Конспект занятия «Путешествие в старину» В старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Савельева Ирина Александровна

Конспект занятия «Путешествие в старину».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань

«Центр развития ребенка - детский сад №4 «Веснянка»

Конспект занятия

«Путешествие в старину»

В старшей группе

Подготовила и провела: воспитатель

Коновалова И.А.

Нягань 2018

Цель:

Приобщать детей к социокультурным и духовно-нравственным ценностям. Формировать представление детей о традициях русского народа, быте русской избы.

Задачи:

Образовательные:

- формировать представления о русском быте в старину, о русских традициях.

- расширять и активизировать словарный запас;

- формировать навык совместной деятельности.

Развивающие:

- развивать связную речь;

- развивать воображение, наблюдательность, мыслительную активность, навык общения со сверстниками и педагогом.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательность, умение слушать рассказы воспитателя;

Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, игровая деятельностью

Предварительная работа:

• Чтение книг;

• Рассматривание иллюстраций;

• Беседа «Как жили люди в старину»;

Материалы: Мини-макет русской избы. Предметно-пространственная развивающая среда детского сада «Русская изба» с предметами быта: сундук, чугунок, ухват, прялка, люлька, тряпичные куклы и др.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте люди добрые, гости дорогие! (поклон) Доброе утро дети! (поклон). А теперь давайте все вместе поздороваемся. (Стоя в кругу).

Доброе утро светлому солнцу,

Доброе утро свету в оконце,

Доброе утро нашем гостям,

Радости, счастья желаем всем вам!

Ребята приглашаю вас пройти и сесть на стульчики. (Дети садятся).

Воспитатель: Ой кто-то плачет (слайд с Кузей).

Воспитатель: Что случилось с тобой Кузя?

Кузя: Я потерялся, не помню где я живу!

Воспитатель: А как же нам найти именно твой дом?

Кузя: В моем доме всегда есть баранки

Воспитатель: Ребята как вы думаете, как называется дом где живет Кузя (Изба), а что еще есть в избе вы хотели бы узнать? Так вот давайте отправимся с вами в путешествие в далекое прошлое и узнаем, что есть в русской избе и найдем дом Кузи.

Воспитатель: Ребята, а что же нам делать? (ответы детей)

Воспитатель: А как помочь найти его дом? (ответы детей)

Воспитатель: Кузя живет в русской избе и для того что бы помочь ему найти его дом, нужно отправиться в путешествие в далекое прошлое на много, много лет назад. А поможет нам в этом волшебный клубочек. Давайте встанем будем произносить волшебные слова, а вы мне помогайте дружно и вместе.

Воспитатель: Скажем вместе слова:

Ты катись, катись клубок,

Со овражка на мосток.

Только сильно не спеши

Путь - дорожку укажи.

(бросает клубок)

Воспитатель: Давайте пойдем за клубочком и узнаем куда он нас привел, а куда привел вы узнаете, отгадав загадку:

Стоит жилище - деревянные бочища,

Внутри печь, да дрова - это русская …. (изба).

Так куда нас привел клубочек?

Дети: В дом, в избушку

Воспитатель: Да, правильно! Только правильно будет называться русская изба. Раньше дома строили из бревен.

(Рассматривание уменьшенной копии русской  избы)

Воспитатель: А чтоб лучше понять, куда мы с вами попали, хочу вам рассказать о том, как раньше жили на Руси. Много лет тому назад, люди жили в домах, которые назывались избами. Раньше не было многоэтажных домов, а у каждого человека была изба. Изба - это деревянный дом, срубленный из бревен. В избу вели деревянные ступеньки. Войдя в избу, гости должны были поклониться хозяевам.

А теперь зайдем в избу и увидим:

Зимой нет теплей, а летом нет холодней…(печь).

В каждой избе была печь. С печью связан весь быт, вся жизнь людей. Печь не только обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду себе и животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Также на печи можно было спать, для этого на ней делалась специальная лежанка. В русской избе все крутилось вокруг печки.

Не зря в народе про печку пословицы и поговорки складывали:

  1. Печь нам, мать родная!
  2. Добрая та речь, что в избе есть печь.

К тому же русская печь обогревала избу. На печи грелись и приговаривали:

Лежи на печи, да ешь калачи!

Полы в избе были деревянные, на пол стелили половики. Стол изготавливался из дерева, вдоль стола стояли лавки и скамьи. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, ткали, вышивали, плели лапти. Хозяйки держали свои избы в чистоте. Вот так люди и жили раньше!

