя и фамилия человека. Памятники ставят не только тем людям, которые погибли, но и тем, кто жив, но отличился чем-то хорошим.

Воспитатель (показывает памятник И. Н. Яковлеву): Кому поставлен памятник и чем он знаменит?

Дети: Памятник И. Я. Яковлеву. Он создал чувашский алфавит, составил первую азбуку на чувашском языке.

Воспитатель (показывает памятник К. В. Иванову): Кому поставлен этот памятник?

Дети: Это К. В. Иванов – ученик И. Я. Яковлева, первый чувашский поэт, автор известной поэмы «Нарспи».

Воспитатель (показывает памятник Г. Н. Волкову): Это кто? (дети задумываются)

Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим на фотографию памятника. Как вы думаете: кто это?

Дети: Писатель, поэт.

Воспитатель: Этот памятник поставлен известному во всём мире чувашскому учителю, учёному, писателю Геннадию Никандровичу Волкову. Родился Г. Н. Волков в чувашском селе Большие Яльчики в 1927 году. Перед нами истинно скромный, интеллигентный, порядочный Человек с большой буквы, который берёт свои корни из народа. А первые уроки Г. Волков получил в своей семье. С большим волнением и трепетом вспоминал великий учёный о своих родителях, бабушке – первых мудрых воспитателях будущего академика.

Воспитатель показывает фотографию Семьи Волковых

Воспитатель: Вызывает восхищение и уважение высказывания Г. Волкова о своей бабушке Перасковье: «Бабушка просто была великим педагогом... Она была седая, мудрая, светлая…Что-то божественное было в ее облике…Она символизирует Чувашию-мать, Чувашию-бабушку … Она учила меня быть ласковым, добрым, жалостливым, а главное – любить труд». Этим он ещё раз подчёркивает, что чувашский народ испокон веков воспитывался в труде. Именно трудолюбие помогло стать Г. Волкову   всемирно известным человеком… Он говорил, что «семья должна быть царством любви и добра».

Детям внушалось, что труд –основа жизни, основа счастья.  С малых лет дети слышали поговорки и пословицы о роли труда. Глубокий смысл в пословице, много веков назад ставшей девизом жизни чувашского крестьянина: «Ĕç – пурнăç тыткăчи» - «Труд – основа жизни».

Чувашская народная игра «Лашалла»

Воспитатель: Г. Н. Волков изучал обычаи и традиции чувашского народа. Пословицы, предания, сказания и песни охватывали все процессы развития человека от рождения до смерти. Он написал для детей книги «Юманпа хĕвел», «Кил илемĕ».

Рассматривание книги Г. Н. Волкова «Кил илемĕ»

Воспитатель: Эту книгу автор недаром назвал «Красота родного дома». «Дом» -это не только дом, где родился Геннадий Волков, не только луга, по которым он ходил босиком, но и весь Чувашский край. Книга состоит из 3 частей: сказки, рассказы, обычаи и традиции. Все они созданы на основе народной мудрости, традиций и личных впечатлениях о жизни родного народа. Перед каждым произведением – краткая поговорка, пословица, изречение и нравоучение.

Воспитатель: Ребята, что такое пословица?

Дети: Пословица – это короткая мудрая мысль, поучение.

Воспитатель: У меня есть цветок. Его лепестки расскажут вам, какие бывают пословицы и поговорки.

Дидактическая игра «Цветок мудрости»

Воспитатель показывает цветок, на лепестках которого написаны пословицы.   Дети «отрывают» лепесток. воспитатель читает, а дети отгадывают, о чём эти пословицы.

Воспитатель: А сейчас я хочу прочитать вам рассказ «Вязовые прутья» («Хурама хулли»)

Беседа после чтения:

Как вы думаете, о ком (о чем) этот рассказ?

Что огорчало старого отца? (его дети ссорились, враждовали)

Какой вопрос задал отец сыновьям? (в чём сила?)

Что велел сделать отец? (каждому сломать одну веточку от своего вяза и собрать их вместе)

Как вы считаете, почему сыновья не смогли переломить веник?

Было ли сыновьям легко?

Объясните, почему они не смогли сломать веник, а прутья легко переломали?

Скажите, над чем же надо задуматься? В чем же сила? (в единении)

Ребята, а как вы понимаете выражение жить в единении? (это значит жить вместе и дружно, не ссориться)

О чем этот рассказ? (о том, что надо всегда жить дружно, в мире и согласии).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какую пословицу подобрал Г. Н. Волков к этому рассказу?

