Конспект занятия «Путешествие в старину» В старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия «Путешествие в старину».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия «Путешествие в старину» В старшей группе | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань
«Центр развития ребенка - детский сад №4 «Веснянка»
Конспект занятия
«Путешествие в старину»
В старшей группе
Подготовила и провела: воспитатель
Коновалова И.А.
Нягань 2018
Цель:
Приобщать детей к социокультурным и духовно-нравственным ценностям. Формировать представление детей о традициях русского народа, быте русской избы.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления о русском быте в старину, о русских традициях.
- расширять и активизировать словарный запас;
- формировать навык совместной деятельности.
Развивающие:
- развивать связную речь;
- развивать воображение, наблюдательность, мыслительную активность, навык общения со сверстниками и педагогом.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, умение слушать рассказы воспитателя;
Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, игровая деятельностью
Предварительная работа:
• Чтение книг;
• Рассматривание иллюстраций;
• Беседа «Как жили люди в старину»;
Материалы: Мини-макет русской избы. Предметно-пространственная развивающая среда детского сада «Русская изба» с предметами быта: сундук, чугунок, ухват, прялка, люлька, тряпичные куклы и др.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте люди добрые, гости дорогие! (поклон) Доброе утро дети! (поклон). А теперь давайте все вместе поздороваемся. (Стоя в кругу).
Доброе утро светлому солнцу,
Доброе утро свету в оконце,
Доброе утро нашем гостям,
Радости, счастья желаем всем вам!
Ребята приглашаю вас пройти и сесть на стульчики. (Дети садятся).
Воспитатель: Ой кто-то плачет (слайд с Кузей).
Воспитатель: Что случилось с тобой Кузя?
Кузя: Я потерялся, не помню где я живу!
Воспитатель: А как же нам найти именно твой дом?
Кузя: В моем доме всегда есть баранки
Воспитатель: Ребята как вы думаете, как называется дом где живет Кузя (Изба), а что еще есть в избе вы хотели бы узнать? Так вот давайте отправимся с вами в путешествие в далекое прошлое и узнаем, что есть в русской избе и найдем дом Кузи.
Воспитатель: Ребята, а что же нам делать? (ответы детей)
Воспитатель: А как помочь найти его дом? (ответы детей)
Воспитатель: Кузя живет в русской избе и для того что бы помочь ему найти его дом, нужно отправиться в путешествие в далекое прошлое на много, много лет назад. А поможет нам в этом волшебный клубочек. Давайте встанем будем произносить волшебные слова, а вы мне помогайте дружно и вместе.
Воспитатель: Скажем вместе слова:
Ты катись, катись клубок,
Со овражка на мосток.
Только сильно не спеши
Путь - дорожку укажи.
(бросает клубок)
Воспитатель: Давайте пойдем за клубочком и узнаем куда он нас привел, а куда привел вы узнаете, отгадав загадку:
Стоит жилище - деревянные бочища,
Внутри печь, да дрова - это русская …. (изба).
Так куда нас привел клубочек?
Дети: В дом, в избушку
Воспитатель: Да, правильно! Только правильно будет называться русская изба. Раньше дома строили из бревен.
(Рассматривание уменьшенной копии русской избы)
Воспитатель: А чтоб лучше понять, куда мы с вами попали, хочу вам рассказать о том, как раньше жили на Руси. Много лет тому назад, люди жили в домах, которые назывались избами. Раньше не было многоэтажных домов, а у каждого человека была изба. Изба - это деревянный дом, срубленный из бревен. В избу вели деревянные ступеньки. Войдя в избу, гости должны были поклониться хозяевам.
А теперь зайдем в избу и увидим:
Зимой нет теплей, а летом нет холодней…(печь).
В каждой избе была печь. С печью связан весь быт, вся жизнь людей. Печь не только обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду себе и животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Также на печи можно было спать, для этого на ней делалась специальная лежанка. В русской избе все крутилось вокруг печки.
Не зря в народе про печку пословицы и поговорки складывали:
- Печь нам, мать родная!
- Добрая та речь, что в избе есть печь.
К тому же русская печь обогревала избу. На печи грелись и приговаривали:
Лежи на печи, да ешь калачи!
Полы в избе были деревянные, на пол стелили половики. Стол изготавливался из дерева, вдоль стола стояли лавки и скамьи. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, ткали, вышивали, плели лапти. Хозяйки держали свои избы в чистоте. Вот так люди и жили раньше!