Воспитатель: На чём сидели хозяева, как вы думаете

Дети: На стульях, табуретках.

Воспитатель: А ещё делали лавки, чтобы больше человек можно было усадить.

Воспитатель: В каждой избе был красный угол, где висела икона.

Воспитатель: Ребята так может это и есть Кузькин дом? (Да)

Воспитатель: А что в доме у Кузьмы должно быть? Он нам говорил, интересно кто его внимательно слушал? (Баранки)

Воспитатель: Ребята, а клубок нас завет дальше в путешествие. Давайте скажем волшебные слова.

(Дети вместе с воспитателем проходят в мини-музей русской избы)

Воспитатель: Я вас в светлую горенку приглашаю. Милости прошу в избу (Поклон). Ребята, а что я сейчас сделала? (Поклонилась, поздоровалась).

Воспитатель: А как вы думаете зачем я это сделала? Оказывается в старину было принято здороваться поклоном. Низкий поклон вам люди добрые. Ребята, как вы думаете зачем люди при встрече кланялись низко. (При любом поклоне рука прижималась к сердцу, это означало чистоту намерений и сердечность, благодарность). Давайте мы с вами тоже поздороваемся, как раньше в старину здоровались.

Воспитатель: Ребята мы с вами рассмотрели макет русской избы, а сейчас я предлагаю вам отгадать загадки, а отгадки здесь уже есть они вам помогут:

1. Выпускает жар и пар

Древний чайник - самовар. 

2. Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголек,

Кашу варит (чугунок).

3. Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят…. (лапти).

Воспитатель: А вот это ухват, посмотрите, как он обхватил чугунок. Поставим чугунок в печь, сварим кашу для Кузи, но смотрите, осталось мало дров!

Физкультминутка

За дровами в лес пойдем, (Дети шагают, пилят (показывают руками, рубят топором дрова)

И пилу с собой возьмём

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно

Чтоб дрова полезли в печку, их разрубим на дощечки.

Воспитатель: Ребята, а может это Кузин дом?

Дети: Да вот они баранки.

Воспитатель: И правда это баранки, про которые говорил Кузя, молодцы ребята! Мы с вами нашли Кузин дом, а как же нам дорогу ему к дому показать?

Ответы детей

Воспитатель: А я предлагаю вернуться в детский сад, и передать Кузе клубочек.

Кузя: Ну, что нашли мой дом? (Да)

Кузя: А как же мне туда попасть?

Воспитатель: Мы тебе Кузя оставим клубок, а сами пойдем в группу.

Дети: До свидания Кузя!

Кузя: До свидания!

Раз, два, три - в нашу группу попади.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, кто сегодня у нас попал в беду? Что же нового вы узнали? Вспомните для чего люди, когда здоровались делали поклон? Давайте вспомним, где мы с вами побывали. Что вам понравилось больше всего?

(Размышления детей)

Расскажите, родителям, где мы сегодня побывали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия-путешествия по ФЭМП в старшей группе: «Число 6. Цифра 6.»

Конспект занятия-путешествия по ФЭМП в старшей группе: «Число 6. Цифра 6.»Тема: знакомство с цифрой «6» с помощью счета от 1 до 6 на слух.Цель: формирование умения сосчитать предметы на слух; развитие...

Конспект занятия "Путешествие в зимний лес" (старшая группа)

Образовательная деятельность по ОБЖ - правила поведения в зимнем лесу, с использованием элементов графических упражнений....

Конспект занятия «Путешествие на планету математики» (старшая группа)

Конспект занятия «Путешествие на планету математики» (старшая группа)ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛАНЕТУ МАТЕМАТИКИ.Старшая группаЦель:• закреплять количественный, порядковый и обратный счет;&bull...

Конспект занятия "Путешествие по России" в старшей группе д/с

Цель:Развивать у детей чуввство патриотизма и любовь к РодинеЗадачи: Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве,в котором они живут, воспитывать любовь к Родине.Ф...

Конспект занятия «Путешествие в «Союзмультфильм» в старшей группе

Данный конспект предназначен для детей старшеей группы....

Конспект занятия "Путешествие в страну Вежливости" старшая группа

Цель: способствовать нравственному развитию личности детей....

Конспект занятие "Путешествие по Самаре" в старшей группе

Цель: Формирование у детей патриотических чувств через изучения достопримечательностей родного города и его истории. Задачи: Закрепить знания детей о родном городе Самаре и его достопримечательност...