Дети: В единстве – сила.

Дидактическая игра «Закончи пословицу»

Воспитатель говорит начало, а дети досказывают пословицу до конца.

У трудолюбивого одно слово, у ленивого ....

Есть легко, а работать …

Глаза боятся, руки …

Не запасайся деньгами, а запасайся ...

Мать одна, и Родина тоже ....

Трехлетний мальчик пусть помогает …, трехлетняя девочка пусть помогает …

В единстве- … (сила)

Воспитатель: Подходит к концу наше занятие. Ребята, Ванюк, давайте с вами уточним, о чём же мы сегодня с вами говорили? (ответы детей)

Воспитатель: А закончить наше занятие я хочу чувашской пословицей: «Ыр çын вилсен, ят юлать» - «Добрый человек умирает, но славное его имя остается». Эти слова можно отнести и к славному представителю чувашского народа Г. Н. Волкову.

Приложение

Дидактическая игра «Цветок мудрости»

Пословица о труде

Ĕçчен çынна пĕр сăмах, кахал çынна çĕр сăмах. - У трудолюбивого одно слово, у ленивого сто слов.

Çиесси çăмăл та, ĕçлесси йывăр. - Есть легко, а работать тяжело.

Куç хăрать те, ал тăвать. -  Глаза боятся, руки делают.

О знании

Чи хакли – ăс-пуç. - Самое драгоценное- умная голова.

Ăслă çын – чаплă çын. - Умный человек – славный человек.

Пĕлни çăкăр ыйтмасть. - Знания и умения хлеба не просят.

О здоровье

Пуян пуян мар, сывлăх пуянлăх. - Богатство – не богатство, здоровье – богатство.

О дружбе

Юлташу хăвăнтан лайăх пултăр. Пусть друг будет лучше тебя самого.

Укçапа пуйиччен туспа пуй. - Не запасайся деньгами, а запасайся друзьями.

Пĕрлĕхре – вăй. – В единстве – сила.

О Родине

Юлташран уйрăлăн – пĕр çул йĕрĕн, кил-йышăнтан уйрăлăн – вун çул йĕрĕн, ял-йышăнтан уйрăлăн — ĕмĕр йĕрĕн. - С другом расстанешься – один год будешь плакать, с семьей разлучишься – десять лет будешь плакать, от народа отделишься – весь век будешь плакать.

Анне пĕрре, Тăван çĕр шыв та пĕрре. – Мать одна, и Родина тоже одна.

О семье

Виççĕри ывăл ача ашшĕне пулăштăр, виççĕри хĕр ача амăшне пулăштăр. - Трехлетний мальчик пусть помогает отцу, трехлетняя девочка пусть помогает матери.

Аçу- аннÿне хисепле, хăвнах ырă пулĕ. - Уважай своих родителей, и все будет хорошо.

Аçу-аннÿн çаранне нихçан та ан ман. - Родительские нивы и луга никогда не забывай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по конструированию "Реставрация старинной усадьбы"

Конспект для детей старшей группы по конструированию из строительного материала с использованием схем и рисунков.. знакомство детей с работой реставраторов. Воспитыватьбережное воспитание к памятникам...

конспект занятия "Путешествие в старину" подготовительная группа

Закрепить знания детей о народных традициях, о праздновании Рождества, Крещении; обучать детей элементам театрализованной деятельности; обогащать знаниями о фольклоре, формировать заинтересованное , у...

КОНСПЕКТ НОД «социализация», «здоровье» «Старину мы любим старину мы чтим» в подготовительной группе

Цель. Развитие физических качеств детей, через русские народные подвижные игры ЗадачиНародные игры способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил п...

3 кл конспект .Настрою гусли на старинный лад…. Былины о Садко и Баяне.

3 кл  конспект .Настрою гусли на старинный лад…. Былины о Садко и Баяне....

Конспект НОД «Путешествие в старину» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование духовной культуры дошкольников через организацию экскурсионной деятельности.Задачи:1.     Продолжать знакомить с жилищем русского человека, разъяснить понятие «и...

"Словарик устаревших слов" (ЭОР). Подготовительная группа. Тема занятия "Как говорили в старину". Составитель: Новикова О.А., воспитатель.

В словарике устаревших слов размещены такие термины, которые в настоящее время уже практически не используются либо используются очень редко. Устаревшие слова и выражения - это такие слова, с которыми...

Конспект занятия «Путешествие в старину» В старшей группе

Конспект занятия «Путешествие в старину»....