Воспитатель: На чём сидели хозяева, как вы думаете
Дети: На стульях, табуретках.
Воспитатель: А ещё делали лавки, чтобы больше человек можно было усадить.
Воспитатель: В каждой избе был красный угол, где висела икона.
Воспитатель: Ребята так может это и есть Кузькин дом? (Да)
Воспитатель: А что в доме у Кузьмы должно быть? Он нам говорил, интересно кто его внимательно слушал? (Баранки)
Воспитатель: Ребята, а клубок нас завет дальше в путешествие. Давайте скажем волшебные слова.
(Дети вместе с воспитателем проходят в мини-музей русской избы)
Воспитатель: Я вас в светлую горенку приглашаю. Милости прошу в избу (Поклон). Ребята, а что я сейчас сделала? (Поклонилась, поздоровалась).
Воспитатель: А как вы думаете зачем я это сделала? Оказывается в старину было принято здороваться поклоном. Низкий поклон вам люди добрые. Ребята, как вы думаете зачем люди при встрече кланялись низко. (При любом поклоне рука прижималась к сердцу, это означало чистоту намерений и сердечность, благодарность). Давайте мы с вами тоже поздороваемся, как раньше в старину здоровались.
Воспитатель: Ребята мы с вами рассмотрели макет русской избы, а сейчас я предлагаю вам отгадать загадки, а отгадки здесь уже есть они вам помогут:
1. Выпускает жар и пар
Древний чайник - самовар.
2. Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголек,
Кашу варит (чугунок).
3. Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят…. (лапти).
Воспитатель: А вот это ухват, посмотрите, как он обхватил чугунок. Поставим чугунок в печь, сварим кашу для Кузи, но смотрите, осталось мало дров!
Физкультминутка
За дровами в лес пойдем, (Дети шагают, пилят (показывают руками, рубят топором дрова)
И пилу с собой возьмём
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно
Чтоб дрова полезли в печку, их разрубим на дощечки.
Воспитатель: Ребята, а может это Кузин дом?
Дети: Да вот они баранки.
Воспитатель: И правда это баранки, про которые говорил Кузя, молодцы ребята! Мы с вами нашли Кузин дом, а как же нам дорогу ему к дому показать?
Ответы детей
Воспитатель: А я предлагаю вернуться в детский сад, и передать Кузе клубочек.
Кузя: Ну, что нашли мой дом? (Да)
Кузя: А как же мне туда попасть?
Воспитатель: Мы тебе Кузя оставим клубок, а сами пойдем в группу.
Дети: До свидания Кузя!
Кузя: До свидания!
Раз, два, три - в нашу группу попади.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, кто сегодня у нас попал в беду? Что же нового вы узнали? Вспомните для чего люди, когда здоровались делали поклон? Давайте вспомним, где мы с вами побывали. Что вам понравилось больше всего?
(Размышления детей)
Расскажите, родителям, где мы сегодня побывали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия-путешествия по ФЭМП в старшей группе: «Число 6. Цифра 6.»
Конспект занятия-путешествия по ФЭМП в старшей группе: «Число 6. Цифра 6.»Тема: знакомство с цифрой «6» с помощью счета от 1 до 6 на слух.Цель: формирование умения сосчитать предметы на слух; развитие...
Конспект занятия "Путешествие в зимний лес" (старшая группа)
Образовательная деятельность по ОБЖ - правила поведения в зимнем лесу, с использованием элементов графических упражнений....
Конспект занятия «Путешествие на планету математики» (старшая группа)
Конспект занятия «Путешествие на планету математики» (старшая группа)ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛАНЕТУ МАТЕМАТИКИ.Старшая группаЦель:• закреплять количественный, порядковый и обратный счет;&bull...
Конспект занятия "Путешествие по России" в старшей группе д/с
Цель:Развивать у детей чуввство патриотизма и любовь к РодинеЗадачи: Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве,в котором они живут, воспитывать любовь к Родине.Ф...
Конспект занятия «Путешествие в «Союзмультфильм» в старшей группе
Данный конспект предназначен для детей старшеей группы....
Конспект занятия "Путешествие в страну Вежливости" старшая группа
Цель: способствовать нравственному развитию личности детей....
Конспект занятие "Путешествие по Самаре" в старшей группе
Цель: Формирование у детей патриотических чувств через изучения достопримечательностей родного города и его истории. Задачи: Закрепить знания детей о родном городе Самаре и его достопримечательност...